У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0013-01-2024-002630-08
Судья Кудряшева Н.В.
Дело № 33а-5221/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 26
ноября 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Бахаревой Н.А.,
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ульянова
Кирилла Юрьевича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 17 июля 2024 года по делу № 2а-1369/2024, по которому постановлено:
административное исковое
заявление Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Ульянову Кириллу
Юрьевичу о взыскании задолженности по ЕНС
и пени удовлетворить.
Взыскать с
Ульянова Кирилла Юрьевича (ИНН ***) проживающего по адресу: *** в пользу
Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по
единому налоговому счету: их них страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет на выплату страховой
пенсии, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года: налог 699,60 руб.,
пени 36,27 руб. за период 2020 год.
Страховые
взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в
фиксированном размере за расчетные период, начиная с 1 января 2017 года: налог
в размере 181,68 руб., пени 9,42 руб. за 2020 год, всего 926,97 руб.
Взыскать с
Ульянова Кирилла Юрьевича в доход местного бюджета г.Димитровграда государственную пошлину в сумме 400 (четыреста)
рублей.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения Ульянова К.Ю., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Управление
Федеральной налоговой службы по Ульяновской области обратилась в суд с
административным исковым заявлением к Ульянову К.Ю. о взыскании задолженности
по уплате ЕНС и пени.
В
обоснование требований указано, что Ульянов К.Ю. поставлен на учет в налоговом
органе, обязан оплачивать налоги.
Ульянов
К.Ю. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с
25.09.2015 по 19.03.2020. За расчетный период с 01.01.2020 по 19.03.2020 он
должен уплатить фиксированный размер
страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за 2020 год в
размере 7065,29 руб., фиксированный размер страховых взносов на ОМС за 2020 год
в размере 1834,69 руб.
В
связи с наличием задолженности административным истцом в адрес
налогоплательщика направлено требование о добровольной оплате задолженности от *** №***, в котором
сообщалось о наличии задолженности по страховым взносам.
По
состоянию на дату подачи административного искового заявления сумма
задолженности по требованию № *** от *** составляет 926,97 руб., из которых:
страховые взносы на ОПС в сумме 699,60 руб., страховые взносы на ОМС в сумме
181,68 руб., пени 45,69 руб.
Судебный
приказ по делу №*** от *** отменен определением мирового судьи судебного
участка № 6 Димитровградского судебного района Ульяновской области от ***.
Административный
истец просил взыскать с Ульянова К.Ю. задолженность по страховым взносам на
обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату
страховой пенсии, за расчетные периоды с 1 января 2017 года: налог в размере
699,60 руб., пени 36,27 руб., за период 2020 год; задолженность по страховым
взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в
фиксированном размере, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года:
налог в размере 181,68 руб., пени 9,42
руб., за 2020 год, всего на общую сумму
926,97 руб.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд
принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Ульянов К.Ю. не соглашается с решением суда, просит его отменить. В
обоснование жалобы указывает, что в его адрес не направлялось административное
исковое заявление, что препятствовало ему надлежащим образом подготовить
возражения на административный иск. Обращает внимание, что по судебному приказу
№*** от *** требования были
исполнены в полном объеме, исполнительное производство № *** окончено 06.10.2023, в связи с
чем у налогового органа отсутствовали основания для обращения в суд с данным
иском.
Указывает, что на момент вынесения требования
№*** от *** он находился в местах лишения свободы, в связи с чем не мог
получить требование, направленное налоговым органом через личный кабинет
налогоплательщика. Полагает, что налоговым органом пропущен срок, установленный
п.2 ст.48 НК РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ, по требованию № *** от ***, следовательно,
пропущен срок для подачи административного искового заявления. Судом не принято
во внимание, что по судебному приказу №*** взыскано 9945,67 руб., а не 8018,70 руб. как
указано в решении суда.
В возражениях на
апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда
оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное
заседание кроме Ульянова К.Ю. другие
лица, участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о
времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса
Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются
организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом
возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со ст. 360 Налогового кодекса
Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со ст. 286 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной
власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие
органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за
уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным
исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты
установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется
задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об
уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или
пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным
законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками
страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются
индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся
частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и
иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации
порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные
вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с пунктом 5
статьи 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности
индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками
осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом
органе индивидуального предпринимателя.
Разрешая административный спор и удовлетворяя
исковые требования налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что
административный ответчик, прекративший деятельность в качестве индивидуального
предпринимателя 19.03.2020, был обязан уплатить страховые взносы в
фиксированном размере за 2020 год по обязательному пенсионному страхованию -
7065,29 руб., по обязательному медицинскому страхованию - 1834,69 руб., но в
бюджет поступила частично 02.10.2023 в сумме 8018,70 руб.
С такими выводами суда первой инстанции
согласиться нельзя, поскольку они противоречат материалам дела.
Как
следует из материалов дела, Ульянов К.Ю. был зарегистрирован в качестве
индивидуального предпринимателя с 25.09.2015 по 19.03.2020. За расчетный период
с 01.01.2020 по 19.03.2020 он должен уплатить
фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному
страхованию за 2020 год в размере 7065,29 руб., фиксированный размер страховых
взносов на ОМС за 2020 год в размере 1834,69 руб.
Налоговый орган через личный кабинет
налогоплательщика выставлено требование
от *** №*** по состоянию на 10.06.2020 с требованием об уплате страховых
взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в сумме 1834,69
руб., страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование за 2020
год в сумме 7065,29 руб., со сроком оплаты до 21.07.2020 (л.д. 11-12).
В связи с неисполнением требования
административный истец (до реорганизации – МИФНС №7 по Ульяновской области)
обратился 05.08.2020 к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа
(л.д.68).
***
мировым судьей судебного участка №7 Димитровградского судебного района
Ульяновской области вынесен судебный приказ №*** о взыскании с Ульянова К.Ю. в пользу МИФНС №7
по Ульяновской области недоимки на общую сумму 8945,67 руб., из которых:
страховой взнос по ОПС за 2020 год - 7065,29 руб., пени 36,27 руб., страховой
взнос на ОМС за 2020 год -1834,69 руб., пени 9,42 руб., указаны реквизиты для
их уплаты (л.д.77).
На
основании данного судебного приказа, предъявленному к исполнению в службу
судебных приставов, было возбуждено исполнительное производство №*** от
12.10.2020, которое окончено фактическим исполнением 06.10.2023 (л.д.44).
Согласно
справке о движении денежных средств по депозитному счету видно, что требования
исполнительного документа исполнены в полном объеме. С должника Ульянова К.Ю.
удержано 9945,67 руб., из которых 1000 руб. удержана в качестве
исполнительского сбора, 8945, 67 руб. -
перечислены взыскателю по реквизитам, указанным в исполнительном документе –
судебном приказе. В качестве основания платежа указано исполнительное производство №*** от
12.10.2020 (л.д.45-46).
Из
представленных административным истцом сведений о распределении денежных
средств следует, что поступившая до 01.01.2023 в рамках исполнительного
производства №*** от 12.10.2020 сумма в размере 1000 руб. была распределена в
счет погашения задолженности по страховым взносам за 2018 год (которые
просужены и исполняются в рамках исполнительного производства, возбужденного
16.04.2019), а удержанные после 01.01.2023 денежные средства в размере 8018,70
руб. распределены в счет спорной задолженности по страховым взносам за 2020 год
и на транспортный налог за 2018 год в сумме 926,97 руб. (л.д.130).
Таким
образом, цена настоящего административного иска 926,97 руб. сложилась не за счет неуплаты Ульяновым К.Ю.
в бюджет денежных средств, взысканных с него судебным приказом №***, а за счет
включения налоговым органом в сумму отрицательного сальдо по ЕНС суммы
транспортного налога за 2018 год в сумме 926,97 руб., которые не являлись
предметом исполнения по исполнительному производству №*** от 12.10.2020.
Следовательно, выводы суда первой инстанции о
том, что взыскиваемая сумма в бюджет поступила частично 02.10.2023 в сумме
8018, 70 руб., нельзя признать правильными.
При этом ссылка
налогового органа на применение к спорным правоотношениям положений п.8 ст.45
НК РФ, позволяющих направить удержанные с налогоплательщика суммы на погашение
имеющихся у него более ранних недоимок, не свидетельствует о неисполнении
Ульяновым К.Ю. требований исполнительного документа - судебного приказа №***.
Ссылаясь на распределение денежных средств, поступивших в рамках
исполнительного производства, на оплату иной задолженности, административный
истец не представил доказательств обращения в установленный законом срок в суд
с административным исковым заявлением о взыскании данной задолженности. Своими
действиями, применяя зачет для погашения имеющейся у Ульянова К.Ю. недоимки по
транспортному налогу за 2018 год (со сроком уплаты – до 02.12.2019), УФНС
России по Ульяновской области фактически осуществила принудительное взыскание
данной задолженности, которое в силу статьи 48
НК РФ осуществляется исключительно в судебном порядке.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора
прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом (пункт 1 части
3 статьи 44 НК РФ).
Взыскивая с административного ответчика
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном
размере, зачисляемые в бюджет на выплату страховой пенсии, за расчетные
периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог 699,60 руб., пени 36,27 руб. за
период 2020 год, страховые взносы на обязательное медицинское страхование
работающего населения в фиксированном размере за расчетные период, начиная с 1
января 2017 года: налог в размере 181,68 руб., пени 9,42 руб. за 2020 год,
всего 926,97 руб., судом первой инстанции не учтено то, что указанные суммы
являлись предметом исполнения по исполнительному производству №*** от 12.10.2020,
возбужденному на основании судебного приказа №*** от ***, которое окончено
реальным исполнением 06.10.2023.
Судебный приказ №***
от *** был отменен ***, то есть, после погашения задолженности по уплате
страховых взносов и пени.
Поскольку удержанная
из заработной платы административного ответчика сумма, непосредственно
указанная в судебном приказе №*** от ***, и перечисленная взыскателю с
указанием назначения платежа «исполнительное производство №*** от 12.10.2020»,
то содержащаяся в платежном документе информация позволяла налоговому органу
идентифицировать поступившие платежи.
В соответствии со ст.2
Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном
производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и
своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных
лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях
исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных
интересов граждан и организаций.
Согласно пункту 1
части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве
исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в
случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном
документе.
Учитывая изложенное,
денежные средства, перечисленные судебным приставом-исполнителем в рамках
исполнительного производства в соответствии с Законом
об исполнительном производстве, следует считать уплаченными в счет исполнения
исполнительного документа вне зависимости от определения их принадлежности в
соответствии с пунктом 8
статьи 45 НК РФ.
При этом следует
отметить, что Федеральным законом
от 31 июля 2023 года №389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую
Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты
Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1
статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в подпункт 5
пункта 6 статьи 45 НК РФ внесены изменения, в соответствии с
которыми денежные средства, перечисленные судебным приставом-исполнителем в
качестве единого налогового платежа в рамках исполнительного производства в
соответствии с Законом
об исполнительном производстве, признаются уплаченными в счет исполнения
требований по постановлению налогового органа о взыскании задолженности
налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя
в бюджетную систему Российской Федерации за счет имущества либо судебного акта,
содержащего требования о взыскании задолженности, вне зависимости от
определения их принадлежности в соответствии с пунктом 8
данной статьи (действует с 01.10.2023).
Денежные средства,
удержанные с Ульянова К.Ю., были перечислены судебным приставом в бюджет
29.09.2023, а распределены 02.10.2023 (л.д.130), то есть после начала действия подпункта 5
пункта 6 статьи 45 НК РФ в новой редакции.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение нельзя признать правильным, оно
подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении
административного иска.
При этом судебная коллегия отмечает, что при
наличии отрицательного сальдо Ульянова К.Ю. налоговый орган не лишен
возможности обратиться в суд с исковыми требованиями о взыскании задолженности
по ЕНС, сформировавшейся за счет неуплаты иных обязательных платежей и санкций.
На основании изложенного, руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 июля 2024 года отменить, принять
по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых
требований Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Ульянову Кириллу Юрьевичу
о взыскании задолженности по ЕНС и пени
отказать.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 27.11.2024.