Судебный акт
Оспаривание действий
Документ от 19.04.2022, опубликован на сайте 27.04.2022 под номером 99267, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2021-006841-88

Судья Богомолов С.В.                                                                   Дело № 33а-1352/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        19 апреля 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В., Лифановой З.А.

при секретаре  Шумеевой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кравченко Валентины Дмитриевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 декабря 2021 года по делу № 2а-5611/2021, по которому постановлено:

в удовлетворении административного иска Кравченко Валентины Дмитриевны к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленинскому району города Ульяновска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности зарегистрировать в жилом помещении отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения Кравченко В.Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя                 УМВД России по Ульяновской области – Барановой Т.С., полагавшей  решение суда не подлежащим отмене,  судебная коллегия

 

установила:

Кравченко В.Д. обратилась в суд с административным иском к  Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области (далее - УМВД России по Ульяновской области) о  признании бездействия незаконным, возложении обязанности зарегистрировать в жилом помещении.

В обоснование требований  указала, что с марта по июнь 2021 года она обращалась к ответчику по вопросу регистрации ее в жилом доме по адресу: г.Ульяновск, ***. С момента своего рождения она длительное время проживала в этом доме, который принадлежал ее бабушке Хайдуковой О.Ф., а впоследствии матери. Полагает, что за ней закреплено право проживания в указанном доме. До настоящего момента положительного ответа она не получила.

Просила обязать административного ответчика зарегистрировать ее в жилом помещении по адресу: г.Ульяновск, ул. ***

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленинскому району г.Ульяновска (далее - ОМВД России по Ленинскому району    г.Ульяновска), в качестве заинтересованного лица - Хайдуков В.Н.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Кравченко В.Д. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы ссылается на доводы административного искового заявления. Указывает, что длительное время проживает в спорном доме, за ней закреплено право проживания в нем. Обращает внимание, что ее брат Хайдуков Николай никогда не был женат.

В судебное заседание, кроме Кравченко В.Д. и представителя                 УМВД России по Ульяновской области – Барановой Т.С., другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия  определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Положения ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Исходя из содержания ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

По смыслу закона, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства, одновременно с установлением факта допущенного нарушения прав и законных интересов гражданина.

Судом установлено, что 07.04.2021 УМВД России по Ульяновской области рассмотрено обращение Кравченко В.Д., направленное ею в МВД России,  по вопросу регистрации ее по месту жительства по адресу: г.Ульяновск,                                  ул. ***

Из ответа на обращение  следует, что собственниками помещения по указанному адресу являются иные лица, и для вселения истца в данное помещение необходимо предоставить согласие всех участников долевой собственности указанного жилого помещения.

Отказывая в  удовлетворении  административного  иска,  суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у органа регистрационного учета  обязанности по  регистрации  Кравченко В.Д.  по адресу: г.Ульяновск, ул. ***

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.

Правоотношения, по поводу которых возник административный спор, регламентированы Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон от 25.06.1993 № 5242-1), Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 (далее - Правила регистрации), Приказом  МВД России от 31.12.2017 № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Административный регламент).

Согласно ч.1 ст.6 Закона от 25.06.1993    5242-1, п.49 Административного регламента для постановки на регистрационный учет по месту жительства гражданин обязан предъявить должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление установленной формы, приложить к заявлению паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документ, являющийся основанием для вселения гражданина в соответствии с законом.

Порядок представления всех этих документов, за исключением документов, которые могут быть получены регистрирующим органом в порядке межведомственного взаимодействия, предусмотренном абз.3 ч.1 ст.6 Закона от 25.06.1993    5242-1, указывает на соблюдение гражданином установленного вышеназванными нормативными правовыми актами порядка обращения за предоставлением государственной услуги по регистрационному учету гражданина по месту жительства. При этом обязанность регистрационного органа зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства, возникает с момента предоставления гражданином всех необходимых для этого документов, либо после получения их органом регистрационного учета в порядке межведомственного взаимодействия, что следует из ч.3 ст.6 Закона от 25.06.1993    5242-1.

В соответствии со ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, указанным кодексом.

Заявление лица (лиц), предоставившего жилое помещение для проживания, пунктами 48, 49 Административного регламента расценивается как документ, являющийся основанием для регистрации по месту жительства.

Административный истец не является собственником (либо иным правообладателем) жилого помещения, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул. ***

Собственником данного домовладения  является Хайдуков В.Н.

Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25.07.2015 в удовлетворении иска Кравченко В.Д.  к Хайдукову В.Н. о признании  права собственности на ½ доли дома отказано.

Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21.06.2018 отказано в удовлетворении административного искового заявления Кравченко В.Д. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконными действий по регистрации права собственности на дом.

Как правильно указал суд первой инстанции, желание истицы проживать в доме, который принадлежит на праве собственности иному лицу, в отсутствие его согласия, не может являться достаточным основанием для проживания и регистрации в нем ввиду отсутствия у административного истца установленных в соответствии с законом подтверждений приобретения жилищных прав.

Доводы жалобы были предметом проверки суда первой инстанции, обоснованно и мотивированно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося решения.

Указание в апелляционной жалобе  на то, что  ее брат не был женат,  не является  основанием  для отмены решения суда, опровергается материалами дела.

Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 декабря                   2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кравченко Валентины Дмитриевны - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 22.04.2022.