Судебный акт
Квалификация признана правильной, наказание назначено справедливое
Документ от 25.04.2022, опубликован на сайте 05.05.2022 под номером 99334, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 30 ч.3 - ст. 105 ч.1; ст. 158 ч.3 п. г, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Караев Н.Ю.                                                                                       Дело № 22-808/2022   

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                            25 апреля 2022 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего Сенько С.В.,

судей Баранова О.А. и Мещаниновой И.П.,

с участием прокурора Кечаевой Ю.А.,

осужденной Чуйковой Н.А.,

ее защитника – адвоката Ядониста О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамшетдиновой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционным жалобам защитника – адвоката Ядониста О.Г. и осужденной Чуйковой Н.А. на приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 марта 2022 года, которым

 

Чуйкова Наталья Александровна,

***, ***, ранее судимая:

- 28 мая 2012 года Димитровградским городским судом Ульяновской области по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 9 годам лишения свободы, освобождена 27 ноября 2020 года по отбытии срока;

- 18 октября 2021 года мировым судьей судебного участка № 6 Димитровградского судебного района Ульяновской области по ч. 1 ст. 160 УК РФ к 1 году лишения свободы условно, с испытательным сроком в 1 год 6 месяцев,

 

осуждена:

- по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев,

- по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок  8 лет.

В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний Чуйковой Н.А. назначено наказание в виде лишения свободы на срок 9 лет.

На основании ч. 5 ст. 74 УК РФ отменено условное осуждение по приговору мирового судьи судебного участка № 6 Димитровградского судебного района Ульяновской области от 18 октября 2021 года.

В силу ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров частично присоединено  к вновь назначенному наказанию неотбытое наказание по приговору от 18 октября 2021 года, окончательно Чуйковой Н.А. назначено наказание в виде лишения свободы на срок 9 лет 6 месяцев, с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Постановлено:

- срок наказания  исчислять со дня вступления приговора в законную силу;

- меру пресечения Чуйковой Н.А. до вступления приговора суда в законную силу оставить без изменения - заключение под стражей;

- на основании ч. 3.2 ст. 72 УК РФ время содержания под стражей Чуйковой Н.А. с  1 марта 2022 года до вступления приговора в законную силу зачесть в срок лишения свободы из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии общего режима;

- взыскать с Чуйковой Н.А. в доход федерального бюджета процессуальные издержки в размере 22 800 рублей.

Решен вопрос о вещественных доказательствах.

Апелляционное представление государственного обвинителя отозвано до начала рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции в порядке ст. 389.8 УПК РФ.

 

Заслушав доклад судьи Сенько С.В., изложившей краткое содержание приговора, доводы апелляционных жалоб, выступления участников процесса, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Чуйкова Н.А. признана виновной в покушении на убийство С***; а также в краже, то есть тайном хищении имущества С***, совершенном с банковского счета.

 

Преступления совершены 9 ноября 2021 года, 2-3 января 2022 года соответственно в г.Димитровграде Ульяновской области при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

 

В апелляционной жалобе адвокат Ядонист О.Г. считает приговор незаконным и необоснованным. Выводы суда противоречат установленным обстоятельствам о совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ. Высказывание Чуйковой Н.А. угрозы убийством С***. возле окна последней не образует состава какого-либо преступления,  поскольку действий на лишение жизни не совершалось. Более того, Чуйкова Н.А. сама прекратила свои действия, а потерпевшая не воспринимала угрозы реально. Напротив, именно С***, вооружившись палкой внушительных размеров,  стала преследовать осужденную. Особые поражающие свойства орудия преступления – ножа ничем не подтверждены, т.к. данный предмет не установлен, не подвергся  экспертному исследованию. Показания потерпевшей о наличии у осужденной умысла на убийство,  нанесении удара в область сердца, не доведение умысла по независящим обстоятельствам не согласуются с другими доказательствами. После причинения пострадавшей легкого вреда здоровью женщины разошлись. Просит приговор изменить, переквалифицировать действия осужденной с ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ на п. «в» ч. 2 ст. 115 УК РФ и назначить справедливое наказание.

 

В апелляционных жалобах осужденная Чуйкова Н.А. указывает на незаконность и необоснованность приговора, просит его отменить. Случившееся объясняет противоправными действиями С***, распространявшей  из квартиры ***, что подтвердил Ч***  Ввиду того, что ранее она с ней не была знакома, то не могла испытывать неприязненные чувства. Обращает внимание на изменение показаний потерпевшей. Первоначально та не показывала о наличии какого-либо предмета во время ссоры у окна. Спустя полтора месяца С*** стала говорить о наличии  предмета, а позднее, что это был нож, который кроме неё никто не видел. Потерпевшая по телосложению значительно крупнее, будучи вооружена  дубиной, догнала, замахнувшись палкой.  Она же, подобрав нож, ударила С*** в целях обороны.  После этого они разошлись. Изложенное свидетельствует об отсутствии умысла на убийство. Следователь не провел следственный эксперимент и очную ставку между ней и потерпевшей, не изъял нож и, соответственно, не провел по нему экспертизу.  Судом  необоснованно отказано защитнику в удовлетворении ходатайства о проведении следственного эксперимента для определения места нахождения всех участников происшествия. Полагает, что определяющую роль для суда и следствия оказала её прежняя судимость по ст. 105 УК РФ. Потерпевшая во время судебного разбирательства неоднократно  назначала ей встречи с целью  последующей провокации на совершение противоправных действий. Следствие, по её мнению, проведено с обвинительным уклоном. Просит отменить приговор и направить уголовное дело для производства дополнительного расследования.

 

В суде апелляционной инстанции:

-  осужденная Чуйкова Н.А., защитник – адвокат Ядонист О.Г. поддержали доводы апелляционных жалоб;

- прокурор Кечаева Ю.А. обосновала их несостоятельность, просила приговор оставить без изменений.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав выступления сторон, судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым.

 

Виновность осужденной Чуйковой Н.А. в покушении на убийство, краже денежных средств с банковского счета подтверждается собранными в ходе предварительного следствия и исследованными в судебном заседании доказательствами, которым дана надлежащая оценка.

 

Согласно показаний потерпевшего С*** после ухода Чуйковой Н.А. у него пропала банковская карта, с помощью которой оплачены продукты на общую сумму 6990 руб.

Об оплате Чуйковой Н.А. посредством банковской карты потерпевшего многочисленных покупок в период со 2 по 3 января  2022 года  подтверждается  отчетом по банковской карте, видеозаписями из торговых точек ( т.2 л.д. 24-26, 27-30, 109-111), а также показаниями Ю*** и самой осужденной.

 

Виновность осужденной по преступлению в отношении С***  подтверждается показаниями самой   Чуйковой Н.А., не отрицавшей приход к дому потерпевшей, высказывание той угроз через окно, а  затем преследование её С***, нанесение ею  последней сильного удара  ножом по телу. 

 

Согласно показаний потерпевшей  в судебном заседании в вечернее время к ней в окна стучалась агрессивно настроенная Чуйкова Н.А., угрожала убийством, разбила стекла. После вызова сотрудников полиции, она, решив  пресечь противоправные действий, с палкой в руке догнала осужденную. Последняя,  продолжая высказывать угрозы убийством,  ударила  ее ножом в область сердца. Удар не достиг  цели, поскольку успела отпрянуть назад. Зажав рану рукой, покинула место происшествия.

 

Вопреки доводам защиты показания С*** о высказывании угроз убийством, демонстрации при этом ножа, сильном замахе им с целью удара в область сердца являются последовательными, давались и на предварительном следствии (т.1 л.д. 36).

 

В заявлении С*** о привлечении Чуйковой Н.А. к уголовной ответственности также отражено об угрозах расправой и причинении телесных повреждений ножом ( т.1 л.д. 3).

 

Оснований для оговора Чуйковой Н.А. у потерпевшей не имелось, поскольку до указанных событий они  не были знакомы, а кроме того показания С*** согласуются с иными доказательствами по делу.

 

Согласно показаний Т*** она слышала угрозы убийством, выкрикиваемые осужденной у дома потерпевшей. С***, сообщив о разбитии оконных стекол, пошла в сторону обидчицы. Вернулась оттуда с раной в груди, сказав об ударе её ножом.

 

По заключению судебно-медицинской экспертизы у С*** в проекции 6 межреберья – 7 ребра имелось колото-резаное  ранение боковой  поверхности грудной клетки слева, полученное от  воздействия колюще-режущего предмета (т.1 л.д. 108-109).  Область расположения указанной раны подтверждает показания потерпевшей  о смещении вниз от области расположения сердца ударного воздействия ножом из-за  отступления С*** от нападавшей.

 

По заключению судебно-криминалистической экспертизы на белье потерпевшей обнаружен разрез ткани, образованный предметом с заостренным концом (т.1 л.д. 121-126).

 

При осмотре белья потерпевшей на нем обнаружены пятна, похожие на кровь (т.1 л.д. 94-95).

 

Показания С*** об обстоятельствах нанесения удара ножом согласуются с показаниями Ч***. на предварительном следствии о том, что в состоянии опьянения Чуйкова Н.А. подошла к  окну потерпевшей, стала угрожать убийством из чувства ревности, затем он переместился с осужденной  к киоскам, куда пришла потерпевшая. В ходе ссоры заметил у Чуйковой Н.А., продолжавшей высказывать угрозы убийством,  нож, а у С*** – кровь на груди. Понял, что осужденная ранила потерпевшую ножом (т.1 л.д. 78-80).

 

Показания Ч*** на предварительном следствии получены с соблюдением требований УПК РФ,  подписаны  им без замечаний, поэтому являются допустимыми доказательствами. Оснований для оговора Чуйковой Н.А. он не имел. Ввиду последовательной позиции Ч***, а Т*** – в суде о том, что они не видели момента удара ножом,  т.к. первый отвлекся, а вторая находилась на значительном расстоянии от места событий, судом обоснованно не приняты во внимание их показания в указанной части, данные на предварительном следствии.

 

Путем допроса в судебном заседании следователя Х*** проверены доводы Ч***. о фальсификации  протоколов допроса на предварительном следствии  его и свидетеля и отвергнуты как не соответствующие действительности.

 

В тоже время Т*** подтвердила показания С*** в суде о кровотечении из раны, а также приседании жертвы непосредственно после ранения, что было очевидно Чуйковой Н.А., не ставшей преследовать пострадавшую.

 

Анализируя показания С***, Ч*** причиной прихода Чуйковой Н.А. к потерпевшей стала ревность, а не противоправные действия последней по незаконному распространению *** либо невозврату долга.

 

С учетом показаний С***, Т*** и  Ч*** в суде угрозы убийством высказывались осужденной как у окна, так и в месте нанесения удара ножом.

 

Вопреки доводам защиты, С*** реально воспринимала угрозы убийством, высказанные у окна, по указанной причине вооружилась палкой, вызвала сотрудников полиции. В то же время судом  правильно оценены её показания относительно того, что она сама угрозы для Чуйковой Н.А. не представляла, не замахивалась на неё палкой, о чем свидетельствуют показания Ч***. на предварительном следствии.

 

Изменение в незначительной части потерпевшей своих показаний в суде, в том числе относительно роли Ч***, расценивается судебной коллегией  не как оговор осужденной, а  дача более подробных показаний с учетом выяснения интересуемых сторонами обстоятельств.

 

Доводы осужденной об отсутствии у неё умысла на лишение жизни С***, обороне от действий последней, обнаружении ножа на месте преступления, неправильной квалификации содеянного, а также показания Ч*** в суде об отсутствии ножа у Чуйковой Н.А., невысказывании ею угроз убийством, долговые обязательства перед ним потерпевшей опровергаются приведёнными доказательствами. 

 

Необнаружение ножа ввиду его сокрытия Чуйковой Н.А., непроведение по нему исследований не подрывает вывод суда о поражающей силе орудия преступления ввиду подробного описания его С***, видевшей нож на протяжении нескольких минут в руках осужденной.

 

Действия Чуйковой Н.А. по нанесению сильного удара клинком ножа в область сердца, сопровождаемые  неоднократными угрозами убийством, свидетельствуют об её умысле на убийство. Преступление не доведено до конца по независящим от осужденной обстоятельствам, ввиду уклонения пострадавшей от целенаправленного удара в область сердца, появления крови в месте ранения. Тяжесть наступивших последствий от ранения не влияет на квалификацию содеянного по вышеизложенным основаниям.

 

Суд правильно квалифицировал действия Чуйковой Н.А.  по ч. 3 ст. 30, ч.1 ст. 105 УК РФ - покушение на убийство, то есть покушение на умышленное причинение смерти другому человеку, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам; а также по п. «г» ч.3 ст. 158 УК РФ - кража, то есть в тайное хищение чужого имущества, совершенная с банковского счета (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст.159.3 УК РФ).

 

Вопреки доводам жалобы, нарушений норм уголовно-процессуального закона при производстве предварительного расследования не допущено. Не является таковым отказ в проведении следственного эксперимента для проверки доводов участников  судопроизводства на месте  ввиду их подробных и  детальных показаний при допросах,  отсутствие экспертного исследования орудия преступления  ввиду его необнаружения, а также  неустановление иных очевидцев преступления, поскольку  совокупность исследованных доказательств достаточна.

 

Возбуждение уголовного дела в отношении Чуйковой Н.А. по п. «г» ч.2 ст. 115 УК РФ не препятствовало впоследующем, после проведения следственных действий,  переквалифицировать её действия на более тяжкий состав преступления.

 

Судебное разбирательство проведено с соблюдением всех принципов судопроизводства, в том числе состязательности и равноправия сторон, права на защиту, презумпции невиновности, разрешены все ходатайства сторон. Отклонение части ходатайств, в том числе о проведении следственного эксперимента, не нарушало право осужденной на защиту, поскольку в судебном заседании  в целях выяснения обстоятельств дела подробным образом  допрошены все установленные очевидцы содеянного.

 

Напротив, судом приняты во внимание показания Т*** в судебном заседании, более выгодные для Чуйковой Н.А., чем её показания на предварительном следствии.

 

При решении вопроса о наказании суд  в полной мере учел характер и степень общественной опасности содеянного, данные о  личности Чуйковой Н.А., все смягчающие обстоятельства:

- по преступлению в отношении С*** - признание вины, активное способствование расследованию преступления;

- по преступлению в отношении С*** - частичное признание вины;

- по обоим преступлениям - наличие малолетнего ребенка, состояние здоровья осужденной, другие, влияющие на наказание.

 

Учтены  характеристики с места жительства,  семейное положение, отягчающее обстоятельство – рецидив. Наказание по преступлению в отношении С***  назначено с учетом положений ч.3 ст. 66 УК РФ.

 

Судебная коллегия соглашается  с выводом суда о необходимости назначения    наказания по обоим преступлениям в виде реального лишения свободы, без дополнительного наказания, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ, и  отсутствии оснований для применения положений  ст. 64, ч.3 ст. 68 УК РФ.

 

С приведением мотивов принято решение о невозможности сохранения условного осуждения по приговору от 18 октября 2021 года, назначении окончательного наказания по правилам ст. 70 УК РФ.

 

Таким образом,  выполнены требования об индивидуальном подходе к назначению наказания за каждое из преступлений, по совокупности преступлений и приговоров,  оно не является чрезмерно суровым.

 

Для отбывания наказания Чуйковой Н.А. назначена исправительная колония общего режима, что соответствует положениям ст. 58 ч. 1 п. «б» УК РФ.

 

Относительно взыскания с осужденной процессуальных издержек за услуги, оказанные адвокатами по её защите, то в этой части приговор также является законным.

 

Руководствуясь статьями 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 марта 2022 года в отношении осужденной Чуйковой Натальи Александровны оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в  кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ.

Кассационные жалоба, представление, подлежащие рассмотрению в порядке, предусмотренном статьями 401.7 и 401.8 УПК РФ, могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу приговора или иного итогового судебного решения, а для осужденной, содержащейся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ей копии такого судебного решения, вступившего в законную силу.

Осужденная вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела в судебном заседании суда кассационной инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи