Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Организация освещения тротуаров
Документ от 19.11.2024, опубликован на сайте 28.11.2024 под номером 115681, 2-я гражданская, о возложении обязанности организовать освещение тротуаров, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-004157-40

Судья Кузнецова О.В.                                                       Дело № 33а-5245/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                19 ноября  2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Кинчаровой О.Е., Сычевой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи           Каминской Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 9 июля 2024 года по иску прокурора Заволжского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска о  возложении обязанности организовать освещение тротуаров, пешеходных пространств, по делу №2-3293/2024, которым постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска удовлетворить.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать освещение на всём протяжении тротуара по ***.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать освещение пешеходных пространств между торцами ***.  

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Стерлядевой Е.В., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о  возложении обязанности организовать освещение тротуаров, пешеходных пространств.

В обоснование заявленных требований указал на то, что в ходе проведения прокурорской проверки выявлено отсутствие организации освещения на всём протяжении тротуара по ***.

Поскольку организация освещения входит в полномочия администрации города, просил обязать  администрацию г.Ульяновска организовать освещение тротуара и пешеходных пространств между торцами указанных домов. 

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены УМС администрации г.Ульяновска, Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска, МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска, МБУ «Горсвет».

Судом первой инстанции заявленные требования рассмотрены в порядке. предусмотренном ГПК РФ.

По итогам рассмотрения дела судом принято вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. 

В обоснование жалобы указывает на то, что администрация г.Ульяновска осуществляет свою деятельность на основании Устава муниципального образования «город Ульяновск», а также на основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 № 131 – ФЗ в лице своих отраслевых органов.

В рамках выделенного финансирования формируется конкретный адресный перечень участков дорог, где утверждаются конкретные участки, необходимые к проведению работ по строительству сетей наружного освещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

В связи с дефицитом бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год расходы на строительство сетей наружного освещения на всём протяжении тротуара по ***, а также в *** не были предусмотрены. 

Выполнение указанных мероприятий возможно при условии дополнительного финансирования данной статьи затрат на 2025 – 2026 годы.

Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, денежные средства которого имеют целевой характер, используются в соответствии с местным бюджетом, утвержденным Ульяновской Городской Думой,    и не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение.

Определением от 03.11.2024 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В судебное заседание участники процесса, за исключением прокурора, не явились. Извещены надлежащим образом. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 6 ч. 1 ст. 13 Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится  к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

В п. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах  о дорожной деятельности в Российской Федерации» дано понятие дорожной деятельности - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

Согласно ч.2 ст. 12 указанного Федерального закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «город Ульяновск». Утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014, администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск» и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.

К полномочиям администрации города Ульяновска по решению вопросов местного значения в области строительства и транспорта относится

3) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 части 6 ст. 38 Устава).

Частью 2 ст. 18 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Автомобильная дорога по *** относится к дорогам общего пользования местного значения. Тротуар, отделенный от указанной дороги газоном, является элементом указанной дороги.

В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что на всём протяжении тротуара *** не организовано освещение.

Вместе с тем необходимость освещения пешеходных пространств, к которым относятся тротуары,  предусмотрена «СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*» (утв. Приказом Минстроя России от 07.11.2016 № 777/пр).

Также в ходе проведения прокурорской проверки установлено отсутствие освещения между торцами ***.   При этом, место не обеспеченное освещением, не относится в придомовой территории многоквартирных домов, что подтверждается сведениями из Публичной кадастровой карты.  

Согласно п.16.2.1 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 24.02.2021 №20, улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, рекреационные территории, земли общего пользования, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных объектов, а также арки, дорожные знаки и указатели, информационные конструкции освещаются в темное время суток по графику, утвержденному администрацией города Ульяновска. Собственники или уполномоченные собственником лица обязаны организовывать освещение объектов, указанных в настоящем пункте.

Проанализировав вышеприведенные положения законодательства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обязанность по организации освещения тротуара по ***, а также освещения между торцами *** должна быть возложена на администрацию г.Ульяновска.

Принятое по делу решение является правильным, соответствует нормам действующего законодательства. Оснований, влекущих в силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 9 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Апелляционное определение изготовлено 27 ноября 2024 года.