Судебный акт
О признании действий незаконными
Документ от 20.04.2022, опубликован на сайте 06.05.2022 под номером 99380, 2-я гражданская, об оспаривании решений и действий государственного органа, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2021-005686-52

Судья Надршина Т.И.                                                                Дело № 33а-1525/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                20 апреля 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сафиуллова Руслана Эльмировича на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 6 октября 2021 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 21 февраля 2022 года, по делу №2а-2231/2022, по которому постановлено:

в удовлетворении административного иска Сафиуллова Руслана Эльмировича об оспаривании решений Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 30.07.2021, 03.09.2021 отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Сафиуллова Р.Э., поддержавшего доводы апелляционной жадобы, представителя Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Григорьевой С.А., не согласившейся с доводами апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

 

Сафиуллов Р.Э. обратился в суд с административным иском к Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о признании действий незаконными. 

В обоснование административного иска указал, что 16.07.2021 он обратился к административному ответчику с заявлением о заключении социального контракта на ведение индивидуальной предпринимательской деятельности, однако распоряжением №3277 от 22.07.2021 в удовлетворении заявления ему было отказано ввиду отсутствия оснований для заключения социального контракта.   

С 29.06.2021 по настоящее время он является безработным, получает пособие ниже величины прожиточного минимума. Все документы в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области №164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области» им были предоставлены. 02.08.2021 он повторно обратился в отделение соцзащиты с заявлением о заключении социального контракта на ведение индивидуальной предпринимательской деятельности. В установленный 30-идневный срок ответ ему не дан. В устной форме было сообщено, что в удовлетворении заявления отказано.

Сафиуллов Р.Э. просил признать отказ Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 22.07.2021 на заключение социального контракта на ведение индивидуальной предпринимательской деятельности, а также отказ от 03.09.2021 в предоставлении государственной социальной помощи в виде ежемесячной денежной выплаты, в том числе на период действия социального контракта для осуществления предпринимательской деятельности, незаконными, признать незаконным нарушение 30-идневного срока ответа на его обращение от 02.08.2021. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Сафиуллов Р.Э. не соглашается с решением суда, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение. Приводит доводы, аналогичные изложенным в административном иске.

Указывает, что им были представлены все необходимые сведения, предусмотренные Постановлением Правительства Ульяновской области №470-П. Полагает, что сведения о доходах за последние три месяца в соответствии с законодательством о межведомственном взаимодействии должны были быть запрошены административным ответчиком в кадровом центре Железнодорожного района г.Ульяновска, поскольку он получал пособие по безработице. Относительно предложения административного ответчика пройти обучение указывает, что отказался от данного предложения, поскольку оно имело место до заключения с ним социального контракта. Считает, что несоблюдение сроков ответа на заявление нарушает его права, затягивает сроки предоставления госпомощи, препятствует реализации конституционных прав, влечет последствия в виде упущенной выгоды, связанной с отсутствием контакта.

В возражениях на апелляционную жалобу Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную желобу, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Во исполнение Закона Ульяновской области от 31.08.2013 №160-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи» постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 №164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области» утверждено Положение о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области.

В соответствии с названным постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 №164-П в целях организации работы по оказанию государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области, приказом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 20.07.2021 №37-п утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Согласно п.1.2 Положения о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области (в редакции от 30.04.2021) (далее – Положение) право на получение государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, имеют проживающие на территории Ульяновской области граждане Российской Федерации, величина среднедушевого дохода членов семьи которых (совокупного дохода в случае одинокого проживания гражданина) по независящим от них причинам, перечень которых определен в приложении к настоящему Положению, не превышает величину прожиточного минимума, установленного в расчете на душу населения в Ульяновской области на очередной год.

Пунктом 1.3 Положения предусмотрено, что государственная социальная помощь оказывается в форме: единовременной денежной выплаты; ежемесячной денежной выплаты, в том числе на период действия социального контракта; единовременной денежной выплаты при заключении социального контракта; натуральной помощи с использованием продуктовых карт для приобретения продуктов питания; натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Для получения государственной социальной  помощи, в том числе на основании социального контракта, заявители представляют в территориальный орган исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, заявление о предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, составленное по форме, установленной уполномоченным органом. Одновременно с заявлением заявителем представляются документы, указанные в пункте 1.6, которые заявитель в соответствии с пунктом 1.7 должен представить самостоятельно (п.1.4 Положения).

К числу таких документов согласно п.1.7 Положения относятся документы о доходах заявителя и всех членов его семьи за три последних месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта (подп.6 п.1.6).

В соответствии с п.1.19 Положения решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи принимается в случаях:

1) отсутствия на дату обращения оснований для предоставления государственной социальной помощи;

2) представления сведений и документов, предусмотренных пунктом 1.6 настоящего раздела, которые заявитель должен представить самостоятельно, или в предусмотренных настоящим разделом случаях предоставления их копий не в полном объеме либо с нарушением предъявляемых к ним требований и (или) наличие в них, а также в представленном заявлении неполных и (или) недостоверных сведений.

Судом установлено, что 16.07.2021 Сафиуллов Р.Э. обратился в Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде ежемесячной денежной выплаты, в том числе на период действия социального контракта для осуществления предпринимательской деятельности.

Письмом от 30.07.2021 №73-ИОГВ-12.ПО.01-ТО.01/4359исх. административным ответчиком заявителю сообщено об отказе в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в связи с отсутствием оснований для предоставления государственной социальной помощи (распоряжение от 22.07.2021 №3277).

В представленных Сафиулловым Р.Э. документах отсутствовали сведения о его доходах за три последних месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением государственной социальной помощи, что в силу подп.1 п.1.19 Положения являлось основанием для принятия административным ответчиком распоряжения от 22.07.2021 об отказе в предоставлении государственной социальной помощи.

02.08.2021 Сафиуллов Р.Э. вновь обратился к административному ответчику с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде ежемесячной денежной выплаты, в том числе на период действия социального контракта для осуществления предпринимательской деятельности.

Письмом от 16.08.2021 №1683 Сафиуллову Р.Э. было направлено уведомление о проведении дополнительной проверки представленных заявителем сведений и документов для оформления государственной социальной помощи на основании социального контракта.

03.09.2021 Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Сафиуллову Р.Э. направлено письмо об отказе в предоставлении государственной социальной помощи в связи с отсутствием оснований для ее предоставления (распоряжение от 27.08.2021 №39470), в котором указано, что в бизнес-план по реализации безнес-проекта «Сварочное производство», который был предметом рассмотрения на межведомственной комиссии Железнодорожного района по содействию в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, включена статья расходов на обучение. Сафиуллову Р.Э. разъяснено, что в соответствии с п.2.14 Положения на реализацию мероприятия по осуществлению заявителем предпринимательской деятельности государственная социальная помощь предоставляется, в том числе, в виде оплаты стоимости курса профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования. Согласно информации ОГКУ «Кадровый центр» Ульяновской области в Железнодорожном районе г.Ульяновска Сафиуллов Р.Э. по приглашению 17.08.2021 не явился в кадровый центр для направления на организуемые бесплатные курсы для обучения по программе «Сварщик дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе».

В связи с неисполнением заявителем названных требований Положения административным ответчиком  обоснованно было отказано в предоставлении государственной социальной помощи.

Довод административного истца о несоблюдении административным ответчиком срока рассмотрения его заявления от 02.08.2021 признан судом несостоятельным. С таким выводом судебная коллегия соглашается в связи со следующим.

В соответствии с п.1.16 Положения о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 №164-П, решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, принимается территориальным органом на основании заявления, документов (копий документов), предусмотренных пунктом 1.6 настоящего раздела, которые заявитель должен представить самостоятельно, в срок, не превышающий 20 календарных дней с даты поступления заявления, с учетом предложений областной и муниципальных комиссий.

Уведомление о предоставлении государственной социальной помощи либо об отказе в предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, направляется заявителю учреждением в письменной форме не позднее чем через 10 дней со дня принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи либо об отказе в предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта (п.1.17 Положения).

Как установлено судом, распоряжение Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области об отказе в предоставлении государственной социальной помощи Сафиуллову Р.Э. принято 27.08.2021. При этом письмом от 16.08.2021 Сафиуллову Р.Э. сообщено о проведении Департаментом дополнительной проверки представленных им сведений и документов.

После принятия административным ответчиком распоряжения от 27.08.2021 ответ от 03.09.2021 №73-ИОГВ-12.ПО.01-ТО.01/5045исх. был направлен административному истцу в установленный п.1.17 Положения десятидневный срок.

Довод Сафиуллова Р.Э. в апелляционной жалобе о том, что сведения о его доходах за 3 месяца должны были быть запрошены административным ответчиком в порядке межведомственного взаимодействия, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку Положением о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области (утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 №164-П), которое регулирует правоотношения сторон, установлено, что такие сведения предоставляются заявителем.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные в дело доказательства, верно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения. Процессуальных нарушений, влекущих в силу п.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловную отмену решения суда, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 6 октября 2021 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сафиуллова Руслана Эльмировича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.04.2022.