Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О понуждении ИУ к устранению нарушений условий содержания осужденных
Документ от 26.11.2024, опубликован на сайте 09.12.2024 под номером 115839, 2-я гражданская, об обязании устранить нарушения, обеспечив раздельное содержание в ИУ впервые осужденных к лишению свободы лиц от осужденных, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2024-003795-94

Судья Павлов Н.Е.                                                                        Дело № 33а-5211/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                            26 ноября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Колония-поселение №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 11 июля 2024 года по делу                   №2а-2049/2024, по которому постановлено:      

административный иск Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить следующие нарушения закона, а именно:

- обеспечить раздельное содержание в исправительном учреждении впервые осужденных к лишению свободы лиц от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, путем создания условий одновременного содержания указанных категорий осужденных как мужчин, так и женщин;

- обеспечить в отрядах №№ 1,2,3,4 горячее водоснабжение.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели со дня вступления решения суда в законную силу.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя УФСИН России по Ульяновской области, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Алексеевой М.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

Ульяновская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее – ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее – УФСИН России по Ульяновской области) о возложении обязанности устранить выявленные нарушения.

В обоснование требований указано, что Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области проведена проверка соблюдения законодательства в части раздельного содержания различных категорий осужденных, их материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, в ходе которой было установлено, что администрацией ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области не исполнялись требова­ния о раздельном содержания лиц, впервые осужденных к лишению свободы, от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.

Все социально-ориентированные места в вышеназванных отрядах
и карантинных отделениях (коридоры, комнаты воспитательной работы, умывания, приема пищи, принятия по личным вопросам, хранения личных вещей, спальные расположения, санузлы, локальные участки, места для курения и пр.) были едины, чем также не обеспечивалось соблюдение требований ч. 2 ст. 80 УИК РФ.

Кроме того, в учреждении имелось и эксплуатировалось только по одному карантинному отделению для мужчин и для женщин, в которые помещались при поступлении все ранее отбывавшие и не отбывавшие лишение свободы лица.

Помимо вышеизложенного локальный участок здания отряда №4,
в котором были размещены женское карантинное отделение (2-й этаж)
и женский отряд (1-й этаж), а также локальный участок здания отряда № 3
(2-й этаж – для впервые осужденных к лишению свободы мужчин,
1-й этаж – для ранее отбывавших лишение свободы мужчин), были не разделены. 

Проверкой также были выявлены нарушения ст.ст. 99 и 101 УИК РФ
в части материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных.

В нарушение п. 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44, Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден свод правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» в отрядах
№№ 1, 2, 3, 4 отсутствовало горячее водоснабжение.

Проведенная в мае 2024 года контрольная проверка показала,
что не все выявленные прокуратурой в КП-8 УФСИН России по Ульяновской области нарушения устранены. До настоящего времени не устранены нарушения ч.2 ст. 80 УИК РФ по обеспечению раздельного содержания в колонии впервые осужденных к лишению свободы лиц от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, путем создания условий одновременного содержания указанных категорий осужденных как мужчин, так и женщин, горячего водоснабжения в отрядах №№ 1, 2, 3, 4 также не имеется.

По фактам несоблюдения требований законодательства о раздельном содержании различных категорий осужденных, их материально-бытовом
и медико-санитарном обеспечении,
Ульяновской прокуратурой по надзору
за соблюдением законов в исправительных учреждениях области
***
и ***
начальнику ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области вносились представления об устранении нарушений закона, однако контрольная проверка показала, что имевшиеся нарушения в полном объеме не устранены.

Административный истец просил обязать ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить следующие нарушения закона, а именно: обеспечить раздельное содержание в исправительном учреждении впервые осужденных к лишению свободы лиц от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, путем создания условий одновременного содержания указанных категорий осужденных, как мужчин, так и женщин; обеспечить в отрядах №№ 1,2,3,4 горячее водоснабжение; обязать УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено    ФКУ «Центр материально-технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказаний Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области в период с января-февраля 2024 года велась работа по обеспечению условий раздельного содержания осужденных, проведены электронные аукционы на закупку строительных материалов, начинались ремонтные работы по мере поступления строительных материалов. В локальных участках отрядов № 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 установлен глухой забор и организован раздельный вход в само здание общежития. Продолжаются ремонтные работы в помещении карантинного отделения. Просит учесть, что в мае 2024 года закуплены комплектующие и строительные материалы для работ по подготовке к отопительному сезону               2024-2025 годов, в том числе, для организации горячего водоснабжения. Вышеизложенное свидетельствует о планомерности устранения административным ответчиком выявленных прокуратурой нарушений.

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание  другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ  суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При рассмотрении апелляционных жалобы, представления, частной жалобы, представления суду апелляционной инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных ч.1 ст.310 КАС РФ безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции (п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 №5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

Как следует из материалов дела, суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора, возложил на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели, указывая на то, что УФСИН России по Ульяновской области не представлено суду доказательств того, что для разрешения вопроса по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений в                  ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области были приняты какие-либо меры и совершены необходимые действия.

При этом суд правильно указал в своем решении, что Учредителем               ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России и в соответствии с п. 5.8 Устава источниками финансирования деятельности учреждения являются: средства федерального бюджета; иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.  При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 5.12 Устава).

Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

Возлагая на ФКУ КП-8 УФСИН России по Ульяновской области  обязанность по обеспечению в отрядах №№ 1,2,3,4 горячее водоснабжение, суд не определил способ восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц, и в ходе рассмотрения дела не проверил возможность исполнимости принятого решения, несмотря на то, что выполнение указанных видов работ не исключает переоборудование, реконструкцию или капитальный ремонт зданий с учетом требований СП 308.1325800.2017 с целью создания надлежащих условий содержания осужденных.

Рассматривая требования прокурора, суд первой инстанции не в полном объеме выяснил обстоятельства, а именно: необходимо ли в настоящее время для обеспечения горячего водоснабжения в требуемых помещениях отрядов, в которых установлены санитарные приборы, проведение реконструкции, капитального ремонта зданий, либо возможно установить водонагревающие устройства в действующую систему водоснабжения с соблюдением требований противопожарной безопасности в рамках текущего ремонта без прокладки трубопроводов большого диаметра и увеличения системы водоотведения; каков объем необходимых финансовых затрат для устранения недостатков, связанных с отсутствием горячего водоснабжения; запланирована ли ФСИН России реконструкция, капитальный ремонт зданий для этих либо иных целей; какие альтернативные меры ранее были приняты ФКУ КП-8 для восполнения отсутствия горячего водоснабжения в помещениях отрядов и улучшения положения осужденных в целях поддержания удовлетворительной степени личной гигиены.

Данные вопросы являются юридически значимыми, но не нашли отражения в обжалуемом решении, которое по общему правилу должно быть исполнимым.

При этом ФКУ КП-8 не осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств.

Согласно пункту 3 Положения о ФСИН России основными задачами ФСИН России являются, в том числе управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями (подпункт 8).

Согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от          13 октября 2004 года № 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5 Положения о ФСИН России).

В силу пункта 5.8 Устава ФКУ КП-8 данное Учреждение находится в ведении ФСИН России, является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.

Согласно пунктам 1 и 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации отвечает орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Из правового анализа приведенных правовых норм следует, что именно ФСИН России осуществляет обязанности по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений в Учреждении, а УФСИН России по Ульяновской области доводит финансирование до ФКУ КП-8.

Частью 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено данным Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

Учитывая, что в данном случае ФСИН России реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, настоящее дело подлежало рассмотрению с обязательным привлечением ФСИН России к участию в деле в качестве административного ответчика, поскольку доведение лимитов бюджетных ассигнований без соответствующего финансирования из федерального бюджета не представляется возможным.

Между тем, суд рассмотрел дело без привлечения к участию в деле соответчика - ФСИН России, которая является главным распорядителем бюджетных средств, и без разрешения вопроса о возможности рассмотрения дела в ее отсутствие.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении», следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права.

Обжалуемый судебный акт приведенным требованиям не соответствует. Допущенные судом существенные нарушения норм процессуального права повлияли на исход дела, что привело к вынесению незаконного судебного решения.

На основании изложенного, в соответствии с п.3 ст.309 КАС РФ, обжалованное решение суда подлежит безусловной отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данного административного дела, в случае необходимости истребовать дополнительные доказательства, правильно определить круг лиц, участвующих в деле, их процессуальный статус, принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, с учетом установленных обстоятельств по делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 11 июля 2024 года отменить.

Административное дело №33а-5211/2024 (№2а-2049/2024) направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 29.11.2024.