УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0004-01-2020-006792-60
Судья Усова В.Е.
Дело
№ 33-1214/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 13 апреля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой Е.Н.,
Карабанова А.С.,
при секретаре Абросимовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе государственного учреждения здравоохранения «Городская
клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» на решение
Заволжского районного суда г.Ульяновска от 14 декабря 2021 года по делу №
2-4255/2021, по которому постановлено:
исковые требования Захарова Максима Викторовича к государственному
учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола
Андрея Первозванного» о признании права на выплаты стимулирующего характера,
возложении обязанности направить заявку на предоставление выплат стимулирующего
характера удовлетворить.
Обязать государственное учреждение здравоохранения
«Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного»
направить в Министерство здравоохранения Ульяновской области заявку в отношении
Захарова Максима Викторовича, *** в отделении анестезиологии-реанимации № 1 на
финансирование выплат стимулирующего характера, за период с 1 июня 2020 года по
31 октября 2020 года, как лица, непосредственно участвовавшего в оказании
специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, у
которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, на основании постановления
Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении
Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового
обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда
Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объёме
расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении
выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и
иным работникам, непосредственно участвующим
в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая
коронавирусная инфекция COVID-19».
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения
представителей государственного
учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола
Андрея Первозванного» Верушкиной А.С., Хохряковой Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы,
представителя Захарова М.В. – Евстигнеева Е.П., полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Захаров М.В. обратился в суд с иском, уточненным в ходе
рассмотрения дела, к государственному
учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница №1» (Перинатальный
центр) (в настоящее время - государственное учреждение здравоохранения
«Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», далее -
ГУЗ ГКБ, Учреждение) о взыскании выплат стимулирующего характера. В обоснование
иска указал, что с 1 сентября 2015 года работает в ГУЗ ГКБ в должности *** в отделении анестезиологии-реанимации
№ 1. В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору с 11
апреля 2020 года он был переведен на работу в акушерское обсервационное
отделение на период организации госпитальной базы для оказания медицинской
помощи пациентам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 и с
признаками респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19. В
рамках реализации распоряжения Министерства здравоохранения Ульяновской области
от 7 апреля 2020 года № 743-р «О временной маршрутизации беременных женщин,
рожениц и их новорожденных в связи с угрозой распространения новой
коронавирусной инфекции COVID-19» в ГУЗ ГКБ развернуто обсервационное отделение
по оказанию медицинской помощи беременным и роженицам, больным новой
коронавируснй инфекцией, по профилю «акушерство и гинекология». Он имеет право
на вознаграждение в виде выплат стимулирующего характера, установленное постановлением
Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении
Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового
обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда
Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме
расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при
осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ
медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании
медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция
COVID-19», которое до настоящего времени
ему ГУЗ ГКБ не выплачено. С учетом уточнения требований просил признать за ним право на выплаты стимулирующего
характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 12 апреля 2020 года №484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году
иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются
бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях
софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской
Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за
выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно
участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая
коронавирусная инфекция COVID-19», возложить на ответчика обязанность направить
в Министерство здравоохранения Ульяновской области заявку в отношении него за
период с 1 июня 2020 года по 31 октября 2020 года в общей сумме 400 000
руб. на финансирование выплат стимулирующего характера, как лица,
непосредственно участвовавшего в оказании
специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, у
которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, на
основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020
года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных
трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации,
источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования
резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в
полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации,
возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение
особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в
оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная
инфекция COVID-19».
Судом к
участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства
Ульяновской области, ГУ-УРО ФСС РФ.
Решением
Заволжского районного суда г. Ульяновска от 29 января 2021 года, оставленным
без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам
Ульяновского областного суда от 8 июня 2021 года, в удовлетворении требований
Захарову М.В. отказано.
Определением
Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2021 года решение
Заволжского районного суда г. Ульяновска от 29 января 2021 года и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда
от 8 июня 2021 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд
первой инстанции.
При новом
рассмотрении дела суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУЗ «Городская клиническая больница святого
апостола Андрея Первозванного» считает решение суда незаконным и подлежащим
отмене. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции при
вынесении решения не дана оценка представленным со стороны ответчика
дополнительным доказательствам, которые свидетельствуют о том, что Учреждение
не оказывало помощь по лечению новой коронавирусной инфекции, что подтверждается
представленными в материалы дела реестрами на оплату страховых случаев
медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях по клинико-статистическим
группам по основному диагнозу заболевания, являющимся основным поводом к
госпитализации, а именно: «беременность, роды и послеродовой период». Отмечает,
что лечение инфекционного заболевания, каким является новая коронавирусная
инфекция, осуществляется исключительно на специализированных инфекционных
койках, а не на акушерских койках и койках патологии беременности, которые
имеются в коечном фонде родильного дома. Фактически оказанная пациентам медицинская помощь не была направлена на
лечение новой коронавирусной инфекции, а истцу правомерно начислялись
стимулирующие выплаты в связи с оказанием медицинской помощи пациенту с
коронавирусной инфекцией в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415, как медицинскому работнику,
оказывающему медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19.
Внутреннего локального нормативного акта, устанавливающего факт разворачивания
на базе ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея
Первозванного» в период с апреля 2020 года по 31 октября 2020 года
инфекционного госпиталя для лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19 либо
перепрофилирования акушерско-гинекологических коек в инфекционные койки, не
издавалось. Просит учесть, что актом внеплановой документарной целевой проверки
ведомственного контроля качества и оказания медицинской помощи от 9 октября
2020 года установлено, что в отделении оказывалась медицинская помощь по
профилю «акушерство и гинекология». Обращает внимание, что в соответствии с
Временной маршрутизацией беременные женщины или роженицы с признаками
респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции подлежали госпитализации
в стационар Учреждения именно для оказания им медицинской помощи по профилю
«акушерство и гинекология». Включение Учреждения в перечень медицинских
организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области,
перепрофилируемых для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным
диагнозом новой коронавирусной инфекции или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию в
стационарных условиях, утвержденный распоряжением Правительства Ульяновской
области № 300-пр от 28 мая 2020 года, не подтверждает факт непосредственного
участия истца в лечении новой коронавирусной инфекции, и не может служить
единственным критерием для назначения выплаты в соответствии с Правилами
предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484. Настаивает на
том, что медицинские работники, контактирующие с данной категорией пациентов в
силу осуществления ими своей профессиональной деятельности в условиях
неспециализированного стационарного медицинского подразделения, имеют право на
получение выплат стимулирующего характера, предусмотренных Правилами № 415, и указанные
выплаты истцом были получены. Кроме того, истец находился в штате акушерского
обсервационного отделения с 11 апреля по 14 июля 2020 года, а с 17 июля 2020
года и в дальнейшем (августе, сентябре, октябре 2020 года) привлекался для
оказания медицинской помощи роженицам в отдельные дни в течение 1-1,5 часов. У
учреждения не было необходимости включения должности истца в штат акушерского
отделения, так как с учетом специфики работы занятость истца на полную ставку в
отделении отсутствовала.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие истца и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ГУЗ
ГКБ является многопрофильным
стационаром, который оказывает медицинскую помощь женщинам и детям.
В структуру Учреждения входит родильный дом, где оказывается
экстренная и плановая медицинская помощь по профилю «акушерство и гинекология»,
в том числе в Учреждении ответчика функционирует обсервационное отделение.
С 1 сентября 2015 года Захаров М.В. состоит в трудовых
отношениях с ГУЗ ГКБ на основании трудового договора от 1 сентября 2015 года № 158.
В соответствии с условиями договора истец принят на работу в отделение
анестезиологии-реанимации № 1 на должность ***.
11 апреля 2020 года между ГУЗ ГКБ и Захаровым М.В. было заключено
дополнительное соглашение к трудовому договору, по условиям которого: ***
переводится на работу в акушерское обсервационное отделение с 11 апреля 2020
года на период организации госпитальной базы для оказания медицинской помощи
пациентам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 и с признаками респираторной инфекции,
новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Дополнительным
соглашением определено, что работнику устанавливается повременная система
оплаты труда (пункт 4.1).
Заработная плата состоит
из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера
(пункт 4.1.1).
Должностной оклад работника устанавливается в размере 14 950
руб. (пункт 4.1.2).
Согласно пункту 4.1.3 работнику в соответствии с
законодательством Российской Федерации и решениями работодателя производятся:
выплаты компенсационного характера в процентном отношении к должностному окладу
(выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или)
опасными и иными условиями труда – 25%; выплаты за работу в условиях,
отклоняющихся от нормальных – 90%); выплаты стимулирующего характера (выплаты
за стаж непрерывной работы, выслугу лет).
Пунктом 4.1.4 дополнительного соглашения установлено, что
оплата производится за фактически отработанное время.
Согласно пункту 4.2 дополнительного соглашения в качестве
поощрения за особые условия труда и дополнительную нагрузку при оказании
медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция,
и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекции, работнику
устанавливаются выплаты стимулирующего характера в соответствии с приказом ГУЗ
ГКБ № 330 от 17 апреля 2020 года «Об
осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и
дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь
гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп
риска заражения новой коронавирусной инфекцией», приказом ГУЗ ГКБ № 331 от 20 апреля 2020 года «О мерах
поддержки работников медицинской организации в условиях угрозы новой
коронавирусной инфекции COVID-19 на
территории Ульяновской области».
Приказом ответчика от 11
апреля 2020 года № 345 Захаров М.В. был переведен временно с должности *** отделения
анестезиологии-реанимации № 1 на время работы госпитальной базы на должность ***
в акушерское обсервационное отделение.
Приказом ГУЗ ГКБ от 15 июля 2020 года № 561 истец был переведен
постоянно из акушерского обсервационного отделения с должности *** на время
работы госпитальной базы в отделение анестезиологии-реанимации № 1 на должность
***.
Материалами дела
подтверждено, что в спорный период Захаров М.В. получал в составе заработной
платы выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 2 апреля 2020 года № 415 «Об утверждении Правил предоставления в
2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых
являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской
Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных
обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении
выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную
нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у
которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска
заражения новой коронавирусной инфекцией» и указом Губернатора Ульяновской
области от 3 апреля 2020 года № 42 «О
мерах поддержки работников медицинских и иных организаций в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)
на территории Ульяновской области».
Захаров М.В.,
полагая, что за весь спорный период также имеет право на выплаты в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года №
484, обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования Захарова М.В. в полном
объеме, суд первой инстанции исходил из того, что отказ работодателя в
признании за истцом права на выплаты стимулирующего характера за период с 1
июня 2020 года по 31 октября 2020 года в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 в связи с
оказанием медицинской помощи гражданам с неблагополучным эпидемиологическим
анамнезом по COVID-19 в рамках исполнения своих профессиональных обязанностей,
ущемляет права медицинского работника на получение установленных и
гарантированных государством выплат стимулирующего характера.
Однако данные выводы суда не соответствуют фактическим
обстоятельствам дела, сделаны с неправильным применением к спорным
правоотношениям норм материального права, что в силу ч. 1 ст. 330 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для изменения
судебного решения.
Пункт
1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату
(оплату труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от
квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой
работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного
характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,
работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся
радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и
стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и
иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 Трудового
кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается
трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя
системами оплаты труда.
Системы
оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов),
доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях,
отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера
и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями,
локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В
спорный период отношений сторон действовали Правила предоставления в 2020 году
иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются
бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в
целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств
субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат
стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку
медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых
выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой
коронавирусной инфекцией, утвержденные постановлением Правительства Российской
Федерации от 2 апреля 2020 года № 415, утратившим силу с 1 ноября 2020 года
(далее – Правила № 415), а также Правила предоставления в 2020 году иных
межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные
ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях
софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской
Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за
выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно
участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая
коронавирусная инфекция COVID-19, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 (далее – Правила № 484).
Согласно
пункту 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 12 апреля 2020 года № 484, они устанавливают цели, порядок и условия
предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового
обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда
Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме
расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при
осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ
медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании
медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция
COVID-19.
Средства,
предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного
межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020
года выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их
структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь),
фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая
коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством
здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы
медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению
рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в
организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании
скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная
инфекция COVID-19 (п. 3 Правил № 484).
Пунктом
11 Правил № 484 установлено, что выплаты стимулирующего
характера осуществляются медицинским и иным работникам,
непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая
коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому
договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1)
данных Правил локальными нормативными актами медицинской организации и
транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах:
оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях
гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам -
80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. рублей в
месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. рублей в месяц (подпункт «б»).
Согласно пункту 12 Правил № 484 локальный нормативный акт
медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых
выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает: перечень
наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в
которых дает право на установление выплат стимулирующего характера (подпункт
«а»); перечень должностей медицинских и иных работников структурных
подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на
установление выплат стимулирующего характера (подпункт «б»); размер выплаты
стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью независимо от
количества отработанных смен (часов), но не выше размеров, указанных в пункте 11 данных Правил (подпункт «в»); срок, на который
устанавливается выплата стимулирующего характера (подпункт «г»).
Пунктом
10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2
апреля 2020 года № 415, действовавших в спорный период, было установлено, что
средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных
межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям,
подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным
органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке
органам местного самоуправления осуществления полномочия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания
населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи,
специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых
оказывается медицинская
помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из
группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с
указанным в пункте 11 данных Правил локальным нормативным
актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом
местного самоуправления, в следующих размерах: врачам и медицинским работникам
с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную
медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам,
врачам-анестезиологам-реаниматологам), - 100 процентов среднемесячного дохода
от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9
месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики
(подпункт «ж»); среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании
специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 50 процентов
среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте
Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы
государственной статистики (подпункт «з»).
Как
было указано в пункте 11 Правил № 415, локальным нормативным
актом медицинской организации устанавливаются: перечень наименований подразделений
медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат
стимулирующего характера за фактически отработанное время (подпункт «а»);
перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских
организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего
характера за фактически отработанное время (подпункт «б»); размер выплаты
стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью (подпункт
«в»); срок, на который устанавливается
выплата стимулирующего характера (подпункт «г»).
Субъект
Российской Федерации вправе предусмотреть повышение уровня выплат
стимулирующего характера за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации
(пункт 12 Правил № 415).
Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской
области №724-р от 3 апреля 2020 года «О развертывании госпитальной базы для
лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией» определено развернуть с 4
апреля 2020 года на базе ГУЗ «Центральная городская клиническая больница
г.Ульяновска» госпитальную базу для взрослых, больных новой коронавирусной
инфекцией и с подозрением на новую коронавирусную инфекцию.
Распоряжением
Министерства здравоохранения Ульяновской области от 7 апреля 2020 года №
743-р «О временной маршрутизации беременных женщин, рожениц и их новорожденных
в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» был утвержден порядок временной
маршрутизации беременных женщин и рожениц с неблагополучным эпидемиологическим
анамнезом по COVID-19; главным врачам медицинских организаций, подведомственных
Министерству здравоохранения Ульяновской области, имеющих в составе структурные
подразделения родовспоможения, было предписано при наличии противопоказаний для
транспортировки пациентки обеспечить: перевод родильницы при стабильном
состоянии и отсутствии клинических проявлений респираторной инфекции, новой
коронавирусной инфекции COVID-19 в ГУЗ ГКБ № 1 (Перинатальный центр) (пункт
6.2); перевод родильницы при стабильной состоянии и наличии клинических проявлений
респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19 в ГУЗ
«Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» (пункт 6.3).
Распоряжением Министерства здравоохранения
Ульяновской области от
24 апреля 2020 года № 861-р был утвержден в том числе Перечень
медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с
подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с
подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в условиях круглосуточного
стационара (Приложение № 1). В числе данных медицинских организаций указано ГУЗ
ГКБ № 1 (Перинатальный центр).
Распоряжением Министерства здравоохранения
Ульяновской области от 28 мая 2020 года № 300-пр утвержден Перечень медицинских
организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области,
которые перепрофилируются для оказания медицинской помощи пациентам с
подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или с
подозрением на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) в стационарных
условиях, в который включено Учреждение ответчика с количеством
перепрофилируемых коек 20.
Распоряжением Министерства здравоохранения
Ульяновской области от
24 апреля 2020 года № 858-р «О предоставлении выплат стимулирующего
характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам
медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения
Ульяновской области, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи
гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19»
утверждены Правила предоставления в 2020 году субсидий на иные цели из
федерального бюджета, на осуществление выплат стимулирующего характера за
выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно
участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая
коронавирусная инфекция COVID-19 (Приложение № 1).
Пунктом 3 указанного распоряжения № 858-р
установлено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и
иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена
новая коронавирусная инфекция COVID-19, в следующих размерах: оказывающим
специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у
которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19: врачам – 80 000
руб. в месяц; среднему медицинскому персоналу – 50 000 руб. в месяц;
младшему медицинскому персоналу – 25 000 руб. в месяц (подпункт «б»).
В письме Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 17 мая 2020 года № 16-3/И/1-3061 разъяснено, что стимулирующая выплата в соответствии с
постановлением
Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 полагается
медицинским работникам стационарных подразделений, оказывающих медицинскую
помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19.
Стимулирующие
выплаты за выполнение особо важных работ начисляются медицинскому и иному
работнику в размере, установленном в соответствии с пунктом 11
постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года №484,
являются единовременными, выплачиваются в полном размере, если он отработал в
соответствии с установленным графиком независимо от количества смен и(или)
часов, за риск работы с больными с новой коронавирусной инфекцией.
В
медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих
медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в
стационарных условиях, руководитель организации утверждает временное штатное
расписание медицинской организации и при необходимости (в том числе при
перепрофилировании) осуществляет перераспределение функциональных обязанностей
медицинских работников. Таким образом, должности всех медицинских работников,
непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых
выявлена новая коронавирусная инфекция, подлежат включению в перечень
должностей медицинских работников, имеющих право на выплаты стимулирующего
характера.
Материалами дела подтверждено, что в соответствии
с указанными выше распоряжениями Министерства здравоохранения Ульяновской
области от 24 апреля 2020 года № 861-р и от 28 мая 2020 года № 300-пр в ГУЗ ГКБ
с 11 апреля 2020 года главным врачом Учреждения ответчика было утверждено и
Министерством здравоохранения Ульяновской области согласовано временное штатное
расписание в связи с созданием госпитальной базы для беременных и рожениц с
подозрением на наличие у них новой коронавирусной инфекции COVID-19.
30 апреля 2020 года между Министерством здравоохранения
Ульяновской области и ГУЗ ГКБ № 1 (Перинатальный центр) на основании
распоряжения Министерства здравоохранения Ульяновской области от 24 апреля 2020
года № 858-р, постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля
2020 года № 484, распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 апреля
2020 года № 976-р было заключено соглашение № 4/вып.стим.рф. о предоставлении
субсидии ГУЗ ГКБ № 1 (Перинатальный центр) на иные цели.
Данное соглашение было расторгнуто сторонами (ГУЗ
ГКБ № 1 (Перинатальный центр) и Министерством здравоохранения Ульяновской
области) 24 августа 2020 года.
Из приведенных выше фактических обстоятельств дела
следует, что в период работы Захарова М.В. в июне-июле 2020 года в акушерском обсервационном отделении там была
создана госпитальная база для беременных и рожениц с подозрением на наличие у
них новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Министерством здравоохранения Российской Федерации
в письме от 21 мая 2020 года № 16-3/И/1-6965 разъяснено, что стимулирующие
выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 в размерах,
установленных в пункте 11
Правил, являются «единовременными», выплачиваются в полном размере независимо
от количества отработанных смен и(или) часов, в том числе за апрель, за «риск»
работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Материалами
дела подтверждено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что в
июне-июле 2020 года в акушерском обсервационном отделении находились беременные
и роженицы, у которых была установлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Исходя
из приведенных выше положений закона, Захаров М.В., состоявший в штате
акушерского обсервационного отделения Учреждения ответчика в период с 19 апреля
по 14 июля 2020 года, выполнявший там в условиях госпитальной базы свои
должностные обязанности, в том числе по оказанию медицинской помощи беременным
и роженицам, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, то
есть в условиях названного выше «риска», имеет право на выплаты стимулирующего
характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
12 апреля 2020 года № 484 за период с 1 июня по 31 июля 2020 года.
В силу изложенного выше доводы жалобы ответчика о
том, что истец не имеет право на выплаты в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 ни за какой
период, несостоятельны.
Доводы Учреждения ответчика о том, что
представленными доказательствами, в частности, реестрами на оплату страховых
случаев оказания медицинской помощи, актом проверки ведомственного контроля
качества от 9 октября 2020 года, подтверждено, что в Учреждении оказывалась
медицинская помощь только по профилю «беременность, роды и послеродовой
период», не могут быть приняты во внимание, так как документальное оформление
случаев оказания медицинской помощи от действий работника не зависит и не может
лишать его тех социальных гарантий, которые были гарантированы
медицинским сотрудникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам с
неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19.
Утверждения
в жалобе о том, что лечение коронавирусной инфекции должно производиться
исключительно в условиях специализированного стационара, и в ГУЗ ГКБ в спорный
период оно не производилось, не могут быть приняты во внимание, так как противоречат
материалам дела.
По
статистическим данным ГУЗ ГКБ в акушерском обсервационном отделении за период с
11 апреля по 30 ноября 2020 было пролечено 311 женщин, из них с подтвержденным
диагнозом: «новая коронавирусная инфекция» - 179 чел., что составляет порядка
57% от общего числа пролеченных. Из 179 женщин - 67% поступали непосредственно
на роды (в среднем пребывание в отделении 4,5 дня); с угрозой прерывания
беременности 21% (в среднем пребывание в отделении 7,8 дня); перевод из других
родильных домов в послеродовом периоде -19 % (в среднем пребывание в отделении 4
дня). Заболевание новой коронавирусной инфекцией протекало в легкой форме у 51%
рожениц и беременных, бессимптомное носительство вируса - 40%, в среднетяжелой
форме - 9%.
Вместе
с тем, признание судом первой инстанции за истцом права на спорные
стимулирующие выплаты, за период, когда Захаров М.В. не состоял в штате
акушерского обсервационного отделения, то есть, по смыслу приведенных выше
положений закона и разъяснений, не находился постоянно в условиях «риска» работы
с больными с новой коронавирусной инфекцией, а привлекался в отдельные дни и
часы для оказания медицинской помощи, в том числе лицам с диагнозом
«коронавирусная инфекция», нельзя признать законным.
В
письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 мая 2020 года №
16-3/И/1-6965 разъяснено, что выплаты стимулирующего характера за работу в
особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415 осуществляются
медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным
диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии
с Временными правилами
учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 31 марта 2020 года № 373. Также указанные выплаты получают
медицинские работники, контактирующие в результате осуществления
профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415 определено
установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время.
Материалами дела подтверждено, что в период после перевода Захарова
М.В. из акушерского обсервационного отделения в отделение
анестезиологии-реанимации №1 с 15 июля 2020 года он привлекался для оказания
медицинской помощи лицам с диагнозом «коронавирусная инфекция COVID-19» только
в отдельные дни и часы, а именно: 17 и 31 июля; 6, 7, 16, 17, 28 августа; 7,
12, 13, 21 сентября; 10, 11 октября (проведение анестезии, обезболивание,
осмотры после операции) в обсервационном отделении); 19 сентября (проведение
анестезии в физиологическом отделении).
За указанные дни Захаров М.В. получил выплаты в соответствии
с постановлением
Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415, что следует из
материалов дела.
Предусмотренные законом основания для признания за истцом
права на стимулирующие выплаты в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, за период с августа по
октябрь 2020 года, на чем настаивал истец и его представитель, отсутствуют.
Таким образом, решение суда следует изменить, обязав
государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница
святого апостола Андрея Первозванного» направить в Министерство здравоохранения
Ульяновской области заявку в отношении Захарова М.В. на финансирование выплат
стимулирующего характера на основании постановления Правительства Российской
Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 за период с 1 июня по 31 июля 2020 года.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 14 декабря 2021 года изменить,
обязав государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая
больница святого апостола Андрея Первозванного» направить в Министерство
здравоохранения Ульяновской области заявку в отношении Захарова Максима
Викторовича на финансирование выплат стимулирующего характера на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484
за период с 1 июня по 31 июля 2020 года.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г.
Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Заволжский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.04.2022.