Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Уборка мусора
Документ от 19.11.2024, опубликован на сайте 10.12.2024 под номером 115816, 2-я гражданская, о возложении обязанности устранить навалы ТКО вблизи контейнерных площадок, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СПодпись: .УД

 

Судья Надршина Т.И.                                             73RS0003-01-2024-001516-97                                                                                                              Дело №33а-5192/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск                                                                               19 ноября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Кинчаровой О.Е., Сычевой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Каминской Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 6 июня 2024 года, с учетом определения того же суда от 23 августа 2024 года об исправлении описки, по делу №2а-1125/2024, которым постановлено:

административные исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновка, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска о возложении обязанностей по оборудованию мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства - удовлетворить.

Возложить на администрацию МО «город Ульяновск» обязанность устранить навалы ТКО вблизи контейнерных площадок, расположенных по адресам в *** в реестре мест накопления ТКО на территории МО г. Ульяновск), *** в реестре мест накопления ТКО на территории МО г. Ульяновск), *** в реестре мест накопления ТКО на территории МО г. Ульяновск).

Возложить на администрацию г. Ульяновска обязанность по восстановлению трехстороннего непрерывного ограждения высотой не менее 1 метра в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и п. 4.4 Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 № 91-П, контейнерных площадок, расположенных в *** в реестре мест накопления ТКО на территории МО г.Ульяновск), *** в реестре мест накопления ТКО на территории МО г. Ульяновск).

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя администрации г.Ульяновска Грачевой А.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Стерлядевой Е.В., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства административным иском (л.д. 113 т.1) к администрации города Ульяновска о возложении обязанности по оборудованию мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства, устранении навалов ТКО.

В обоснование административного иска указал, что в ходе проведенных прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска мероприятий установлено, что вблизи контейнерных площадок, расположенных по адресам:   *** в реестре мест накопления ТКО на территории МО г.Ульяновск),   *** в реестре мест накопления ТКО на территории МО г. Ульяновск), *** в реестре мест накопления ТКО на территории МО г. Ульяновск) имеются навалы ТКО.

Кроме того, контейнерные площадки, расположенные по указанным адресам, не имеют трехстороннего непрерывного ограждения высотой не менее    1 метра.

Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории МО           г. Ульяновск, размещенного на сайте администрации г. Ульяновска, собственником указанных контейнерных площадок является администрация г.Ульяновска.

Таким образом, администрацией г. Ульяновска нарушены указанные выше требования закона.

Их невыполнение нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и может повлечь негативные последствия для граждан в виде заражения окружающей местности вредными веществами.

В связи с  этим прокурор просил обязать администрацию г.Ульяновска в соответствии с требованиями п.п. 9, 10 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и п. 4.12 Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 № 91-П, устранить навалы ТКО вблизи контейнерных площадок, расположенных по адресам в *** в реестре мест накопления ТКО на территории МО г. Ульяновск), *** в реестре мест накопления ТКО на территории МО г. Ульяновск), *** в реестре мест накопления ТКО на территории МО  г. Ульяновск); возложить на администрацию г.Ульяновска обязанность по восстановлению трехстороннего непрерывного ограждения высотой не менее 1 метра в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и п. 4.4 Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 № 91-П, контейнерных площадок, расположенных в *** по адресам: *** в реестре мест накопления ТКО на территории МО г. Ульяновск), *** в реестре мест накопления ТКО на территории МО  г. Ульяновск).

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Контракт плюс», Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней администрация г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что дело подлежало рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Кроме того судом не учтены уточненные административные исковые требования, которыми прокурор исключил из перечня контейнерных площадок площадку, расположенную по адресу: *** в реестре мест накопления ТКО на территории МО г.Ульяновск).

Судом не дана оценка доводам администрации г.Ульяновска, а также приобщенной судебной практике об обязанности регионального оператора осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО с контейнерных площадок. Не приведены ссылки на законодательство, на основании которого суд возложил на администрацию г.Ульяновска обязанность по устранению навалов ТКО на контейнерных площадках.

Отмечает, что в администрацию г.Ульяновска уведомление от регионального оператора ООО «Контракт Плюс» об обнаружении мест несанкционированного  складирования ТКО на контейнерных площадках, расположенных по адресам: ***, согласно Правилам обращения с ТКО, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, не поступало.

Полагает, что обязанность по ликвидации навалов ТКО на указанных контейнерных площадках лежит на региональном операторе ООО «Контракт плюс».

Также указывает, что согласно имеющихся в материалах дела фотографий навалы ТКО на контейнерных площадках образованы, в том числе, за счет отходов, образовавшихся от уборки древесно-кустарниковых посадок, произрастающих на придомовой территории. Указанные отходы входят в состав ТКО, обязанность по уборке которых лежит на региональном операторе. 

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, кроме представителя администрации г.Ульяновска и прокурора, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 176 КАС РФ предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Частью 4 ст. 180 КАС РФ предусмотрено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны: обстоятельства административного дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства; нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, а также обоснования по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Данные разъяснения по аналогии закона применимы и к изложению решения, принимаемого судом в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства.

В данном случае вышеприведенные положения законодательства были нарушены судом при принятии решения по заявленным прокурором требованиям.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Федеральный № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5, статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил).

В ходе рассмотрения дела установлено, что контейнерные площадки по адресам ***, находятся в реестре муниципального имущества, включены в схему размещения мест (площадок) накопления ТКО.  Источниками образования ТКО на данных контейнерных площадках являются расположенные по близости многоквартирные дома.

Указанные контейнерные площадки в нарушение п. 3 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию  территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3, а также п.4.4 Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, утвержденного  Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 №91-П, не имеют трехстороннего ограждения высотой не менее 1 м. 

В связи с этим суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию г.Ульяновска обязанность по приведению контейнерных площадок в соответствие с требованиями действующего законодательства. Решение суда в указанной части администрацией г.Ульяновска не оспаривается.

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что на указанных контейнерных площадках имеются навалы ТКО (мусор складируется помимо имеющихся контейнеров). В связи с этим суд возложил обязанность по ликвидации указанных навалов ТКО на администрацию г.Ульяновска. При этом в решении судом не приведены мотивы, по которым суд пришел к данному выводу, не дана оценка доводам представителя администрации г.Ульяновска о том, что обязанность по устранению указанных навалов ТКО лежит на региональном операторе ООО «Контракт плюс».

Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Статьей 24.6 указанного Федерального закона предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 1 и 2).

Из материалов дела следует, что контейнерные площадки, являющиеся предметом спора по настоящему делу, находятся в зоне действия регионального оператора ООО «Контракт плюс», который осуществляет свою деятельность на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области (зона деятельности № 2), заключенного 25.05.2018 с Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

В соответствии с п. 4-5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

Как было указано выше, источниками образования ТКО на контейнерных площадках, являющихся предметом спора, являются многоквартирные дома, расположенные вблизи от контейнерных площадок. Следовательно, региональный оператор оказывает услуги по выводу ТКО на основании договоров, заключенных с жителями указанных домов или с организациями, осуществляющими управление указанными домами.

Таким образом, обязанность по выводу ТКО с указанных контейнерных площадок лежит на ООО «Контракт плюс».

Возлагая на администрацию г.Ульяновска обязанность по ликвидации навалов ТКО на контейнерных площадках, суд первой инстанции не установил причину образования указанных навалов: образовались ли указанные навалы ТКО в результате несвоевременного или ненадлежащего исполнения ООО «Контракт плюс» обязанности по вывозу ТКО, либо ввиду несоответствия количества установленных мусорных контейнеров нормативам накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Ульяновской области (до 1 июля 2025 года действуют нормативы для многоквартирных и индивидуальных жилых домов, утвержденные приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29.06.2017 № 06-77 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области»).

При этом в соответствии с п. 13 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.  Таким образом, региональный оператор имеет право корректировать количество необходимых к размещению контейнеров и бункеров.

Кроме того, из имеющихся в материалах дела фотографий следует, что навалы мусора образованы, в том числе, из древесно-кустарниковых отходов.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов. При этом растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам (код 7313000000), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код 7 3130002205) относятся к категории отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению (код 73000000000).

При этом ранее действовавшими Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (п.3), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269, было предусмотрено,  что в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (до 01.07.2025 на территории Ульяновской области действуют нормативы для многоквартирных и индивидуальных жилых домов, утвержденные приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29.06.2017 № 06-77 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области». Данные нормативы утверждались в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269). С учетом вышеизложенного, данные виду отходов подлежат вывозу региональным оператором. При этом аналогичный спор с участием ООО «Контракт плюс» уже был рассмотрен Ленинским районным судом г.Ульяновска (решение по делу № ***). Указанное решение суда оставлено без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 29.11.2022 и кассационным определением шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27.04.2023 (дело № ***), (см. также Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2023           № 16-КГ23-32-К4).

Частью 5 ст. 41 КАС РФ предусмотрено, что в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

В данном случае для выяснения всех вышеуказанных обстоятельств суду необходимо было привлечь к участию в деле в качестве соответчика ООО «Контракт плюс», однако этого сделано не было.

Суд привлек ООО «Контракт плюс» к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Вместе с тем в определении о подготовке дела к судебному разбирательству судом не были указаны  юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию в ходе рассмотрения дела (л.д. 73-75 т.1).

Статьей 310 КАС РФ предусмотрено, что безусловным основанием для отмены решения суда является принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Учитывая вышеизложенное, решение суда подлежит отмене с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует привлечь к участию в деле в качестве соответчика ООО «Контракт плюс», установить причину образования навалов ТКО на контейнерных площадках, вид отходов,  истребовать дополнительные доказательства и с учетом установленных по делу обстоятельств принять по делу законное и обоснованное решение.

Доводы апелляционной жалобы о необходимо рассмотрения дела в порядке, предусмотренном ГПК РФ, являются несостоятельными.

Согласно ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно разъяснениям, данным в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В данном случае прокурором оспаривалось бездействие администрации г.Ульяновска при решении вопросов местного значения. В связи с этим дело обоснованно рассмотрено в порядке, предусмотренном КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 6 июня 2024 года, с учетом определения того же суда от 23 августа 2024 года об исправлении описки, отменить.

Дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Апелляционное определение изготовлено 03.12.2024.