Судебный акт
О признании действий незаконными
Документ от 26.04.2022, опубликован на сайте 05.05.2022 под номером 99370, 2-я гражданская, о признании действий сотрудников незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-01-2021-001618-32

Судья Гришин  П.С.                                                                      Дело № 33а-1421/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        26 апреля 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре  Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шайдуллова Азата Зайдятовича на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 8 октября 2021 года по делу № 2а-820/2021, по которому постановлено:

административное исковое заявление Шайдуллова Азата Зайдятовича к федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 56 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Свердловской области, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации о признании действий федерального  казённого учреждения Исправительная колония № 56 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Свердловской области по совместному содержанию курящих и некурящих, а также лиц с инфекционными заболеваниями, незаконными; присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере                  120 000 рублей оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения  Шайдуллова  А.З., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

установила:

Шайдуллов А.З. обратился в суд с административным исковым заявлением к  федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 56 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Свердловской области, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации о признании действий федерального  казенного учреждения Исправительная колония № 56 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Свердловской области по совместному содержанию курящих и некурящих, а также лиц с инфекционными заболеваниями незаконными; присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере                   120 000 руб.

В обоснование требований указал, что в период с 10.12.2009 по 21.09.2017 он  отбывал наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области. При этом  в период с июля 2012 года по февраль 2014 года, с марта  по октябрь 2014 г., с августа по сентябрь 2014 г., с августа по сентябрь  2017 г.   содержался в одной камере с ВИЧ-инфицированным, больными туберкулезом, гепатитом, курящими.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Шайдуллов А.З. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает, что он находился более чем 22 часа в  сутки в одной камере с курящими лицами, что признается пассивным курением и может вызвать различные заболевания. Полагает, что судом допущено нарушение норм процессуального права, поскольку его иск подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

В судебное заседание кроме Шайдулова А.З.  другие лица,  участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Шайдуллов А.З., осужденный к пожизненному лишению свободы, в период  с 10.12.2009 по  21.09.2017 отбывал наказание в  ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области.

В административном исковом заявлении Шайдуллов А.З.  настаивал на том, что условия его содержания в исправительном учреждении не соответствовали установленным нормам, в ходе рассмотрения дела ссылался на показания лиц, отбывавших наказание с ним, допрошенных судом в качестве свидетелей.

Разрешая требования административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения  иска.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом  суда первой инстанции.

В соответствии с ч.5 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  при рассмотрении административного искового заявления об спаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, связанных с нарушением условий содержания в исправительном учреждении и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Согласно ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации   Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

В силу ст.11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации  осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Пунктом 4 ст.12 Федерального закона от 23.02.2013 №  15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлено, что для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Вместе с тем, вопросы раздельного содержания осужденных к лишению свободы регулируются  Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, которым раздельное содержание курящих и некурящих осужденных не предусмотрено.

Доводы  административного  истца  о том, что в камере он содержался с лицами, которые курили, чем нарушали права истца, сами по себе не могут являться основанием для вывода о нарушении прав истца, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательного раздельного содержания курящих и некурящих лиц, содержащихся под стражей.

При этом Европейский Суд по правам человека, на чью практику ссылается истец, неоднократно указывал на то, что заявление лица о том, что оно подверглось обращению, нарушающему ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должно соответствовать требованиям доказуемого утверждения.

В адрес администрации  ФКУ ИК-56 с  письменными  заявлениями, обращениями по поводу пребывания совместно с курящими Шайдуллов А.З. не обращался, каких-либо жалоб на условия содержания  совместно с курящими лицами от него не поступало.

В соответствии с п. 17 Приказа Минюста России от 16.12.2016 №  295 «Об  утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» осужденным запрещается курить в не отведенных для этого местах.

Сведения о том, что  содержащиеся  с Шайдулловым А.З. лица были привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение  Правил внутреннего распорядка  исправительных учреждений, материалы дела не содержат.

Согласно положениям ч.5 ст.80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных.

Согласно ст.5 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», ВИЧ-инфицированные граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с                            ч.2 ст.101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации была предусмотрена организация в уголовно-исполнительной системе специализированных лечебно-исправительных учреждений для медицинского обслуживания и отбывания наказания ВИЧ-инфицированных осужденных.

Между тем, Федеральным законом от 09.03.2001 № 25-ФЗ из                          ч.2 ст.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации данная норма исключена, в связи с чем в настоящее время ВИЧ-инфицированные осужденные отбывают наказание в тех же исправительные учреждениях, где и здоровые осужденные. Угрозы для жизни и здоровья содержащихся осужденных вместе с ВИЧ-инфицированными не имеется.

Согласно разъяснениям Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.09.2003 ВИЧ-инфекция относится к медленным инфекциям с длительным периодом носительства, от момента заражения до развития заболевания может пройти от 5 до 10 лет. При условии соблюдения морально-этических и санитарно-гигиенических норм ВИЧ-инфицированные не представляют угрозы для окружающих, в связи с чем совместное содержание лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и здоровых подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы считается допустимым.

На людей, диагностированных как «ВИЧ-инфицированные», распространяются все действующие положения, касающиеся прав граждан и пациентов, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации, которые обязательны для исполнения государственными, общественными и частными органами и организациями, в том числе учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, которые не являются исключением.

Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2013 № 58 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3112-13  «Профилактика вирусного гепатита С» (вместе с «СП 3.1.3112-13. Санитарно-эпидемиологические правила...») (Зарегистрировано в Минюсте России 19.04.2014 № 31646), ведущее эпидемиологическое значение при гепатите С имеют искусственные пути передачи возбудителя, которые реализуются при проведении немедицинских и медицинских манипуляций, сопровождающихся повреждением кожи или слизистых оболочек, а также манипуляций, связанных с риском их повреждения. Инфицирование вирусом гепатита С при немедицинских манипуляциях, сопровождающихся повреждением кожи или слизистых оболочек, происходит при инъекционном введении наркотических средств (наибольший риск), нанесении татуировок, пирсинге, ритуальных обрядах, проведении маникюрных, педикюрных и других процедур с использованием контаминированных вирусом гепатита С инструментов. Инфицирование вирусом гепатита С возможно при медицинских манипуляциях: переливании крови или ее компонентов, пересадке органов или тканей и процедуре гемодиализа (высокий риск), через медицинский инструментарий для парентеральных вмешательств, лабораторный инструментарий и другие изделия медицинского назначения, контаминированные вирусом гепатита С. Инфицирование вирусом гепатита С возможно также при эндоскопических исследованиях и других диагностических и лечебных процедурах, в ходе проведения которых существует риск нарушения целостности кожных покровов или слизистых оболочек. Инфицирование вирусом гепатита С может осуществляться при попадании крови (ее компонентов) и других биологических жидкостей, содержащих вирус гепатита С, на слизистые оболочки или раневую поверхность кожи, а также при передаче вируса половым путем. Основным фактором передачи возбудителя является кровь или ее компоненты, в меньшей степени - другие биологические жидкости человека.

Таким образом, ВИЧ-инфицированные лица, лица с вирусным гепатитом С не изолируются от основной массы обвиняемых, подозреваемых и осужденных, так как не имеют эпидемиологических противопоказаний.

Совместное содержание здоровых и ВИЧ-инфицированных осужденных, осужденных с вирусным гепатитом С действующему законодательству не противоречит. Приведенные административным истцом доводы о том, что он содержался совместно с лицами, больными иными инфекционными заболеваниями, в том числе открытой формой туберкулеза, представленными суду материалами не подтверждаются.

Данные о том, что Шайдуллов  А.З. в период отбывания наказания перенес какие-либо инфекционные заболевания по вине административного ответчика отсутствуют.

Административный истец не оспаривал, что из ФКУ ИК-56  ГУФСИН России по Свердловской области убыл 21.09.2017.

С учетом правовой позиции, изложенной в п.12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №  47,  о том, что проверяя соблюдение предусмотренного ч.1 ст.219 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации  трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

Исковое заявление о признании незаконными бездействия исправительного учреждения, связанного с нарушением условий содержания лишенного свободы Шайдуллова  А.З., последним могло быть подано в течение всего срока, в рамках которого у данного учреждения сохранялась обязанность совершить определенные действия, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

Кроме того Европейским судом по делам данной категории сформулировано правило о шестимесячном сроке для обращения с жалобой, который начинает течь с момента окончания последнего нахождения заявителя под стражей в одном и том же исправительном учреждении при одних и тех же нарушающих его права условиях (Постановления от 16.01.2007 по  делу «Солмаз (Solmaz) против Турции»).

Между тем, Шайдуллов А.З. обратился в суд с указанным административным иском о взыскании компенсации в порядке ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации только 01.09.2021 (согласно штемпеля ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю), то есть спустя более четырех лет со дня окончания периода, в течение которого он непрерывно содержался в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области.

В свою очередь на административном истце в силу положений                          подп.1,2 ч.9, ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит обязанность доказать нарушение прав, соблюдение срока на обращение в суд, а также  насколько актуальны для него в настоящее время причиненные, по его мнению, ему нравственные страдания.

Указанное свидетельствует о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, установленного главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является производным от требования, связанного с признанием незаконными действий, бездействия административного ответчика.

Административным истцом доказательств уважительности причин пропуска указанного срока, а также обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенных прав, несмотря на возложенную на него законом обязанность, не представлено, судебной коллегией не установлено, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, принимая во внимание предмет и основания иска,  круг лиц, участвующих в деле, характер заявленных требований,   судом был избран  верный вид судопроизводства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 8 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шайдуллова Азата Зайдятовича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 29.04.2022.