У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0003-01-2021-005686-52
Судья Надршина Т.И. Дело
№ 33а-1525/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 20
апреля 2022 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Лифановой З.А.
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сафиуллова Руслана Эльмировича
на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 6 октября 2021 года,
с учетом определения того же суда об исправлении описки от 21 февраля 2022 года,
по делу №2а-2231/2022, по которому постановлено:
в
удовлетворении административного иска Сафиуллова Руслана Эльмировича об
оспаривании решений Департамента Министерства семейной, демографической
политики и социального благополучия Ульяновской области от 30.07.2021,
03.09.2021 отказать в полном объеме.
Заслушав
доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Сафиуллова Р.Э., поддержавшего доводы
апелляционной жадобы, представителя Департамента Министерства семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области
Григорьевой С.А., не согласившейся с доводами апелляционной жалобы, полагавшей
решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Сафиуллов Р.Э.
обратился в суд с административным иском к Департаменту Министерства семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о
признании действий незаконными.
В обоснование
административного иска указал, что 16.07.2021 он обратился к административному
ответчику с заявлением о заключении социального контракта на ведение
индивидуальной предпринимательской деятельности, однако распоряжением №3277 от
22.07.2021 в удовлетворении заявления ему было отказано ввиду отсутствия
оснований для заключения социального контракта.
С 29.06.2021 по
настоящее время он является безработным, получает пособие ниже величины
прожиточного минимума. Все документы в соответствии с постановлением
Правительства Ульяновской области №164-П «Об оказании государственной
социальной помощи в Ульяновской области» им были предоставлены. 02.08.2021 он
повторно обратился в отделение соцзащиты с заявлением о заключении социального
контракта на ведение индивидуальной предпринимательской деятельности. В
установленный 30-идневный срок ответ ему не дан. В устной форме было сообщено,
что в удовлетворении заявления отказано.
Сафиуллов Р.Э.
просил признать отказ Департамента Министерства семейной, демографической
политики и социального благополучия Ульяновской области от 22.07.2021 на
заключение социального контракта на ведение индивидуальной предпринимательской
деятельности, а также отказ от 03.09.2021 в предоставлении государственной
социальной помощи в виде ежемесячной денежной выплаты, в том числе на период
действия социального контракта для осуществления предпринимательской
деятельности, незаконными, признать незаконным нарушение 30-идневного срока
ответа на его обращение от 02.08.2021.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Сафиуллов Р.Э. не соглашается с решением суда, просит его отменить, дело
направить на новое рассмотрение. Приводит доводы, аналогичные изложенным в
административном иске.
Указывает, что им
были представлены все необходимые сведения, предусмотренные Постановлением
Правительства Ульяновской области №470-П. Полагает, что сведения о доходах за
последние три месяца в соответствии с законодательством о межведомственном
взаимодействии должны были быть запрошены административным ответчиком в кадровом
центре Железнодорожного района г.Ульяновска, поскольку он получал пособие по
безработице. Относительно предложения административного ответчика пройти
обучение указывает, что отказался от данного предложения, поскольку оно имело
место до заключения с ним социального контракта. Считает, что несоблюдение сроков
ответа на заявление нарушает его права, затягивает сроки предоставления
госпомощи, препятствует реализации конституционных прав, влечет последствия в
виде упущенной выгоды, связанной с отсутствием контакта.
В возражениях на
апелляционную жалобу Департамент Министерства семейной, демографической
политики и социального благополучия Ульяновской области просит решение суда
оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную желобу,
проверив правильность применения судом норм материального и процессуального
права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене
решения суда в связи со следующим.
Во исполнение Закона
Ульяновской области от 31.08.2013 №160-ЗО «О правовом регулировании отдельных
вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи»
постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 №164-П «Об
оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области» утверждено Положение
о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной
помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет
средств областного бюджета Ульяновской области.
В соответствии с
названным постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 №164-П
в целях организации работы по оказанию государственной социальной помощи, в том
числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств
областного бюджета Ульяновской области, приказом Министерства семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от
20.07.2021 №37-п утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи
на основании социального контракта.
Согласно п.1.2
Положения о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной
социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой
за счет средств областного бюджета Ульяновской области (в редакции от
30.04.2021) (далее – Положение) право на получение государственной социальной
помощи, в том числе на основании социального контракта, имеют проживающие на
территории Ульяновской области граждане Российской Федерации, величина
среднедушевого дохода членов семьи которых (совокупного дохода в случае
одинокого проживания гражданина) по независящим от них причинам, перечень
которых определен в приложении к настоящему Положению, не превышает величину
прожиточного минимума, установленного в расчете на душу населения в Ульяновской
области на очередной год.
Пунктом 1.3
Положения предусмотрено, что государственная социальная помощь оказывается в
форме: единовременной денежной выплаты; ежемесячной денежной выплаты, в том
числе на период действия социального контракта; единовременной денежной выплаты
при заключении социального контракта; натуральной помощи с использованием
продуктовых карт для приобретения продуктов питания; натуральной помощи
(топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды
натуральной помощи).
Для получения
государственной социальной помощи, в том
числе на основании социального контракта, заявители представляют в территориальный
орган исполнительного органа государственной власти Ульяновской области,
уполномоченный в сфере социальной защиты населения, заявление о предоставлении
государственной социальной помощи, в том числе на основании социального
контракта, составленное по форме, установленной уполномоченным органом.
Одновременно с заявлением заявителем представляются документы, указанные в
пункте 1.6, которые заявитель в соответствии с пунктом 1.7 должен представить
самостоятельно (п.1.4 Положения).
К числу таких
документов согласно п.1.7 Положения относятся документы о доходах заявителя и
всех членов его семьи за три последних месяца, предшествующих месяцу обращения
за назначением государственной социальной помощи, в том числе на основании
социального контракта (подп.6 п.1.6).
В соответствии с
п.1.19 Положения решение об отказе в предоставлении государственной социальной
помощи принимается в случаях:
1) отсутствия на
дату обращения оснований для предоставления государственной социальной помощи;
2) представления
сведений и документов, предусмотренных пунктом 1.6 настоящего раздела, которые
заявитель должен представить самостоятельно, или в предусмотренных настоящим
разделом случаях предоставления их копий не в полном объеме либо с нарушением
предъявляемых к ним требований и (или) наличие в них, а также в представленном
заявлении неполных и (или) недостоверных сведений.
Судом установлено,
что 16.07.2021 Сафиуллов Р.Э. обратился в Департамент Министерства семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области с
заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде ежемесячной
денежной выплаты, в том числе на период действия социального контракта для
осуществления предпринимательской деятельности.
Письмом от
30.07.2021 №73-ИОГВ-12.ПО.01-ТО.01/4359исх. административным ответчиком
заявителю сообщено об отказе в оказании государственной социальной помощи на
основании социального контракта на осуществление индивидуальной
предпринимательской деятельности в связи с отсутствием оснований для
предоставления государственной социальной помощи (распоряжение от 22.07.2021
№3277).
В представленных
Сафиулловым Р.Э. документах отсутствовали сведения о его доходах за три
последних месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением государственной
социальной помощи, что в силу подп.1 п.1.19 Положения являлось основанием для
принятия административным ответчиком распоряжения от 22.07.2021 об отказе в
предоставлении государственной социальной помощи.
02.08.2021 Сафиуллов
Р.Э. вновь обратился к административному ответчику с заявлением об оказании
государственной социальной помощи в виде ежемесячной денежной выплаты, в том
числе на период действия социального контракта для осуществления
предпринимательской деятельности.
Письмом от
16.08.2021 №1683 Сафиуллову Р.Э. было направлено уведомление о проведении
дополнительной проверки представленных заявителем сведений и документов для
оформления государственной социальной помощи на основании социального
контракта.
03.09.2021
Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального
благополучия Ульяновской области Сафиуллову Р.Э. направлено письмо об отказе в
предоставлении государственной социальной помощи в связи с отсутствием
оснований для ее предоставления (распоряжение от 27.08.2021 №39470), в котором
указано, что в бизнес-план по реализации безнес-проекта «Сварочное
производство», который был предметом рассмотрения на межведомственной комиссии
Железнодорожного района по содействию в оказании государственной социальной
помощи на основании социального контракта, включена статья расходов на
обучение. Сафиуллову Р.Э. разъяснено, что в соответствии с п.2.14 Положения на
реализацию мероприятия по осуществлению заявителем предпринимательской
деятельности государственная социальная помощь предоставляется, в том числе, в
виде оплаты стоимости курса профессионального обучения или получения
дополнительного профессионального образования. Согласно информации ОГКУ
«Кадровый центр» Ульяновской области в Железнодорожном районе г.Ульяновска
Сафиуллов Р.Э. по приглашению 17.08.2021 не явился в кадровый центр для
направления на организуемые бесплатные курсы для обучения по программе «Сварщик
дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе».
В связи с
неисполнением заявителем названных требований Положения административным
ответчиком обоснованно было отказано в
предоставлении государственной социальной помощи.
Довод
административного истца о несоблюдении административным ответчиком срока
рассмотрения его заявления от 02.08.2021 признан судом несостоятельным. С таким
выводом судебная коллегия соглашается в связи со следующим.
В соответствии с
п.1.16 Положения о порядке назначения и выплаты (предоставления)
государственной социальной помощи, в том числе на основании социального
контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области,
утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021
№164-П, решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной
социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, принимается
территориальным органом на основании заявления, документов (копий документов),
предусмотренных пунктом 1.6 настоящего раздела, которые заявитель должен
представить самостоятельно, в срок, не превышающий 20 календарных дней с даты
поступления заявления, с учетом предложений областной и муниципальных комиссий.
Уведомление о
предоставлении государственной социальной помощи либо об отказе в
предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании
социального контракта, направляется заявителю учреждением в письменной форме не
позднее чем через 10 дней со дня принятия решения о предоставлении
государственной социальной помощи либо об отказе в предоставлении
государственной социальной помощи, в том числе на основании социального
контракта (п.1.17 Положения).
Как установлено
судом, распоряжение Департамента Министерства семейной, демографической
политики и социального благополучия Ульяновской области об отказе в
предоставлении государственной социальной помощи Сафиуллову Р.Э. принято
27.08.2021. При этом письмом от 16.08.2021 Сафиуллову Р.Э. сообщено о
проведении Департаментом дополнительной проверки представленных им сведений и
документов.
После принятия
административным ответчиком распоряжения от 27.08.2021 ответ от 03.09.2021
№73-ИОГВ-12.ПО.01-ТО.01/5045исх. был направлен административному истцу в
установленный п.1.17 Положения десятидневный срок.
Довод Сафиуллова
Р.Э. в апелляционной жалобе о том, что сведения о его доходах за 3 месяца
должны были быть запрошены административным ответчиком в порядке
межведомственного взаимодействия, судебная коллегия считает несостоятельным,
поскольку Положением о порядке назначения и выплаты (предоставления)
государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта,
оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области (утв. постановлением
Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 №164-П), которое регулирует
правоотношения сторон, установлено, что такие сведения предоставляются
заявителем.
Принятое по делу
решение является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие
значение для дела, полно и объективно оценены представленные в дело
доказательства, верно применен материальный закон, регулирующий спорные
правоотношения. Процессуальных нарушений, влекущих в силу п.1 ст.310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации безусловную отмену
решения суда, не допущено.
Оснований для
удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная
коллегия
определила:
решение
Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 6 октября 2021 года с учетом
определения того же суда об исправлении описки от 21 февраля 2022 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу Сафиуллова Руслана Эльмировича – без
удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 28.04.2022.