Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении ТСР, взыскании компенсации морального вреда
Документ от 26.11.2024, опубликован на сайте 17.12.2024 под номером 115999, 2-я гражданская, об обеспечении техническими средствами реабилитации, о взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0011-02-2024-000269-66

Судья Баюшев Н.В.                                                                              Дело № 33-5465/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    26 ноября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 9 августа 2024 года по гражданскому делу № 2-2-189/2024, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в защиту интересов Аникина Виктора Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Вешкаймская районная больница» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН ***) в пользу Аникина Виктора Александровича (паспорт серии *** №***) в лице его опекуна *** (паспорт серии *** №***) компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

В удовлетворении исковых требований прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в защиту интересов Аникина Виктора Александровича к государственному учреждению здравоохранения «Вешкаймская районная больница» о взыскании компенсации морального вреда, - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Вешкаймского района Ульяновской области, действуя в интересах Аникина В.А., обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения (ГУЗ) «Вешкаймская районная больница» о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано, что Аникин В.А. является инвалидом ***

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 18.03.2024 Аникин В.А. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов) и креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов), которыми до настоящего времени не обеспечен.

Просил возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области и ГУЗ «Вешкаймская районная больница» обязанность обеспечить Аникина В.А. техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов) (1 шт.), креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (1 шт.), взыскать с ответчиков в пользу Аникина В.А. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ООО «ТехноТрейд».

Определением Майнского районного суда Ульяновской области от 09.08.2024 принят отказ прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах Аникина В.А. от иска в части требований об обеспечении техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов) и креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов), производство по делу в указанной части прекращено.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов жалобы указывает, что Отделением в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предпринимались все меры по обеспечению инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации.

Отмечает, что на момент обращения Аникина В.А. с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации (26.03.2024), действующих государственных контрактов на изготовление необходимых технических средств реабилитации не имелось.

08.04.2024 между Отделением и ООО «ТехноТрейд» заключен государственный контракт № 243 от 08.04.2024 на поставку кресел-колясок с ручным приводом комнатных и прогулочных, в соответствии с пунктом 1.1 которого поставщик осуществляет поставку товара на территорию Ульяновской области в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта.

Поставщиком поставлен товар с нарушением срока, в связи с чем Аникину В.А. в период нахождения его на учете, направления своевременно не были сформированы. Нарушение срока выдачи (24.06.2024) направлений (7 дней с даты заключения контракта) на получение технических средств реабилитации произошло не по вине Отделения.

Полагает, что поскольку Отделением не нарушались сроки обеспечения техническими средствами реабилитации Аникина В.А., основания для взыскания компенсации морального вреда с Отделения отсутствовали.

Указывает, что вопреки выводам суда первой инстанции о том, что государственным контрактом № 243 от 08.04.2024 не предусмотрена ответственность поставщика за вред перед третьими лицами, данным контрактом также не предусмотрена возможность взыскания с Отделения компенсации морального вреда за нарушение сроков поставки товара.

Кроме того, нарушение права инвалида на предоставление технических средств реабилитации затрагивает личные имущественные права инвалида. Вместе с тем, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержит норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением права инвалида на получение технического средства реабилитации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Аникин Виктор Александрович, *** года рождения, является инвалидом *** (л.д. 14-15).

Распоряжением Министерства социального развития Ульяновской области от 07.02.2024 № *** *** назначена опекуном над недееспособным Аникиным В.А. (л.д. 12-13).

Для проведения реабилитационных мероприятий Аникину В.А. разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № *** от 18.03.2024, согласно которой истец с 15.03.2024 - бессрочно подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе: креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов) и креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей‑инвалидов).

Исполнителем рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятий по обеспечению данными техническими средствами реабилитации является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (л.д. 129-135).   

Заявление Аникина В.А. на обеспечение техническими средствами реабилитации зарегистрировано в информационной базе ответчика 26.03.2024.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой, выявлено, что указанные технические средства реабилитации Аникину В.А. не предоставлены.

Настоящее исковое заявление поступило в суд первой инстанции 20.06.2024.

24.06.2024 Аникину В.А. выданы направления на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий № *** и № ***, согласно которым Аникин В.А. направлен в ООО «ТехноТрейд» для получения, изготовления кресла-коляски с ручным приводом с жестким сидением и спинкой комнатной, кресла-коляски с ручным приводом с жестким сидением и спинкой прогулочной. Государственный контракт, на основании которого осуществляется поставка изделия - № *** от 08.04.2024. Срок действия направления - до 26.09.2024 (л.д. 66-67).

19.07.2024 Аникин В.А. по направлениям от 24.06.2024 обеспечен креслом‑коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов) и креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей‑инвалидов) (л.д. 174).

Разрешая по существу заявленный спор и удовлетворяя требования о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что Аникин В.А. был обеспечен необходимыми техническими средствами реабилитации с существенным нарушением срока, предусмотренного действующим законодательством. Бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Аникина В.А. техническими средствами реабилитации в установленный законом срок, существенно нарушает личные неимущественные права Аникина В.А., поскольку с учетом его индивидуальных особенностей, состояния здоровья, причиняет ему нравственные и физические страдания, что является основанием для взыскания компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принял во внимание обстоятельства, при которых был причинен вред, характер имеющегося у Аникина В.А. заболевания, наличие первой группы инвалидности, нуждаемость в технических средствах реабилитации, период нарушенного права Аникина В.А., степень вины ответчика, не исполнившего своевременно возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав истца как инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в связи с чем, с учетом требований разумности и справедливости пришел к выводу о взыскании с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований к ГУЗ «Вешкаймская районная больница» отказано, как к ненадлежащему ответчику.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных, категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок и уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление), либо самостоятельно осуществляет доставку и (или) выдачу технического средства (изделия), приобретенного уполномоченным органом для предоставления инвалиду (ветерану).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, материалами дела подтверждается, что приведенные правила обеспечения истца техническими средствами реабилитации Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не выполнены.

Как усматривается из материалов дела, на день регистрации заявления Аникина В.А. 26.03.2024 действующий государственный контракт на изготовление необходимых инвалиду технических средств реабилитации отсутствовал.

08.04.2024 между Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области и ООО «ТехноТрейд» заключен государственный контракт № *** на поставку кресел-колясок с жестким сидением и спинкой в пользу граждан в целях их социального обеспечения в 2024 году (л.д. 49‑64).  

При этом направления на получение технических средств реабилитации были выданы Аникину В.А. только 24.06.2024, то есть с нарушением 7-дневного срока, предусмотренного пунктом 5 Правил, а фактически Аникин В.А. был обеспечен креслом-коляской с ручным приводом комнатной и креслом-коляской с ручным приводом прогулочной лишь 19.07.2024.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области сроков выдачи Аникину В.А. направления на получение технических средств реабилитации по его заявлению от 26.03.2024.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что Аникин В.А. не был обеспечен техническими средствами реабилитации в связи с ненадлежащим исполнением обязательств поставщиком, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в установленные законодательством сроки возложена именно на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, которое во исполнение указанной обязанности заключает контракт с поставщиком технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов и вправе требовать от поставщика надлежащего исполнения обязанностей в соответствии с условиями контракта, а также требовать убытков, причиненных по вине поставщика.

При этом право Аникина В.А. на получение технических средств реабилитации не может быть поставлено в зависимость от нарушений обязательств поставщиком по государственному контракту, иное означало бы возможность фактического лишения инвалида гарантированных ему Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты, что недопустимо.

Кроме того, указанные доводы приводились ответчиком ранее, являлись предметом исследования суда первой инстанции и были обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в решении суда, не согласиться с которыми оснований не имеется.

Поскольку в ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение нарушение социальных прав Аникина В.А. как инвалида в связи с несвоевременным обеспечением необходимыми техническими средствами реабилитации, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения заявленных прокурором требований о взыскании в пользу Аникина В.А. компенсации морального вреда.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (пункт 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Учитывая, что предусмотренная законом процедура предоставления технических средств реабилитации отдельным категориям граждан направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья, и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности, суд первой инстанции обоснованно возложил на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность по компенсации Аникину В.А. морального вреда в размере 10 000 рублей.

Определенный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда соответствует критериям, предусмотренным приведенными выше нормами материального права, и отвечает принципам разумности, справедливости и соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.

Оснований для изменения размера взысканной компенсации, ее снижения, судебная коллегия не усматривает.

Доказательств отсутствия вины в причинении морального вреда Аникину В.А. ответчиком не представлено.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что требования истца о взыскании компенсации морального вреда вытекают из имущественных отношений, несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку несвоевременное обеспечение Аникина В.А. техническими средствами реабилитации необходимыми ему по состоянию здоровья, нарушает не только непосредственно имущественные права, но и влечет нарушение нематериальных благ и личных неимущественных прав инвалида, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

В целом апелляционная жалоба не содержит доводов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 9 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения, по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Майнский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 декабря 2024 года.