Меню Содержимое
Ульяновский областной суд



Судебная практика по делам об административных правонарушениях Печать

Судебная практика  по делам об административных правонарушениях

Исходя из положений ч. 1 п. 5 ст. 29.10 КоАП РФ квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требует указания статьи и части статьи, если эта статья содержит несколько составов административных правонарушений.
           Привлечение должника к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ за невыполнение требования исполнительного документа о выплате денежных сумм недопустимо.

            17 апреля 2008 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Барышскому району в адрес генерального директора ЗАО Фирма <Юность> К. вынесено требование об оплате до 28 апреля 2008 года суммы долга по исполнительному производству в отношении должника - ЗАО Фирма <Юность>.
24 июня 2008 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Барышскому району УФССП по Ульяновской области на К. наложен административный штраф в размере 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, выразившегося в неисполнении требования судебного пристава-исполнителя.
Не согласившись с этим постановлением, К. обжаловал его в Барышский городской Ульяновской области, который решением от 16.08.2008 в удовлетворении жалобы отказал.
Оспаривая решение суда, К. просил его отменить и прекратить производство по административному материалу.
В обоснование жалобы указал, что постановление судебного пристава-исполнителя вынесено незаконно и необоснованно. Из постановления невозможно однозначно понять, по какой статье и какой части статьи он привлечён к административной ответственности, а также в качестве кого - физического или должностного лица.
Суд, вынося решение по его жалобе, необоснованно исходил из того, что он привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ. Таких обстоятельств из постановления судебного пристава-исполнителя не усматривается.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья Ульяновского областного суда в решении от 12.08.2008 указал следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
По мнению судьи Барышского городского суда, К. признан виновным по данной статье в том, что, будучи генеральным директором ЗАО Фирма <Юность>, не исполнил требование судебного пристава-исполнителя от 17.04.2008 об оплате до 28.04.2008 суммы долга 50 892 рубля 87 копеек по исполнительному производству, должником по которому является руководимое им общество. Данное деяние квалифицировано как невыполнение законного требования судебного пристава-исполнителя.
Между тем, К. к административной ответственности привлечен необоснованно.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 1 п. 5 ст. 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана статья настоящего Кодекса или закона субъекта РФ, устанавливающая административную ответственность за совершение конкретного административного правонарушения.
Исходя из положений данной нормы КоАП РФ квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требует указания статьи и части статьи, если эта статья содержит несколько составов административных правонарушений. При нарушении этого правила неизвестно, по какому закону производится привлечение лица к административной ответственности, следовательно, вынесенное по делу постановление нельзя признать законным и обоснованным.
Как усматривается из постановления по делу об административном правонарушении, в нем указано, как на основание привлечения К. к ответственности, на ст.ст. 17.14 и 17.15 КоАП РФ.
Статья 17.14 КоАП РФ состоит из 3-х частей, а ст. 17.15 - из 2-х, и каждая из частей данных статей Кодекса предусматривает отдельный состав административного правонарушения. Но при этом в постановлении не указано, по какой из частей ст.17.14 либо ст.17.15 КоАП РФ привлечен к административной ответственности К.
При таких обстоятельствах вынесенное по делу постановление судебного пристава-исполнителя в отношении К. не соответствует требованиям закона, поэтому подлежит отмене.
Кроме того, привлекая К. к административной ответственности, судебный пристав-исполнитель и судья городского суда не дали надлежащей оценки тому обстоятельству, что неисполнение распоряжения судебного пристава-исполнителя об уплате денежных средств допущено в стадии принудительного исполнения судебного решения, по которому на ЗАО Фирма <Юность> возложена обязанность уплатить данные денежные средства в пользу иного лица.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ <Об исполнительном производстве>, данный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных и других актов, возлагающих на одних субъектов гражданско-правовых отношений обязанности по передаче другим субъектам денежных средств, иного имущества, совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения действий.
Регламентируя исполнительное производство, указанный Федеральный закон содержит нормы, регулирующие порядок принудительного исполнения судебных актов.
Согласно требованиям закона, возбуждая исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с должника исполнительского сбора.
После истечения данного срока применяются перечисленные в ст. 68 Федерального закона <Об исполнительном производстве> меры принудительного исполнения требований, содержащихся в выданном судом исполнительном документе. При этом меры принудительного исполнения судебного решения, как и требования лиц, уполномоченных их применять, не заменяют собой гражданских обязанностей, уже возникших у должника, из самого судебного решения.
Исполнительский сбор, в соответствии со ст. 112 Федерального закона <Об исполнительном производстве> является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения.
Сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им неисполнением возложенных на него законом обязанностей.
Меры, направленные на удержание с должника ещё и штрафа, по тем же, в сущности, основаниям, являются излишними.
По смыслу ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ объективную сторону данного правонарушения составляют деяния, нарушающие требования законодательства об исполнительном производстве, перечень которых приведён в диспозиции данной правовой нормы, и он не подразумевает деяния по неисполнению самого обязательства, возникшего из судебного решения, ответственность за которое предусмотрена иными правовыми нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения и др.
На   основании ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Барышскому району Ульяновской области от 24.06.2008 и решение Барышского городского суда Ульяновской области от 16.07.2008 подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.

 

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от   24.03.2005 <О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях>, КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением. Извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи (повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.)

            Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 06.06.2008 № 30 ООО <РосТранс> было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.25 КоАП РФ. В качестве административного наказания ООО <РосТранс> был назначен штраф в сумме 30000 рублей. В вину ООО <РосТранс> вменено то, что в данной организации  в нарушение требований ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивалась работникам не два раза в месяц, а только один раз в месяц.
Не согласившись с постановлением, ООО <РосТранс> обжаловало его в  Ленинский    районный   суд г. Ульяновска.
В обоснование жалобы сослалось на то, что указанное административное дело было рассмотрено главным государственным инспектором труда без извещения ООО <РосТранс>, в результате чего оно было лишено возможности отстаивать свои права при рассмотрении данного дела.
Одновременно ООО <РосТранс> заявило ходатайство о восстановлении срока для обжалования постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 06.06.2008. В ходатайстве указано, что копия  постановления сотрудником ООО <РосТранс> была получена лишь 04.07.2008, а руководитель ООО <Ространс> Б. в период с 07.07.2008 по 17.07.2008 находился в командировке, что не позволило ООО <РосТранс> своевременно обжаловать постановление.
Рассмотрев жалобу ООО <РосТранс>, судья Ленинского районного суда г. Ульяновска решением от 31.07.2008 восстановил ООО <РосТранс> срок на подачу жалобы, отменил постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 06.06.2008 № 30 и возвратил дело на новое рассмотрение главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области.
В протесте прокурор Ленинского района г. Ульяновска просил решение суда отменить, указывая, что суд сделал необоснованный вывод о том, что телефонограмма не является доказательством надлежащего извещения о предстоящем рассмотрении  административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы протеста, выслушав прокурора, поддержавшего протест, выслушав представителя     ООО <РосТранс>, судья Ульяновского областного суда в своем решении от 19.08.2008 указал следующее.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы или протеста и проверяет дело в полном объеме.
В ходе рассмотрения жалобы суд восстановил ООО <РосТранс> срок для подачи этой жалобы. При этом в решении суда не приведены мотивы, по которым срок на подачу жалобы был восстановлен.
Поэтому вопрос о восстановлении срока на подачу жалобы судом был решен преждевременно, без проверки обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска этого срока.
В ходатайстве о восстановлении срока указано, что ООО <РосТранс> получило копию постановления о привлечении  к административной ответственности 04.07.2008. Жалоба была подана в суд лишь 21.07.2008. В ходатайстве о восстановлении срока указано, что жалоба не была подана своевременно в связи с нахождением в командировке руководителя ООО <РосТранс>.
Однако    сам   по   себе   факт нахождения    руководителя ООО <РосТранс> в командировке не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока для подачи жалобы.
При убытии руководителя в командировку на предприятии, в учреждении, организации всегда остается лицо, которое исполняет обязанности отсутствующего руководителя. Кроме того, развитие средств связи на сегодняшний день достигло такого уровня, когда руководитель предприятия, учреждения, организации может осуществлять руководство, находясь не только практически в любой точке страны, но и находясь за пределами страны.
Более того, в материалах дела нет данных, бесспорно свидетельствующих о нахождении руководителя ООО <РосТранс> в командировке с 07.07.2008 по 17.07.2008.
В материалах дела есть лишь приказ об этом, однако доказательств реализации этого приказа не имеется. В частности, не приложены проездные документы, подтверждающие факт поездки руководителя общества в г. Санкт-Петербург а также документы, подтверждающие факт его проживания в этом городе.
Отменяя постановление главного государственного инспектора труда  от 06.06.2008, суд в своем решении указал, что телефонограмма не является надлежащим извещением лица привлекаемого к административной ответственности о предстоящем рассмотрении дела. Однако этот вывод является неправильным.
В соответствии с разъяснениями, которые даны в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 <О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях>, КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением. Оно (извещение) может быть произведено с использованием любых доступных средств связи (повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
С учетом изложенного, вывод суда об отсутствии данных о надлежащем извещении ООО <РосТранс> о предстоящем рассмотрении дела является преждевременным. В материалах дела есть текст телефонограммы, на котором указаны номера телефонов, использованные при приеме-передаче телефонограммы.
При  изложенных выше недостатках решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а дело - направлению в суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела необходимо проверить факт передачи телефонограммы и в зависимости от результатов проверки сделать вывод о надлежащем или ненадлежащем извещении ООО <РосТранс>.
Устранив в ходе нового рассмотрения указанные выше недостатки, суду следует постановить законное и обоснованное решение (или определение, в случае отказа   в восстановлении    срока   на    подачу жалобы).

 

 

 

СПРАВКА
о результатах обобщения судебной практики
 по административным делам,
санкция которых предусматривает административное выдворение
за пределы Российской Федерации

<20> мая 2008 года 

   

   г. Ульяновск

            Ульяновским областным судом проведено обобщение судебной практики по административным делам, санкция которых предусматривает административное выдворение за пределы Российской Федерации, рассмотренным судами за период с 01.07.2007 по 31.03.2008.
1. Всего поступило в Ульяновский областной суд на обобщение 103 дела об административных правонарушениях указанной категории.
Из них:
по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ - 88 дел, что составляет 85,44% от общего количества рассмотренных дел;
по ст. 18.10 КоАП РФ - 10 дел, что составляет 9,71%;
по ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ - 3 дела, что составляет 2,91%;
по ч. 1 ст. 18.8, ст. 18.10 КоАП РФ - 2 дела, что составляет 1,94%.
2. Всего за период с 01.07.2007 по 31.03.2008 федеральными судьями было возвращено 3 административных материала, что составляет 2,91% от общего количества рассмотренных дел.
Определением Вешкаймского районного суда от 13 ноября 2007 года  начальнику ТП УФМС в Вешкаймском районе обоснованно был возвращен административный материал (5-14/2007) в отношении Кочкарова Т.Т. Основанием для возвращения послужило то, что в протоколе отсутствуют: дата составления протокола, дата совершения административного правонарушения, указанное в протоколе место рождения правонарушителя не соответствует данным о месте рождения правонарушителя по паспорту. В протоколе указано место регистрации правонарушителя, а из содержания протокола следует, что правонарушитель проживает без регистрации. Не указан полный адрес свидетеля Кемаевой Г.Н.  Нет подписи лица, составившего протокол.         К протоколу не приложена справка администрации городского или сельского поселения, подтверждающая место жительства правонарушителя, его состав семьи.
Указанные недостатки были устранены, и 19 ноября 2007 года административный материал в отношении Кочкарова Т.Т. вновь поступил в Вешкаймский районный суд. По результатам рассмотрения вынесено постановление о признании Кочкарова Т.Т. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.18.8 ч.1 КоАП РФ, и он подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Представляется, что судьёй Вешкаймского районного суда необоснованно было вынесено определение от 15 января 2008 года о возвращении начальнику ТП УФМС по Ульяновской области административного материала (№ 5-1/2008) по ст.18.8 ч.1 КоАП РФ в отношении Швенко В.В. В обоснование своего решения суд указал, что в протоколе об административном правонарушении в отношении Швенко В.В. не указано, какие нормы правил въезда на территорию РФ нарушены, в чём они выразились, а также не указано, какие пункты правил миграционного учёта РФ нарушены, в чём выразились эти нарушения. В то же время из материалов, представленных ТП УФМС, следует, что протокол об административном правонарушении содержит указание на ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ, по которой привлекается Швенко В.В., а также указано, что он нарушил режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившийся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учёта. Швенко В.В. вместе с семьёй, проживая в п. Шарлово Вешкаймского района Ульяновской области, с сентября 2007 года не встал на миграционный учёт. Данное обстоятельство подтверждается справкой и рапортом начальника ТП УФМС, согласно которым Швенко В.В. совместно со своей женой и тремя несовершеннолетними детьми 19 сентября 2007 года прибыл на территорию Российской Федерации, имеет паспорт Республики Казахстан и миграционную карту. Проживает в п. Шарлово Вешкаймского района Ульяновской области без регистрации, не встал на миграционный учёт. К административному материалу приложены копии паспортов Швенко В.В. и его несовершеннолетних детей, миграционная карта и объяснения Швенко В.В. и специалиста сельской администрации п. Шарлово Вешкаймского района. Таким образом, у суда не было достаточных оснований для возвращения административного материала.
Также необоснованно был возвращен материал (№5-2/2008) и в отношении его супруги - Швенко С.Н.
По административному материалу № 5-235/2007, рассмотренному Ленинским районным судом г. Ульяновска, в отношении Магеррамова У.М. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа - 2000 рублей и выдворении за пределы Российской Федерации. Между тем в протоколе об административном правонарушении, составленном в отношении Магеррамова У.М., отсутствует подпись лица, составившего протокол, что является основанием для возвращения лицу, составившему протокол об административном правонарушении для устранения недостатков. Аналогичный недостаток выявлен и по административному делу № 5-236/07, рассмотренному Ленинским районным судом г. Ульяновска.
3. Выявлен случай составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Арутюнян А.Р. неуполномоченным должностным лицом.
Протокол об административном правонарушении был составлен 25 декабря 2007 года начальником ТП УФМС РФ по Ульяновской области в г. Новоульяновске - Семеновой И.С. Выявлено же правонарушение было в Железнодорожном районе. Следовательно, начальник ТП УФМС РФ по Ульяновской области в г. Новоульяновске не был уполномочен составлять данный протокол. Протокол об административном правонарушении был направлен заместителем начальника УФМС России по Ульяновской области  в Железнодорожный районный суд на рассмотрение по существу. Постановлением Железнодорожного районного суда Арутюнян А.Р. была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ и на неё наложен административный штраф в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ совместно с несовершеннолетними детьми.
Между тем, если при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судьей будет установлено, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, то представляется, что производство по делу подлежит прекращению применительно к мотиву отсутствия события административного правонарушения (п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
Такой шаг объясняется тем, что, во-первых, факт события административного правонарушения вправе устанавливать только надлежащее должностное лицо, как это предусмотрено ч.3 ст.28.1 КоАП РФ. Во-вторых, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть признаны недопустимыми доказательствами, если отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ. Эта мера предотвратит необоснованное привлечение к административной ответственности.
4. По ряду дел нарушались требования ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ, согласно которой протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).
Сурским районным судом рассмотрен административный материал № 5-10/2008 в отношении Отажонова Ш., по результатам которого он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.27 КоАП РФ, и  ему назначено наказание   в виде штрафа - 2 000 рублей без выдворения за пределы Российской Федерации. При изучении административного материала установлено, что данное правонарушение выявлено 6 декабря 2007 года и в этот же день составлен протокол, а в суд административный материал поступил лишь18 декабря 2007 года и в этот же день был рассмотрен.
Аналогичные нарушения выявлены по делам №№ 5-1/2008,         5-2/2008 Сурского районного суда; по делам №№ 7-15/2007, 7-16/2007 Новоспасского районного суда; по делам №№ 5-11/2007, 5-2/2008 Кузоватовского районного суда.
Кроме того, аналогичные недостатки выявлены и по административному материалу № 5-10/2008, рассмотренному Сурским районным судом. При этом, кроме нарушения срока направления материала в суд, в протоколе отсутствует дата выявления правонарушения и дата составления протокола.
5. Производство по административным делам, санкция которых предусматривает административное выдворение за пределы РФ, рассмотренным судами за период с 01.07.2007 по 31.03.2008, не прекращалось.
6. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан при условии перемещения их на территорию государства, гражданами которого они являются, или лиц без гражданства в том случае, если они имеют постоянное место жительства за пределами России, в иной ситуации заменяется на другую меру, например, штраф.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.
За административные правонарушения были применены наказания в отношении 103 лиц. В частности  были применены следующие меры наказания:
-  административный штраф применен в отношении 13 лиц;
- административный штраф с административным выдворением за пределы РФ применено в отношении 90 лиц.
Выдворение за пределы РФ является мерой дополнительного наказания, и во всех случаях применение этой меры судьями должно быть мотивировано. Анализ поступивших на обобщение дел показал, что мотивируя необходимость применения  дополнительной меры в виде выдворения за пределы РФ по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ судьи, как правило, указывают на то, что правонарушитель длительное время не принимал мер для легализации своего пребывания на территории РФ; желал выехать к себе на родину; ранее уже привлекался к административной ответственности за правонарушения, связанные с незаконным пребыванием на территории РФ.
При назначении дополнительного наказания в виде выдворения с территории РФ по ст. 18.10 КоАП РФ в качестве мотива для назначения этого дополнительного наказания судьи указывали на то, что правонарушитель ранее уже привлекался к административной ответственности за нарушения, связанные с незаконным пребыванием на территории РФ, а также на отсутствие уважительных причин для получения разрешения на осуществление трудовой деятельности на территории РФ.
Мотивами для вынесения постановления о применении административного наказания в виде административного штрафа без административного выдворения за пределы РФ являются: 1) наличие у правонарушителя несовершеннолетних детей, родителем которых также является гражданин РФ, проживающий на территории РФ; 2) наличие у правонарушителя наследуемого недвижимого имущества на территории РФ, для распоряжения которым он прибыл в Россию, а также наличие родственников, проживающих на территории РФ; 3) если правонарушитель не смог своевременно продлить срок пребывания на территории РФ по причине болезни и обязуется в дальнейшем обязуется не нарушать правила миграционного учета.
Представляется, что постановлением  Железнодорожного районного суда г.Ульяновска (дело          № 5-134/2008, судья Дорофевнин А.В.) от 10 октября 2007 года Гахраманов Б.А. обоснованно был привлечен к административной ответственность по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей. Из материалов дела следует, что 10 октября 2007 года сотрудниками УФМС РФ по Ульяновской области выявлен Гахраманов Б.А., который незаконно находился на территории РФ. В судебном заседании Гахраманов Б.А. пояснил, что срок временного пребывания на территории РФ у него истек 03.08.2007, вовремя не смог купить билеты, намерен выехать домой. Судья, учитывая, что Гахраманов Б.А. в момент рассмотрения административного материала выезжал за пределы РФ, счёл возможным назначить ему административное наказание без выдворения за пределы РФ. В материалах дела имеется копия железнодорожного билета от 11 октября 2007 года, выданного на имя правонарушителя.
Представляется, что постановлением Кузоватовского районного суда      (судья        Кириченко В.В.,     № 5-2/2008) Треничев В.М. обоснованно был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей. Наказание в виде административного выдворения за пределы РФ не применялось. Суд мотивировал свою позицию тем, что в соответствии с п.3 ст.7 ФЗ <О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации> применение такого наказания повлекло бы невозможность получения Треничевым в течение 5 лет разрешения на временное проживание в РФ, что явилось бы существенным нарушением его прав, в том числе на семейную жизнь, так как судом установлено, что в его собственности в р.п. Кузоватово имеется недвижимое имущество, которым он намерен распорядиться, для чего и прибыл на территорию России, а также у него здесь имеются родственники, с которыми он имеет право общаться. У суда не имеется данных о совершении Треничевым В.М. на территории РФ с 12.01.2008 (со дня пересечения границы) по настоящее время каких-либо противоправных действий, помимо нарушения правил миграционного учёта. Следовательно, административное выдворение в данной ситуации не является единственно возможным способом достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, оценивается судом как несоразмерная содеянному мера, а потому в качестве дополнительного наказания не применяется.
Следует обратить внимание судов, что в тех случаях, когда административное выдворение за пределы РФ к правонарушителю не применяется в связи с нахождением у него на территории РФ жены и детей, являющихся гражданами России, это обстоятельство должно быть документально подтверждено. Между тем, таких документальных подтверждений в материалах дела порой не имеется.
Николаевским районным судом 29 ноября 2007 года рассмотрен административный материал в отношении Константинова В.И., который признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.18.8 ч.1 КоАП РФ, и  ему назначено  наказание в  виде   штрафа - 3 000 рублей без выдворения за пределы Российской Федерации. Назначая Константинову В.И. наказание в виде штрафа, суд учел признание Константиновым В.И. своей вины, наличие двух несовершеннолетних детей, материальное положение виновного. В то же время из административного материала следует, что на Константинова В.И. в течение 2007 года 7 раз составлялись административные протоколы по ст.18.8 ч.1 КоАП РФ, а также по ст.ст. 20.1 ч.1, 20.21 ч.1, 19.16 ч.1 КоАП РФ. В материалах отсутствуют какие-либо сведения о том, что он проживает совместно с гражданкой РФ и о наличии у них совместных детей.
Постановлением судьи Павловского районного суда Ульяновской области в отношении лица без гражданства Хан Мохаммада Абдул Вахоба, привлеченного к административной ответственности, предусмотренной ст. 18.8.ч.1 КоАП РФ, было назначено минимальное наказание в виде штрафа, предусмотренное санкцией указанной статьи, в виду того, что Хан Мохаммад Абдул Вахоб проживает на территории Ульяновской области с 1992 года с женой и тремя несовершеннолетними детьми, гражданами РФ. Однако в материалах отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие наличие брака между Хан Мохаммада Абдул Вахоба и гражданкой РФ и  наличие у них совместных детей.
7. Наказание в виде штрафа ниже низшего предела не назначалось. Наказание, не предусмотренное санкцией, также не назначалось.
8. Все дела об административном правонарушении, влекущем административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, рассматривались в присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.
9. Случаев назначения более мягкого наказания за совершение правонарушителем повторного аналогичного правонарушения не выявлено.
10. Согласно ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Николаевским районным судом 29 ноября 2007 года рассмотрен административный материал в отношении Константинова В.И., который признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.18.8 ч.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа - 3 000 рублей без выдворения за пределы Российской Федерации. Как видно из административного материала, правонарушение выявлено 19 ноября 2007 года, был составлен административный протокол, который поступил в районный суд этим же числом. Судья    лишь     20 ноября 2007 года вынесла определение о принятии к своему производству административного материала и назначила его к рассмотрению на 29 ноября 2007 года, так как материал поступил на рассмотрение без доставки правонарушителя в суд. Поэтому судья был вынужден самостоятельно извещать правонарушителя о времени и месте рассмотрения дела.
11. Всего было обжаловано 3 постановления об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, что составляет 2,91% от общего количества поступивших на обобщение дел данной категории.
Из них оставлены без изменения - 3 постановления, что составляет 100% от общего числа пересмотренных дел.
Пересмотрено 1 постановление по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу (постановление изменено).
Постановлением судьи Вешкаймского районного суда Ульяновской области от 20 июля 2007 года гражданка Азербайджана Ахмедова Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, выразившегося в нарушении режима пребывания на территории РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в сумме 2 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ. Не согласившись с данным постановлением, Ахмедова Л.В. обратилась в вышестоящий суд с жалобой, в которой просила вынесенное в отношении неё постановление отменить, указывая, что имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка, в связи с чем её выдворение за пределы РФ невозможно. Находясь на территории РФ, она имеет намерение получить разрешение на временное проживание. Судом было установлено, что Ахмедова приехала в Россию к своей матери, была зарегистрирована в с. Красный Бор Вешкаймского района Ульяновской области на срок с 17.10.2003 по 23.10.2004. Находясь на территории РФ, в 2005 году она родила ребенка, отцом которого является гражданин РФ. Указанные обстоятельства фактически не были предметом исследования при решении вопроса о назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ, между тем, в соответствии с требованиями п. 7 ст. 26.1 КоАП РФ они имеют существенное значение. В связи с этим применение в отношении Ахмедовой Л.В. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ является преждевременным. Постановлением заместителя председателя Ульяновского областного суда от 25 апреля 2008 года постановление судьи Вешкаймского районного суда Ульяновской области от 20 июля 2007 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Ахмедовой Л.В. было изменено и из него исключено указание на назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ.
12. Важнейшей гарантией обеспечения прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении (для которых русский язык или государственный язык Республики не является родным), является право пользоваться родным языком либо свободно выбирать другой язык общения, а также пользоваться услугами переводчика. Эта гарантия обеспечивается возможностью привлечения в качестве участника производства по делу об административных правонарушениях переводчика.
Выявлены административные дела, в которых отсутствуют сведения о том, владеет ли гражданин иностранного государства, либо лицо без гражданства русским языком и нуждается ли в услугах переводчика (по делам №№ 5-134/2007, 5-15/2008,      5-123/2007, 5-126/2007, 5-117/2007,   5-116/2007, 5-118/2007 Железнодорожного районного суда; по делам №№ 6-8/2008, 6-266/2007 Заволжского районного суда; по делам №№     5-236/2007, 5-121/2007, 5-122/2007 Ленинского районного суда; по делу     № 5-2/2007 Павловского районного суда; по делам №№ 5-164/2007, 5-166/2007 Засвияжского районного суда; по делу № 5-42/2007 Чердаклинского районного суда; по делу № 5-141/2007 Димитровградского городского суда; по делу № 5-3/2008 Майнского    районного    суда; по делу         № 5-43/2007 Карсунского районного суда).
13. Имелись случаи нарушения исполнения постановлений.
Новоспасским районным судом вынесено постановление от 28 ноября 2007 года по административному материалу № 7-15/2007 в отношении Мнацаканяна Р., согласно которому он признан виновным по ст.18.8 ч.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей и административному выдворению за пределы Российской Федерации совместно с тремя несовершеннолетними детьми. 10 декабря 2007 года старшему судебному приставу по Новоспасскому району были направлены копия постановления и исполнительный лист. В этот же день начальнику ТП УФМС в Новоспасском районе направлена копия постановления для исполнения. Исполнительное производство было возбуждено 13 декабря 2007 года и 22 февраля 2008 года окончено - штраф взыскан. В то же время Новоспасским районным судом на имя начальника ТП УФМС в Новоспасском районе неоднократно (21.12.2007, 16.01.2008, 21.03.2008) направлялись запросы-напоминания о результатах исполнения постановления суда о выдворении Мнацаканяна Р. и его семьи за пределы Российской Федерации. На данные запросы поступили ответы о том, что Мнацаканян Р., его жена (в отношении которой также выносилось постановление о выдворении) и их несовершеннолетние дети не оформили документы в посольстве Армении в РФ в связи с тем, что их паспорта просрочены и отсутствуют документы на детей для выезда за пределы РФ. Им необходимо обратиться в посольство Армении для оформления документов на выезд, но Мнацаканян документы не оформил.  Кроме того, в последнем ответе начальник ТП УФМС в Новоспасском районе указал, что в соответствии с ч.2 ст.32.9 КоАП РФ исполнение постановления суда об административном выдворении за пределы РФ возложено на органы внутренних дел. На запрос районного суда от 8 апреля 2008 года на имя начальника ОВД по МО <Новоспасский район> поступило сообщение от 18 апреля 2008 года о том, что Мнацаканян Р. со своей семьёй по месту жительства не проживает, в связи с чем осуществить их выдворение за пределы территории РФ невозможно. Постановление суда о выдворении будет исполнено по установлении их местонахождения.
Имелись случаи, когда в материалах дела имеются копии квитанций об уплате штрафа, однако отсутствуют сведения об исполнении наказания в виде административного выдворения за пределы РФ, а именно: по делам № 5-22/2007, № 5-23/2007 Сенгилеевского районного суда; по делу № 5-42/2007 Чердаклинского районного суда; по делу № 5-1/2008 Карсунского районного суда; по делу № 5-19/2007 Старомайнского районного суда; по делу № 5-11/2007 Кузоватовского районного суда.
Имелись случаи, когда в материалах дела имеется отметка об исполнении выдворения, однако отсутствуют сведения об уплате административного штрафа, а именно: по делам №№ 5-120/2007, 5-149/2007,   5-4/2007, 5-144/2007 Железнодорожного районного суда; по делам №№ 5-23/2007, 5-3/2008 Майнского районного суда; по делам №№ 5-234/2007,    5-235/2007, 5-236/2007 Ленинского районного суда; по делам №№          7-12/2007, 7-11/2007, 7-4/2007,            7-16/2007 Новоспосского районного суда; по делу № 5-12/2007 Кузоватовского районного суда.
Постановлением судьи Павловского районного суда Ульяновской области в отношении гражданина Республики Узбекистан Хабибуллина Э.А., привлеченного к административной ответственности, предусмотренной ст. 18.8 ч.1 КоАП РФ, было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей  с административным выдворением за пределы РФ. Павловским районным судом Ульяновской области старшему судебному приставу ОСП Павловского района было направлено постановление от 18 июля 2007 года о взыскании с Хабибуллина Э.А. в пользу местного бюджета 2 000 рублей для исполнения. По данному постановлению было возбуждено исполнительное производство №1858/833/1/2007 от 11.09.2007. Однако сведений об окончании этого производства не предоставлено. Отсутствуют сведения и об исполнении наказания в виде административного выдворения за пределы РФ.
Аналогичная ситуация выявлена по делу № 5-3/2007 Павловского районного суда; по делу  № 5-19/2007 Сенгилеевского районного суда; по делам №№ 7-1/2008, № 7-9/2008,      7-18/2007, № 7-17/2007 Инзенского районного суда; по делу № 5-43/2007 Карсунского районного суда; по делу № НУ/5-1504/2008 Ульяновского районного суда; по делу № 5-12/2007 Николаевского районного суда; по делам №№ 5-2/2008, 5-1/2008,              5-10/2008, 5-9/2007 Сурского районного суда; по делу № 5-15/2007 Вешкаймского районного суда; по делу    5-13/2007 Старомайнского районного суда.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа. Нарушения указанной нормы, когда в резолютивной части постановлений о привлечении к административной ответственности и о назначении административного наказания в виде штрафа отсутствует информация о получателе штрафа, выявлены по делам №№ 5-104/2007, 5-116/2007, 5-117/2007, 5-118/2007,  5-120/2007, 5-134/2007, 5-141/2007,  5-149/2007, 5-5/2008, 5-4/2008 Железнодорожного районного суда г.Ульяновска; по делу № 5-42/2007 Чердаклинского районного суда; по делам №№ НУ/5-1504/2008, № НУ/5-1505/2008 Ульяновского районного  суда; по делу № 5-19/2007 Сенгилеевского районного суда; по делам №№ 5-3/2008, 5-23/2007, 5-17/2007 Майнского районного суда; по делам №№ 7-1/2008, 7-17/2007, 7-9/2008,    7-18/2007, 7-2/2008, 7-23/2007 Инзенского районного суда; по делам №№ 5-128/2007, 5-121/2008, 5-122/2008 Засвияжского районного суда; по делу № 6-268/2007 Заволжского районного суда; по делам №№ 5-19/2007, 5-13/2007 Старомайнского районного суда, по делам №№ 7-15/2007,           7-16/2007, 7-4/2007, 7-11/2007,                7-12/2007 Новоспосского районного суда; по делу № 5-5/2007 Новомалыклинского районного суда; по делу № 5-15/2007 Вешкаймского районного суда; по делам №№ 5-16/2007,          12-13/2008 Цильнинского районного суда; по делам №№ 5-11/2007,          5-12/2007, 5-2/2008 Кузоватовского районного суда; по делам №№           5-1/2008, 5-2/2008 Сурского районного суда.
Отсутствуют сведения о направлении на исполнение постановлений, вступивших в законную силу, которыми правонарушители были подвергнуты выдворению за пределы РФ, по делам №№ 5-122/2007,          5-121/2007, 5-133/2007, 5-183/2007,     5-236/2007, 5-234/2007, 5-235/2007 Ленинского районного суда г.Ульяновска; по делам №№                 6-268/2007, 6-279/2007, 6-304/2008 Заволжского районного суда г. Ульяновска; по делу № 5-141/2007 Димитровградского городского суда Ульяновской области; по делам №№              5-284/2007, 5-240/2007, 5-243/2007,       5-242/200 Засвияжского районного суда г.Ульяновска; по делу №             5-3/2008 Майнского районного суда Ульяновской области, однако данные об исполнении постановлений в материалах дела имеются.
Отсутствуют сведения о направлении на исполнение постановлений, вступивших в законную силу, которыми правонарушители были подвергнуты выдворению за пределы РФ, по делам №№ НУ/5-1504/2008, НУ/5-1505/2008 Ульяновского районного суда Ульяновской области, данные об исполнении постановлений в материалах дела также отсутствуют.
Обобщение показало, что в основном дела указанных выше категорий судьями рассматриваются правильно.
Вместе с тем, обобщение показало, что в отдельных случаях судьи недостаточно внимания уделяют проведению досудебной подготовки по указанным категориям дел, что приводило к тому, что к рассмотрению принимались протоколы об административном правонарушении в которых отсутствовали подписи должностных лиц, их составивших, отсутствовали даты составления протокола и т.д. Принимались к рассмотрению протоколы об административном правонарушении, составленные неуполномоченными на то должностными лицами.
Обратить внимание судей, что в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа.
По данной категории дел судьями во всех случаях должно выясняться владеет ли правонарушитель русским языком и не нуждается ли он в услугах переводчика.
Следует также обратить внимание судей на необходимость своевременного обращения постановлений к исполнению.

Отдел кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики