Судебный акт
Спор о выдаче удостоверения инвалида о праве на льготы
Документ от 13.03.2008, опубликован на сайте 14.03.2008 под номером 9977, Президиум гражданский, об обязании выдать удостоверение инвалида о праве на льготы, РЕШЕНИЕ ОТМЕНЕНО с возвращением на новое рассмотрение

Судья Кинчарова О.Е.                                                           Дело № 44-Г-***

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          13 марта 2008 года

 

Президиум Ульяновского областного суда в составе:

председателя Парфенова А.А.

и членов президиума Шамова А.В., Жаднова Ю.М., Ермохиной Т.Н.

по докладу судьи областного суда Мирясовой Н.Г.,

рассмотрев дело по надзорной жалобе Военного комиссариата Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 ноября 2006 года по иску М.*** Ю.И. к Военному комиссариату Ульяновской области об обязании выдать удостоверение инвалида войны,

 

У С Т А Н О В И Л :

 

М.*** Ю.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ульяновской области об обязании выдать удостоверение инвалида войны, указывая на то, что является пенсионером Министерства обороны, ветераном подразделения особого риска, инвалидом 2 группы, причина инвалидности - увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связанное с непосредственным участием в действиях подразделения особого риска. Полагает, что на него распространяются положения пункта 3 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» и он имеет право на меры социальной поддержки, однако ответчик в добровольном порядке отказывается выдать ему соответствующее удостоверение.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 ноября 2006 года на Военный комиссариат Ульяновской области возложена обязанность выдать М.*** Ю.И. удостоверение инвалида о праве на льготы.

В кассационном порядке решение не обжаловалось.

В надзорной жалобе Военного комиссариата Ульяновской области содержится просьба об отмене состоявшегося по данному делу судебного постановления и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2008 года дело передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции — президиум Ульяновского областного суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, заслушав объяснения М.*** Ю.И., президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04 декабря 2007 года №330-Ф3 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд надзорной инстанции.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции до вступления в силу вышеуказанного закона) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Судом установлено, что М.*** Ю.И., являясь военнослужащим, принимал непосредственное участие в действиях подразделений особого риска. Согласно справке Бюро медико-социальной экспертизы от 28 февраля 2001 года истцу установлена 2 группа инвалидности, причиной которой является увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связанное с непосредственным участием в действиях подразделения особого риска (л.д. 7).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами военной службы в том числе являются военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Данная норма называет в качестве субъектов, которым устанавливается звание «Ветеран военной службы», военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах» (с последующими изменениями) меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года № 123.

Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы содержатся в пункте 41 раздела VII вышеназванного Положения.

Так, в соответствии с подпунктом «а» данного пункта, если увечье получено гражданином при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «военная травма».

Формулировки причин инвалидности, которые применяются Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержатся в разъяснении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года № 17.

Как следует из пункта 7 вышеназванного разъяснения, если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется с формулировкой «военная травма».

Установление причинной связи развившихся заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), в том числе вызвавших инвалидность, у граждан с их непосредственным участием в действиях подразделений особого риска возложено на медико-социальную экспертную комиссию Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 года № 958 «О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска» и пунктом 16 указанного разъяснения от 15 апреля 2003 года № 17 с формулировками о причинной связи заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), приведших к инвалидности, с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

Таким образом, действующим законодательством формулировки причин инвалидности разграничены в зависимости от основания, с которым связано повреждение здоровья.

Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах» (с последующими изменениями) распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть при наличии формулировки инвалидности «военная травма». Судом не учтено, что этот закон не предусматривает распространения данных льгот на граждан,   которым   установлена   формулировка   причины   инвалидности, обусловленная непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

Помимо указанного в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» на граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, распространено действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в пределах, установленных настоящим Постановлением.

Таким образом, предоставление льгот и компенсаций гражданам из подразделений особого риска осуществляется в пределах, установленных Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Кроме того, следует учитывать, что «Удостоверение инвалида о праве на льготы» было установлено Положением о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года № 209.

Согласно п. 27 льготы для инвалидов Отечественной войны, предусмотренные вышеназванным Положением, предоставлялись также инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте и в другие периоды, а также инвалидам из числа партизан гражданской войны.

В соответствии с п. 28 этого же Положения вышеуказанным лицам выдавалось «удостоверение инвалида о праве на льготы».

Судом не было учтено, что  в данном нормативно - правовом акте такая категория инвалидов, как инвалиды, причиной инвалидности которых является увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связанное с непосредственным участием в действиях подразделения особого риска, отсутствовала.

Кроме того, в действующем законодательстве отсутствует норма о распространении Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих на лиц из подразделений особого риска.

При разрешении спора суд не учел положения нормативных актов, регулирующих возникшие правоотношения. Вывод суда о том, что граждане, ставшие инвалидами  по причине «увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделения особого риска», могут быть отнесены к гражданам, которым выдается «удостоверение инвалида о праве на льготы», является преждевременным.

В связи с тем, что при рассмотрении дела судом допущены существенные нарушения норм материального права, решение не может считаться законным и обоснованным. Поэтому оно подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 390, 391 ГПК РФ, президиум

 

П О С Т А Н О В И Л :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 ноября 2006 года отменить  и  дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

 

Председатель                                                                                    А.А. Парфенов