Судебный акт
О признании безработным
Документ от 11.01.2022, опубликован на сайте 25.01.2022 под номером 97633, 2-я гражданская, о признании безработным, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Связанные судебные акты:

О признании безработным

Документ от 26.07.2022, опубликован на сайте 04.08.2022 под номером 100891, 2-я гражданская, о признании безработным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2021-007940-89

Судья Алексеева Е.В.                                                   Дело № 33- 36\2022 (33-5010/2021)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 11 января 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-4359/2021 по апелляционной жалобе Областного государственного казенного учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 9 сентября 2021 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора  Ленинского  района г. Ульяновска  в интересах Карпунина Владимира Борисовича   – удовлетворить.

Возложить на  Областное  государственное  казенное  учреждение  «Кадровый центр Ульяновской области» обязанность признать Карпунина Владимира Борисовича, ***.1963  года рождения безработным  с 9 марта 2021 года и назначить ему пособие по  безработице с 9 марта 2021 года в соответствии с  Законом РФ  от 19.04.1991 года №1032-I «О занятости населения РФ». 

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя Областного государственного казенного учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» Орловой В.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Карпунина В.Б., полагавшего решение суда законным и обоснованным,    судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Капунина В.Б. к Областному государственному казенному учреждению «Кадровый центр Ульяновской области» (далее-ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области») о признании безработным и выплате  пособия  по безработице.

Требования мотивированы тем, что  09.03.2021 Карпунин В.Б  обратился в филиал ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» с заявлением о признании его безработным и назначении  ему пособия по безработице.   Приказом от 19.03.2021  №078Д833/2106  Карпунину  В.Б. было отказано в признании его безработным и выплате пособия на том основании, что он является председателем  Ульяновской областной общественной организации общероссийской творческой  профессиональной  общественной организации «Союз архитекторов России».   Вместе с тем, трудовой договор с Карпуниным  В.Б. не заключался,  заработная плата им не получается,  запись о приеме истца на работу не вносилась.     

Прокурор просил обязать ответчика признать Карпунина В.Б.  безработным с 19.03.2021  и  выплатить ему пособие по безработице с 19.03.2021.

Судом к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена УООООТПОО «Союз архитекторов России».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ОГКУ «Кадровый        центр Ульяновской области» не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным.

Указывает, что Карпунину В.Б. было отказано в признании его безработным, поскольку согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц он является руководителем юридического лица - УООООТПОО «Союз архитекторов России» с 09.06.2020. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что некоммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, является в отношении гражданина работодателем и гражданин соответственно относится к занятым гражданам и не может быть признан безработным. Считает, что вывод суда о том, что руководители общественных  и некоммерческих организаций, безвозмездно выполняющие трудовые функции организаций, являются неработающими гражданами, не соответствует нормам трудового законодательства, которые не предусматривают выполнение работы на общественных началах. Указывает, что  ст.17.1 Федерального закона от 11.08.2005 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» устанавливает правовой статус волонтера, однако к данной категории Карпунин В.Б. не относится. Ссылаясь на ст.24 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 №875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» полагает, что деятельность Карпунина В.Б. не относится и к общественным работам.

В возражениях на апелляционную жалобу Карпунин В.Б. считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции.

Как следует из материалов дела, на общем собрании Ульяновской областной общественной организации Союза архитекторов России 19 марта 2020 года  Карпунин В.Б. был избран на должность председателя указанной организации (л.д.57-58).

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 30 июня 2021 года – Ульяновская областная общественная организация общероссийской творческой  профессиональной общественной организации «Союз архитекторов России» является юридическим лицом, адрес юридического лица – г.Ульяновск, ул. К.Маркса, 15, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица является Карпунин В.Б. – председатель данной организации (л.д.81-90).

9 марта 2021 года Карпунин В.Б. обратился с заявлением о содействии в поиске работы на портале «Работа в России» в филиал ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» в Ленинском районе г. Ульяновска о признании его безработным и назначении пособия по безработице.

Агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области ОГКУ КЦ Ульяновской области филиала ОГКУ КЦ Ульяновской области в Ленинском районе г.Ульяновска уведомлением №840 от 19 марта 2021 года Карпунин В.Б. был извещен об отказе в признании его безработным с 19 марта 2021 года в связи с тем, что является руководителем организации (л.д.9).

Полагая права Карпунина В.Б. нарушенными, прокурор в его интересах обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец являясь председателем Ульяновской областной общественной организации общероссийской творческой профессиональной общественной организации «Союз архитекторов России», не получает заработную плату, трудовой договор с ним не заключался, занимает указанную должность на общественных началах, безвозмездно, следовательно соответствует критериям, предъявляемым к лицам, которые могут быть признаны безработными.

С данным выводом судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.

Из Устава общероссийской творческой профессиональной общественной организации «Союз архитекторов России», утвержденного III Съездом Союза архитекторов РФ 27 марта 1992 с последующими изменениями следует, что председатель регионального местного отделения Союза является единоличным исполнительным органом регионального \местного отделения, а в случае регистрации регионального \местного отделения в качестве юридического лица –единоличным исполнительным органом юридического лица. Избирается общим собранием (конференцией) из числа членов союза, состоящих на учете в региональном \местном  отделении  на срок четыре года. Подписывает распорядительные документы, имеет право первой подписи на финансовых документах, заключает сделки, выдает доверенности, совершает иные юридические действия, открывает расчетные и иные счета отделения в банковских учреждениях;  в региональных \ местных отделениях, являющихся юридическими лицами, осуществляет прием на работу и увольнение работников штатного аппарата, определяет размер и порядок оплаты их труда, утверждает штатное расписание и должностные инструкции работников штатного аппарата; отчитывается перед общим собранием (конференцией) о деятельности регионального \ местного отделения; осуществляет иные функции, не входящие в компетенцию других органов управления регионального \местного отделения (раздел 7.4) (л.д.22-36).

Как определено пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане:  работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели); занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации; обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости); временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности; являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 2 этого же закона Российской Федерации).

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Главой III Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (пункт 2 статьи 28 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года № 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан (действующие на момент обращения с заявлением).

В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (абзац первый пункта 7 Правил регистрации безработных граждан).

Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц (пункт 10 Правил регистрации безработных граждан).

Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения (пункт 11 Правил регистрации безработных граждан).

В силу статьи 17 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают на основании трудового договора, в результате избрания на должность, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции, в данном случае - обеспечение выполнения решений, как общего собрания, так и правления потребительского кооператива.

В соответствии со ст. 273 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Положения настоящей главы распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда: руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества; управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

В соответствии со статьей 274 Трудового кодекса Российской Федерации права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Истец не  заключал трудовой договор и осуществляет участие в управлении общественной организации на безвозмездной основе на общественных началах.

Таким образом, Карпунин  В.Б., обращаясь 9 марта 2021 года с заявлением в филиал ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» в Ленинском районе г. Ульяновска о признании его безработным и назначении пособия по безработице, являлся единоличным исполнительным органом Ульяновской областной общественной организации общероссийской творческой профессиональной общественной организации «Союз архитекторов России» и осуществлял текущее руководство данной организацией, то есть выполнял определенные трудовые функции, в силу положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» считается занятым гражданином. Указанные обстоятельства в силу положений статей 2 и 3 Закона №1032-1 свидетельствуют об отсутствии оснований для признания его безработным.

Общественные организации (объединения) обладают специальной правоспособностью, законодательно закреплено право граждан добровольно участвовать в деятельности общественных организаций (объединений) для достижения общественно-полезных целей.

Таким образом, с момента избрания на должность председателя общественной организации и внесении об этом записи в ЕГРЮЛ, правоотношения между этой организацией и Карпуниным В.Б. возникли, при этом независимо от того, оформлены с ним трудовые отношения или свои обязанности он выполняет без заключения такого договора на безвозмездной основе, он осуществляет текущее руководство общественной организацией в пределах компетенции единоличного исполнительного органа. Принятие добровольно истцом, как избранным председателем общественной  организации решения не оформлять трудовые отношения и осуществлять обязанности исполнительного органа общественной организации на безвозмездной основе, не отменяет того факта, что в соответствии со статьями 1 и 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», он относится к категории занятых граждан и соответственно основания для признания его безработным с учетом положений статьи 3 указанного закона отсутствуют.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене, поскольку сделанные судом выводы не соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 2, 3 Федерального закона № 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в РФ», статьям 17, 273, 274  Трудового кодекса РФ, Правил регистрации безработных) и обстоятельствам данного гражданского дела, по делу надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора  Ленинского  района г. Ульяновска  в интересах Карпунина В.Б. о возложении на  Областное  государственное  казенное  учреждение  «Кадровый центр Ульяновской области» обязанности признать Карпунина В.Б.,  безработным  с 9 марта 2021 года и назначении ему пособия по  безработице с указанной даты.  

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 9 сентября 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора  Ленинского  района г. Ульяновска  в интересах Карпунина Владимира Борисовича о возложении на  Областное  государственное  казенное  учреждение  «Кадровый центр Ульяновской области»   обязанности признать Карпунина  Владимира Борисовича  безработным  с 9 марта 2021 года и назначении ему пособия по  безработице с 9 марта 2021 года  отказать.   

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 января 2022 года.