Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение техническим средством реабилитации
Документ от 19.11.2024, опубликован на сайте 10.12.2024 под номером 115583, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-005270-96

Судья Грачева Т.Л.                                                                               Дело № 33-5394/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     19 ноября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н., 

судей Карабанова А.С., Шлейкина М.И.

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                        Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации                по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 августа 2024 года по делу № 2-3898/2024, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области удовлетворить.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность обеспечить Буянова Ивана Викторовича, *** года рождения, в соответствии индивидуальной программой реабилитации или абилитации ****** от 02.04.2024 № *** техническими средствами реабилитации: ***): 1 шт.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Буянова Ивана Викторовича, *** года рождения, в счет компенсации морального вреда за нарушение сроков обеспечения техническим средством реабилитации в размере 5000 руб.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Сурского района Ульяновской области в интересах Буянова И.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации (далее - ТСР), компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что Буянов И.В., *** года рождения, является ***, ****** установлена сроком до 01.04.2026. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ****** (далее – ИПР) № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № *** от 02.04.2024 Буянов И.В. подлежит обеспечению ***) в количестве 1 шт. Указанным техническим средством реабилитации Буянов И.В. до настоящего времени не обеспечен. Просил суд обязать ОСФР по Ульяновской области обеспечить Буянова И.В. ***) в количестве 1 шт. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № ***; взыскать с ОСФР по Ульяновской области в пользу Буянова И.В. компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы ссылается на Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ****** в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 «О порядке обеспечения ****** техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указывает, что по заявлению от 24.04.2024 Буянов И.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении ***). Сформировать Буянову И.В. направление на поставку необходимого технического средства реабилитации в рамках действующих государственных контрактов от 30.12.2023 № 953, от 08.04.2024 № 243 не представилось возможным по причине отсутствия свободных единиц. 02.08.2024 ОСФР по Ульяновской области в Единой информационной системе размещена конкурентная закупка на поставку ***, по результатам которой подана одна заявка, соответствующая требованиям. После заключения государственного контракта, поставки товара на территорию региона, проведения выборочной проверки Буянову И.В. будет сформировано направление на получение технического средства реабилитации. Просит учесть, что *** не воспользовался равнозначным способом обеспечения техническим средством реабилитации путем его самостоятельного приобретения с последующей компенсацией понесенных расходов. Полагает, что в рамках действующего законодательства Отделением приняты все меры для обеспечения ****** техническими средствами реабилитации. Считает, что требования истца о компенсации морального вреда фактически направлены не на защиту каких-либо неимущественных прав, а основаны на обстоятельствах невозможности ОСФР по Ульяновской области своевременного обеспечения ****** техническим средством реабилитации. Доказательств, подтверждающих невозможность продолжать вести *** активную общественную жизнь, совершения Отделением именно виновных действий, нарушающих личные неимущественные права истца, либо посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага в материалы дела не представлено.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Сурского района Ульяновской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Буянов И.В., *** года рождения, является ***, инвалидность!% установлена на срок до 01.04.2026 (л.д. 13-16).

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации *** № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № *** от 02.04.2024 Буянов И.В. подлежит обеспечению, в том числе: ***) в количестве 1 шт. (л.д. 34-46).

Материалами дела подтверждено, что Буянов И.В на основании заявления от 24.04.2024 был поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении спорным ТСР (л.д. 32).

Поскольку Буянов И.В. не был обеспечен ТСР, в которых нуждается, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Государственную политику в области социальной защиты ****** в Российской Федерации, целью которой является обеспечение *** равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ****** Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ).

Статья 5.1 Федерального закона № 181-ФЗ предусматривает что регистрация решений о признании гражданина ******, в том числе об отнесении к категории «ребенок-***», осуществляется в государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере».

Учет сведений об ******, в том числе о детях-******, включая сведения о группе ******, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности ******, назначенных и проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых ****** денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты (поддержки), осуществляется в государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере». Использование содержащихся в государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» сведений о лице, признанном ******, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном положением о государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 6.12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ государство гарантирует ****** проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ***у!% за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ******, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации ****** является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для ****** реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей ******, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены ****** или если *** приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены ******.

В соответствии с Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ***у, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, ТСР, в которых нуждается истец, относятся к техническим средствам, предоставляемым ****** с освобождением от платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения ****** техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п. 4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается ****** (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) ***а (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства ***а (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты ****** и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В силу п. 5 Правил от 07.04.2008 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления ******, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет ****** (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) ***у (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение ***а (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению ***у (ветерану).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение ***а (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) ***у (ветерану) документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи ****** (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 Правил.

Срок обеспечения ****** (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для ***а, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения ***а (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением ***а (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Поскольку на момент принятия обжалуемого судебного решения истец не был обеспечен спорным ТСР, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по обеспечению истца данным средством реабилитации.

Принятие ответчиком мер в целях исполнения судебного решения не является основанием для его отмены.

Правильным является решение суда и в части взыскания с ответчика в пользу истца, являющегося ******, денежной компенсации морального вреда.

Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, ******, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения ****** техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением *** техническим средством реабилитации, ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Фонда в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумном размере.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и материалах дела.

Взысканная в пользу истца сумма компенсации морального вреда определена судом с учетом всех заслуживающих внимание обстоятельств, требований разумности и справедливости.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного                    и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области –                      без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса                              Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.11.2024.