Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Взыскание обязательных платежей и санкций
Документ от 26.11.2024, опубликован на сайте 03.12.2024 под номером 115754, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей и санкций, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2024-001943-77

Судья Таранова А.О.                                                                Дело № 33а-5191/2024 

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     26 ноября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Громовой Валерии Александровны – Хацкевича Александра Сергеевича на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 5 июля 2024 года, с учетом определения того же суда от 23 июля 2024 года об исправлении описки, по делу № 2а-1349/2024, по которому постановлено:

административный иск Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области удовлетворить.

Взыскать с Громовой Валерии Александровны, ИНН ***, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по уплате обязательных платежей и санкций в общей сумме              1 509 686 руб. 19 коп., из них: НДФЛ за 2021 год – 1 144 000 руб., НДФЛ за        2022 год –  12 383 руб., пени по НДФЛ за период с 16.07.2022 по 31.12.2022 –        50 088 руб. 13 коп., штраф по ст. 119 НК РФ по НДФЛ за 2021 год – 85 800 руб., штраф по ст. 122 НК РФ по НДФЛ за 2021 год – 57 200 руб., штраф по ст. 119 НК РФ по НДФЛ за 2022 год –  3095 руб. 75 коп., штраф по ст. 122 НК РФ по НДФЛ за 2022 год – 2476 руб. 60 коп., налог на имущество за 2021 год – 3344 руб., за       2022 год – 1717 руб., земельный налог за 2021 год – 1424 руб., за 2022 год –        2320 руб., пени с 01.01.2023 по 10.01.2024 – 145 837 руб. 71 коп.

Взыскать с Громовой Валерии Александровны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 15 748 руб. 43 коп.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения Громовой В.А. и ее представителя Хацкевича А.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее – УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к Громовой В.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование требований указано, что Громова В.А. зарегистрирована в качестве налогоплательщика, имеет (имела) следующее имущество:

- квартира по адресу: г. Москва, Выхино-Жулебино, бульвар Самаркандский, квартал 137А, корп. 9, кв. 63!% (4 месяца владения в 2021 году),

- 3/5 доли квартиры по адресу: ***,

- квартира по адресу: *** (7 месяцев в 2021 году и 3 месяца в 2022 году),

- земельные участки по адресу: *** и ***, в связи с чем, она должна была оплатить земельный налог и налог на имущество.

Налоговое уведомление направлялось в адрес административного ответчика почтой, в сроки, указанные в уведомлении, налог не оплачен.

За несвоевременную уплату налога в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ были начислены пени.

В адрес Громовой В.А. было направлено требования об уплате налога и пени, но до настоящего времени задолженность не оплачена.

Кроме того, Громовой В.А. в связи с продажей квартир, с учетом владения менее минимального предела срока владения, по адресу: *** (4 месяца владения), а также по адресу: *** (10 месяцев владения), не представлены в налоговый орган налоговые декларации по форме 3-НДФЛ. 

В этой связи в отношении Громовой В.А. вынесено решение №*** от *** о привлечении к налоговой ответственности и взыскании НДФЛ за 2021 год – 1 144 000 руб., пени в сумме –   49 516 руб. 13 коп., штрафа по ст. 119 НК РФ по НДФЛ за 2021 год – 85 800 руб., штрафа по ст. 122 НК РФ по НДФЛ за 2021 год – 57200 руб., и решение №*** от *** о привлечении к налоговой ответственности и взыскании НДФЛ за 2022 год – 12 383 руб., штрафа по                        ст. 119 НК РФ по НДФЛ за 2022 год – 3095 руб. 75 коп., штрафа по ст. 122 НК РФ по НДФЛ за 2022 год – 2476 руб. 60 коп.

Судебный приказ от *** был отменен определением мирового суда судебного участка № 1 Железнодорожного района г.Ульяновска от ***.

Судебный приказ от *** был отменен определением мирового суда судебного участка № 1 Железнодорожного района г.Ульяновска от ***.

Административный истец просил взыскать с Громовой В.А. задолженность по уплате обязательных платежей и санкций в общей сумме 1 509 686 руб. 19 коп., из них: НДФЛ за 2021 год – 1 144 000 руб., НДФЛ за 2022 год – 12 383 руб., пени по НДФЛ за период с 16.07.2022 по 31.12.2022 – 50 088 руб. 13 коп., штраф по ст. 119 НК РФ по НДФЛ за 2021 год – 85 800 руб., штраф по ст. 122 НК РФ по НДФЛ за 2021 год – 57 200 руб., штраф по ст. 119 НК РФ по НДФЛ за 2022 год – 3095 руб. 75 коп., штраф по ст. 122 НК РФ по НДФЛ за 2022 год – 2476 руб. 60 коп., налог на имущество за 2021 год – 3344 руб., за 2022 год – 1717 руб., земельный налог за 2021 год – 1424 руб., за 2022 год – 2320 руб., пени с 01.01.2023 по 10.01.2024 –     145 837 руб. 71 коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Громовой В.А. – Хацкевич А.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование жалобы указывает на процессуальное нарушение со стороны суда, выразившееся в неоглашении резолютивной части решения суда после удаления в совещательную комнату. Полагает, что в нарушении ст.180 Кодекса административного судопроизводства РФ суд не отразил в решении доводы, приведенные административным ответчиком и мотивы их отклонения. Административным ответчиком заявлялось о пропуске налоговым органом срока исковой давности для обращения в суд, однако суд неверно истолковал нормы действующего законодательства, указав, что налоговый орган обратился в суд в пределах шестимесячного срока.

Обращает внимание, что Громова В.А. является физическим лицом, состоящим на учете в налоговом органе по месту жительства, в связи с чем требования ст.23 НК РФ, указанные в административном иске, к ней не относятся.  Также она не является индивидуальным предпринимателем, однако считает, что к  ней применены нормы законодательства, тождественные не только индивидуальным предпринимателям, но и юридическим лицам.

Указывает, что срок владения Громовой В.А. квартирой, расположенной по адресу: ***, составил менее 3 лет, а не как указано судом в решении - 5 лет, что говорит о возникновении у Громовой В.А. права собственности в порядке наследования.

Обращает внимание, что она не получала от налогового органа никаких документов, в связи с чем не подавала возражений, жалоб, заявлений. С материалами налоговых проверок ознакомилась только в суде.

Считает, что недоимка за 2021 год была сформирована 16.07.2022. Требование должно было быть направлено в адрес административного ответчика не позднее 16.09.2022. Налоговый орган имел право обратиться в суд за вынесением судебного приказа в течении шести месяцев, то есть с 29.09.2022 по 29.03.2023. Однако административный истец обратился к мировому судье лишь в сентябре 2023 года, за пределами сроков исковой давности. Не соглашается с выводом суда о том, что требование было направлено Громовой В.А. 25.05.2023 на всю сумму отрицательного сальдо ЕНС в сумме 1 383 790,95 руб., поскольку суд не указывает дату образования отрицательного сальдо. 

Просит учесть, что Громова В.А. не подавала заявление на налоговый вычет и не имеет на него право, поскольку она получила квартиру по наследству после смерти отца, и не тратила свои денежные средства на ее приобретение. Вместе с тем, налоговый орган неправомерно указывает на его получение административным ответчиком. В нарушение действующего законодательства, он самостоятельно применил налоговый вычет в размере 1 000 000 руб.  

Отмечает, что на момент подачи апелляционной жалобы сумма задолженности административного ответчика перед УФНС России по Ульяновской области составляла 353 743,71 руб. Указывает, что на данный момент Громова В.А. не имеет задолженности по земельному и имущественному налогам.  

Не соглашается с начисленными штрафами и пени, поскольку никаких документов из налогового органа она не получала, за налоговый период 2021 г., 2022 г. оплату произвела.

Считает, что административный истец на дату обращения с административным иском в суд утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по пени за спорный период, поскольку истекли сроки принятия решений об их взыскании в порядке, установленном ст. 48 НК РФ.

Отмечает, что нормы ст.ст.119, 122 НК РФ не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одного и того же неправомерного действия.

В судебное заседание иные  лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч.2 ст.286 КАС РФ).

Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Как следует из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.  

Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате задолженности по налогу и предусмотренной статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени, начисляемой за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно статье 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом                            (п.1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации  налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1). Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п.2).

Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. К числу доходов от источников в Российской Федерации, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, статья 208 Налогового кодекса Российской Федерации относит доходы, полученные от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации (абз.2 подп.5 п.1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации  при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по доходам от продажи имущества, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1.1 статьи 224 настоящего Кодекса, определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 1 (в части, относящейся к проданным имуществу и (или) доле (долям) в нем) и 2 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса, а также с учетом особенностей, установленных статьями 213, 213.1 и 214.10 настоящего Кодекса.

Статьей 216 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.

В силу пункта 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено данной статьей.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации  датой фактического получения дохода определяется день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации  исчисление и уплату налога на доходы физических лиц производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 указанного Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

На основании пункта 17.1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в п.3 ст.217.1 упомянутого Кодекса (п.4 ст.217.1 Налогового кодекса Российской Федерации). Пунктом 3 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации минимальный предельный срок владения имуществом, полученным в порядке наследования, составляет три года.

Срок нахождения имущества в собственности определяется как период его непрерывного нахождения в собственности налогоплательщика до реализации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации  при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей:

имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

 

Федеральным законом № 263-ФЗ от 14.07.2022 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» внесены изменения в положения Налогового Кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого налогового счёта с 01.01.2023.

В соответствии  с пунктом 2 статьи 11.3 Налогового Кодекса Российской Федерации, Единым налоговым счётом признается форма учёта налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Единый налоговый счёт ведётся в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

Единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счёт Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом (п.1 ст.11.3 НК РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтённой на едином налоговом счёте налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента её возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента её возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Громова В.А. зарегистрирована в качестве налогоплательщика ИНН ***.

Громовой В.А. принадлежит (принадлежало) следующее имущество:

- квартира по адресу: *** (4 месяца владения в 2021 году),

- 3/5 доли квартиры по адресу: ***,

- квартира по адресу: *** (7 месяцев владения в 2021 году и 3 месяца в 2022 году),

- земельные участки по адресу: *** и ***.

В адрес Громовой В.А. налоговым органом направлены налоговые уведомления:

- № *** от *** (том 1 л.д. 22-23) о необходимости в срок до 01.12.2022 уплатить земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2021 год;

- № *** от *** (том 1 л.д. 20-21) о необходимости в срок до 01.12.2022 уплатить земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2022 год.

Обязанность по уплате налогов Громовой В.А. исполнена не была.

По договору купли-продажи квартиры от *** Громова В.А. продала квартиру, расположенную по адресу: ***, принадлежащую ей на праве собственности в порядке наследования, зарегистрированного 17.12.2020, за 9 800 000 руб. (том 1 л.д. 142-143).

Декларация по форме 3-НДФЛ за 2021 год в установленный срок – 04.05.2022 Громовой В.А. подана не была.

В адрес Громовой В.А. направлены требование № *** о предоставлении пояснений от *** (том 1 л.д. 219-221), акт налоговой проверки № *** от *** (том 1 л.д. 215-218), извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки № *** от *** (том 1 л.д. 222-224).

Налоговым органов была проведена камеральная проверка, по итогам которой принято решение № *** от *** о привлечении к налоговой ответственности (том 1 л.д. 208-211). Громовой В.А. начислен НДФЛ в размере 1 144 000 руб. с применением налогового вычета ((9 800 000 – 1 000 000) * 13%). Кроме того, начислены штрафы: по пункту 1 статьи 119 НК РФ – 85 800 руб., по пункту 1 статьи 122 НК РФ – 57 200 руб., пени в связи с неуплатой налога 49 516,13 руб. Решение направлено в адрес Громовой В.А. заказной корреспонденцией (том 1 л.д. 212-214).

Пояснения по акту проверки Громовой В.А. не представлялись, решение о привлечении к налоговой ответственности не оспаривалось.

По договору купли-продажи квартиры от *** Громова В.А. продала за 2 000 000 руб. квартиру, расположенную по адресу: ***, приобретенную ею по договору купли-продажи от *** за 1 904 750 руб. (том 1 л.д. 225-226).

Декларация по форме 3-НДФЛ за 2022 год в установленный срок – 02.05.2023 Громовой В.А. подана не была.

В адрес Громовой В.А. направлены требование № *** о предоставлении пояснений от *** (том 1 л.д. 201-204), акт налоговой проверки № *** от *** (том 1 л.д. 195-200), извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки № *** от *** (том 1 л.д. 205-207).

Налоговым органов была проведена камеральная проверка, по итогам которой принято решение № *** от *** о привлечении к налоговой ответственности (том 1 л.д. 188-191). Громовой В.А. начислен НДФЛ в размере 12 383 руб. с учетом фактически произведенных расходов по приобретению квартиры ((2 000 000 – 1 904 750) * 13%). Кроме того, начислены штрафы: по пункту 1 статьи 119 НК РФ –  3 095,75 руб., по пункту 1 статьи 122 НК РФ – 2 476,60 руб.

Пояснения по акту проверки Громовой В.А. не представлялись, решение о привлечении к налоговой ответственности не оспаривалось.

В связи с отсутствием добровольной уплаты налогоплательщиком задолженности по указанным налогу, пени, штрафам налоговым органом в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ 26.05.2023 заказной почтой было направлено требование № 3196 от 25.05.2023 со сроком уплаты 20.07.2023, которое осталось без удовлетворения (том 1 л.д. 16-17).

В установленные законом сроки требования налогового органа не были исполнены.

Налоговый орган с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Громовой В.А. недоимки за 2021 год обратился к мировому судье *** (том 1 л.д. 62-63)

*** мировым судьей выдан судебный приказ, который *** отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения (том 1 л.д. 78 и оборот).

С заявлением о взыскании с Громовой В.А. недоимки за 2022 год налоговый орган обратился к мировому судье *** (том 1 л.д. 83-84); судебный приказ, выданный *** (том 1 л.д. 94 оборот), отменен определением мирового судьи от *** (том 1 л.д. 99).

С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд ***, т.е. в пределах установленного законом шестимесячного срока после отмены судебных приказов.

Удовлетворяя заявленные требования налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком получен доход, НДФЛ с которого не уплачен до рассмотрения дела судом; также не уплачена задолженность по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, штрафам и пени; порядок и сроки взыскания НДФЛ и пени по нему налоговым органом соблюдены, проверена правильность расчета задолженности.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку они основаны на представленных доказательствах, оцененных по правилам статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.

Доводы жалобы о том, что требования статьи 23 НК РФ на Громову В.А. не распространяются, являются ошибочными, основаны на неправильном толковании норм материального права. Статья 23 НК РФ, устанавливающая обязанность по уплате налогов, является общей нормой и распространяется на всех налогоплательщиков, к которым относится и Громова В.А.

Доводы жалобы о не направлении в адрес Громовой В.А. требований о представлении объяснений, извещений о времени рассмотрения материалов проверки, решений о привлечении к налоговой ответственности опровергаются материалами дела, факт направления перечисленных документов в адрес административного ответчика документально подтвержден.

Риск неполучения документов из налогового органа лежит на налогоплательщике, поскольку в соответствии со статьей 31, абзацем 2 пункта 2 статьи 100 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, сроки для обращения в суд административным истцом не пропущены.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо ЕНС организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 НК РФ на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов.

Согласно статье 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица (далее-ЕНС) который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа (далее-ЕНП).

Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП и денежным выражением совокупной обязанности.

В соответствии со статьей 11 НК РФ задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы РФ признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему РФ в случаях, предусмотренных НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.

Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено Кодексом.

Постановлением Правительства Российской Федерации №500 от 29.03.2023 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных НК РФ, в 2023 году» предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличены на 6 месяцев.

Громовой В.А. в сроки, предусмотренные статьей 70 НК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации №500 от 29.03.2023 было направлено требование об уплате задолженности № *** от ***, в котором сообщалось о сумме задолженности с указанием налогов, страховых взносов, пеней, а также об обязанности уплатить в установленный срок - до 20.07.2023 сумму задолженности.

В требовании указано, что в случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено.

Требование об уплате задолженности действует с момента его направления и до формирования положительного или нулевого сальдо ЕНС. Новое требование об уплате задолженности направляется налогоплательщику только после полного погашения имеющейся задолженности и формирования нового отрицательного сальдо. В случае увеличения суммы задолженности налогоплательщика по ранее направленному и не исполненному требованию о ее уплате направление нового (уточненного) требования об уплате задолженности действующим законодательством о налогах и с сборах не предусмотрено.

Требование № *** от *** Громовой В.А. в установленный срок исполнено не было.

Таким образом, срок обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, и впоследствии срок обращения в суд с административным иском налоговым органом были соблюдены. Доводы апелляционной жалобы об обратном являются несостоятельными. Исчисление срока направления требования об уплате налога за 2021 год с 16.07.2022 является неверным, поскольку срок уплаты налога за 2021 год наступает 01.12.2022.

Ссылка в апелляционной жалобе на указание в решении суда на пятилетний срок владения наследственным имуществом вместо трехлетнего не свидетельствует о незаконности решения, поскольку в любом случае срок нахождения квартиры во владении Громовой В.А. составлял менее минимального.

Также необоснованным и не влекущим отмену решения является довод апелляционной жалобы о применении налоговым органом при расчете НДФЛ за 2021 год налогового вычета в размере 1 000 000 руб., поскольку такой порядок исчисления налога на доходы физических лиц прямо предусмотрен нормами налогового законодательства, приведенными выше. Судебная коллегия отмечает, что применение налогового вычета никаким образом прав административного ответчика не нарушает, поскольку происходит уменьшение налогооблагаемой базы, и как следствие, размера налога, в соответствии с действующими нормами НК РФ.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, штрафные санкции применены налоговым органом верно, нормы пункта 1 статьи 119 НК РФ и пункта 1 статьи 122 НК РФ предусматривают разные формы налоговой ответственности.

Довод апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившемся в не оглашении резолютивной части решения после ухода в совещательную комнату, носит надуманный характер и опровергается, как протоколом судебного заседания на бумажном носителе, так и аудиозаписью хода судебного заседания.

Указание в апелляционной жалобе на погашение частичной задолженности не влечет отмену или изменение решения суда, поскольку оплата произведена 24.07.2024 (том 2 л.д. 11), то есть после принятия судом решения, и размер актуальной задолженности может быть скорректирован на стадии исполнения судебного акта.

Учитывая изложенное, при отсутствии у суда первой инстанции доказательств надлежащего исполнения обязанности по уплате налогов, штрафов и пени, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований административного истца.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 5 июля       2024 года, с учетом определения того же суда от 23 июля 2024 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Громовой Валерии Александровны – Хацкевич Александра Сергеевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 29.11.2024