Судебный акт
Ч.1 ст.6.7 КоАП РФ
Документ от 14.04.2022, опубликован на сайте 26.04.2022 под номером 99235, Админ. 2 пересмотр, ст. 6.7 ч.1 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Навасардян В.С.                                                        Дело № 7-74/2022 

73RS0002-01-2021-014800-20

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                              14 апреля 2022 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №78 имени первого президента Республики Азербайджан Гейдара Алиева» Царева Геннадия Николаевича на решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 31 января 2022 года,

 

установил:

 

постановлением врио руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области №0550 от 15.11.2021 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №78 имени первого президента Республики Азербайджан Гейдара Алиева» (далее МБОУ средняя школа №78) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 31.01.2022 указанное постановление изменено в части даты и времени выявления совершенного правонарушения – «05.10.2021 года в 11 часов 00 минут». В остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, директор МБОУ средняя школа №78 Царев Г.Н. не соглашается с решением судьи районного суда, полагает, что оно подлежит отмене.

В обоснование жалобы указывает, что судом не принято во внимание, что требования санитарных правил в данном случае не могут быть применены, поскольку здание учреждения построено в 1990 году, и его требования не распространяются на ранее построенные здания,  эксплуатируемые в соответствии с проектной документацией.

Ссылаясь на п.п.2, 3 ст.67 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», указывает, что правила приема в муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

Указывает на малозначительность совершенного административного правонарушения. 

Административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей считает неоправданно суровым, не соответствующим тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к административной ответственности.

Просит учесть, что учреждение к ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось, каких-либо жалоб на действия (бездействие) учреждения не поступало.

Обращает внимание, что учреждение является бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в пределах установленных норм и лимитов.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что МБОУ средняя школа №78 правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.

Статья 42 Конституции Российской Федерации и ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с пп.3.4.14 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» количество обучающихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах.

Площадь учебных кабинетов без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя, должна рассчитываться следующим образом: не менее 2,5 м2 на одного обучающегося при фронтальных формах занятий; не менее 3,5 м2 на одного обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Материалами дела установлено, что 05.10.2021 МБОУ средняя школа №78 нарушены положения санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, поскольку в нарушение пп.3.4.14 СП 2.4.3648-20 площадь кабинетов без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя, которая должна рассчитываться из расчета не менее 2,5 кв.м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий, фактически не соблюдается в кабинетах: №219 (площадь 60 кв.м, занимается 1А класс, 30 человек) площадь на одного обучающегося 2,0 кв.м; №220 (площадь 60 кв.м, занимается 1Б класс, 30 человек) площадь на одного обучающегося 2,0 кв.м; №104 (площадь 60 кв.м, занимается 1В класс, 27 человек) площадь на одного обучающегося 2,2 кв.м; №222 (площадь 60 кв.м, занимается 1Г класс, 27 человек) площадь на одного обучающегося 2,2 кв.м; №114 (площадь 60 кв.м, занимается 2Г класс, 26 человек) площадь на одного обучающегося 2,3 кв.м; №215 (площадь 60 кв.м, занимается 3А класс, 29 человек) площадь на одного обучающегося 2,1 кв.м; №214 (площадь 60 кв.м, занимается 3Б класс, 28 человек) площадь на одного обучающегося 2,1 кв.м; №208 (площадь 60 кв.м, занимается 3В класс, 28 человек) площадь на одного обучающегося 2,1 кв.м.

Вина юридического лица в совершении вмененного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании и подробно изложенными в решении судьи доказательствами, которые оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Оспариваемое постановление и решение являются законными, вынесенными с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности в пределах срока давности при наличии законных оснований, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

При настоящем рассмотрении жалобы обоснованность выводов судьи районного суда не опровергнута.

Оценивая доводы жалобы о том, что образовательное учреждение не может отказать в приеме на обучение, прихожу к выводу о том, что данные доводы основаны на неверном толковании закона, поскольку в соответствии с ч.4 ст.67 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест.

При этом довод жалобы о том, что требования санитарных правил в данном случае не могут быть применены, поскольку здание учреждения построено в 1990 году и его требования не распространяются на ранее построенные здания,  эксплуатируемые в соответствии с проектной документацией, также не основан на законе.

Так, из п.1.2 СП 2.4.3648-20 следует, что объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию, в случае если указанные процессы начались до вступления в силу Правил, эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, при условии обеспечения доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

При этом в этом же пункте указано, что Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил.

В соответствии с п.1.1 Правил настоящие санитарные правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми.

Согласно п.1.12 Правил количественные значения факторов, характеризующих условия воспитания, обучения и оздоровления детей и молодежи, должны соответствовать гигиеническим нормативам.

В соответствии с п.3.4 при реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования должны соблюдаться требования, закрепленные в пп.3.4.14, в том числе в части, касающейся расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося.

Указанные нормативные положения в их взаимосвязи не допускают неограниченное уменьшение нормы площади на одного обучающегося.

Таким образом, доводы жалобы о том, что требования указанных санитарных правил не могут распространяться на учреждение, являются необоснованными.

При этом из материалов дела не усматривается, что учреждение обращалось в уполномоченные органы для решения вопроса технического либо иного разрешения лимита наполняемости помещений.

Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом вышеизложенных правовых положений, а также учитывая то, что прием в детское учреждение оформляется приказом руководителя данного учреждения, прихожу к выводу о том, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения требований закона в данной части.

Доводы жалобы о фактическом соблюдении  санитарных правил не влекут отмену состоявшихся актов, поскольку само по себе непосещение образовательного учреждения в отдельные дни частью воспитанников не свидетельствует о соблюдении юридическим лицом требований санитарных правил.

При назначении наказания требования ст.4.1 КоАП РФ соблюдены, выводы о виде и размере наказания мотивированы, наказание назначено в минимально установленном санкцией ч.1 ст.6.7 КоАП РФ размере.

Предусмотренных законом оснований и условий для дальнейшего снижения наказания в виде штрафа, либо его замены с применением положений, установленных ст.ст.2.9 либо 4.1.1 КоАП РФ, не имеется.

При таких обстоятельствах постановленный судебный акт является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

 

решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 31 января 2022 года оставить без изменения, жалобу директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №78 имени первого президента Республики Азербайджан Гейдара Алиева» Царева Геннадия Николаевича  – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                      В.Г. Буделеев