УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0024-03-2024-000660-94
Судья Данилина А.В.
Дело №33а-5302/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Ульяновск
26
ноября 2024 года
Судебная
коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Лифановой З.А.,
судей
Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.
при секретаре
Мытаревой А.С.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального
образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской
области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 18 июля
2024 года по делу №2а-3-450/2024, которым постановлено:
административные
исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области в защиту
прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования
«Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области об
обязании разработать и утвердить проекты организации дорожного движения на
автомобильных дорогах общего пользования местного значения удовлетворить.
Обязать
администрацию муниципального образования «Цильнинское городское поселение» в
срок до 01.12.2024 в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 29.12.2017 №
443-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об организации дорожного движения в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» разработать и утвердить проект организации дорожного движения на
автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные на
территории муниципального образования «Цильнинское городское поселение»,
которые были построены и эксплуатируются более трех лет с момента утверждения
проекта согласно реестру муниципального имущества муниципального образования
«Цильнинский район» Ульяновской области.
Заслушав
доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Анастасина О.А., не
согласившегося с апелляционной жалобой, полагавшего решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор
Цильнинского района Ульяновской области обратился в суд с административным
иском в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования
«Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области об
обязании разработать и утвердить проекты организации дорожного движения на
автомобильных дорогах общего пользования местного значения, указав, что в ходе
проверки соблюдения административным ответчиком требований федерального
законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о
безопасности дорожного движения выявлен ряд существенных нарушений.
Вопреки
требованиям ч.4 ст.18 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации
дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» администрацией муниципального
образования «Цильнинское городское поселение» не разработаны и не утверждены
проекты организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего
пользования местного значения, расположенных на территории поселения, которые
были построены и эксплуатируются более трех лет.
Прокурор просил
обязать администрацию муниципального образования «Цильнинское городское
поселение» Цильнинского района Ульяновской области в срок до 01.09.2024
разработать и утвердить проекты организации дорожного движения на автомобильные
дороги общего пользования местного значения, расположенные на территории поселения,
которые построены и эксплуатируются более чем три года, в соответствии с
требованиями законодательства.
К участию в деле
в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального
образования «Цильнинский район» Ульяновской области, УМИЗО администрации
муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, ОМВД России
по Цильнинскому району.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрации муниципального образования «Цильнинское городское
поселение» Цильнинского района Ульяновской области не соглашается с решением
суда, просит его отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование
жалобы указывает, что административное исковое заявление и материалы дела не
содержат сведений о том, какие права, свободы и законные интересы
неопределенного круга лиц нарушены административным ответчиком. Отсутствие
указанных сведений, а также требований прокурора о признании бездействия
незаконным исключает возможность удовлетворения требований о возложении на
администрацию обязанности по совершению требуемых действий.
Судом не был
установлен объем необходимых работ, порядок их выполнения, наличие требуемых
финансовых ресурсов и сроков для их выполнения. Срок, определенный судом для
исполнения решения, не является разумным, назначен без учета объективных
обстоятельств, длительности процедуры подготовки и разработки проектов.
Обращает
внимание, что автомобильные дороги местного значения в границах населенных
пунктов муниципального образования «Цильнинское городское поселение»
Цильнинского района Ульяновской области являются собственностью городского
поселения и подлежат отражению в реестре муниципального имущества поселения.
В судебное
заседание не явились представители административного ответчика и
заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим
образом.
Судебная коллегия
с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения
судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к
выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.
В соответствии с
ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту
прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или
интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отношения,
возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением
дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом
от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации».
Частью 1
статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального
образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным
имуществом в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с
ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч.1
ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного
движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях
повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими
и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами
автомобильных дорог.
Частью 2
указанной статьи установлено, что разработка и проведение указанных
мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами
Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации на основе документации по организации дорожного движения,
разработанной в соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу п.1 ч.1
ст.7 названного Федерального закона к полномочиям органов местного
самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в
области организации дорожного движения относятся, в том числе организация и
мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования
местного значения.
В соответствии со
ст.9 данного Федерального закона организация дорожного движения осуществляется
на основе комплексного использования технических средств организации дорожного
движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской
Федерации о техническом регулировании (часть 1).
Разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на
основании документации по организации дорожного движения, разработанной и
утвержденной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона,
изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (часть 5).
Согласно ч.4
ст.16 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» в состав документации по организации дорожного движения включаются
комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации
дорожного движения.
В силу статьи 17
названного Федерального закона комплексные схемы организации дорожного движения
разрабатываются в целях формирования комплексных решений об организации
дорожного движения на территории одного или территориях нескольких
муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их
частей, имеющих общую границу, реализующих долгосрочные стратегические
направления обеспечения эффективности организации дорожного движения и
совершенствования деятельности в области организации дорожного движения (часть 1).
Комплексные схемы
организации дорожного движения для территории муниципального района, городского
округа или городского поселения либо части муниципального района, городского
округа или городского поселения разрабатываются и утверждаются органом местного
самоуправления (часть 7).
В соответствии со
ст.18 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях
реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или)
корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного
документа без предварительной разработки комплексной схемы организации
дорожного движения (часть 1).
Проекты
организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог
местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их
участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются
органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами
местного самоуправления в области организации дорожного движения (часть 9).
Таким образом,
федеральный законодатель, определяя задачи, принципы и основные направления
обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации,
наделил органы местного самоуправления полномочиями по проведению мероприятий в
области организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего
пользования местного значения.
Принимая решение
по делу, суд первой инстанции установил, что административным ответчиком не
приняты предусмотренные федеральным законодательством о безопасности дорожного
движения меры по разработке проектов организации дорожного движения на
автомобильных дорогах общего пользования на территории городского поселения, в
связи с чем обоснованно возложил на администрацию муниципального образования
«Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области
обязанность разработать и утвердить проекты организации дорожного движения в
отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения на
территории Цильнинского городского поселения.
Неисполнение
административным ответчиком данной обязанности нарушает права неопределенного
круга лиц в сфере безопасности дорожного движения.
Согласно Уставу
муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского
района Ульяновской области к вопросам местного значения поселения относится
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в
границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного
движения на них, в том числе: организация дорожного движения, а также
осуществление полномочий в области использования автомобильных дрог и дорожной
деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6
статьи 8).
Перечень
автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального
образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской
области утвержден постановлением администрации муниципального образования
«Цильнинское городское поселение» от 25.01.2016 №11 (л.д. 25-27).
То
обстоятельство, что администрацией городского поселения не совершаются
указанные действия, направленные на обеспечение безопасности дорожного
движения, административным ответчиком не оспаривается.
Довод
администрации городского поселения о недостаточности финансирования не
освобождает административного ответчика как орган местного самоуправления от
возложенной на него законом обязанности по разработке и утверждению проектов
организации дорожного движения на автодорогах местного значения.
Довод в жалобе о
том, что судом не установлен объем необходимых работ, порядок их выполнения,
наличие требуемых финансовых ресурсов, судебная коллегия считает
несостоятельным, поскольку указанные действия подлежат совершению
административным ответчиком, являющимся исполнительно-распорядительным органом
местного самоуправления поселения.
Довод
административного ответчика о недостаточности установленного судом срока
исполнения решения суда, назначения срока без учета объективных обстоятельств,
длительности процедуры подготовки и разработки проектов, судебная коллегия
считает обоснованным.
Поскольку для
исполнения обязанности по разработке и утверждению проектов организации
дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения
на территории городского поселения необходимо соблюдение Правил подготовки
документации по организации дорожного движения, утвержденных приказом Минтранса
России от 30.07.2020 №274, которые содержат требования к составу, содержанию,
оформлению Проектов организации дорожного движения (ПОДД), необходимость их
согласования с уполномоченными органами, а также необходимость прохождения
процедуры согласования финансирования данных мероприятий, судебная коллегия
считает установленный судом срок до 01.12.2024 неразумным. Данный срок подлежит
изменению с установлением срока исполнения решения суда до 31.12.2025.
В остальной части
решение суда является правильным, основано на надлежащем применении норм права,
регулирующих спорные правоотношения, и изменению либо отмене не подлежит.
Руководствуясь
ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 18 июля 2024 года
изменить, установив срок его исполнения до 31 декабря 2025 года. В остальной
части решение суда оставить без изменения, апелляционную
жалобу администрации муниципального
образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского
района Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение
суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и
может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено
04.12.2024.