Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании срока расселения неразумным
Документ от 12.11.2024, опубликован на сайте 29.11.2024 под номером 115690, 2-я гражданская, об обязании к совершению действий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2024-001988-92

Судья Зубрилина Е.А.                                                                  Дело № 33а-4943/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      12 ноября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Васильевой Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Ульяновска на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 8 мая 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 28 июня 2024 года, по делу № 2а-1807/2024, которым постановлено:

административный иск Потякина Сергея Викторовича, Вавиловой Марины Юрьевны к администрации города Ульяновска о признании незаконным постановления, возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации г. Ульяновска № *** от   *** года «О внесении изменения в постановление администрации       города Ульяновска  № *** от ***  года в части установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном      доме, расположенном по адресу: ***,  до 31 декабря 2027 года.

Обязать администрацию города Ульяновска не позднее 30 дней со                    дня вступления решения в законную силу принять решение об установлении        срока отселения физических и юридических лиц из аварийного дома *** по               *** до 31 декабря 2025  года  и внести соответствующие изменения   в постановление администрации г. Ульяновска от *** года      № *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими      сносу».

Об исполнении решения суда по административному делу сообщить в суд            и заинтересованным лицам (жителям аварийного дома № ***) в течение одного месяца со дня принятия соответствующего решения.

В остальной части иска о возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома и отселения отказать.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., пояснения административных        истцов Потякина С.В., Вавиловой М.Ю.  и заинтересованных лиц Горюшинской Л.Н., Марьиной  Л.П., Сергеевой  Н.Н., Хрисановой  Т.Н., Шарафутдиновой Р.А., полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Потякин С.В., Вавилова М.Ю. обратились в суд с административным иском к администрации г. Ульяновска о признании незаконным постановления, возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома.

Требования мотивированы тем, что постановлением администрации                    г. Ульяновска № *** от *** года многоквартирный дом № *** признан аварийным и подлежащим сносу.  Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 20 июля 2023 года возложена обязанность о сокращении срока расселения жильцов дома. Во исполнение данного решения администрацией г. Ульяновска  вынесено постановление № *** от *** года,  в соответствии с которым установлен срок расселения жильцов до 31 декабря 2027 года.

Просят  суд признать незаконным постановление администрации г. Ульяновска от *** года № *** в части установления срока отселения жильцов, проживающих по адресу: ***, до 31 декабря 2027 года; обязать администрацию г. Ульяновска установить разумные сроки сноса указанного аварийного дома и отселения из него жителей.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, Управление муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области,  Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска, МБУ «Управление гражданской защиты г. Ульяновска», Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», ООО «УК Коммунальный стандарт», ООО «РИНС - Поволжье», ООО «Бюро оценки и консалтинга»,  Сергеева Н.Н., Сергеев Д.И., Ерофеев Н.Н., Фролов Е.Ю., Ванюшкин С.В., Ерофеева Л.В., Ерофеева Д.Н., Ерофеев Г.Н., Валиуллин Р.Э., Валиуллин Э.З., Валиуллина К.Г., Шумилкина М.Н., Борголова Т.Н., Андреева В.П., Борголова Д.А., Акимова Е.В., Торутанова Г.А., Павлова Я.А., Мухарямова Р.Ф., Мухарямова Р.Ф., Кутняков Ю.А., Волкова С.А., Хрисанова Т.Н., Горюшинская Л.Н., Севелова А.Г., Акимова Я.А., Пергаева Г.З., Ерофеева Д.Н., Скрынник О.В.,  Губин А.А., Шарафутдинова Р.А., Марьина Л.П., Исаева Н.К.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение. 

В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы указывает, что согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации  определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Указывает, что решение органа местного самоуправления об установлении срока отселения физических и юридических лиц из аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных определение срока такого отселения. Конкретные сроки, в которые производится отселение жителей дома из аварийного дома, законом не установлены.

Считает, что административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие основания для признания постановления администрации                   г. Ульяновска от  *** года № *** незаконным в части установления срока отселения жильцов, а также не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность исковых требований по установлению разумного срока сноса аварийного дома и отселения из него жителей на более ранние сроки.

Судом первой инстанции не дана оценка доводу о том, что административные истцы пропустили срок для обращения в суд с административным заявлением, что, по мнению автора жалобы, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.  

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица      могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При этом обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права, процессуальным законом возложена на административного истца, тогда как  административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенные действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226,  статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Потякин С.В. является собственником жилого помещения расположенного по адресу: ***. Вавиловой М.Ю.  на праве собственности  принадлежит квартира № *** в указанном многоквартирном жилом доме.

Многоквартирный жилой дом № ***,  является ***, количество жилых помещений - ***, год ввода в эксплуатацию - ***, кровля двускатная, материал кровельного покрытия - шифер, стены кирпичные, перекрытия деревянные отепленные, железобетонные (л.д.19).

В соответствии с техническим заключением строительно-технической экспертизы жилого дома, расположенного по адресу: ***, составленным *** по результатам обследования данного дома в 2022 году, физический износ данного дома  составил от 80% до 100%, многоквартирный дом не соответствует требованиям нормативно-технической документации, создает  угрозу жизни и здоровью проживающих (л.д. 67-71).

Постановлением администрации г. Ульяновска от *** года  № *** данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения физических и юридических лиц до 31 декабря 2030 года (л.д. 63-64).

Многоквартирный жилой дом № *** включен в Областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после       1 января 2012 года, в 2018-2030 годах», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 21 ноября 2017 года № 573-П.

Заключением об оценке соответствия многоквартирного дома, требованиям установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» № *** от *** года, составленным межведомственной комиссией, утвержденной постановлением администрации г.Ульяновска № *** от *** года, данной комиссией принято заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома № *** аварийным и подлежащим сносу в соответствии с установленными в пункте 34 указанного Положения требованиями: техническое состояние несущих строительных конструкций многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушениями либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома (л.д. 62-63).

Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 20 марта 2023 года, вступившим в законную силу 25 июля 2023 года, исковые требования о признании незаконным пункта *** постановления администрации г. Ульяновска от *** года  № ***, о возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома удовлетворены в полном объеме (л.д. 67-71).

Во исполнение указанного решения суда *** года  администрацией г. Ульяновска принято постановление № *** о внесении изменения в постановление администрации г. Ульяновска № *** от *** года, согласно которому срок отселения физических и юридических лиц, проживающих  в  указанном многоквартирном доме, с  31 декабря 2030 года  изменен на 31 декабря 2027 года    (л.д. 64-65).

Заключением № *** от *** года  о тепловизионном обследовании жилого дома, расположенного по адресу: ***, составленным ***  также подтверждено аварийное, непригодное для проживания состояние жилого дома. Как следует из указанного заключения, ограждающие конструкции не выдерживают сопротивления температурного  показателя из-за разрушения наружных стен (вертикальные трещины, разрушение штукатурного  фасада). Конструкции стен, потолка, пола находится в зоне выхолаживания  (л.д. 77-111).

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск Потякина С.В. и Вавиловой М.Ю.  в части установления нового (разумного) срока  отселения из многоквартирного дома жителей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу, его техническое состояние представляет угрозу для проживающих в нем лиц, в связи с чем установленный административным ответчиком новый срок  отселения вновь не отвечают признакам разумности, следовательно, оспариваемое постановление в данной части является незаконным.

С выводами суда  первой инстанции в указанной части судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на исследованных доказательствах по делу, которым дана надлежащая правовая оценка. Они согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от            3 ноября 2009 года № 1368-О-О.

Довод апелляционной жалобы о том, что определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, не опровергает установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем техническом состоянии конструкций жилого дома, и вывод суда о необходимости установления администрацией г. Ульяновска реальных, более коротких, сроков отселения жильцов из аварийного дома в целях соблюдения их прав и охраняемых законом интересов.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания           (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

Согласно пункту 49 указанного Положения, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из смысла названных норм, решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, то восстановление жилищных прав не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Исходя из приведенных обстоятельств, сам по себе факт того, что разрешение вопроса по сроку отселения физических и юридических лиц из домов, признанных аварийными, в силу закона относится к компетенции органа местного самоуправления, не свидетельствует о вмешательстве в компетенцию администрации города Ульяновска, фактически уклонившейся от правильного исполнения этой обязанности.

Срок до 31 декабря 2025 года  судебная коллегия находит разумным, исходя из конкретных обстоятельств дела и технического состояния дома, находящегося в процессе разрушения и грозящего обрушением.

Довод жалобы о пропуске трехмесячного срока обращения в суд с административным исковым заявлением является несостоятельным.   Действительно, по общему правилу, установленному частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В то же время, в рассматриваемом случае необходимо учитывать, что в течение всего срока, установленного оспариваемым постановлением администрации    г. Ульяновска от   *** года № ***, жильцы многоквартирного жилого дома вправе поставить вопрос о его неразумности в той мере, в которой истекший после принятия обжалуемого постановления и до обращения в суд с административным иском период стал являться чрезмерно длительным и нарушающим права и законные интересы граждан.

Принятое по делу решение суда является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно исследованы представленные в дело доказательства, надлежаще применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 8 мая 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 28 июня 2024 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное  апелляционное определение изготовлено 25 ноября 2024 года.