УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-004774-32
Судья Сизов
И.А.
Дело № 33-974/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
11 марта 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.
судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.
при секретаре Кузеевой Г.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения
Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от
14 октября 2024 года, по гражданскому делу № 2-4363/2024, по которому
постановлено:
исковые требования Алешечкина Дмитрия Сергеевича, Давыдова
Дмитрия Евгеньевича, Данилина Николая Николаевича, Кузнецова Алексея
Валерьевича, Кузнецова Сергея Викторовича, Лобастова Павла Николаевича, Матвеева
Игоря Анатольевича, Самсонова Владислава Сергеевича, Савельева Андрея
Анатольевича, Тихонова Ивана Николаевича, Стулова Дмитрия Николаевича, Шишова
Павла Вячеславовича к Министерству здравоохранения Ульяновской области,
Государственному учреждению здравоохранения «Ульяновский территориальный центр
медицины катастроф» о взыскании социальной выплаты удовлетворить частично.
Признать право Алешечкина Дмитрия Сергеевича, Давыдова
Дмитрия Евгеньевича, Данилина Николая Николаевича, Кузнецова Алексея
Валерьевича, Кузнецова Сергея Викторовича, Лобастова Павла Николаевича,
Матвеева Игоря Анатольевича, Самсонова Владислава Сергеевича, Савельева Андрея
Анатольевича, Тихонова Ивана Николаевича, Стулова Дмитрия Николаевича, Шишова
Павла Вячеславовича на получение с 01.01.2023 по 01.10.2024 ежемесячной
специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства
Ульяновской области от 31.08.2023 № 460-П «Об установлении отдельным категориям
медицинских работников медицинских организаций, подведомственных Министерству
здравоохранения Ульяновской области, специальной социальной выплаты».
Обязать Государственное учреждение здравоохранения
«Ульяновский территориальный центр медицины катастроф» подать в Министерство
здравоохранения Ульяновской области сведения (реестры) на Алешечкина Дмитрия Сергеевича, Давыдова
Дмитрия Евгеньевича, Данилина Николая Николаевича, Кузнецова Алексея
Валерьевича, Кузнецова Сергея Викторовича, Лобастова Павла Николаевича,
Матвеева Игоря Анатольевича, Самсонова Владислава Сергеевича, Савельева Андрея
Анатольевича, Тихонова Ивана Николаевича, Стулова Дмитрия Николаевича, Шишова
Павла Вячеславовича для получения специальной социальной выплаты,
предусмотренной Постановлением Правительства Ульяновской области от 31.08.2023
№ 460-П «Об установлении отдельным категориям медицинских работников
медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения
Ульяновской области, специальной социальной выплаты» с 01.01.2023 по
01.10.2024.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области на
основании представленных государственным учреждением здравоохранения
«Ульяновский территориальный центр медицины катастроф» реестров произвести
специальную социальную выплату, предусмотренную Постановлением Правительства
Ульяновской области от 31.08.2023 № 460-П «Об установлении отдельным категориям
медицинских работников медицинских организаций, подведомственных Министерству
здравоохранения Ульяновской области, специальной социальной выплаты».
В удовлетворении остальной части исковых требований к Министерству
здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению
здравоохранения «Ульяновский территориальный центр медицины катастроф», а также
в иске к Правительству Ульяновской области – отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Кузнецова
С.В., Данилина Н.Н., Кузнецова А.В., Матвеева И.А., Лобастова П.Н.,
представителя Стулова Д.Н. – Стуловой В.Г., представителя Государственного
учреждения здравоохранения «Ульяновский территориальный центр медицины
катастроф» Юдиной Д.С., возражавших против доводов апелляционной жалобы,
заключение прокурора Никитина В.В.,
полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Алешечкин Д.С., Давыдов
Д.Е., Данилин Н.Н., Кузнецов А.В., Кузнецов С.В., Лобастов П.Н., Матвеев И.А., Самсонов В.С.,
Савельев А.А., Тихонов И.Н., Стулов Д.Н., Шишов П.В. обратились в суд с иском,
уточненным в ходе рассмотрения дела, к
Правительству Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской
области, Государственному учреждению здравоохранения «Ульяновский
территориальный центр медицины катастроф»
о признании права на специальную социальную выплату, взыскании социальной выплаты.
Требования мотивировали тем, что они являются медицинскими
работниками ГУЗ «Ульяновский территориальный центр медицины катастроф»,
полностью и добросовестно выполняют свои функциональные обязанности в рамках
действующей должностной инструкции (***). Согласно п. 1.1 постановления
Правительства Ульяновской области от 31.08.2023 № 460-П «Об установлении
отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций,
подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, специальной
социальной выплаты» установлена за счет бюджетных ассигнований областного
бюджета Ульяновской области специальная социальная выплата медицинским
работникам (за исключением руководителей медицинских организаций и их
заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства)
медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения
Ульяновской области, оказывающим не входящую в базовую программу обязательного
медицинского страхования скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную
помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан по основному
заболеванию (состоянию), либо оказывающим паллиативную медицинскую помощь и
работающим в отделениях выездной патронажной паллиативной медицинской помощи
взрослым и отделениях выездной патронажной паллиативной медицинской помощи
детям. Им указанную выплату не производят, многочисленные обращения по данному
вопросу результата не принесли.
Просили суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской
области внести сведения о врачах и фельдшерах Государственного учреждения
здравоохранения «Ульяновский территориальный центр медицины катастроф» в
Правительство Ульяновской области для внесения изменений: в часть 1 пункта 2
Постановления Правительства Ульяновской области №460-П от 31.08.2024 в
следующей редакции: врачам станций (отделений) скорой медицинской помощи и
врачам Государственного учреждения здравоохранения «Ульяновский территориальный
центр медицины катастроф» - 11500 руб.;
в часть 1 пункта 4 Постановления Правительства Ульяновской области №460-П от
31.08.2024 в следующей редакции:
фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской
помощи и фельдшерам (медицинским братьям) Государственного учреждения
здравоохранения «Ульяновский территориальный центр медицины катастроф» - 7000 руб. Взыскать с Государственного
учреждения здравоохранения «Ульяновский территориальный центр медицины
катастроф» за период с 01.01.2023 по 01.10.2024 специальную социальную выплату,
предусмотренную Постановлением Правительства Ульяновской области №460-П от 31.08.2024
в следующих размерах: в пользу Алешечкина Д.С. 147 000 руб.; в пользу Давыдова
Д.Е. 105 000 руб.; в пользу Данилина Н.Н. 147 000 руб.; в пользу Кузнецова А.В. 147 000 руб.; в пользу
Лобастова П.Н. 147 000 руб.; в пользу Матвеева И.А. 147 000 руб.; в пользу
Самсонова В.С. 172 500 руб.; в пользу Савельева А.В. 147 000 руб.; в пользу
Тихонова И.Н. 147 000 руб.; в пользу Стулова Д.Н. 140 000 руб.; в пользу Шишова
П.В. 147 000 руб.; в пользу Кузнецова С.В. 147 000 руб.
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство
здравоохранения Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое
решение, об отказе в удовлетворении
исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда
является незаконным, необоснованным. В жалобе ссылаясь на нормы действующего
законодательства, указывает, что медицинским работникам государственного
учреждения здравоохранения «Ульяновский территориальный центр медицины
катастроф» не предусмотрено установление специальной социальной выплаты.
Считает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых
требований.
В возражениях на апелляционную жалобы Алешечкин Д.С.,
Давыдов Д.Е., Данилин Н.Н., Кузнецов А.В., Кузнецов С.В., Лобастов П.Н.,
Матвеев И.А., Самсонов В.С., Савельев А.А., Тихонов И.Н., Стулов Д.Н., Шишов
П.В. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без
удовлетворения.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим
образом.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истцы работают в
Государственном учреждении здравоохранения «Ульяновский территориальный центр
медицины катастроф».
Так, Кузнецов А.В. на основании трудового договора *** от
02.06.2014 был принят на работу ***, по дополнительному соглашению к трудовому
договору отдел оказания экстренной
медицинской помощи и медицинской эвакуации *** ***. В соответствии с трудовым
договором *** от 30.10.2020 внутреннее
совместительство на 0,5 ставки.
Давыдов Д.Е. был принят на работу на основании трудового
договора *** от 10.12.2023 в отдел оказания экстренной медицинской помощи и
медицинской эвакуации в качестве ***, по трудовому договору *** от 10.12.2023 внутреннее
совместительство на 0,5 ставки.
Тихонов И.Н. на основании трудового договора *** от 09.01.2013 был принят в качестве ***, в
соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору отдел оказания экстренной медицинской помощи и
медицинской эвакуации ***, по трудовому договору *** от 30.10.2020 внутреннее совместительство
на 0,5 ставки, по дополнительному соглашению с 19.12.2023 на 0, 25 ставки.
Алёшечкин Д.С. на основании трудового договора *** от
03.10.2011 принят в качестве ***, в
соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору отдел экстренной
медицинской помощи и медицинской эвакуации ***, на основании трудового договора
*** от 30.10.2020 внутреннее совместительство на 0,5 ставки.
Савельев А.А. на основании трудового договора *** от
15.07.2021 принят в отдел оказания экстренной медицинской помощи и медицинской
эвакуации в качестве *** по трудовому договору *** от 01.11.2021 внутреннее
совместительство на 0,5 ставки.
Стулов Д.Н. на основании трудового договора *** от
19.09.2018 был принят в отдел оказания экстренной медицинской помощи и
медицинской эвакуации в качестве ***, на основании трудового договора *** от
30.10.2020 внутреннее совместительство на 0,5 ставки.
Самсонов В.С. на основании трудового договора *** от 11.12.2023
принят в отдел оказания экстренной медицинской помощи и медицинской эвакуации в
качестве ***, по трудовому договору *** от 11.12.2023 внутреннее
совместительство на 0,5 ставки.
Шишов П.В. принят на основании трудового договора *** от
11.01.2011 в качестве ***, согласно дополнительного соглашения к трудовому
договору отдел экстренной медицинской помощи и медицинской эвакуации ***, на
основании трудового договора *** от 30.10.2020 внутреннее совместительство на
0,5 ставки.
Лобастов П.Н. на
основании трудового договора *** от 15.11.2013 был принят ***, по
дополнительному соглашению к трудовому договору отдел оказания экстренной
медицинской помощи и медицинской эвакуации ***, на основании трудового договора
*** от 30.10.2020 внутреннее совместительство на 0,5 ставки.
Матвеев И.А. на основании трудового договора *** от
30.07.2010 принят ***, на основании дополнительного соглашения отдел оказания
экстренной медицинской помощи и медицинской эвакуации ***, на основании
трудового договора *** от 30.10.2020 внутреннее совместительство на 0,5 ставки.
Кузнецов С.В. на основании трудового договора от 08.10.2010
был принят *** на основании дополнительного соглашения к трудовому договору отдел
оказания экстренной медицинской помощи и медицинской эвакуации ***, по
трудовому договору *** от 30.10.2020 внутреннее совместительство на 0,5 ставки.
Данилин Н.Н. на основании трудового договора *** от
07.04.2017 был принят в отдел оказания экстренной медицинской помощи и
медицинской эвакуации в качестве ***, по трудовому договору *** от 30.10.2020
внутреннее совместительство на 0,5 ставки.
Истцы, полагая, что они вправе претендовать на получение
специальной социальной выплаты, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1
постановления Правительства Ульяновской области от 31.08.2023 №460-П «Об
установлении отдельным категориям медицинских работников медицинских
организаций, подведомственных министерству здравоохранения Ульяновской области,
специальной социальной выплаты», обратились в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о
частичном удовлетворении заявленных требований, признавая за истцами право на получение с 01.01.2023 по 01.10.2024
ежемесячной специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением
Правительства Ульяновской области от 31.08.2023 № 460-П «Об установлении
отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций,
подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, специальной
социальной выплаты», суд первой инстанции исходил из того, что истцы, являясь
медицинскими работниками медицинской организации, входящей в государственную
систему здравоохранения и оказывающей первичную медико-санитарную помощь
гражданам, не входящую в базовую программу обязательного медицинского
страхования, следовательно, имеют право на получение указанной специальной социальной
выплаты.
Между тем с данным выводом судебная коллегия согласиться не
может, данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального
права, регулирующих спорные правоотношения, выводы суда не соответствуют
обстоятельствам дела, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации решение суда в части
удовлетворения заявленных исковых требований
не может быть признано законным и подлежит отмене.
Согласно
части 2
статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство
Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные
гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим
работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета,
бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов.
Правительством
Российской Федерации 31 декабря 2022 года принято постановление
№ 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских
работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную
системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного
медицинского страхования либо территориальных программах обязательного
медицинского страхования», в пункте 14
которого рекомендовано высшим исполнительным органам субъектов Российской
Федерации: установить за счет средств бюджета соответствующего субъекта
Российской Федерации специальные социальные выплаты для медицинских работников,
оказывающих не входящую в базовую программу обязательного медицинского
страхования скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь
гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию
(состоянию), а также для медицинских работников отделений выездной патронажной
паллиативной медицинской помощи взрослым (пункт «а»);
обеспечить в 2023 году и последующие годы уровень оплаты труда медицинских
работников не ниже уровня 2022 года с учетом ее индексации и специальной
социальной выплаты (пункт «б»).
В
соответствии с пунктом 14 названного выше постановления Правительства
Российской Федерации Правительством Ульяновской области 31 августа 2023 года
принято постановление №460-П «Об установлении
отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций,
подведомственных министерству здравоохранения Ульяновской области, специальной
социальной выплаты», которым в пункте 1 установлена за счет
бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области специальная
социальная выплата медицинским работникам (за исключением руководителей
медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и
внешнего совместительства) медицинских организаций, подведомственных Министерству
здравоохранения Ульяновской области, оказывающим не входящую в базовую
программу обязательного медицинского страхования скорую медицинскую помощь,
первичную медико-санитарную помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение
граждан по основному заболеванию (состоянию), либо оказывающим паллиативную
медицинскую помощь и работающим в отделениях выездной патронажной паллиативной
медицинской помощи взрослым и отделениях выездной патронажной паллиативной
медицинской помощи детям, в следующих размерах: 1) врачам,
оказывающим первичную медико-санитарную помощь гражданам, включая диспансерное
наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), а также врачам
отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым и
отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям:
являющимся работниками медицинских организаций или их структурных
подразделений, расположенных в населенных пунктах с населением до 50 тыс. человек,
- 50000 рублей в месяц; являющимся работниками медицинских организаций или их
структурных подразделений, расположенных в населенных пунктах с населением от
50 тыс. до 100 тыс. человек, - 29000 рублей в месяц; являющимся работниками
медицинских организаций или их структурных подразделений, расположенных в
населенных пунктах с населением от 100 тыс. человек, - 14500 рублей в месяц; 2)
врачам станций (отделений) скорой медицинской помощи - 11500 рублей в месяц; 3)
медицинским работникам, относящимся к среднему медицинскому персоналу,
работающим с врачами, указанными в подпункте 1 настоящего
пункта: являющимся работниками медицинских организаций или их структурных
подразделений, расположенных в населенных пунктах с населением до 50 тыс.
человек, - 30000 рублей в месяц; являющимся работниками медицинских организаций
или их структурных подразделений, расположенных в населенных пунктах с
населением от 50 тыс. до 100 тыс. человек, - 13000 рублей в месяц; являющимся
работниками медицинских организаций или их структурных подразделений,
расположенных в населенных пунктах с населением от 100 тыс. человек, - 6500
рублей в месяц; 4) фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой
медицинской помощи - 7000 рублей в месяц; 5) медицинским работникам,
осуществляющим профессиональную деятельность на должностях младшего
медицинского персонала станций (отделений) скорой медицинской помощи, отделений
выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым и отделений
выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям, - 4500 рублей в
месяц.
В
пункте 2 указанного постановления указано, что под первичной медико-санитарной
помощью, не входящей в базовую программу обязательного медицинского
страхования, понимается первичная медико-санитарная помощь, оказываемая лицам
при заболеваниях, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита
человека, синдроме приобретенного иммунодефицита, больным туберкулезом, при
психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе вызванных
употреблением психоактивных веществ.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 31.08.2023 №460-утверждены Правила
осуществления отдельным категориям медицинских работников медицинских
организаций, подведомственных министерству здравоохранения Ульяновской области,
специальной социальной выплаты (далее – Правила осуществления специальной
социальной выплаты).
Пунктом 2 Правил осуществления специальной социальной
выплаты установлено, что специальная социальная выплата осуществляется медицинским
работникам, указанным в пункте 1 постановления
Правительства Ульяновской области «Об установлении отдельным категориям
медицинских работников медицинских организаций, подведомственных Министерству
здравоохранения Ульяновской области, специальной социальной выплаты» и
занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 года, в том числе
находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного
рабочего времени, а также впервые поступившим в 2023 году и последующих годах
на вакантные должности в медицинские организации (далее - медицинские
работники).
Для получения специальной социальной выплаты медицинские
организации, в которых медицинские работники осуществляют свою трудовую
деятельность, ежемесячно не позднее 10-го рабочего дня, следующего за отчетным
месяцем, направляют в Министерство реестр медицинских работников, имеющих право
на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр) (пункт 5 Правил).
Пунктом 6 Правил осуществления специальной социальной
выплаты установлено, что реестр формируется с соблюдением требований о защите
персональных данных, по форме, утвержденной Министерством, и содержит сведения
о медицинской организации (наименование, адрес местонахождения медицинской
организации, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки
на учет, основной государственный регистрационный номер), о периоде, за который
осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также
следующие сведения о каждом медицинском работнике: 1) категория, должность
(профессия) медицинского работника; 2) фамилия, имя и отчество, дата рождения и
страховой номер индивидуального лицевого счета медицинского работника в системе
обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования;
3) реквизиты счета, открытого медицинскому работнику в кредитной организации
(наименование кредитной организации, банковский идентификационный код и номер
счета); 4) размер специальной социальной выплаты, подлежащей осуществлению
медицинскому работнику, с округлением до рублей; 5) суммарная
продолжительность отработанного медицинским работником времени согласно
сведениям табеля учета рабочего времени за дни работы в соответствующем
календарном месяце; 6) количество рабочих часов по норме
рабочего времени соответствующего месяца, исчисленной в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил; соотношение продолжительности
отработанного медицинским работником времени, указанного в подпункте 5
настоящего пункта, и количества рабочих часов, указанных в подпункте 6
настоящего пункта, с округлением до двух знаков после запятой.
В соответствии с пунктом 7 Правил осуществления специальной
социальной выплаты, специальная социальная выплата осуществляется Министерством
медицинским работникам путем ее перечисления на счета, открытые медицинским
работникам в кредитной организации, в течение 7 рабочих дней со дня получения
реестра от медицинской организации.
Медицинская организация несет ответственность за
достоверность и полноту сведений о медицинском работнике, влияющих на право
получения медицинским работником специальной социальной выплаты, в соответствии
с законодательством Российской Федерации (пункт 8 Правил).
Министерство обеспечивает результативность, адресность и
целевой характер использования средств областного бюджета Ульяновской области,
направляемых на осуществление специальной социальной выплаты (пункт 9 Правил).
Приказом
Минздрава России от 10 марта 2023 года № 99н утверждены разъяснения по
применению постановления
Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568.
Пунктом
4 указанных разъяснений установлено, что при осуществлении специальной
социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата
производится медицинским работникам: указанным в «а»,
«д»
и «з» пункта 2
постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых
больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами,
так и структурными подразделениями медицинских организаций; указанным в «б»,
«е» и «и» пункта 2
постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих
первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу
прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного
стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей
акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как
структурные подразделения медицинских организаций); указанным в подпунктах «б» и
«е» пункта 2
постановления № 2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по
основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических
диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.
Аналогичные
разъяснения даны в письме
Минздрава России от 10 февраля 2023 года № 16-3/И/2-2050 «Об осуществлении
специальных социальных выплат в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568». Медицинские работники
службы медицины катастроф в данных разъяснениях не поименованы.
Материалами дела подтверждено, что истцы работают в
должности фельдшеров и врача-анестезиолога-реаниматолога ГУЗ «Ульяновский
территориальный центр медицины катастроф».
Согласно Устава ГУЗ «Ульяновский территориальный центр
медицины катастроф» целью деятельности учреждения является оказание
государственных услуг и выполнение работ по обеспечению реализации
предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства
здравоохранения, Ульяновской области по подготовке сил и средств службы
медицины катастроф Ульяновской области к действиям в чрезвычайных ситуациях и
организации медицинского обеспечения населения, пострадавшего при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций. Для обеспечения выполнения основных задач Учреждение осуществляет
следующие виды деятельности: медицинскую деятельность, включая: оказание скорой
медицинской помощи и скорой специализированной медицинской помощи (п.2.4.1.1 Устава).
Проведение медицинской эвакуации (п.2.4.1.2 Устава). Оказание экстренной и
плановой медицинской консультативной помощи населению (п.2.4.1.3 Устава).
Приказом Минздрава России от 06.11.2020 № 1202н утвержден
Порядок организации и оказания Всероссийской службой медицины катастроф
медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской
эвакуации ( далее -Порядок №1202н).
Согласно п.1.1 настоящий Порядок устанавливает правила
организации и оказания Всероссийской службой медицины катастроф (далее - ВСМК)
медицинской помощи лицам, пострадавшим при чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) и
находящимся в зоне ЧС, в том числе медицинской эвакуации.
Согласно п.4-5 Порядка, ВСМК осуществляет организацию и оказание
медицинской помощи (лечебно-эвакуационное обеспечение) пострадавшим при ЧС, в
том числе при массовых случаях инфекционных заболеваниях, на основе системы
этапного лечения пострадавших с их эвакуацией по назначению. Система этапного
лечения предусматривает последовательное и преемственное оказание медицинской
помощи в зоне (вблизи зоны) поражения и на этапах медицинской эвакуации в
медицинские организации, способные обеспечить оказание необходимой медицинской
помощи.
Согласно п.9-13 Порядка,
медицинская помощь пострадавшим при ЧС оказывается в виде: первичной
медико-санитарной помощи; специализированной медицинской помощи; скорой, в том
числе скорой специализированной, медицинской помощи.
Медицинская помощь пострадавшим при ЧС оказывается в
следующих формах: экстренной (при внезапных острых заболеваниях, состояниях,
обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента);
неотложной (при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении
хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента).
Вид медицинской помощи, условия и формы ее оказания
пострадавшим при ЧС определяются медицинским работником с учетом особенностей и
условий медико-тактической обстановки конкретной ЧС.
Медицинская
помощь пострадавшим при ЧС оказывается выездными бригадами скорой медицинской
помощи, бригадами экстренного реагирования (далее - БЭР), медицинскими
работниками полевого многопрофильного госпиталя (далее - ПМГ), в том числе в
составе выездных бригад ПМГ, медицинскими работниками медицинских организаций,
оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных, стационарных условиях и вне
медицинских организаций, а также штатными и нештатными формированиями
(госпитали, отряды, бригады, группы), которые при возникновении ЧС поступают в
оперативное подчинение органов управления ВСМК соответствующего уровня. В зоне
ЧС для оказания медицинской помощи и проведения работ по ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС могут привлекаться аварийно-спасательные
службы (аварийно-спасательные формирования) медицинских и иных организаций,
аттестованных на право ведения аварийно-спасательных работ и имеющих лицензию
на осуществление медицинской деятельности.
Согласно
п.14-15 Порядка, медицинская помощь пострадавшим при ЧС оказывается в
соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических
рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи, учитывая особенности и
условия медико-тактической обстановки конкретной ЧС.
Скорая,
в том числе скорая специализированная, медицинская помощь пострадавшим при ЧС
оказывается выездными бригадами скорой медицинской помощи и авиамедицинскими
бригадами.
Согласно
Правил организации деятельности территориального центра медицины катастроф
(далее - ТЦМК) (Приложение № 9 к Порядку организации и оказания Всероссийской службой медицины катастроф
медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе осуществления
медицинской эвакуации, утвержденному приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 6 ноября 2020 года № 1202н) настоящие Правила
определяют Порядок организации деятельности территориального центра медицины
катастроф (далее - ТЦМК).
ТЦМК
создается как орган повседневного управления ВСМК в пределах территории
субъекта Российской Федерации для выполнения задач, возложенных на Службу в
круглосуточном режиме.
ТЦМК
является самостоятельной медицинской организацией особого типа или структурным
подразделением медицинской организации.
Согласно
п.6 Правил, структура и штатная численность ТЦМК устанавливаются руководителем
исходя из объема оказываемой медицинской помощи, численности обслуживаемого
населения, с учетом прогнозируемой медико-тактической обстановки.
Основными
функциями ТЦМК являются: организация и оказание медицинской помощи пострадавшим
при ЧС в режиме повседневной деятельности и в режиме ЧС; организация и
проведение медицинской эвакуации пострадавших при ЧС; организация
взаимодействия с экстренными оперативными и иными службами по привлечению сил и
средств ВСМК в пределах территории субъекта Российской Федерации при различных
режимах функционирования (режимы ЧС, повышенной готовности, повседневной
деятельности).
Из приведенных норм закона, а также
положений документов, регламентирующих деятельность ГУЗ «Ульяновский
территориальный центр медицины катастроф» следует, что учреждение не относится
к числу станций (отделений) скорой медицинской помощи, медицинские работники
которых имеют право на специальную социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства
Ульяновской области от 31.08.2023 № 460-П.
Подпунктом 4 пункта 1 постановления Правительства
Ульяновской области от 31.08.2023 №460-П «Об установлении отдельным категориям
медицинских работников медицинских организаций, подведомственных министерству
здравоохранения Ульяновской области, специальной социальной выплаты»
предусмотрено, что право на специальную социальную выплату имеют фельдшеры и
медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи, врачи станций
(отделений) скорой медицинской помощи (подпункт 2 пункта 1).
С учетом изложенного оснований для признания за истцами
права на спорную специальную социальную выплату за период с 01.01.2023 по
01.10.2024, предусмотренную Постановлением Правительства Ульяновской области от
31.08.2023 № 460-П «Об установлении отдельным категориям медицинских работников
медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения
Ульяновской области, специальной социальной выплаты», у суда первой инстанции
не имелось.
Таким образом, решение суда подлежит отмене в части
признания за истцами права на получение специальной социальной выплаты в
соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 31.08.2023 №
460-П «Об установлении отдельным категориям медицинских работников медицинских
организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области,
специальной социальной выплаты» за период с 01.01.2023 по 01.10.2014, возложении
на ГУЗ «Ульяновский территориальный центр медицины катастроф» обязанности
подать в Министерство здравоохранения Ульяновской области сведения (реестры) на
истцов для получения специальной социальной выплаты, предусмотренной указанным
постановлением Правительства Ульяновской области, возложение обязанности на
Министерство здравоохранения Ульяновской области произвести специальную
социальную выплату, предусмотренную указанным
постановлением, с принятием в указанной части нового решения об отказе в
иске. В остальной части решение суда надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14
октября 2024 года отменить в части удовлетворения исковых требований Алешечкина
Дмитрия Сергеевича, Давыдова Дмитрия Евгеньевича, Данилина Николая Николаевича,
Кузнецова Алексея Валерьевича, Кузнецова Сергея Викторовича, Лобастова Павла
Николаевича, Матвеева Игоря Анатольевича, Самсонова Владислава Сергеевича,
Савельева Андрея Анатольевича, Тихонова Ивана Николаевича, Стулова Дмитрия
Николаевича, Шишова Павла Вячеславовича к Министерству здравоохранения
Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Ульяновский
территориальный центр медицины катастроф» о признании права на получение ежемесячной специальной
социальной выплаты, возложении обязанности подать сведения (реестры) для
получения специальной социальной выплаты, произвести специальную социальную
выплату.
Принять в отмененной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Алешечкина Дмитрия
Сергеевича, Давыдова Дмитрия Евгеньевича, Данилина Николая Николаевича,
Кузнецова Алексея Валерьевича, Кузнецова Сергея Викторовича, Лобастова Павла
Николаевича, Матвеева Игоря Анатольевича, Самсонова Владислава Сергеевича,
Савельева Андрея Анатольевича, Тихонова Ивана Николаевича, Стулова Дмитрия
Николаевича, Шишова Павла Вячеславовича к Министерству здравоохранения
Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Ульяновский
территориальный центр медицины катастроф» о признании права на получение ежемесячной специальной
социальной выплаты, возложении обязанности подать сведения (реестры) для получения специальной
социальной выплаты, произвести специальную социальную выплату отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25
марта 2025 года.