У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0004-01-2024-005790-26
Судья Чуваева Т.Н.
Дело № 33а-5693/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
21 ноября
2024 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Логинова Д.А., Буделеева В.Г.
при помощнике Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Кашицына Дмитрия Игоревича на решение Заволжского районного суда
г.Ульяновска от 5 сентября 2024 года по делу № 2а-2995/2024, по которому
постановлено:
административное исковое заявление Федерального
казенного учреждения Исправительная колония №9
УФСИН России по Ульяновской области об
установлении административного надзора в отношении осужденного Кашицына Дмитрия
Игоревича удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Кашицына
Дмитрия Игоревича, *** года рождения, на срок 3 года с
установлением следующих административных ограничений:
1. обязательная явка на
регистрацию 2 раза в месяц в органах внутренних дел по месту жительства,
пребывания или фактического нахождения;
2. запрещение пребывания вне
жилого или иного помещения, являющегося местом жительства (пребывания) в период
с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, за исключением случаев исполнения
трудовых обязанностей, обращения за медицинской помощью;
3. запрещение посещения мест
общественного питания, в которых осуществляется
продажа спиртных напитков на розлив.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки
лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания
или фактического нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытию
наказания, назначенного приговором мирового судьи судебного
участка №1 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от 05.07.2022,
за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В остальной части в удовлетворении административного
искового заявления отказать.
Заслушав
доклад судьи Логинова Д.А., пояснения Кашицына Д.И., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, заключение прокурора Стерлядевой Е.В., полагавшей решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по
Ульяновской области (далее - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области) обратилось
в суд с административным исковым заявлением об установлении административного
надзора в отношении осужденного Кашицына
Д.И.
В обоснование требований
указано, что приговором мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного
судебного района г.Ульяновска от 05.07.2022, вступившим в законную силу
22.08.2022, Кашицын Д.И. осужден по ч.1 ст.158 УК РФ, на основании ч.4 ст.74,
ст.70 УК РФ (приговор Заволжского районного суда г.Ульяновска по
ч.1 ст.318 УК РФ), к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 4 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока отбывания
наказания 22.08.2022, конец срока отбывания наказания 03.11.2024.
Кашицын Д.И. приговором мирового судьи судебного
участка №1 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от 05.07.2022 в
период нахождения под административным надзором, установленным решением
Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 17.07.2019 сроком на 3 года, с установлением соответствующий
административных ограничений, осужден за совершение преступления к
лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
За время отбывания наказания
осужденный Кашицын Д.И. допускал нарушений установленного порядка отбывания
наказания, также поощрялся администрацией исправительного учреждения. Был
трудоустроен. Распорядок дня, установленный в исправительном учреждении, не
соблюдал. Состоит на профилактическом учете, как «склонный к нападению на
представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов».
С учетом изложенного, административный
истец просил установить в отношении осужденного Кашицына Д.И. административный
надзор сроком на 3 года с установлением следующих ограничений: запрещение
пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства
(пребывания) в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; запрещение
выезда за пределы территории муниципального образования субъекта РФ, избранного
местом жительства (пребывания), за исключением случае исполнения трудовых
обязанностей, а в случае перемены места жительства на другой субъект РФ – за
пределы территории этого субъекта РФ по избранному месту жительства; запрещение
посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных
напитков на розлив; обязательная явка 2 раза
в месяц в орган внутренних дел по месту жительства (пребывания) для регистрации.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Кашицын Д.И. не соглашается с
решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что установленные
ограничения будут препятствовать его трудоустройству.
Ссылается на то, что 2 раза в месяц ему нужно будет
отпрашиваться с работы, чтобы посетить пункт ОВД по месту жительства.
Полагает, что он не сможет устроиться на работу в ночную
смену.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
не явившегося лица согласно ст.150,
ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к
выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела, Кашицын Д.И. 24.08.2016 был
осужден Заволжским районным судом г.Ульяновска по ч.2 ст.228 УК РФ к 3 годам 4
месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, конец
срока отбытия наказания 26.12.2019.
Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17.07.2019, вступившим в законную
силу, в отношении Кашицына Д.И. был установлен административный надзор сроком
на три года (л.д.18-19).
Приговором мирового судьи судебного
участка №1 Железнодорожного судебного района г.Ульяновска от 05.07.2022,
вступившим в законную силу, Кашицын Д.И. осуждён по ч.1 ст.158 УК РФ на
основании ч.4 ст.74, ст.70 УК РФ (приговор Заволжского районного суда
г.Ульяновска от 01.10.2020 по ч.1 ст.318 УК РФ), к наказанию в виде лишения
свободы на срок 2 года 4 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Конец срока отбывания наказания - 03.11.2024. Как следует из приговора от 05.07.2022,
преступление совершено Кашицыным Д.И. 11.04.2022 (л.д.8-11).
В связи с
совершением Кашицыным Д.И. в период нахождения под
административным надзором преступления, за которое он осужден к лишению свободы
и направлен к месту отбывания наказания, ФКУ ИК-9 УФСИН России
по Ульяновской области обратилось в суд с настоящим административным иском.
Разрешая данные требования, районный суд правильно применил нормы материального
права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проверил доводы сторон и
пришел к выводу о наличии оснований для установления в отношении Кашицына
Д.И. административного
надзора.
Судебная
коллегия с таким выводом суда соглашается, оснований для признания его
неправильным не усматривает.
Статьей 2
Федерального закона №64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается
для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 названного Федерального
закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального
профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных
интересов.
В
соответствии с п.4 ч.2 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ административный надзор
устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч.3 настоящей
статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного
из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за
совершение в период нахождения под административным надзором
преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к
месту отбывания наказания.
Поскольку
по делу установлено, что в период нахождения под административным надзором
Кашицын Д.И. совершил преступление, за которое осужден к лишению свободы и
направлен к месту отбывания наказания, имелись основания для установления в
отношении него административного надзора.
Срок
административного надзора определен в соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона №64-ФЗ,
предусматривающей, что в данном случае административный надзор устанавливается
на срок погашения судимости, то есть на три года, за вычетом срока, истекшего
после отбытия наказания.
Разрешая
заявленные требования, суд полно исследовал все представленные доказательства,
на основании которых правильно определил объем и характер административных
ограничений.
Оснований
для отмены административных ограничений, их изменения судебная коллегия не
усматривает, поскольку они назначены административному ответчику с учетом
установленных обстоятельств совершения им преступления, его тяжести, имеющихся
сведений, характеризующих его поведение до осуждения и в период отбывания
наказания.
Выводы
суда в этой части соответствуют положениям ст.4 Федерального закона №64-ФЗ.
Согласно
п.1 ч.2 ст.4 Федерального закона №64-ФЗ обязательным является установление
судом административного ограничения в виде
обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в
орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического
нахождения для регистрации.
В
соответствии с п.1, п.4 ч.1 ст.4 Федерального закона №64-ФЗ в отношении
поднадзорного лица можгут быть установлены административные ограничения в виде запрещения
пребывания в определенных местах и запрещения пребывания вне жилого или иного
помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в
определенное время суток.
С учетом
характера совершенного Кашицыным Д.И. преступления, судебная коллегия полагает
обоснованным установление в отношении него такого вида административного
ограничения, как запрещение пребывания вне жилого помещения или иного
помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в
период времени с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня. Судом обоснованно
из указанного периода исключено время, связанное с осуществлением им трудовой
деятельности, и необходимое для получения медицинской помощи.
Ограничение
в виде запрета посещения мест общественного питания, в которых
осуществляется продажа спиртных напитков
на розлив, по мнению судебной коллегии, целесообразно по тем основаниям, что
посещение подобных мест повышает риск совершения правонарушений, возникновения
конфликтов и провокационных ситуаций, что может представлять угрозу для
ресоциализации осуждённого.
Установление
административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и
оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных
из мест лишения свободы согласуется с нормой ч.3 ст.55 Конституции Российской
Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для
защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем
конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Оснований
для исключения каких-либо административных ограничений, установленных в
отношении Кашицына Д.И., судебная коллегия не усматривает, полагает, что
установленный судом административный надзор обеспечит профилактическое воздействие
на административного ответчика, будет способствовать предупреждению совершения
противоправных действий.
Доводы
жалобы Кашицына Д.И. о том, что установленные в отношении него административные
ограничения будут препятствовать его трудоустройству, в том числе в ночную
смену, судебной коллегией отклоняются.
При
установлении административного ограничения в виде запрещения пребывания вне
жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо
пребывания поднадзорного лица в период времени с 22.00 часов до 06.00 часов
следующего дня из указанного периода исключено время, связанное с
осуществлением трудовой деятельности.
Судебная
коллегия полагает, что судом правомерно, в целях устранения причин и условий,
способствующих совершению преступлений, а также оказания воспитательного
воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых
преступлений и антиобщественного поведения, установлены ограничения в виде
обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства,
пребывания или фактического местонахождения для регистрации.
Количество
явок в месяц установлено судом в пределах Федерального закона №64-ФЗ, с учетом
характеристики личности Кашицына Д.И., степени общественной опасности совершенного
им преступления и направлено на обеспечение индивидуального профилактического
воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Как
следует из материалов дела, Кашицын Д.И. характеризуется с посредственной
стороны, состоит на профилактическом учете как склонный к нападению на
представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов.
За период
отбывания наказания в местах лишения свободы имеет 4 поощрения и 4
дисциплинарных взыскания, которые сняты и погашены (л.д.6). При таких обстоятельствах,
оснований для изменения количества обязательных явок в орган внутренних дел не
имеется.
Судебная
коллегия обращает внимание, что в силу ч.2 ст.9 Федерального закона от
06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест
лишения свободы», разъяснений, данных в п.40 Постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации от 16.05.2017
№15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об
административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд
в течение срока административного надзора на основании заявления органа
внутренних дел или поднадзорного лица, либо его представителя, с учетом
сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении
им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом
обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично
отменить административные ограничения (ограничение), а также по истечении не
менее половины установленного судом срока административного надзора досрочно
прекратить административный надзор.
Таким
образом, Кашицын Д.И. не лишен права в установленном законом порядке обратиться
за решением вопроса о частичной отмене административных ограничений, а также о
досрочном прекращении административного надзора.
Принятое
по делу решение является правильным, основано на надлежащей оценке
представленных в дело доказательств, верном применении норм материального и
процессуального права, регулирующих данные правоотношения, и отмене не
подлежит.
Руководствуясь
ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 5 сентября
2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кашицына Дмитрия Игоревича
- без удовлетворения.
Определение
суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и
может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено в
окончательной форме 29.11.2024.