Судебный акт
О взыскании компенсации морального вреда за необеспечение ТСР
Документ от 19.04.2022, опубликован на сайте 28.04.2022 под номером 99225, 2-я гражданская, о признании незаконными действия в части несвоевременного обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации,обязании предоставить ортопедическую обувь,компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сычева О.А.                                                    73RS0003-01-2021-005111-31

Дело № 33-1302/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        19 апреля 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2014/2021 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 12 ноября 2021 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Артемьева Александра Борисовича удовлетворить частично.

Признать неправомерным бездействие Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившееся в не направлении (невручении) инвалиду Артемьеву Александру Борисовичу направления на получение либо изготовление технического средства (изделия) по его заявлению от 25 марта 2019 года (зарегистрированному за № 7300 1930827) в 7-дневный срок с даты заключения государственного контракта от 23 апреля 2019 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Артемьева Александра Борисовича компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., объяснения представителя ответчика ГУ-УРО ФСС Савичевой Т.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения истца Артемьева А.Б. и его представителя Лунькова М.О., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Артемьев А.Б. обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела иском к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ-УРО ФСС) о признании неправомерными действий (бездействий), возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом *** с 2014 года, бессрочно. По состоянию здоровья и согласно его индивидуальной программе реабилитации инвалида он нуждается в следующих технических средствах реабилитации: ***. В нарушение требований действующего законодательства в 2019 году Артемьев А.Б. по его заявлению от 25.03.2019 был обеспечен средствами реабилитации с нарушением нормативно установленных сроков (в сентябре 2019 г.), в связи с чем он ходил в поношенной ортопедической обуви, от чего у него ухудшилось состояние здоровья. Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного при об­следовании у врача аритмолога 28.01.2019 ему был установлен диагноз: ***. 27.08.2019 при осмотре у врача аритмолога состояние здоровья истца ухудшилось, установлен другой диагноз: ***. Данный диагноз подтверждается врачом кардиологом также в 2021 году, который установил, что указанные заболевания сердца являются сопутствующими основного заболевания ног (выписка из медицинской книжки от 13.05.2021).

С учетом изложенного, Артемьев А.Б. просил признать незаконными действия (бездействия) ГУ –УРО ФСС РФ по несвоевременному обеспечению истца как инвалида в 2019 году средствами реабилитации: *** на 2020 год. Просил взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда 200 000 рублей.

Судом к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ-УРО ФСС просит отменить решение суда и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что право инвалида на очередное обращение за получением рекомендованного в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида ТСР, возникает у инвалида по истечении установленного срока пользования. Заявление Артемьева А.Б. от 25 марта 2019 года принято преждевременно, так как на тот момент у истца еще не возникло право на обеспечение его средствами реабилитации. Общий срок обеспечения Артемьева А.Б. средствами реабилитации в 2019 году на 2020 год не был нарушен. Вывод суда в той части, что причиной причиненных истцу нравственных страданий является нарушение региональным отделением сроков выдачи направления на получение либо изготовление технического средства, длительность этих сроков, состояние здоровья истца, возраст, является несостоятельным, поскольку несвоевременная выдача направления в данном случае не могла повлиять на сроки обеспечения его ортопедической обувью. Как следует из представленных в суд документов и норм действующего законодательства Артемьев А.В. был своевременно обеспечен ***. Истцом не представлены доказательства факта причинения ему нравственных страданий, в связи с чем компенсация морального вреда взыскана необоснованно. Кроме того, размер компенсации морального вреда превышает стоимость *** в шесть раз, выплата компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение ТСБ, что повлечет сокращение средств и в дальнейшем ущемление прав других инвалидов.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержала.

Истец Артемьев А.Б. и его представитель – адвокат Луньков М.О. просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ – УРО ФСС – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Артемьев А.Б. является инвалидом *** с 2014 года, бессрочно.

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида Артемьева А.Б. к протоколу освидетельствования МСЭ от 05.09.2017 г., истец нуждается в следующих технических средствах реабилитации: ***.

Артемьев А.Б. обратился с заявлением о предоставлении ему указанных технических средств реабилитации в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации 25.03.2019, его заявление принято и зарегистрировано за № 73001930827.

Судом также установлено, что на день регистрации заявления Артемьева А.Б. действующий государственный контракт на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) отсутствовал.

Указанный контракт был заключен с ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Минтруда РФ в лице  филиала «Ульяновский» 23.04.2019.

При этом направление на получение технических средств реабилитации было выдано ответчиком истцу только 05.06.2019, а фактически Артемьев А.Б. был обеспечен необходимой обувью 05.09.2019.

Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении ГУ-УРО ФСС сроков выдачи истцу направления на получение технических средств реабилитации по его заявлению от 25.03.2019.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида  является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу п. 5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как подтверждается материалами дела, вышеуказанные правила обеспечения истца техническими средствами реабилитации не выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований Артемьева А.Б. о признании бездействия ответчика ГУ-УРО ФСС незаконным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что общий срок обеспечения Артемьева А.Б. указанными техническими средствами реабилитации нарушен не был, поскольку заявление Артемьева А.Б. от 25.03.2019 было принято преждевременно, так как на тот момент у истца еще не возникло право на обеспечение его средствами реабилитации, отклоняются судебной коллегией.

Вышеприведенное законодательство гарантирует инвалидам их право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жизненно необходимыми средствами реабилитации, нуждаемость в которых установлена компетентными органами и закреплена в индивидуальной программе реабилитации.

Законодатель в целях недопущения нарушения прав инвалидов закрепил сроки, в течение которых должны рассматриваться заявления инвалидов об обеспечении их техническими средствами реабилитации, сроки выдачи направлений на их получение и сроки обеспечения.

При этом сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены, установленные Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2018 № 85н, на который ссылается ответчик в апелляционной жалобе, предусмотрены именно с целью защиты прав инвалидов, и служат дополнительной гарантией их обеспечения новыми техническими средствами реабилитации взамен изношенных.

Поскольку ГУ-УРО ФСС заявление Артемьева А.Б. от 25.03.2019 было принято от него и зарегистрировано, с этого момента у Фонда возникла обязанность по обеспечению истца необходимой ортопедической обовью.

Разрешая исковые требования Артемьева А.Б. о взыскании в его пользу компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав истца на своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному выводу о том, что бездействие ГУ-УРО ФСС, выразившееся в не обеспечении Артемьева А.Б. полагающейся ему ортопедической обувью, существенно нарушает личные неимущественные права истца, поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья истца, в отсутствие специально подобранной ортопедической обуви он лишен возможности свободно передвигаться, испытывает затруднения с мобильностью.

Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости, суд пришел к обоснованному выводу взыскании в пользу истца компенсации морального вреда, снизив ее размер до 15 000 руб.

Суд также пришел к верному выводу об отсутствии причинно-следственной связи между бездействием ответчика и имеющимися у истца заболеваниями.

Таким образом, выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 12 ноября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Железнодорожный районный суд города.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.04.2022