Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании обязательных платежей и санкций
Документ от 19.11.2024, опубликован на сайте 28.11.2024 под номером 115661, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей и санкций, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2024-000964-07

Судья Таранова А.О.                                                                   Дело № 33а-5049/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                            19 ноября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Илюшина Александра Владимировича – Шлячкова Николая Владимировича на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от      10 июня 2024 года, с учетом определения того же суда от 30 июля 2024 года об исправлении описки, по делу № 2а-828/2024, по которому постановлено:      

административный иск Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области удовлетворить.

Взыскать с Илюшина Александра Владимировича, ИНН ***, в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области задолженность 1 108 129 руб. 46 коп., из них: земельный налог –            733 151 руб., налог на имущество физических лиц – 67 111 руб., транспортный налог – 21 550 руб., пени в размере 286 317 руб. 46 коп.

Взыскать с Илюшина Александра Владимировича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 13 740 руб. 65 коп.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя   Илюшина А.В. – Шлячкова Н.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее – УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Илюшину А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование требований указано, что Илюшин А.В. состоит на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области, является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, так как  в его собственности находятся земельные участки, жилые дома, здания и иные строения, помещения, сооружения.

По состоянию на 09.10.2023 у налогоплательщика образовалось отрицательное сальдо ЕНС в размере 1 108 129,46 руб., которое до настоящего времени не погашено.

Налоговое уведомление направлялось в адрес административного ответчика почтой, но в сроки, указанные в уведомлении, налог не оплачен.

За несвоевременную уплату налога в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени в размере 286 317,46 руб.

Ответчику направлено требование от *** №*** об уплате налога и пени, но до настоящего времени задолженность не оплачена.

Судебный приказ № *** от *** отменен определением мирового суда судебного участка № 2 Железнодорожного района г.Ульяновска от ***.

Административный истец просил взыскать с административного ответчика задолженность по обязательным платежам в общей сумме 1 108 129 руб. 46 коп., из них: земельный налог за 2021 год – 733 151 руб., налог на имущество физических лиц за 2021 год – 67 111 руб., транспортный налог за 2021 год – 21 550 руб., пени за период с 14.12.2021 по 09.10.2023, начисленные на взысканную решением суда по административному делу №*** задолженность по налогу на имущество, земельному налогу и транспортному налогу за 2020 год – 214 518,50 руб., пени, начисленные на сумму налогов за 2021 год, - 71 798,96 руб., всего пени -               286 317 руб. 46 коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель Илюшина А.В. – Шлячков Н.В. не соглашается с решением суда в части расчета земельного налога и пени. В обоснование доводов жалобы указывает на неправомерное взыскание земельного налога с применением повышенной ставки 1,5%. Обращает внимание, что для спорных земельных участков установлен вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства», в предпринимательской деятельности они не используются, в связи с чем к ним должна применяться ставка 0,3%.

Отмечает, что отсутствие предпринимательской деятельности в отношении спорных земельных участков подтверждается фактом нахождения их в собственности административного ответчика не только в спорный период, но и в прошлые годы. Полагает, что сумма земельного налога за 2021 год с применением налоговой ставки 0,3% составляет 153 619 руб., пени 13 158,52 руб.

Указывает, что решение суда в части основной задолженности исполнено в полном объеме во избежание дальнейшего начисления пени. Считает неверным расчет пени за спорный период с 14.12.2021 по 09.10.2023, полагает, что правильный размер пени составляет 184 407 руб. 43 коп.

В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения. Одновременно указывает, что в связи с добровольной уплатой Илюшиным А.В. задолженности по налогу и пени в настоящее время сумма налога погашена полностью, пени уплачены на сумму 83 247 руб.89 коп., в связи с чем задолженность по пени составляет             203 069 руб.57 коп.

В судебное заседание  другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статья 57 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Как следует из п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.  

Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

Согласно ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате задолженности по налогу и предусмотренной ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пени, начисляемой за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

В силу п.1 ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно ст.396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом                            (п.1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.409 Налогового кодекса Российской Федерации  налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1). Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п.2).

В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом ст. 388 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом  доли в праве общей долевой собственности, количества месяцев владения и налоговых льгот.

В силу статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз.2 п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации). 

Как установлено судом  и следует из материалов дела, в собственности Илюшина А.В. в 2021 г. находилось 30  земельных участков, 18 жилых домов,                       3 квартиры,  2 иных строений, помещений и  сооружений, 3 транспортных средства, подробный перечень которых приведен в исковом заявлении и оспариваемом решении. 

В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление №*** от *** об оплате  в срок до 01.12.2022   транспортного налога за 2021 г. в  размере 21 550 руб.,  земельного налога  за          2021 г. 733 151 руб., налога на имущество физических лиц за 2021 г.  в размере            67 111 руб. 

В срок, указанный в уведомлении, налог не был оплачен.

Налоговым органом в отношении налогоплательщика выставлено  требование №*** от *** об оплате налогов и сборов до 26.07.2023 в  общей сумме 2 002 240,62 руб., пени 328 902,33 руб., штрафы 19 965 руб.

В связи с неуплатой вышеуказанных налогов административным ответчиком налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

*** был вынесен судебный приказ (дело № ***) о взыскании транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога, пени на общую сумму 1 108 129 руб. 46 коп., из которых транспортный налог за 2021 г. - 21 550 руб.,  земельный налог  за 2021 г. - 733 151 руб., налог на имущество физических лиц за 2021 г.  -  67 111 руб., пени  288 296,03 руб. за период с 02.12.2017 по 09.10.2023. 

*** судебный приказ отменен.

С данным иском налоговый орган обратился в суд 12.03.2024.

Установив, что налоговым органом соблюден порядок и сроки предъявления требования об уплате задолженности по налогам и пени, расчет налогов и пени является правильным, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования административного истца, за исключением суммы пени за период с 14.12.2021 по 09.10.2023, начисленные на взысканную решением суда по административному делу №*** задолженность по налогу на имущество, земельному налогу и транспортному налогу за 2020 год, в сумме 214 518,50 руб.

С выводами районного суда  в части взыскания налогов судебная коллегия соглашается.

Доводы  апелляционной жалобы о применении понижающего коэффициента при расчете земельного налога были предметом рассмотрения в суде первой инстанции,  им дана надлежащая оценка.

Как следует из материалов дела, спорные земельные участки фактически не использовались Илюшиным  А.В.  в соответствии с их целевым назначением.

Административным ответчиком при рассмотрении настоящего дела не подтвержден факт использования земельных участков по целевому назначению.

В соответствии с подп.2 п.1 ст.394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 08.11.2018    2725-О, при оценке возможности применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, не может не учитываться целевое назначение данного участка и правовой статус его собственника. По смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога, предусмотренные абз.4 подп.1 п.1 ст.394  Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства и создающих исключительно для этих целей некоммерческие организации.

В целях применения повышенной налоговой ставки (1,5 процента) при исчислении земельного налога инспекции необходимо установить следующие обстоятельства: наличие множественности земельных участков; установление признаков коммерческого землепользования (для извлечения прибыли), в том числе создание на соответствующей территории инфраструктуры (построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки и т.п.), наличие фактов дальнейшей реализации земельных участков, то есть их использование налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

С учетом установленных по делу обстоятельств, учитывая  факт наличия множественности  земельных участков, принадлежащих одному лицу, наличие фактов  реализации земельных участков, отсутствие доказательств фактического использования этих земельных участков по целевому назначению,   суд пришел к правильному выводу о правомерности применения налоговым органом налоговой ставки 1,5% при исчислении земельного налога и взыскании образовавшейся в этой связи задолженности за 2021 г.

Что касается суммы пени, то судом первой инстанции не было учтено то, что пени в сумме 214 518,50 руб. были начислены за период с 14.12.2021 по 09.10.2023 на суммы налогов, взысканных решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от *** по административному делу №*** (согласно расчету налогового органа, л.д.8).

Между тем, как видно из решения суда от *** по административному делу №***, в ходе рассмотрения дела задолженность по налогам была частично погашена, в связи с чем административный истец уменьшил исковые требования, в частности, по транспортному налогу с  21 550 руб. до 21 200 руб., по земельному налогу с  790 962 руб. до 788 719 руб.08 коп., указанные уменьшенные суммы были взысканы с Илюшина А.В.

Следовательно, с даты вступления решения суда в законную силу – 03.05.2023 (апелляционное определение Ульяновского областного суда №*** от ***) пени должны были начисляться на суммы налогов, взысканных решением суда, а не на суммы налогов по первоначальным исковым требованиям.

При таких обстоятельствах, пени за указанный период подлежат перерасчету:

За период с 15.12.2021 по 03.05.2023 пени начисляются на сумму налога в первоначальном размере:

Транспортный налог: (21 550 х 0,0003506 х 381) +  (21 550 х 0,0002851 х 381)= 3800 руб.37 коп.

Земельный налог: (790 962 х 0,0003506 х 381) + (790 962 х 0,0002851 х 381) = 139 487 руб.58 коп.

За период с 04.05.2023 по 09.10.2023 пени начисляются на сумму налога в размере, определенном судом:

Транспортный налог: 21 200 х 0,0002851 х 159 = 165 руб.04 коп.

Земельный налог: 788 719 руб. х 0,0002851 х 159 =  35 753 руб.35 коп.

Всего задолженность по пени за указанный период составляет 190 540,78 руб.

Следовательно, в указанной части решение суда подлежит изменению.

В связи с уменьшением суммы пени подлежит уменьшению и размер госпошлины, взысканной с административного ответчика в доход местного бюджета, до                          13 261 руб.76 коп.

Расчет пени, начисленных на сумму налогов за 2021 год, является правильным, общий размер пени за период с 02.12.2022 по 09.10.2023 составляет 71 798,96 руб.

При таких обстоятельствах в остальной части принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

Принимая во внимание то, что после вынесения решения, но до его вступления в законную силу, 28.06.2024 Илюшин А.В. добровольно оплатил взысканную решением суда задолженность  по земельному налогу за 2021 год в сумме 733 151 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2021 год в сумме 67 111 руб., задолженность по транспортному налогу за 2021 год в сумме  21 550 руб., то резолютивную часть обжалуемого решения суда необходимо дополнить указанием на то, что решение в данной части следует считать исполненным.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 10 июня      2024 года, с учетом определения того же суда от 30 июля 2024 года об исправлении описки, изменить, уменьшив сумму взысканных с Илюшина Александра Владимировича в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области пени, начисленных на суммы задолженностей по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу за 2020 год, за период с 14.12.2021 по 09.10.2023 до 190 540 руб. 78 коп., а также сумму госпошлины, взысканной с Илюшина Александра Владимировича в доход местного бюджета, до 13 261 руб.76 коп.

Дополнить резолютивную часть решения абзацем следующего содержания:

«Решение суда в части взыскания с Илюшина Александра Владимировича, ИНН ***, в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области задолженности  по земельному налогу за 2021 год в сумме 733 151 руб., налога на имущество физических лиц за 2021 год в сумме           67 111 руб., транспортный налог за 2021 год в сумме  21 550 руб. считать исполненным».

В остальной части апелляционную жалобу представителя Илюшина Александра Владимировича – Шлячкова Николая Владимировича оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 25.11.2024.