Судебный акт
Запрет деятельности по организации и проведению азартных игр
Документ от 12.02.2008, опубликован на сайте 05.03.2008 под номером 9855, 2-я гражданская, о прекращении деятельности по орган.и провед.азартных игр в обособл.подразд.-игровом зале"РИО", Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

                      УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело-33-***-2008 г.                                                            Судья Чапайкина Е.П.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

12 февраля 2008 г.                                                                     г.Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пищугиной Л.И.,

судей     Лисовой Л.С. и Шлейкиной О.В.,

с участием прокурора Фазылзяновой А.М.

рассмотрела дело по кассационной жалобе ООО «***» на решение Димитровградского городского суда г. Ульяновска от 21 декабря 2007 года, по которому суд постановил:

Исковые требования прокурора г.Димитровграда, заявленные в защиту государственных интересов Российской Федерации, интересов Ульяновской области и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «***» прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр в обособленном подразделении - игровом зале «***», расположенном по адресу: ***

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «***» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб.

 

Заслушав доклад судьи Лисовой Л.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор г. Димитровграда обратился в суд в защиту государственных интересов Российской Федерации, Ульяновской области и неопределенного круга лиц к ООО «***» о прекращении деятельности по организации и проведению азартных игр в обособленном подразделении - игровом зале «***», указав, что основным видом деятельности обособленного подразделения указанного юридического лица является деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов и иного игорного оборудования, то есть эксплуатация залов игровых автоматов.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», имеющие соответствующие лицензии игорные заведения, при условии их соответствия требованиям, установленным ч.6 ст.6, ч.ч.1, 3-5 ст. 8, ч.ч.2 и 3 ст. 15 указанного ФЗ, ч.2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 г. без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные ч.2 ст. 15 настоящего ФЗ, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.

Частью 8 статьи 16 ФЗ сохранено действие ограничений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и пари, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Указанные ограничения установлены Законом Ульяновской области от 09.03.2006 г. № 18-30 «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Ульяновской области».

В соответствии с ч. 1 ст.4 Закона Ульяновской области объекты игорного бизнеса не могут быть размещены:

-        в помещениях медицинских учреждений, а также организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность (п.3);

- в организациях и учреждениях, осуществляющих деятельность в области
культуры (библиотеках, музеях и выставочных галереях, театрах, кинотеатрах,
концертных организациях, дворцах (домах) культуры, клубах, парках культуры и отдыха,

домах творчества, цирках, спортивных залах, стадионах, бассейнах, дворцах спорта) (п.4);

-  в помещениях образовательных учреждений (п.5);

-  на расстоянии ближе 500 метров от учреждений и организаций, указанных в пунктах 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 Закона.

Обособленное подразделение ООО «***» в нарушение вышеперечисленных норм законодательства Ульяновской области осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов по адресу*** Указанное помещение расположено ближе 500 метров от детского сада комбинированного вида *** по *** в г.Димитровграде - расстояние 170 метров, а также ближе 500 метров от МДОУ «***» по *** в г.Димитровграде - расстояние 293 метра.

Согласно части 6 статьи 16 Федерального закона, деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 01 июля 2007 года, что ООО «***» в отношении обособленного подразделения не сделано.

Таким образом, деятельность данного обособленного подразделения осуществляется с нарушением федерального законодательства и законодательства Ульяновской области и должна быть прекращена.

 

Рассмотрев спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В кассационной жалобе  ООО «***» просит решение суда отменить.

В обоснование жалобы указано, что суд неверно применил нормы материального права. По мнению кассатора, ст. 4 Закона Ульяновской области от 09 марта 2006 года «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Ульяновской области» не подлежит применению, поскольку противоречит нормам Федерального Закона № 244 - ФЗ от 29 декабря 2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В статье 7 Закона Ульяновской области от 09 марта 2006 года «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Ульяновской области» была заложена норма о том, что после принятия соответствующего федерального закона настоящий Закон подлежит приведению в соответствие с федеральным законом в течение трех месяцев. Федеральный закон № 244 -ФЗ был принят 29 декабря 2006 года, то есть позже принятия регионального закона.

Законодательное собрание Ульяновской области с момента вступления в силу ФЗ № 244 не привело региональный закон «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Ульяновской области» в соответствие с Федеральным законом в течение 3-х месяцев.

Поэтому до приведения в соответствие с федеральным законодательством закона субъекта Российской Федерации, которым на территории региона установлены ограничения в размещении объектов игорного бизнеса, он применяется в части, не противоречащей Федеральному закону. Запрета на размещение объектов игорного бизнеса на расстоянии ближе 500 метров от образовательных учреждений Федеральный Закон № 244 - ФЗ от 29 декабря 2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не содержит.

Следовательно, требования прокурора г. Димитровграда о прекращении ООО «***» деятельности по организации и проведению азартных игр в обособленном подразделении, расположенном по адресу: *** являются необоснованными.

Исходя из буквального смысла ч. 6 ст. 16 Федерального Закона № 244 - ФЗ от 29.12.2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», с 01 июля 2007 года должна быть прекращена деятельность игорных заведений, не соответствующих требованиям частей 1 и 2 ст. 16 указанного Закона. В перечне оснований, по которым деятельность игорного заведения должна быть прекращена с 01 июля 2007 года, нет никаких отсылочных норм к законам субъектов Российской Федерации.

Поскольку перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит, то требования, установленные Законом Ульяновской области № 18 - 30 от 09.03.2006 года, не могут служить основанием для прекращения деятельности игорного заведения с 01 июля 2007 года.

Более того, ч. 1 ст. 16 ФЗ № 244 - ФЗ от 29.12.2006 года прямо устанавливает право игорного заведения, имеющего соответствующую лицензию и отвечающего требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, частями 1, 3 - 5 ст. 8, частями 2 и 3 статьи 15, ч. 2 ст. 16 Федерального Закона № 244 - ФЗ от 29.12.2006 года, продолжать свою работу до 30 июня 2009 года.

При этом ни одна из перечисленных норм не содержит условий о соответствии игорного заведения требованиям законов субъектов федерации для продолжения его работы до 30 июня 2009 года.

Обособленное подразделение ООО «***», расположенное по адресу: ***, полностью соответствует всем требованиям, изложенным в ст. ст. 6, 8, 15, 16 Федерального Закона № 244 - ФЗ от 29.12.2006 года, для продолжения деятельности по организации и проведению азартных игр до 30 июня 2009 года в обособленном  подразделении  (зале  игровых  автоматов),  расположенном  по  адресу: ***  

В соответствии с частью 8 статьи 16 Федерального Закона № 244 - ФЗ от 29.12.2006 года до дня вступления в силу данного Федерального закона решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе, в отношении отдельных видов игровых заведений), об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта РФ (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие. Однако, Закон Ульяновской области № 18 - 30 от 09.03.2006 года не содержит решений о запрете или ограничении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Ульяновской области, соответственно он не подпадает под действие части 8 статьи 16 Федерального Закона № 244 - ФЗ от 29.12.2006 года.

Требования, установленные положениями Закона Ульяновской области № 18 - 30, в федеральном законодательстве отсутствуют.

Таким образом, законы субъектов РФ, устанавливающие требования в отношении деятельности по организации азартных игр, не предусмотренные федеральным законодательством, не соответствуют федеральному законодательству.

Федеральный закон № 244 - ФЗ не наделяет органы государственной власти субъектов РФ правом вводить дополнительные требования к игорным заведениям.     

11 ноября 2007 года вступил в силу Закон Ульяновской области № 171 - 30 «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Ульяновской области», в соответствии с которым в Законе № 18 - 30 от 09.03.2006 года действующими остались только три статьи, а статья 4 изложена в другой редакции.

Несмотря на это обстоятельство, суд первой инстанции в своем решении ссылается на недействующие пункты и части статьи 4 Закона Ульяновской области № 18 - 30 от 09.03.2006 года.

Кроме того, иск был предъявлен в нарушение правил о территориальной подсудности. Обособленное подразделение ООО «***», расположенное по адресу: *** не является юридическим лицом и действует на основании утвержденного обществом положения, не имеет расчетного счета, не является самостоятельным налогоплательщиком на той территории, на которой находится, не наделяется имуществом. Поэтому ссылка прокурора г. Димитровграда в заявлении на то, что обособленное подразделение ООО «***», расположенное по адресу: *** является представительством юридического лица,  несостоятельна.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО «***» Б*** С.Е., заключение прокурора, полагавшего, что решение является законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

          

С учетом собранных по делу доказательств, анализ и оценка которым даны в решении, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.

Из материалов дела усматривается, что ООО «***» является юридическим лицом, одним из видов деятельности которого предусмотрен игорный бизнес, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и Уставом Общества. 

ООО «***» имеет обособленное структурное подразделение, расположенное в г*** действующее на основании Положения от 08.12.2006 г., и  27.06.2007 г. ООО «***» поставлено на налоговый учет в ИФНС России по г.Димитровграду. Здание по *** находится в пользовании ООО «***» на основании договора аренды и используется как игровой зал, который является действующим.

Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан определяются Федеральным законом № 244-ФЗ от 29.12.2007 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Статья 5 Закона также указывает на то, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.  В целях регулирования отношений, возникающих при размещении объектов игорного бизнеса на территории Ульяновской области, 9 марта 2006года был принят Закон Ульяновской области N 18-30 «О размещении объектов игорного бизнеса на
территории Ульяновской области».  Законом Ульяновской области № 171-ЗО от 08.11.2007 г. в вышеназванный Закон внесены изменения.

Согласно ст. 4 Закона  в новой редакции игорные заведения не могут быть размещены на расстоянии ближе 500 метров от медицинских, образовательных учреждений, спортивных залов, стадионов, бассейнов, дворцов спорта, организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность, организаций, осуществляющих деятельность в области культуры.

Ранее действовавшая редакция этой статьи также предусматривала, что объекты игорного бизнеса не могут быть расположены в помещениях образовательных учреждений и на расстоянии ближе 500 метров от данных организаций.

Согласно п.8 ст. 16 Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2007 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр, в том числе, в отношении отдельных видов игорных заведений, об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие.

С учетом приведенных норм закона  суд первой инстанции правомерно указал, что субъект Российской Федерации обладает правом принятия самостоятельных региональных законодательных актов в сфере организации и проведения азартных игр на территории данного субъекта, а потому деятельность по организации и проведению азартных игр должна соответствовать как федеральному законодательству, так и законодательству субъекта РФ, в данном случае - законодательству Ульяновской области.  При таких обстоятельствах довод кассационной жалобы о том, что обособленное подразделение ООО «***», расположенное по ***, полностью соответствует требованиям Федерального Закона № 244-ФЗ от 26.12.2006г. и суд не вправе был руководствоваться законом, принятым субъектом федерации, несостоятелен.  Судом первой инстанции установлено, что ответчиком нарушено требование Закона Ульяновской области N 18-30 «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Ульяновской области» о размещении игорного заведения на расстоянии не ближе 500 м от образовательных учреждений.

Согласно Уставу *** гимназии, она является муниципальным общеобразовательным учреждением города Димитровграда, осуществляющим образовательный процесс в рамках государственной системы образования Российской Федерации, расположена по адресу: ***

Детский сад комбинированного типа *** согласно Уставу является муниципальным дошкольным образовательным учреждением, осуществляющим образовательный процесс в рамках государственного стандарта дошкольного образования Российской Федерации. Детский сад расположен по адресу: ***

Факт нахождения указанных образовательных учреждений на расстоянии менее 500 метров от игорного заведения подтверждается справкой Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда и МУП «Городской имущественный центр». Опровергающих данный факт доказательств ответчиком не представлено. Оснований сомневаться в компетентности организаций, выдавших указанную справку, не усматривается.

Поэтому суд сделал объективный вывод о том, что размещение игрового зала ООО «***» по ***  не соответствует требованиям, установленным в статье 4 Закона Ульяновской области «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Ульяновской области».

Суд первой инстанции правомерно указал, что нахождение игорного заведения в непосредственной близости от детских образовательных учреждений, являющихся местом сосредоточения большого количества детей, не отвечает предусмотренным законодательством целям защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Доводы представителя ответчика о противоречии законодательства Ульяновской области о регулировании игорного бизнеса федеральному законодательству, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает.

Само по себе то обстоятельство, что суд сослался на закон Ульяновской области N 18-30 от 09.03.2006 г. "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Ульяновской области", не указав, что в настоящее время он действует в иной редакции, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку, как было указано выше, фактически ограничения по размещению игорных заведений, установленные старой редакцией ст. 4 Закона относительно образовательных учреждений, остались прежними.

Несостоятельным является и довод, приведенный в кассационной жалобе, о том, что суд рассмотрел данное дело с нарушением правил  территориальной подсудности.

В силу ст. 29 ГПК РФ иск может быть предъявлен не только по месту нахождения филиала юридического лица, но и по месту нахождения представительства юридического лица, если требования вытекают из деятельности этого представительства.

Прокурором заявлены требования о запрещении деятельности игрового зала, расположенного в ***, поставленного на налоговый учет в ИФНС РФ по г. Димитровграду, как обособленное подразделение ООО «***».

В соответствии со ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения. Обособленное подразделение является составной частью юридического лица.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно принял к своему производству указанный иск по месту нахождения обособленного подразделения ООО «***».

Другие доводы кассационной жалобы правильность выводов суда не опровергают и не могут служить основанием к отмене решения.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.

Решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 21 декабря 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО « ***» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: