Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Транспортная безопасность
Документ от 19.11.2024, опубликован на сайте 10.12.2024 под номером 115827, 2-я гражданская, об устранении нарушений антитерростического законодательства, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0008-01-2024-000456-05

Судья Токунов Д.В.                                                           Дело № 33а-5209/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                                   19 ноября  2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе: 

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Сычёвой О.А.,  Кинчаровой О.Е.,

при ведении протокола помощником судьи  Каминской Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство» на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 26 июля 2024 года по делу № 2а-1-301/2024, по которому постановлено:
административные исковые требования Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство»            (ИНН ***) за счет средств бюджета муниципального образования «Инзенское городское поселение» разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта инфраструктуры в отношении искусственного сооружения общего пользования (моста), расположенного в ***.

Заслушав доклад судьи Сычёвой О.А., пояснения представителя прокуратуры Стерлядевой Е.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

 
Инзенский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению (далее – МБУ) «Благоустройство» о возложении обязанности разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности мостового сооружения.

В обоснование заявленных требований указал о том, что на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области имеется мостовое сооружение, расположенное по адресу: *** (в части названия улицы по тексту иска допущена описка). Данное сооружение включено в реестр муниципального имущества данного муниципального образования, а также в 2022 году в Перечень объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства поселения, не подлежащих категорированию, в отношении которых применяются требования постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2020 года № 2070.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2201.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию, утверждены постановлением Правительства РФ от 10.12.2020 № 2070, они действуют с 14.06.2021 по 14.06.2027. Приказом Министерства транспорта РФ от 28.08.2020 №331 определены объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию по видам транспорта.

В нарушение требований закона в отношении указанного мостового сооружения паспорт обеспечения транспортной безопасности не разработан и не утвержден.

*** вынесено постановление администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области №*** «О принятии в муниципальную собственность муниципального образования «Инзенское городское поселение», согласно которому мостовое сооружение принято в муниципальную собственность и передано на праве оперативного управления МБУ «Благоустройство».
Прокурор просил суд обязать МБУ «Благоустройство» разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры- мостового сооружения, расположенного по адресу:  ***.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: муниципальное учреждение администрация муниципального  образования «Инзенский район» Ульяновской области, муниципальное образование «Инзенское городское поселение», в качестве заинтересованных лиц привлечены муниципальное учреждение Совет депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение».

Определением от 10 июля 2024 года Инзенский районный суд Ульяновской области перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство» не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что является ненадлежащим ответчиком, так как вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, объектов транспортной инфраструктуры действующим законодательством возложены на органы местного самоуправления. Муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство» в силу Устава занимается вопросами благоустройства и озеленения территории поселения. Обращает внимание, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность на основании муниципального задания, которое утверждается на год. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Муниципальным заданием на 2024 год предусмотрены только работы по очистке мостов ручным и механизированным способом, ремонт оснований, настила и ограждений пешеходных и автомобильных мостов. При этом финансирование на указанные виды работ не проводилось. Полномочия администрации Инзенского городского поселения в полном объеме исполняет администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области. Кроме того, определением Инзенского районного суда Ульяновской области от *** прекращено производство по делу в части требований о возложении обязанности разработать и утвердить паспорт транспортной безопасности объекта инфраструктуры в отношении искусственного сооружения общего пользования (моста), расположенного ***, в связи с отказом прокурора. Отказ от исковых требований судом был принят. Производство в этой части прекращено. Полагает, что стороны, предмет и основания в исковом заявлении те же, что и по ранее рассмотренному делу, потому производство по делу подлежало прекращению.

В судебное заседание  другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также - КАС РФ) решение суда должно быть законным и обоснованным.

В силу пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела (пункты 2, 3 части 2 статьи 310 КАС РФ).

Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении дела.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами

В силу требований статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006                  «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Противодействие терроризму, его профилактика относится к задачам по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007                     № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон о транспортной безопасности) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по общему правилу возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Частью 3 статьи 6 Закона о транспортной безопасности установлено, что категорирование объектов транспортной инфраструктуры осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 5 статьи 6 Закона о транспортной безопасности).

Согласно Приложению к Приказу Минтранса России от 28.08.2020 №331             «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта» к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта, отнесены, в том числе мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки), не имеющие перемещаемых и (или) подъемных пролетных строений, расположенные на автомобильных дорогах, имеющих автомобильные дорожные участки их обхода (объезда) протяженностью до 50 км с аналогичной или более высокой категорией дороги и аналогичными и более высокими установленными параметрами допустимых нормативных нагрузок.

Пунктом 4 статьи 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2020 № 2070 установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры при уровне безопасности № 1 (постоянный) или 2 обязаны разработать, утвердить и направить в Федеральное дорожное агентство паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2344 установлены уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, при которых уровень № 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса; уровень № 2 - степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз; уровень № 3 - степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз соответствующего вида.

При этом в силу части 1.3. статьи 9 Закона о транспортной безопасности паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры разрабатывается и утверждается субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2020 года № 2070 утверждены обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию.

Это постановление вступило в силу 14 июня 2021 года и действует до 1 марта 2027 года.

Таким образом, нормативно установленный срок для разработки и утверждения субъектом транспортной инфраструктуры паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры составляет до 14 июля 2021 года.

Из материалов дела следует, что объект транспортной инфраструктуры искусственное сооружение общего пользования мост – ***, длиной 36 м, материал железобетон, принято в муниципальную собственность муниципального образования «Инзенское городское поселение» на основании постановления Главы администрации  муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области от *** года № *** (л.д. 15-16).

Этим же постановлением данное мостовое сооружение закреплено на праве оперативного управления за МБУ «Благоустройство».

Данный объект в 2022 году включен в Перечень объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства Инзенского городского поселения, не подлежащих категорированию, в отношении которых применяются требования постановления Правительства  Российской Федерации от 10.12.2020 № 2020 (номер *** по Перечню) (л.д. 35).

*** года Инзенской межрайонной прокуратурой в адрес Главы администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области было внесено представление об устранении нарушений закона (л.д.10), согласно которому в отношении расположенного на автомобильной дороге местного значения ***,  не проведено обследование, паспорт  обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры не разработан и не утвержден.

Указано, что эти обстоятельства противоречат требованиям безопасности, влекут угрозу жизни и здоровью граждан, а также могут повлечь иные тяжкие последствия.

Также на момент внесения представления названные объект не был включен в реестр муниципального имущества,  о чем также указано прокурором.

Из ответа администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области от 26.04.2024 следует, что осмотр мостового сооружения произведен в целях принятия объекта в муниципальную собственность и закрепления на праве оперативного управления за эксплуатирующей организацией. После принятия в муниципальную собственность будут организованы мероприятия по изготовлению паспорта обеспечения транспортной безопасности этого объекта (л.д. 13-14).

Как следует из материалов дела и установлено судом в нарушение требований законодательства паспорт обеспечения транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры - ***, расположенного по адресу: *** не разработан и  не утвержден.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в силу требований п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В силу части 2 статьи 27 Устава муниципального образования «Инзенское городское поселение» администрация поселения не образуется. Полномочия администрации поселения в полном объеме исполняет администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области.

Одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей, к которым, безусловно, относятся мосты и путепроводы.

Из материалов дела следует, что, несмотря на внесенное представление, мероприятия по обеспечению транспортной безопасности не проведены в полном объеме.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006               № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Исполнение требований по обеспечению антитеррористической защищенности объекта муниципальной собственности является обязанностью органа местного самоуправления.

При этом в силу Устава МБУ «Благоустройство» эта некоммерческая организация создана в целях осуществления полномочий Администрации муниципального образования «Инзенское городское поселение» в сфере благоустройства поселения (п.1.1).

В силу вышеизложенного, заслуживает внимание довод апелляционной жалобы относительно того, что МБУ «Благоустройство» является ненадлежащим административным ответчиком по делу.

В связи с установленными обстоятельствами решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры -***, расположенного по адресу: ***. В удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию «Инзенское городское поселение», муниципальному бюджетному учреждению  «Благоустройство» следует отказать.

Допущенные в ряде документов дела  описки при указании наименования улицы не создают неясности и неопределенности в предмете рассмотрения, поскольку материалами дела подтверждается, что спорное ***.

Подлежит отклонению довод автора жалобы о необходимости прекращения производства по делу ввиду тождественности данного иска ранее рассмотренному этим же судом по административному делу  № ***. В рамках того дела *** года вынесено определение о прекращении производства по административному делу в части  в связи с отказом прокурора от части административных исковых требований.

Требования по административному делу № ***, по которому производство было прекращено, касались также ***, но по настоящему иску прокурор, обращаясь в суд, указал новое основание, связанное с принятием названного объекта в муниципальную собственность *** года.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 26 июля 2024 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры -***, расположенного по адресу: ***.
В удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию «Инзенское городское поселение», муниципальному бюджетному учреждению  «Благоустройство» отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме  02.12.2024.