Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об устранении нарушений законодательства в сфере дорожной деятельности
Документ от 26.11.2024, опубликован на сайте 09.12.2024 под номером 115840, 2-я гражданская, об обязании администрации МО Цильнинский район обеспечить финансирование проведения мероприятий по обустройству дорожного покрытия автомобильной дороги, произвести паспортизацию и категорирование автомобильной дороги, произвести оценку технического состояния автомобильной дороги, обязании администрации МО Алгашинское сельское поселение произвести ремонт участка дороги, решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-03-2024-000641-54

Судья Данилина А.В.                                                                   Дело № 33а-5301/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                            26 ноября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.,

при секретаре Мытаревой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от            17 июля 2024 года по делу № 2а-3-434/2024, по которому постановлено:       

административные исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное учреждение «Администрация Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области в срок до 01.11.2024 произвести паспортизацию, категорирование, оценку технического состояния  автомобильной дороги, расположенной на *** на всем ее протяжении.

Обязать администрацию МО «Алгашинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области произвести работы по ремонту участка дороги в соответствии с типом дорожной одежды от *** в течение месяца со дня вступления  решения суда в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований к администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области об обязании обеспечить финансирование проведения мероприятий по обустройству дорожного покрытия автомобильной дороги отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя администрации Цильнинского района Ульяновской области – Сергеева А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора  Анастасина О.А., полагавшего решение суда не  подлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

Прокурор Цильнинского района Ульяновской области в интересах   неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к МО «Алгашинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, администрации МО «Цильнинский район» об обязании обеспечить финансирование проведения мероприятий по обустройству дорожного покрытия автомобильной дороги, обязании произвести паспортизацию, категорирование, оценку технического состояния автомобильной дороги, произвести работы по ремонту участка дороги.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Цильнинского района проведена проверка исполнения администрацией МО «Алгашинское сельское поселение» законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлен ряд существенных нарушений.

Установлено, что паспортизация и категорирование автомобильной дороги по *** не проводилась,  в нарушение вышеуказанных норм участок дороги от ***, являющийся накатанным проездом по естественному грунту, имеет ямы и колейность.

Согласно решению Совета депутатов муниципального образования «Цильнинский район» от 18.11.2020 №164 «О передаче части полномочий по решению вопросов местного значения» органам местного самоуправления муниципального образования «Алгашинское сельское поселение» передана дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, на период 2021 — 2024 годы.

Прокурор просил обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области в срок до 01.11.2024 произвести финансирование проведения мероприятий по обустройству дорожного покрытия автомобильной дороги в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» путем устранения колейности от ***, обязать администрацию МО «г. Ульяновск» произвести  паспортизацию, категорирование, оценку технического состояния автомобильной дороги, расположенной на *** на всем ее протяжении, обязать администрацию                   МО «Алгашинское сельское поселение» произвести работы по ремонту участка дороги в соответствии с типом дорожной одежды от *** в течение месяца со дня вступления  решения суда в законную силу.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УМИЗО администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Обращает внимание, что администрация МО «Цильнинский район» не является владельцем спорной автомобильной дороги, расположенной на ***, в связи с чем возложение на администрацию обязанности по проведению паспортизации, категорирования и оценки технического состояния указанной автомобильной дороги является неправомерным. Полагает, что проведение указанных мероприятий необходимо возложить на администрацию МО «Алгашинское сельское поселение», поскольку указанная дорога включена в реестр муниципальной собственности данного поселения.

В судебное заседание  другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с пунктами 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003  №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года              №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2011 года               №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2011 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год. Периодичность проведения диагностики один раз в год. При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке (пункты 3 ,4 ,5 Приказа Минтранса России от 27.08.2009 №150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог»).

Как следует из материалов дела и установлено судом, проведенной прокуратурой Цильнинского района Ульяновской области проверкой исполнения требований федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения выявлено, что паспортизация и категорирование автомобильной дороги по *** не проводилась,  в нарушение вышеуказанных норм участок дороги от ***, являющийся накатанным проездом по естественному грунту, имеет ямы и колейность.

Автомобильная дорога по ***  включена в реестр муниципальной собственности МО «Алгашинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, в отношении автомобильной дороги *** не осуществлена регистрация права муниципальной собственности МО «Алгашинское сельское  поселение», оценка технического состояния дороги, ее паспортизация и категорирование не произведены.

Согласно решению Совета депутатов муниципального образования «Цильнинский район» от 18.11.2020 №164 «О передаче части полномочий по решению вопросов местного значения» органам местного самоуправления муниципального образования «Алгашинское сельское поселение» передана дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, на период                  2021- 2024 годы (л.д.25).

Соглашением от 28.12.2020 №132 администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области передала МО «Алгашинское сельское поселение» отдельные полномочия по решению вопросов местного значения (л.д.52).

Также администрацией МО «Цильнинский район» Ульяновской области заключены дополнительные соглашения: от 05.06.2024 №47 и от 15.07.2024 №55 к соглашению между администрацией МО «Цильнинский район» Ульяновской области и МО «Алгашинское сельское поселение» от 28.12.2020 №132                (л.д. 58-66, 73-79).

В рамках реализации указанных соглашений МО «Алгашинское сельское поселение» на ремонт  щебеночного основания автомобильной дороги от *** из бюджета                         МО «Цильнинский район» Ульяновской области  выделены денежные средства в размере 18,93827 тыс. руб., из бюджета Ульяновской области - 170,44440 тыс.руб. (л.д.78).

Установив указанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Муниципальное учреждение «Администрация Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области обязано произвести паспортизацию, категорирование, оценку технического состояния автомобильной дороги, расположенной на                      *** на всем ее протяжении. В удовлетворении административных исковых требований к администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области об обязании обеспечить финансирование проведения мероприятий по обустройству дорожного покрытия автомобильной дороги было отказано ввиду установления факта выделения денежных средств на указанные цели сельскому поселению.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о наличии соглашения о передаче полномочий администрации МО «Алгашинское сельское поселение», данное соглашение не включает проведение мероприятий по оценке технического состояния, паспортизации и категорировании автомобильных дорог.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 31 мая 2016 года №14-П, обеспечению экономического развития и благополучия страны призвана служить транспортная инфраструктура общего пользования, строительство и модернизация которой, доступность и содержание в надлежащем состоянии создают необходимые предпосылки для реализации гражданами закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, включая право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1).

В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14, подпунктом 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, частью 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ.

С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона от 06.10.2003           №131-ФЗ, местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 10 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ определено, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

Доводы о недостаточности установленного судом срока для исполнения судебного решения, а также отсутствии финансирования, не являются основаниями для отмены правильного решения суда в апелляционном порядке.

Принимая во внимание принцип исполнимости судебного решения, судебная коллегия полагает необходимым установить для Муниципального учреждения «Администрация Муниципального образования «Цильнинский район»  срок исполнения решения – до 01.07.2025, что отмены по сути правильного решения не влечет.

При этом административный ответчик не лишен права  при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению судебного акта, обратиться в суд с заявлением о представлении отсрочки, рассрочки его исполнения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 17 июля 2024 года изменить, указав на то, что Муниципальное учреждение «Администрация Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области обязано произвести паспортизацию, категорирование, оценку технического состояния автомобильной дороги, расположенной на                                   *** на всем ее протяжении в срок до 01.07.2025.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 02.12.2024.