Судебный акт
О взыскании стимулирующих выплат
Документ от 13.04.2022, опубликован на сайте 29.04.2022 под номером 99294, 2-я гражданская, о взыскании выплат стимулирующего характера, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2020-006792-60

Судья Усова В.Е.                                                                                  Дело № 33-1214/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                            13 апреля 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н.,  Карабанова А.С.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе государственного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 14 декабря 2021 года по делу № 2-4255/2021, по которому постановлено: 

 

исковые требования Захарова Максима Викторовича к государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» о признании права на выплаты стимулирующего характера, возложении обязанности направить заявку на предоставление выплат стимулирующего характера удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» направить в Министерство здравоохранения Ульяновской области заявку в отношении Захарова Максима Викторовича, *** в отделении анестезиологии-реанимации № 1 на финансирование выплат стимулирующего характера, за период с 1 июня 2020 года по 31 октября 2020 года, как лица, непосредственно участвовавшего в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим  в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19».

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителей        государственного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» Верушкиной А.С., Хохряковой Е.В.,  поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Захарова М.В. – Евстигнеева Е.П., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

 

Захаров М.В. обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к  государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница №1» (Перинатальный центр) (в настоящее время - государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», далее - ГУЗ ГКБ, Учреждение) о взыскании выплат стимулирующего характера. В обоснование иска указал, что с 1 сентября 2015 года работает в ГУЗ ГКБ  в должности *** в отделении                      анестезиологии-реанимации № 1. В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору с 11 апреля 2020 года он был переведен на работу в акушерское обсервационное отделение на период организации госпитальной базы для оказания медицинской помощи пациентам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 и с признаками респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19. В рамках реализации распоряжения Министерства здравоохранения Ульяновской области от 7 апреля 2020 года № 743-р «О временной маршрутизации беременных женщин, рожениц и их новорожденных в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» в ГУЗ ГКБ развернуто обсервационное отделение по оказанию медицинской помощи беременным и роженицам, больным новой коронавируснй инфекцией, по профилю «акушерство и гинекология». Он имеет право на вознаграждение в виде выплат стимулирующего характера, установленное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19», которое до настоящего  времени ему ГУЗ ГКБ не выплачено. С учетом уточнения требований просил признать за ним право на выплаты стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года №484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19», возложить на ответчика обязанность направить в Министерство здравоохранения Ульяновской области заявку в отношении него за период с 1 июня 2020 года по 31 октября 2020 года в общей сумме 400 000 руб. на финансирование выплат стимулирующего характера, как лица, непосредственно участвовавшего в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19».

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства Ульяновской области, ГУ-УРО ФСС РФ. 

Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 29 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 8 июня 2021 года, в удовлетворении требований Захарову М.В. отказано.

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2021 года решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 29 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 8 июня 2021 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции при вынесении решения не дана оценка представленным со стороны ответчика дополнительным доказательствам, которые свидетельствуют о том, что Учреждение не оказывало помощь по лечению новой коронавирусной инфекции, что подтверждается представленными в материалы дела реестрами на оплату страховых случаев медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях по клинико-статистическим группам по основному диагнозу заболевания, являющимся основным поводом к госпитализации, а именно: «беременность, роды и послеродовой период». Отмечает, что лечение инфекционного заболевания, каким является новая коронавирусная инфекция, осуществляется исключительно на специализированных инфекционных койках, а не на акушерских койках и койках патологии беременности, которые имеются в коечном фонде родильного дома. Фактически оказанная пациентам  медицинская помощь не была направлена на лечение новой коронавирусной инфекции, а истцу правомерно начислялись стимулирующие выплаты в связи с оказанием медицинской помощи пациенту с коронавирусной инфекцией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415, как медицинскому работнику, оказывающему медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19. Внутреннего локального нормативного акта, устанавливающего факт разворачивания на базе ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» в период с апреля 2020 года по 31 октября 2020 года инфекционного госпиталя для лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19 либо перепрофилирования акушерско-гинекологических коек в инфекционные койки, не издавалось. Просит учесть, что актом внеплановой документарной целевой проверки ведомственного контроля качества и оказания медицинской помощи от 9 октября 2020 года установлено, что в отделении оказывалась медицинская помощь по профилю «акушерство и гинекология». Обращает внимание, что в соответствии с Временной маршрутизацией беременные женщины или роженицы с признаками респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции подлежали госпитализации в стационар Учреждения именно для оказания им медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология». Включение Учреждения в перечень медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, перепрофилируемых для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или с подозрением  на новую коронавирусную инфекцию в стационарных условиях, утвержденный распоряжением Правительства Ульяновской области № 300-пр от 28 мая 2020 года, не подтверждает факт непосредственного участия истца в лечении новой коронавирусной инфекции, и не может служить единственным критерием для назначения выплаты в соответствии с Правилами предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484. Настаивает на том, что медицинские работники, контактирующие с данной категорией пациентов в силу осуществления ими своей профессиональной деятельности в условиях неспециализированного стационарного медицинского подразделения, имеют право на получение выплат стимулирующего характера, предусмотренных Правилами № 415, и указанные выплаты истцом были получены. Кроме того, истец находился в штате акушерского обсервационного отделения с 11 апреля по 14 июля 2020 года, а с 17 июля 2020 года и в дальнейшем (августе, сентябре, октябре 2020 года) привлекался для оказания медицинской помощи роженицам в отдельные дни в течение 1-1,5 часов. У учреждения не было необходимости включения должности истца в штат акушерского отделения, так как с учетом специфики работы занятость истца на полную ставку в отделении отсутствовала.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ГУЗ ГКБ  является многопрофильным стационаром, который оказывает медицинскую помощь женщинам и детям.

В структуру Учреждения входит родильный дом, где оказывается экстренная и плановая медицинская помощь по профилю «акушерство и гинекология», в том числе в Учреждении ответчика функционирует обсервационное отделение.

С 1 сентября 2015 года Захаров М.В. состоит в трудовых отношениях с ГУЗ ГКБ на основании трудового договора от 1 сентября 2015 года № 158. В соответствии с условиями договора истец принят на работу в отделение анестезиологии-реанимации № 1 на должность ***. 

11 апреля 2020 года между ГУЗ ГКБ  и Захаровым М.В. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, по условиям которого: *** переводится на работу в акушерское обсервационное отделение с 11 апреля 2020 года на период организации госпитальной базы для оказания медицинской помощи пациентам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 и с признаками респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Дополнительным соглашением определено, что работнику устанавливается повременная система оплаты труда (пункт 4.1).

Заработная плата состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера (пункт 4.1.1).

Должностной оклад работника устанавливается в размере 14 950 руб. (пункт 4.1.2).

Согласно пункту 4.1.3 работнику в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями работодателя производятся: выплаты компенсационного характера в процентном отношении к должностному окладу (выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда – 25%; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных – 90%); выплаты стимулирующего характера (выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет).

Пунктом 4.1.4 дополнительного соглашения установлено, что оплата производится за фактически отработанное время.

Согласно пункту 4.2 дополнительного соглашения в качестве поощрения за особые условия труда и дополнительную нагрузку при оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекции, работнику устанавливаются выплаты стимулирующего характера в соответствии с приказом ГУЗ ГКБ  № 330 от 17 апреля 2020 года «Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», приказом ГУЗ ГКБ  № 331 от 20 апреля 2020 года «О мерах поддержки работников медицинской организации в условиях угрозы новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Ульяновской области».

Приказом ответчика от 11 апреля 2020 года № 345 Захаров М.В. был переведен временно с должности *** отделения анестезиологии-реанимации № 1 на время работы госпитальной базы на должность *** в акушерское обсервационное отделение.

Приказом ГУЗ ГКБ от 15 июля 2020 года № 561 истец был переведен постоянно из акушерского обсервационного отделения с должности *** на время работы госпитальной базы в отделение анестезиологии-реанимации № 1 на должность ***.

Материалами дела подтверждено, что в спорный период Захаров М.В. получал в составе заработной платы выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» и указом Губернатора Ульяновской области от 3 апреля 2020 года № 42 «О мерах поддержки работников медицинских и иных организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Ульяновской области».

Захаров М.В., полагая, что за весь спорный период также имеет право на выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования Захарова М.В. в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что отказ работодателя в признании за истцом права на выплаты стимулирующего характера за период с 1 июня 2020 года по 31 октября 2020 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 в связи с оказанием медицинской помощи гражданам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 в рамках исполнения своих профессиональных обязанностей, ущемляет права медицинского работника на получение установленных и гарантированных государством выплат стимулирующего характера.

Однако данные выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны с неправильным применением к спорным правоотношениям норм материального права, что в силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для изменения судебного решения.

Пункт 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату (оплату труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В спорный период отношений сторон действовали Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415, утратившим силу с 1 ноября 2020 года (далее – Правила № 415), а также Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 (далее – Правила № 484).

Согласно пункту 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, они устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

Средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 года выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (п. 3 Правил № 484).

Пунктом 11 Правил № 484 установлено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) данных Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. рублей в месяц (подпункт «б»).

Согласно пункту 12 Правил № 484 локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает: перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера (подпункт «а»); перечень должностей медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера (подпункт «б»); размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью независимо от количества отработанных смен (часов), но не выше размеров, указанных в пункте 11 данных Правил (подпункт «в»); срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера (подпункт «г»).

Пунктом 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415, действовавших в спорный период, было установлено, что средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 данных Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления, в следующих размерах: врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам), - 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (подпункт «ж»); среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 50 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (подпункт «з»).

Как было указано в пункте 11 Правил № 415, локальным нормативным актом медицинской организации устанавливаются: перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время (подпункт «а»); перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время (подпункт «б»); размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью (подпункт «в»);  срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера (подпункт «г»).

Субъект Российской Федерации вправе предусмотреть повышение уровня выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 12 Правил № 415).

Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области №724-р от 3 апреля 2020 года «О развертывании госпитальной базы для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией» определено развернуть с 4 апреля 2020 года на базе ГУЗ «Центральная городская клиническая больница г.Ульяновска» госпитальную базу для взрослых, больных новой коронавирусной инфекцией и с подозрением на новую коронавирусную инфекцию.

Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области от                      7 апреля 2020 года № 743-р «О временной маршрутизации беременных женщин, рожениц и их новорожденных в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» был утвержден порядок временной маршрутизации беременных женщин и рожениц с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19; главным врачам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, имеющих в составе структурные подразделения родовспоможения, было предписано при наличии противопоказаний для транспортировки пациентки обеспечить: перевод родильницы при стабильном состоянии и отсутствии клинических проявлений респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19 в ГУЗ ГКБ № 1 (Перинатальный центр) (пункт 6.2); перевод родильницы при стабильной состоянии и наличии клинических проявлений респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19 в ГУЗ «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» (пункт 6.3).

Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области от                   24 апреля 2020 года № 861-р был утвержден в том числе Перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в условиях круглосуточного стационара (Приложение № 1). В числе данных медицинских организаций указано ГУЗ ГКБ № 1 (Перинатальный центр).

Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области от 28 мая 2020 года № 300-пр утвержден Перечень медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, которые перепрофилируются для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) в стационарных условиях, в который включено Учреждение ответчика с количеством перепрофилируемых коек 20.

Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области от                    24 апреля 2020 года № 858-р «О предоставлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» утверждены Правила предоставления в 2020 году субсидий на иные цели из федерального бюджета, на осуществление выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (Приложение № 1).

Пунктом 3 указанного распоряжения № 858-р установлено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в следующих размерах: оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19: врачам – 80 000 руб. в месяц; среднему медицинскому персоналу – 50 000 руб. в месяц; младшему медицинскому персоналу – 25 000 руб. в месяц (подпункт «б»).

В письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 мая 2020 года № 16-3/И/1-3061 разъяснено, что стимулирующая выплата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 полагается медицинским работникам стационарных подразделений, оказывающих медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19.

Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ начисляются медицинскому и иному работнику в размере, установленном в соответствии с пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года №484, являются единовременными, выплачиваются в полном размере, если он отработал в соответствии с установленным графиком независимо от количества смен и(или) часов, за риск работы с больными с новой коронавирусной инфекцией.

В медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях, руководитель организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и при необходимости (в том числе при перепрофилировании) осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников. Таким образом, должности всех медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, подлежат включению в перечень должностей медицинских работников, имеющих право на выплаты стимулирующего характера.

Материалами дела подтверждено, что в соответствии с указанными выше распоряжениями Министерства здравоохранения Ульяновской области от 24 апреля 2020 года № 861-р и от 28 мая 2020 года № 300-пр в ГУЗ ГКБ с 11 апреля 2020 года главным врачом Учреждения ответчика было утверждено и Министерством здравоохранения Ульяновской области согласовано временное штатное расписание в связи с созданием госпитальной базы для беременных и рожениц с подозрением на наличие у них новой коронавирусной инфекции COVID-19.

30 апреля 2020 года между Министерством здравоохранения Ульяновской области и ГУЗ ГКБ № 1 (Перинатальный центр) на основании распоряжения Министерства здравоохранения Ульяновской области от 24 апреля 2020 года № 858-р, постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 976-р было заключено соглашение № 4/вып.стим.рф. о предоставлении субсидии ГУЗ ГКБ № 1 (Перинатальный центр) на иные цели.

Данное соглашение было расторгнуто сторонами (ГУЗ ГКБ № 1 (Перинатальный центр) и Министерством здравоохранения Ульяновской области) 24 августа 2020 года.

Из приведенных выше фактических обстоятельств дела следует, что в период работы Захарова М.В. в июне-июле 2020 года  в акушерском обсервационном отделении там была создана госпитальная база для беременных и рожениц с подозрением на наличие у них новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 21 мая 2020 года № 16-3/И/1-6965 разъяснено, что стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 в размерах, установленных в пункте 11 Правил, являются «единовременными», выплачиваются в полном размере независимо от количества отработанных смен и(или) часов, в том числе за апрель, за «риск» работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

Материалами дела подтверждено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что в июне-июле 2020 года в акушерском обсервационном отделении находились беременные и роженицы, у которых была установлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

Исходя из приведенных выше положений закона, Захаров М.В., состоявший в штате акушерского обсервационного отделения Учреждения ответчика в период с 19 апреля по 14 июля 2020 года, выполнявший там в условиях госпитальной базы свои должностные обязанности, в том числе по оказанию медицинской помощи беременным и роженицам, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, то есть в условиях названного выше «риска», имеет право на выплаты стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 за период с 1 июня по 31 июля 2020 года.

В силу изложенного выше доводы жалобы ответчика о том, что истец не имеет право на выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 ни за какой период, несостоятельны.

Доводы Учреждения ответчика о том, что представленными доказательствами, в частности, реестрами на оплату страховых случаев оказания медицинской помощи, актом проверки ведомственного контроля качества от 9 октября 2020 года, подтверждено, что в Учреждении оказывалась медицинская помощь только по профилю «беременность, роды и послеродовой период», не могут быть приняты во внимание, так как документальное оформление случаев оказания медицинской помощи от действий работника не зависит и не может лишать его тех социальных гарантий, которые были гарантированы медицинским сотрудникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19.

Утверждения в жалобе о том, что лечение коронавирусной инфекции должно производиться исключительно в условиях специализированного стационара, и в ГУЗ ГКБ в спорный период оно не производилось, не могут быть приняты во внимание, так как противоречат материалам дела.

По статистическим данным ГУЗ ГКБ в акушерском обсервационном отделении за период с 11 апреля по 30 ноября 2020 было пролечено 311 женщин, из них с подтвержденным диагнозом: «новая коронавирусная инфекция» - 179 чел., что составляет порядка 57% от общего числа пролеченных. Из 179 женщин - 67% поступали непосредственно на роды (в среднем пребывание в отделении 4,5 дня); с угрозой прерывания беременности 21% (в среднем пребывание в отделении 7,8 дня); перевод из других родильных домов в послеродовом периоде -19 % (в среднем пребывание в отделении 4 дня). Заболевание новой коронавирусной инфекцией протекало в легкой форме у 51% рожениц и беременных, бессимптомное носительство вируса - 40%, в среднетяжелой форме - 9%.

Вместе с тем, признание судом первой инстанции за истцом права на спорные стимулирующие выплаты, за период, когда Захаров М.В. не состоял в штате акушерского обсервационного отделения, то есть, по смыслу приведенных выше положений закона и разъяснений, не находился постоянно в условиях «риска» работы с больными с новой коронавирусной инфекцией, а привлекался в отдельные дни и часы для оказания медицинской помощи, в том числе лицам с диагнозом «коронавирусная инфекция», нельзя признать законным.

В письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 мая 2020 года № 16-3/И/1-6965 разъяснено, что выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415 осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 373. Также указанные выплаты получают медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415 определено установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время.

Материалами дела подтверждено, что в период после перевода Захарова М.В. из акушерского обсервационного отделения в отделение анестезиологии-реанимации №1 с 15 июля 2020 года он привлекался для оказания медицинской помощи лицам с диагнозом «коронавирусная инфекция COVID-19» только в отдельные дни и часы, а именно: 17 и 31 июля; 6, 7, 16, 17, 28 августа; 7, 12, 13, 21 сентября; 10, 11 октября (проведение анестезии, обезболивание, осмотры после операции) в обсервационном отделении); 19 сентября (проведение анестезии в физиологическом отделении).

За указанные дни Захаров М.В. получил выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415, что следует из материалов дела.

Предусмотренные законом основания для признания за истцом права на стимулирующие выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, за период с августа по октябрь 2020 года, на чем настаивал истец и его представитель, отсутствуют.

Таким образом, решение суда следует изменить, обязав государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» направить в Министерство здравоохранения Ульяновской области заявку в отношении Захарова М.В. на финансирование выплат стимулирующего характера на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 за период с 1 июня по 31 июля 2020 года.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 14 декабря 2021 года изменить, обязав государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» направить в Министерство здравоохранения Ульяновской области заявку в отношении Захарова Максима Викторовича на финансирование выплат стимулирующего характера на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 за период с 1 июня по 31 июля 2020 года.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Заволжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий                            

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  19.04.2022.