УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0024-01-2024-000438-84
Судья Трубачева И.Г.
Дело №33а-5185/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Ульяновск
26
ноября 2024 года
Судебная
коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой Е.В., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального
образования «Ульяновский район» Ульяновской области на решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 10 июля 2024 года
по делу №2а-1-295/2024, которым постановлено:
административные
исковые требования Шамшиной
Светланы Валентиновны удовлетворить.
Обязать
муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Ульяновский
район» Ульяновской области в
срок до 1 декабря 2024 года
привести в соответствие с требованиями «ГОСТ Р
50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги
автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по
условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» дорожное
покрытие проезжей части участка автомобильной дороги общего пользования от ***.
Заслушав
доклад судьи Васильевой Е.В., представителя администрации муниципального образования «Ульяновский
район» Ульяновской области Семеновой Л.В.,
поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Шамшина С.В. обратилась в суд с
административным иском к администрации муниципального образования «Ульяновский
район» Ульяновской области об обязании произвести ремонт участка автомобильной
дороги, указав, что она является собственником ***. Приблизительно в конце
марта - начале апреля 2022 года она заметила, что у дороги со стороны оврага
возле ее *** произошел небольшой прорыв трубы водоснабжения. Во избежание
аварии и возможного обрушения края оврага было незамедлительно сообщено в
местную администрацию.
08.04.2022 были произведены работы по
устранению прорыва. В результате данных работ дорожное полотно протяженностью
около 15 метров у *** было полностью разрушено. Дорожное полотно от *** и ранее
находилось в неудовлетворительном состоянии, но теперь стал невозможен подъезд
к *** не только легковым автомобилям, но и автомобилям скорой помощи и пожарным
службам. Также затруднителен подход к домам и проход для пешеходов по данному
участку, направляющихся в сторону *** используются для проживания. В ***
проживают малолетние дети. Кроме того, овраг со стороны пруда возле *** теперь
находится в аварийном состоянии, что может привести к его обрушению.
21.04.2022 в адрес главы администрации
муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области и главы
администрации муниципального образования «Ундоровское сельское поселение»
Ульяновского района Ульяновской области были направлены заявления о проведении
ремонта дороги, на которые поступил ответ только от главы Ундоровского
сельского поселения о том, что заявление перенаправлено главе администрации
Ульяновского района Ульяновской области.
Ею было направлено обращение в прокуратуру
Ульяновского района Ульяновской области, в ответ на которое сообщено, что в
ходе проверки доводы, изложенные в жалобе, нашли свое подтверждение, и в адрес
главы администрации Ульяновского района Ульяновской области внесено
представление.
С момента рассмотрения обращений прошло более
года, но ситуация не меняется. Бездействие администрации муниципального
образования «Ульяновский район» Ульяновской области, выразившееся в
неисполнении требований в области безопасности дорожного движения, существенно
нарушает её права.
Шамшина С.В. просила обязать администрацию
муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области произвести
ремонт участка автомобильной дороги возле ***, протяжённостью 30 метров,
шириной 3 метра, проходящей от земельного участка с *** до земельного участка с
*** в срок до 01.08.2024.
К участию в деле в качестве заинтересованных
лиц привлечены администрация муниципального образования «Ундоровское сельское
поселение» Ульяновского района Ульяновской области, ОГИБДД МО МВД России
«Ульяновский», УГИБДД УМВД России по Ульяновской области, ООО «Ростоки», ООО
«Ульяновсккурорт».
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация
муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об
отказе в удовлетворении административного иска. Указывает, что укладка
асфальтобетонного покрытия не является обязательным условием ремонта дороги.
Данный участок дороги от дома №*** до дома №*** (до границы с земельным
участком дома №***) *** не требует ремонта. Ссылается на то, что акты и
действия принимаются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из
собственного представления о необходимости решения тех или иных вопросов на
данный момент, без вмешательства в их деятельность со стороны органов
государственной власти и иных лиц.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО
«Ростоки» просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без
удовлетворения.
В судебное заседание, кроме представителя
административного ответчика, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений ст.150,
ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив
законность принятого по делу решения в порядке ст.308 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об
отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.
В соответствии с ч.2 ст.310 Кодекса
административного судопроизводства основаниями для отмены или изменения решения
суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств,
имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом
первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3)
несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда,
обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение
норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом при рассмотрении дела
не допущено.
Согласно ст.218 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут
обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия)
органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа,
организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными
полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и
законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и
реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо
обязанности.
Суд удовлетворяет заявленные требования о
признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью
или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и
нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и
возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав,
свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их
осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации
законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее
административное исковое заявление (ст.227 КАС РФ).
Как установлено судом и следует из материалов
дела, Шамшиной С.В. на праве собственности принадлежит земельный участок и
жилой дом, расположенные по адресу: ***.
Состояние автомобильной дороги около дома
административного истца (от дома № *** до дома №*** (до границы с
земельным участком дома № ***) по *** не соответствует требованиям ГОСТ Р
50579-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и
улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям
обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Возле дома №***
по *** имеется повреждение дорожного полотна (асфальтобетонного покрытия).
С 2022 года Шамшина С.В. неоднократно
обращалась к административному ответчику с заявлениями о приведении дорожного
полотна в надлежащее состояние.
В сентябре 2022 года Шамшина С.В., а также
граждане, зарегистрированные по адресу: ***, обращались в прокуратуру
Ульяновской области с заявлением о проверке состояния дороги на предмет
соответствия требованиям ГОСТ Р 50597-93, принятии мер прокурорского
реагирования (том 1 л.д. 67-75).
По итогам проверки прокуратурой в адрес
заявителей направлен ответ от 18.10.2022 №973ж-2022/Он471-22, в котором
указано, что изложенные в обращении доводы о ненадлежащем состоянии дорожного
покрытия нашли свое подтверждение. В адрес администрации муниципального
образования «Ульяновский район» Ульяновской области внесено представление (том 1 л.д.76-77).
В связи с непроведением до настоящего времени
ремонта дороги Шамшина С.В. обратилась в суд с настоящим административным
иском, ссылаясь на незаконное бездействие администрации Ульяновского района
Ульяновской области по соблюдению требований законодательства о безопасности
дорожного движения, и просила устранить административного ответчика данное
нарушение путем приведения автомобильной дороги в соответствие с нормативными
требованиями.
В ходе рассмотрения судом административного
иска Шамшиной С.В. её доводы о ненадлежащем состоянии спорного участка
автодороги нашли свое подтверждение.
По сообщению МО МВД России «Ульяновский» от
20.06.2024 №253 в ходе обследования состояния автомобильной дороги по *** от
дома *** до дома *** установлено, что возле дома *** имеется участок с
повреждением дорожного полотна (асфальтобетонного покрытия) размером 5 м в
длину и 2,6 м в ширину (том 1 л.д. 26).
Согласно перечню автомобильных дорог общего
пользования местного значения муниципального образования «Ульяновский район»
Ульяновской области автомобильная дорога по *** имеет общую протяженность 0,34
км и дорожное покрытие – асфальтобетон (том 1 л.д. 186-187).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального
закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности
в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении
автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами
местного самоуправления.
Согласно ст. 16 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в
муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального
закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы
местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают
вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, полномочия
органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного
движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 3 ст. 6.1 Устава муниципального
образования «Ульяновский район» Ульяновской области к вопросам местного
значения, решение которых на территориях сельских поселений осуществляется
органами местного самоуправления «Ульяновский
район», относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог
местного значения в границах населенных пунктов поселений и обеспечение
безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение
функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального
контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах
населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области
использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разрешая требования административного истца и
приходя к выводу об их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и
оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства,
руководствуясь нормами Федерального закона
от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона
от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона
от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности
в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации», установив факт несоответствия спорного участка
автомобильной дороги предъявляемым к нему нормативным требованиям, что создает
угрозу безопасности граждан на данном участке дороги, принимая во внимание, что
полномочия по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного
значения принадлежат администрации муниципального образования «Ульяновский
район» Ульяновской области, обоснованно исходил из наличия правовых оснований
для удовлетворения исковых требований Шамшиной С.В.
Определяя сроки, в которые ответчиком должны
быть исполнены возложенные на него обязанности, суд пришел к выводу об
установлении данного срока до 01.12.2024.
Судебная коллегия не соглашается с таким
выводом суда, поскольку при установлении данного срока судом не учтены
конкретные обстоятельства дела, объем и характер выполняемых работ, сезонность
выполняемых работ, требования разумности, а также иные заслуживающие внимание
обстоятельства, в том числе то, что на указанную дату решение суда не вступило
в законную силу.
Принимая во внимание приведенные
обстоятельства, учитывая, что наступил зимний период, когда проведение дорожных
работ нецелесообразно, небольшой объем дорожного полотна, требующий ремонта,
судебная коллегия полагает необходимым установить срок окончания проведения
ремонтных работ до 01.06.2025.
Решение суда в части установления срока его
исполнения подлежит изменению. В остальной части решение является законным и
обоснованным, и отмене не подлежит.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы
направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего
судебная коллегия не усматривает.
Судом верно определены обстоятельства,
имеющие значение для дела, надлежаще применены нормы материального и
процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных
нарушений, влекущих безусловную отмену решения, не допущено. Оснований для
удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ульяновского районного суда
Ульяновской области от 10 июля 2024 года изменить, установив срок его
исполнения до 1 июня 2025 года, в остальной части решение суда оставить без
изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования
«Ульяновский район» Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции
вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение
шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 05.12.2024.