Судебный акт
Установка светофоров и ограждений на пешеходных переходах
Документ от 21.12.2021, опубликован на сайте 28.12.2021 под номером 97386, 2-я гражданская, об обязании осуществить установку светофора Т.7 и ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на нерегулированном пешеходном переходе в районе МБОУ Средняя школа № 5 им. С.И. Кирова, административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом

     У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2021-008907-36

Судья Высоцкая А.В.                                                                    Дело № 33а-4849/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      21 декабря 2021 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 2 сентября 2021 года по делу №2а-3112/2021, по которому постановлено:

требования административного иска прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска об обязании осуществить установку светофорных объектов и ограничивающие пешеходные ограждения удовлетворить.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность в срок до 30.12.2021 осуществить:

- установку светофора Т.7 над нерегулируемым пешеходным переходом и ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на нерегулируемом пешеходном переходе на протяжении не менее 50 м в каждую сторону в районе МБОУ «Средняя школа №5 имени С.И. Кирова» между домами №11 и 14 по ул.Академика Сахарова в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019;

- установку светофора Т.7 над нерегулируемым пешеходным переходом и ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на нерегулируемом пешеходном переходе на протяжении не менее 50 м в каждую сторону в районе МБОУ «Средняя школа №73 имени П.С. Дейнекина» между домами №10 и 19 по бульвару Львовский в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019;

- установку ограничивающего пешеходного ограждения перильного типа на нерегулируемом пешеходном переходе на протяжении не менее 50 м в каждую сторону в районе МБОУ «Средняя школа №42» между домами №7 и 12 по ул.Тельмана в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., представителя МБОУ «Средняя школа №5 имени С.И. Кирова» Ульянова В.В., не согласившихся с апелляционной жалобой, полагавших решение суда правильным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Заволжского района города Ульяновска обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска об обязании осуществить установку светофорных объектов и ограничивающих пешеходных ограждений.

Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска проверкой в части соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в действиях администрации города Ульяновска выявлены нарушения законодательства об обеспечении безопасности несовершеннолетних на пути следования к образовательным учреждениям, а именно: ст.34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.7.3.8, п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Росстандарта от 20.12.2019 №1425-ст.

Проверкой, проведенной прокуратурой района с привлечением специалистов ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, установлено, что в районах МБОУ «Средняя школа №5 имени С.И. Кирова», МБОУ «Средняя школа №73 имени П.С. Дейнекина» отсутствуют светофоры Т.7, ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на нерегулируемом пешеходном переходе, в районе МБОУ «Средняя школа № 42» отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на нерегулируемом пешеходном переходе.

Ранее прокуратурой района Главе города Ульяновска Панчину С.С. было внесено представление об устранении вышеназванных нарушений закона. Согласно ответу административный ответчик с данными нарушениями согласен, однако до настоящего времени меры к их устранению не приняты.

Несоблюдение указанных требований законодательства о безопасности дорожного движения нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, и создает условия для причинения вреда их жизни и здоровью.

Прокурор просил обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» осуществить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019:

установку светофора Т.7 над нерегулируемым пешеходным переходом и ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на нерегулируемом пешеходном переходе на протяжении не менее 50 м в каждую сторону в районе МБОУ «Средняя школа № 5 имени С.И. Кирова» между домами №11 и №14 по ул.Академика Сахарова;

установку светофора Т.7 над нерегулируемым пешеходным переходом и ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на нерегулируемом пешеходном переходе на протяжении не менее 50 м в каждую сторону в районе МБОУ «Средняя школа №73 имени П.С. Дейнекина» между домами №10 и №19 по бульвару Львовский;

установку ограничивающего пешеходного ограждения перильного типа на нерегулируемом пешеходном переходе на протяжении не менее 50 м в каждую сторону в районе МБОУ «Средняя школа №42» между домами №7 и №12 по ул.Тельмана.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска; УГИБДД УМВД России по Ульяновской области, МБОУ «Средняя школа №5 имени С.И. Кирова», МБОУ «Средняя школа №73 имени П.С. Дейнекина», МБОУ «Средняя школа №42». 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Указывает, что судом не принято во внимание решение Ленинского районного суда г.Ульяновска, вступившее в законную силу 20.12.2016, по делу №2а-4247/2016, которым на администрацию города Ульяновска возложена обязанность установки на нерегулируемых наземных пешеходных переходах, расположенных на улицах, проходящих вдоль детских учреждений МБОУ «Средняя школа №5 имени С.И. Кирова», МБОУ «Средняя школа №42» удерживающих пешеходных ограждений (перил).

25.01.2017 на основании данного решения в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство №2707/17/73017-ИП, требования исполнительного документа администрацией исполнены частично.

Также указывает, что в 2021 году будут установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на нерегулируемом пешеходном переходе в районе МБОУ «Средняя школа №42» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 в рамках муниципального контракта от 30.12.2020 №147, заключенного между ООО «Стройцентр» и Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска.

В настоящее время денежные средства для проведения работ по установке светофора Т.7 и ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа на нерегулируемом пешеходном переходе в районе МБОУ «Средняя школа №5 имени С.И. Кирова», МБОУ «Средняя школа №73 имени П.С. Дейнекина» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 в бюджете муниципального образования «город Ульяновск» на 2021 год по смете расходов Управления не предусмотрены.

Вопрос финансирования проведения вышеуказанных работ будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета муниципального образования «город Ульяновск» при условии дополнительного финансирования данной статьи расходов на 2022-2023 годы.

В заседание суда апелляционной инстанции кроме представителя административного истца - прокурора Федечко Ф.И. и представителя МБОУ «Средняя школа №5 имени С.И.Кирова» Ульянова В.В., другие лица не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

До начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу от прокурора Заволжского района г.Ульяновска поступило заявление об отказе от части исковых требований, а именно: по требованиям прокурора Заволжского района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о возложении обязанности в срок до 30.12.2021 осуществить установку ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа на нерегулируемом пешеходном переходе на протяжении не менее 50 м в каждую сторону в районе МБОУ «Средняя школа №5 имени С.И. Кирова» между домами №11 и №14 по ул.Академика Сахарова и на нерегулируемом пешеходном переходе на протяжении не менее 50 м в каждую сторону в районе МБОУ «Средняя школа №42» между домами №7 и №12 по ул.Тельмана.

Изучив материалы настоящего административного дела, административного дела №2а-4247/2016 по административному иску прокурора Заволжского района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Ульяновск» об обязании произвести установку пешеходных ограждений на ул.Шоферов, ул.Ак. Сахарова, ул.Тельмана, бульваре Новосондецком, проспекте Созидателей в Заволжском районе г.Ульяновска, исполнительного производства №2707/17/73017-ИП от 25.01.2017, возбужденного на основании решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 06.10.2016, принятого по делу №2а-4247/2016, обсудив доводы апелляционной жалобы, заявление прокурора Заволжского района г.Ульяновска об отказе от части исковых требований, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.46, ч.1 ст.304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично, подав в суд заявление в письменной форме.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска определяются по правилам, установленным ст.157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (ч.2 ст.304 КАС РФ).

Принимая во внимание, что отказ прокурора Заволжского района г.Ульяновска от части исковых требований заявлен в письменной форме, является добровольным, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия отказа от иска заявителю понятны, судебная коллегия считает возможным принять отказ административного истца от иска в части.

При этом судебная коллегия принимает во внимание, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 06.10.2016 по делу №2а-4247/2016 уже удовлетворены требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска к администрации города Ульяновска об установке пешеходных ограждений по ул.Академика Сахарова и по ул.Тельмана, в том числе на пешеходных переходах напротив МБОУ «Средняя школа №5 имени С.И. Кирова» и МБОУ «Средняя школа №42», и данное решение суда находится на исполнении.

Принятие судом отказа от административного иска служит основанием для отмены принятого по делу решения об удовлетворении требований прокурора Заволжского района г.Ульяновска в части возложения на администрацию города Ульяновска обязанности в срок до 30.12.2021 осуществить установку ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа на нерегулируемом пешеходном переходе на протяжении не менее 50 м в каждую сторону в районе МБОУ «Средняя школа №5 имени С.И. Кирова» между домами №11 и 14 по ул.Академика Сахарова и на нерегулируемом пешеходном переходе на протяжении не менее 50 м в каждую сторону в районе МБОУ «Средняя школа №42» между домами №7 и 12 по ул.Тельмана и прекращения производства по делу в данной части.

Относительно остальных требований административного истца о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности по установке светофора Т.7 над нерегулируемым пешеходным переходом в районе МБОУ «Средняя школа №5 имени С.И. Кирова» между домами №11 и 14 по ул.Академика Сахарова в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019; установке светофора Т.7 над нерегулируемым пешеходным переходом и ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа на нерегулируемом пешеходном переходе на протяжении не менее 50 м в каждую сторону в районе МБОУ «Средняя школа №73 имени П.С. Дейнекина» между домами №10 и 19 по бульвару Львовский в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 судебная коллегия приходит к выводу об их обоснованности.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения: программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 №257-ФЗ к элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения.

Этой же статьей определено, что дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом содержание автомобильных дорог включает в себя комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 13 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления, в частности, отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно п. 5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Росстандарта от 20.12.2019 №1425-ст, светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений.

Согласно п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 на нерегулируемых наземных пешеходных переходах, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений устанавливаются ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа.

Как установлено судом, в нарушение названных нормативных требований в районе МБОУ «Средняя школа №5 имени С.И. Кирова» и МБОУ «Средняя школа № 73 имени П.С. Дейнекина» отсутствуют светофоры Т.7 для обозначения пешеходных переходов, а также ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа.

Согласно ст.1 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 №119 администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск», наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.

В соответствии с п.5 ст.3 Устава к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подп.3 п.6 ст.38 Устава к полномочиям администрации города Ульяновска по решению вопросов местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности по установке светофоров и ограничивающих перильных ограждений напротив образовательных учреждений МБОУ «Средняя школа №5 имени С.И. Кирова» и МБОУ «Средняя школа № 73 имени П.С. Дейнекина».

Доводы администрации в апелляционной жалобе об отсутствии финансирования на указанные цели, не может служить основанием к отмене решения суда в остальной части, поскольку названное обстоятельство не освобождает административного ответчика, являющегося исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск» от исполнения возложенной на него законом обязанности.

На основании изложенного, в связи с принятием судебной коллегией отказа прокурора Заволжского района г.Ульяновска от административного иска в части требований к администрации города Ульяновска о возложении обязанности в срок до 30.12.2021 осуществить установку ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа на нерегулируемом пешеходном переходе на протяжении не менее 50 м в каждую сторону в районе МБОУ «Средняя школа №5 имени С.И. Кирова» между домами №11 и №14 по ул.Академика Сахарова и на нерегулируемом пешеходном переходе на протяжении не менее 50 м в каждую сторону в районе МБОУ «Средняя школа №42» между домами №7 и №12 по ул.Тельмана, решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 02.09.2021 об удовлетворении административного иска в данной части подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.

В остальной части решение суда соответствует положениям действующего законодательства, и оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

прекратить производство по делу по административному иску прокурора Заволжского района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о возложении обязанности в срок до 30.12.2021 осуществить установку ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа на нерегулируемом пешеходном переходе на протяжении не менее 50 м в каждую сторону в районе МБОУ «Средняя школа №5 имени С.И. Кирова» между домами №11 и 14 по ул.Академика Сахарова и на нерегулируемом пешеходном переходе на протяжении не менее 50 м в каждую сторону в районе МБОУ «Средняя школа №42» между домами №7 и 12 по ул.Тельмана.

В остальной части решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 2 сентября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.12.2021.