Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Зем. спор
Документ от 12.11.2024, опубликован на сайте 04.12.2024 под номером 115855, 2-я гражданская, о признании отсутствующим право собственности на земельный участок, о признании недействительными результаты межевания земельного участка, внести изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН на земельный участок, восстановить границы и площадь Красноярского участкового лесничества, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0025-01-2023-001359-65

Судья Школенок Т.Р.                                                                      Дело №33-5086/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    12 ноября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б., 

судей Старостиной И.М., Власовой Е.А.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Рустамова Фархада Фархаджановича на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 31 мая 2024 года, по гражданскому делу №2-22/2024, по которому постановлено:

 

исковые требования Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу к Рустамову Фархаду Фархаджановичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, о признании недействительными результатов межевания земельного участка, внесении изменений в сведения, содержащихся в ЕГРН на земельный участок, восстановлении границ и площади Красноярского участкового лесничества удовлетворить.

Признать отсутствующим у Рустамова Фархата Фархаджановича права собственности на земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью 1054 кв.м, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: ***

Признать незаконными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью 1054 кв.м, расположенного по адресу: *** и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о данном земельном участке.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости и восстановления границ Ульяновского Лесничества Ульяновской области с реестровым номером *** по материалам лесоустройства 2018 года путем включения в состав участка с реестровым номером *** земельного участка, площадью 875 кв.м в координатах, определённых в заключении ООО « Экспертно-техническое бюро»:

***

Взыскать с Рустамова Фархада Фархаджановича в пользу                                ООО «Экспертно-техническое бюро расходы по производству экспертизы в размере 135 850 руб.

 

Заслушав доклад судьи Старостиной И.М., пояснения Рустамова Ф.Ф., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Департамент лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу обратился в суд с иском к Рустамову Ф.Ф. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, о признании недействительными результаты межевания земельного участка, внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН на земельный участок, восстановлении границы и площади Красноярского участкового лесничества.

В обоснование иска указано, что в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1054 кв.м, адрес: *** находящийся в собственности.

Данный земельный участок 31.05.2023 поставлен на кадастровый учет и право собственности на него зарегистрировано за Рустамовым Ф.Ф.

При проведении пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером *** и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок имеет пересечение границ с землями лесного фонда в части выделов 4, 5 квартала 6 К*** участкового лесничества Ульяновского лесничества. Площадь пересечения составляет 1054 кв.м.

Согласно сведениям ЕГРН право собственности на земельный участок с кадастровым номером *** зарегистрировано 31.05.2023. Действующее законодательство по имеющимся правоотношениям предусматривает приоритет сведений ГЛР над ЕГРН.

Просил признать отсутствующим право собственности на земельный участок с кадастровым номером *** у Рустамова Ф.Ф., признать недействительным результаты межевания указанного земельного участка в части в координатах границ земель лесного фонда, указанных в графическом совмещении границ, указанных в иске. Внести изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером ***, посредством исключения из ЕГРН сведений о местоположении границ (координатах поворотных точек) земельного участка с кадастровым номером ***. Восстановить границы и площадь К*** участкового лесничества Ульяновского лесничества Ульяновской области в квартале 6 в выделах 4, 5. Указать в решении суда, что оно является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация МО «Красноярское сельское поселение», администрация МО «Чердаклинский район», Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, ФГБУ «Рослесинфорг», ГКУ «Ульяновское лесничество», Министерство имущественных отношений и архитектуры, кадастровые инженеры Корнейчук Е.А., Садреева А.К.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Рустамов Ф.Ф. просит решение суда отменить.

В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции изменены заданные им на разрешение экспертам вопросы при назначении экспертизы. Так же сумму за проведение экспертизы считает завышенной. Отмечает, что экспертами при подготовке экспертизы были изучены не все необходимые для этого документы.

Дополняет, что судом первой инстанции не получено всех необходимых для рассмотрения настоящего спора документов.

Отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения об извещении Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о судебных заседаниях, поскольку почтовая корреспонденция направлялась судом на несуществующий адрес.

Так же дополняет, что истцом не представлены доказательства пересечения границ земельного участка с кадастровым номером *** с землями лесного фонда. Просит учесть, что истцом сообщалось, что только часть спорного земельного участка относится к землям лесного фонда. Произрастание сосен и неровный рельеф имеется на большинстве земельных участков в с. К***, *** района Ульяновской области ввиду особенности почвы.

Более того, оформляя спорный земельный участок, он действовал добросовестно, с разрешения уполномоченных на проведение данных действий органов власти. О том, что в дальнейшем данный участок мог относиться к землям лесного фонда, ему не могло быть известно на момент его приобретения.

Считает неправомерным отказ суда в применении к спорным правоотношениям срока исковой давности. Просит учесть, что земельный участок более 20 лет находится в зоне населенного пункта Красноярского сельского поселения.

Полагает необоснованным отказ суда в принятии встречного искового заявления.

Представитель Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу - Якунина Е.А. в возражениях на жалобу просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 № 1-П отмечено, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает обеспечение их сохранности, рациональное использование и эффективное воспроизводство.

В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Применительно к положениям части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.

Из материалов дела следует, что Рустамову Ф.Ф. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером  *** площадью 1054 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид  разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу:  ***. 

Право собственности Рустамова Ф.Ф. на данный земельный участок возникло на основании Соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности от 26.05.2023 №31, заключенного между МУ КУМИЗО «Чердаклинский район» и Рустамовым Ф.Ф., зарегистрировано в ЕГРН 31.05.2023.  Участок был поставлен на кадастровый учет на основании межевого плана от 03.05.2023, подготовленного кадастровым инженером Корнейчук Е.А. в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером *** и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: *** на основании схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением Администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области  от 19.04.2023 №562.

Земельный участок с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования - индивидуальные жилые дома 1-3 этажа с приусадебными земельными участками, площадью 875 кв.м был поставлен на кадастровый учет 18.12.2018 на основании межевого плана от 25.12.2017, подготовленного кадастровым инженером Садреевой А.К. в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.  Первоначально  был передан в аренду Ц*** И.В. на основании договоров аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 01.02.2019 № ***, от 24.12.2021 №***, заключенных между Цветаевым И.В. и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области. На основании договора о передаче прав и обязанностей арендатора по  договору аренды земельного участка, находящегося в государственной  (муниципальной ) собственности был передан в аренду Рустамову Ф.Ф.

По договору купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 10.01.2023 №*** был передан в собственность Рустамову Ф.Ф. 

Земельный участок лесного фонда К*** участкового лесничества, входящий в состав Ульяновского лесничества (ранее Ульяновского лесхоза), площадью 33 123 га находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.01.2004.

Согласно графическому совмещению границ земельного участка с кадастровым  номером *** с границами Ульяновского лесничества Ульяновской  области в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ спорного земельного участка установлено, что земельный участок с кадастровым номером *** находится в границах земельного участка лесного фонда в квартале 6 К*** участкового лесничества, части выделов 4, 5, площадь пересечения земельного участка с лесным участком составляет 1054 кв.м.

Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указал на то, что земельный участок с кадастровым номером *** находится в границах земельного участка лесного фонда в квартале 6 Красноярского участкового лесничества, части выделов 4, 5, площадь пересечения земельного участка с лесным участком составляет 1054 кв.м.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

В ходе рассмотрения данного спора судом первой инстанции была назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Экспертно-техническое бюро».

В заключении эксперта № *** от 13.05.2024 с учетом дополнения к нему от 13.05.2024 экспертами сделаны выводы, что границы земельного участка с кадастровым номером *** по данным ЕГРН накладываются на границы земель лесного фонда по данным лесоустройства 1992 года и лесоустройства          2018 года, а именно на участки выделов 4, 5 квартала 6 К*** участкового лесничества Ульяновского лесничества Ульяновской области по данным лесоустройства 2018 года на площади 1053 кв.м (незаштрихованный и  заштрихованный черным цветом окрашенные желтым цветом участки на фрагменте плана 3 в приложении).

Координаты поворотных точек границ участка наложения S=1053 кв.м приведены в таблице 1 заключения.

Границы земельного участка с кадастровым номером *** по данным ЕГРН накладываются на границы земель лесного фонда с реестровым номером *** по данным ЕГРН, а именно на участки выделов 4, 5 квартала          6 К*** участкового лесничества Ульяновского лесничества Ульяновской области по данным лесоустройства 2018 года на площади 178 кв.м.

Координаты поворотных точек границ участка наложения S=178 кв.м. приведены в таблице 2 заключения.

Границы земельного участка с кадастровым номером *** по данным ЕГРН не накладываются на границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером *** (*** участковое лесничество, квартал №6, выделы №6-25!%) по данным ЕГРН. 

Фактические границы земельного участка ответчика с кадастровым номером *** накладываются полностью на границы земель лесного фонда по данным лесоустройства, накладываются на границы земель лесного фонда с реестровым номером *** по данным ЕГРН на площади 178 кв.м                             (заштрихованный черным цветом окрашенный желтым цветом участок на фрагменте плана 3 в приложении), накладываются на площади 74 кв.м на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером *** (*** участковое лесничество, квартал №6, выделы №6-25!%) по данным ЕГРН. 

Границы земельного участка с кадастровым номером *** площадью 875 кв.м (существовавшего до формирования участка с кадастровым номером ***) по данным ЕГРН, накладывались на границы земель лесного фонда по данным лесоустройства 1992 года и лесоустройства 2018 года, а именно на участки выделов 4, 5 квартала 6 Красноярского участкового лесничества Ульяновского лесничества Ульяновской области по данным лесоустройства 2018 года на площади 875 кв.м = 1053-178 кв.м, не накладывались на границы земель лесного фонда с реестровым номером *** по данным ЕГРН, не накладывались на границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером *** (*** участковое лесничество, квартал №6, выделы №6-25!%) по данным ЕГРН. 

Причинами выявленных наложений являются:

-        наложение земель населенного пункта на земли лесного фонда - отсутствие согласования границ населенного пункта с. Красный Яр при их формировании и при утверждении генерального плана МО «К*** сельское поселение» Чердаклинского района в 2010 году в месте примыкания границ к землям лесного фонда с Лесфондом, приведшее к включению в состав земель населенного пункта        с.Красный Яр, находившихся в собственности РФ земель лесного фонда (по данным лесоустройства 1992 года), а именно территории, расположенной вдоль правой границы д/в *** по ул. Ж*** (ранее участок д/в *** по ул. Ж***);

- наложение земель участка с кадастровым номером *** на земли лесного фонда - ошибки, допущенные Администрацией МО «Чердаклинский район» Ульяновской области при утверждении Постановлением от 19.04.2023 №562. Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с наложением образованного участка на стоящую на кадастровом учете зону лесного фонда с реестровым номером ***, кадастровым инженером Корнейчук Е.А. при составлении межевого плана от 03.05.2023 в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером *** путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером *** и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с наложением образованного участка на стоящую на кадастровом учете зону лесного фонда с реестровым номером ***;

- наложение земель участка с кадастровым номером *** на земли лесного фонда - ошибки, допущенные Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области при утверждении распоряжения от 04.10.2017 №4416-р. Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером *** с разрешенным видом использования - «индивидуальные жилые дома 1-3 этажа с приусадебными земельными участками», предполагающего строительство строений и сооружений, что противоречит нормативным требованиям СП 4.13130.2013 пункт 4.14 в части невозможности обеспечения противопожарного разрыва от возводимых в соответствии с нормативными требованиями на участке с кадастровым номером *** строений и сооружений до границ лесных насаждений в лесах хвойных пород (15 м по норме при ширине участка от границ       д/в *** по ул. Ж*** до границ стоящего на кадастровом учете участка лесного фонда с кадастровым номером ***, равной 24,85м=20,78+4,07);

- кадастровым инженером Садреевой А.К. при составлении межевого плана от 25.12.2017 в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером *** из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с разрешенным видом использования - «индивидуальные жилые дома 1-3 этажа с приусадебными земельными участками», без учета нормативных противопожарных требований, запрещающих возведение строений и сооружений на расстоянии менее 15 м от границ лесных насаждений в лесах хвойных пород - до границ стоящего на кадастровом учете участка лесного фонда с кадастровым номером ***.

Для устранения выявленных нарушений необходимо исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером ***, для восстановления границ Ульяновского лесничества Ульяновской области с  реестровым номером *** по материалам лесоустройства 2018 года необходимо  участок площадью 875 кв.м включить в состав участка с реестровым номером      ***  в  указанных  в  заключении координатах (том 6 л.д.7-55).

Эксперт Ф*** Т.В. в суде первой инстанции подтвердила выводы судебной землеустроительной экспертизы, при этом пояснила, что площадь лесничества с     1992 года оставалась неизменной, что свидетельствует о том, что изменения в  документы лесоустройства не вносились. При этом указала на допущенные нарушения градостроительных норм, согласно которым формирование спорного участка  невозможно. В силу закона такие земли относятся исключительно к федеральной собственности и не подлежат предоставлению в частную собственность.

Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции, ссылаясь на вышеприведенные положения закона, а также на Федеральный закон от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», представленные сторонами доказательства, на заключение проведенной по делу экспертизы, пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.

Положения Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установлении принадлежности земельного участка и определении категории земель» (далее - Закон №280-ФЗ) устанавливают прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, необходимо также учитывать положения части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закона №172-ФЗ), предусматривающей исключения из общего правила условия о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Поскольку право собственности Рустамова Ф.Ф. на спорный земельный участок зарегистрировано 31.05.2023, то есть после  01.01.2016 то в силу части 3 статьи 14 Закона №172-ФЗ, установлен приоритет сведений ГЛР.

Также из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером *** был сформирован путем присоединения части земель кадастрового квартала, площадью 179 кв.м, к ранее существовавшему, находящемуся в собственности Рустамова Ф.Ф., земельному участку с кадастровым номером *** площадью 875 кв.м с разрешенным видом использования - для ведения личного подсобного хозяйства.

Земельный участок с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования - индивидуальные жилые дома 1-3 этажа с приусадебными земельными участками, был поставлен на кадастровый учет 18.12.2018 на основании межевого плана от 25.12.2017, подготовленного кадастровым инженером Садреевой А.К. в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 04.10.2017 № ***

Распоряжением Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 19.12.2018 № 4980-р разрешенный вид использования участка изменен с «индивидуальные жилые дома 1-3 этажа с приусадебными земельными участками» на «огороды».

Земельный участок с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования - огороды, площадью 875 кв.м, с наличием ограничений, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, был передан в собственность Рустамову Ф.Ф. на основании договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 10.01.2023 № 02.

По заявлению собственника участка Рустамова Ф.Ф. 21.03.2023 был изменен разрешенный вид использования с «огороды» на разрешенный для территориальной доны Ж1 «зона застройки индивидуальными жилыми домами», в которой расположен земельный участок ответчика согласно ПЗЗ МО «К*** сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области вид использования «для ведения личного подсобного хозяйства».

Доводы жалобы Рустамова Ф.Ф. на то, что  земельный участок сформирован  в  границах  населенного пункта и  пересечения с землями лесного фонда не имеет, подлежат отклонению в силу нижеследующего.  

Согласно части 1-3 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проведение кадастровых работ в отношении лесоустроенных участков без учета лесоустроительной документации, в том числе в отношении лесных участков, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, недопустимо.

Таким образом, при проведении кадастровых работ в отношении земельных участков, покрытых лесом, должны учитываться сведения, содержащиеся в лесоустроительной документации и в государственном лесном реестре.

В соответствии с пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.

Исследовательской  частью  экспертного  заключения, представленными  материалами (землеустроительное дело по кадастровому кварталу                                 ***) установлено, что инвентаризация земель с.К***, в том числе и земель кадастрового квартала ***, в котором расположен участок ответчика, была проведена Ульяновской ОКЭ Средневолжского Аэрогеодезического предприятия Федеральной службой геодезии и картографии РФ в 2000 году по заказу Ульяновского Облкомзема в ранее действующей системе координат. Сопоставляя данные о местоположении границ населенного пункта с.К*** в месте расположения спорного участка по данным инвентаризации 2000 года с границами по данным ЕГРН, эксперты пришли к выводу: границы населенного пункта с.К*** сдвинулись в сторону лесного фонда на расстояние от 1,82 м до 2,05 м, в сторону       ул.П*** на расстояние от 11,15 м до 22,46 м. Возможной причиной несоответствия границ являются ошибки, возникшие при пересчете координат характерных точек границ участков при переходе из ранее действующей системы координат в действующую МСК-73.

Границы населенного пункта с.К*** и границы функциональных зон территории с.К*** были утверждены решением Совета депутатов                   МО «К*** сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 23.12.2010 №43 с учетом положительных заключений соответствующих органов, при этом спорная территория, на которой на время проведения экспертизы расположен участок ответчика, вошла в границы населенного пункта, в территориальную зону Ж1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» согласно утвержденных решением Совета депутатов МО «К*** сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 06.10.2011 №31 Правил землепользования и застройки МО «К*** сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области.

Документы о первоначальном закреплении границ населенного пункта                 с.Красный Яр, на основании которых в 2010 году генпланом были закреплены границы населенного пункта с.К***, в том числе наличие согласования генплана с Лесфондом в месте примыкания границ спорного участка к землям лесного фонда не представлены.

Согласно части 1 статьи 8 Закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
          Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом и исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким федеральным органом исполнительной власти в силу постановления Правительства РФ от 16.06.2004 №83 (действующим в период спорных  правоотношений) является Федеральное агентство лесного хозяйства.

Согласование с указанным федеральным органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на включение земель гослесфонда в черту населенного пункта с.Красный Яр на изменение границ Ульяновского лесничества не представлено.

С учетом особого правового регулирования отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенного пункта лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.

Изменение границ населенного пункта не является достаточным основанием для изменения категории участков в отсутствие решения уполномоченного органа государственной власти, представляющего интересы Российской Федерации, в собственности которой находятся участки, при этом доказательств включения спорной территории в состав муниципального образования не представлено.

Из материалов дела также следует, что сведения о земельном участке лесного фонда с кадастровым номером *** (*** участковое лесничество, квартал №6, выделы №6-25!%), в том числе сведения о местоположении его границ, внесены в ЕГРН 05.05.2014 на основании межевого плана от 19.04.2014, подготовленного кадастровым инженером Дрождиной А.В. Согласно данным ЕГРН межевые границы земельного участка с кадастровым номером *** установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства - имеются координаты поворотных точек границ земельных участков в действующей системе координат МСК-73, при этом границы участка лесного фонда с кадастровым номером ***, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером ***, в месте примыкания к с.К*** установлены по границам населенного пункта с.К*** (пересечение границ участков в ЕГРН не допускается).

Материалы лесоустройства К*** участкового лесничества, входящего в состав Ульяновского лесничества, были первоначально отражены в масштабе 1:10000 на Планшете лесоустройства 1992 года, в том числе и участок квартала №6 в месте расположения участка ответчика.

Границы лесоустройства К*** участкового лесничества, входящего в состав Ульяновского лесничества, были уточнены в 2018 году и отражены в масштабе 1:10000 на Планшете лесоустройства 2018 года, в том числе и участок квартала №6 в месте расположения участка ответчика.

Сведения о границах Ульяновского Лесничества Ульяновской области с реестровым номером *** по материалам лесоустройства 2018 года внесены в ЕГРН 08.12.2018. При внесении в ЕГРН сведений об указанном лесничестве было выявлено пересечение границ лесничества с границами стоящего на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером ***. Границы Ульяновского Лесничества Ульяновской области с реестровым номером *** были изменены Роскадастром - из их состава была исключена площадь под участком с кадастровым номером ***.

В  ходе осмотра экспертами также установлено, что фактически в тыльной части участка ответчика с кадастровым номером *** произрастают сосны высотой около 15 м,  что соответствует таксационному описанию участка выдела *** К*** участкового лесничества по данным лесоустройства 2018 года.

С учетом установленных по делу обстоятельств, при недоказанности законности формирования спорного земельного участка и законности возникновения прав на него, судом требования истца были обоснованно удовлетворены.

Доводы жалобы о несогласии с вопросами, поставленными судом на разрешение перед экспертами, подлежат отклонению, поскольку в силу статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации окончательный круг вопросов эксперту и выбор экспертного учреждения остается на усмотрение суда.

Довод жалобы о том, что экспертами при подготовке экспертизы были изучены не все необходимые для этого документы, основанием для отмены решения суда не является, поскольку именно эксперт, как лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями, самостоятельно избирает методы исследования, объем необходимых материалов, в том числе, определяет их достаточность для формирования полных и категоричных выводов по поставленным судом вопросам, в случае необходимости вправе просить суд о предоставлении ему дополнительных материалов и документов для исследования.

Доводы жалобы о том, что стоимость экспертизы завышена, судебная коллегия отклоняет, поскольку право экспертной организации, проводившей исследование, на возмещение судебных расходов не может быть поставлено в зависимость от субъективного мнения стороны в споре о том, как следует оценивать подобные экспертные услуги. Оплата экспертизы стороной по делу является ее процессуальной обязанностью (пункт 1 статьи 80 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При этом судебная коллегия учитывает, что стоимость работы по проведению экспертизы определяется экспертной организацией, доказательств того, что стоимость проведенной экспертизы не соответствуют характеру и объему проведенной экспертом работы, не представлено. Оснований для признания завышенной стоимости судебной экспертизы по настоящему делу, учитывая категорию ее сложности, вид экспертизы, а также количество времени, затраченного экспертом на ее производство и подготовку заключения, не имеется.

Доводы жалобы о необоснованном отказе в принятии встречного искового заявления не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения суда, поскольку вопрос о принятии встречного искового заявления рассмотрен судом первой инстанции по правилам статьи 166 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, отказ в принятии встречного искового заявления не препятствует обращению Рустамова Ф.Ф. в суд с самостоятельным иском.

Доводы жалобы о добросовестности приобретения спорного земельного участка, правового значения для дела не имеют, поскольку отчуждение земельного участка было произведено неуполномоченными лицами помимо воли собственника, что не препятствует, в том числе удовлетворению требований о признании права собственности ответчика отсутствующим без необходимости оспаривания совершенных с участием правопредшественников ответчика сделок по отчуждению спорного участка.

Доводы жалобы о пропуске истцом срока исковой давности для обращения истца с настоящим иском подлежат отклонению в силу нижеследующего.

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давсности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.

По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи со статьями 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования владеющего собственника об устранении всяких нарушений его права.

Другие доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 31 мая 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Рустамова Фархада Фархаджановича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.11.2024