Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О ликвидации региональной общественной организации
Документ от 26.03.2025, опубликован на сайте 08.04.2025 под номером 118104, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

 

Дело № 3а-58/2025

73OS0000-01-2025-000026-14

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

26 марта 2025 года                                                                              г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре  Трошиной П.И.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области о ликвидации Ульяновской региональной общественной организации «Спортивный Союз Чемпион» и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

 

у с т а н о в и л :

 

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области (далее – Управление) *** года принято решение о государственной регистрации Ульяновской региональной общественной организации «Спортивный Союз Чемпион» (далее также региональная общественная организация, УРОО «Спортивный Союз Чемпион»).

Запись о регистрации указанной региональной общественной организации внесена в ЕГРЮЛ *** года за основным государственным регистрационным номером ***.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Ульяновской региональной общественной организации «Спортивный Союз Чемпион», является   президент Новикова Анастасия Васильевна, сведения о которой были внесены в ЕГРЮЛ *** года.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Ульяновской региональной общественной организации «Спортивный Союз Чемпион» и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, указывая в обоснование следующее.

24 декабря 2024 года в Управление поступило заявление президента региональная общественная организации Новиковой А.В. о том, что в организации отсутствуют члены, в связи с чем проведение заседания Совета для рассмотрения вопроса о ликвидации   региональная общественная организации в добровольном порядке не предоставляется  возможным, просит ликвидировать региональную общественную организацию в судебном порядке.  Также указано на то, что уставная деятельность фактически не ведется.

Абзац первый статьи 18 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусматривает, что общественные объединения создаются по инициативе трех физических лиц. Поскольку, как следует из заявления Новиковой А.В., в региональной общественной организации отсутствуют члены, данное обстоятельство является грубым нарушением федерального законодательства. 

В нарушение статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» региональная общественная организация не представила в Управление отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов, а также отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использовании иного имущества за 2019-2023 годы.

Региональная общественная организация  не исполнила предусмотренную пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» обязанность по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  или предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган, за 2019, 2020, 2021, 2022 и 2023 годы.

В нарушение абзаца третьего части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» региональная общественная организация не публиковала ежегодно отчет об использовании своего имущества и не обеспечила доступность ознакомления с указанным отчетом.

До настоящего времени выявленные нарушения законодательства Российской Федерации региональной общественной организацией не устранены, отчеты за 2019-2023 годы не представлены. 

10 марта 2022 года вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля», согласно которому установлены ограничения на вынесение в отношении некоммерческих организаций письменных предупреждений и составление протоколов об административных правонарушениях. В этой связи Управление было лишено возможности вынесения в адрес региональной общественной организации  письменных предупреждений об устранении нарушений законности и составления протоколов об административных правонарушениях.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Управление ФНС России по Ульяновской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее также ОСФР по Ульяновской области),  Новикова А.В., Полищук В.Е., Пахалин С.А.

В судебном заседании представитель административного истца Абрамова Ю.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Ульяновской региональной общественной организации «Спортивный Союз Чемпион» Новикова А.В.  в судебное заседание не явилась,  о месте и времени рассмотрения дела извещена. В заявлении она просила рассмотреть дело в её отсутствии, указала, что не возражает  против ликвидации УРОО «Спортивный Союз Чемпион», так как организация не осуществляла и не осуществляет свою деятельность с момента создания по настоящее время,  члены для необходимого кворума отсутствуют.

Представители заинтересованных лиц - УФНС по Ульяновской области и ОСФР по Ульяновской области,  в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом извещены,  в отзывах на административный иск просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заинтересованные лица  Полищук В.Е., Пахалин С.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав пояснения представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области Абрамовой Ю.А., исследовав материалы дела, материалы регистрационного и контрольного дела  в отношении Ульяновской региональной общественной организации «Спортивный Союз Чемпион», суд приходит к следующему.

Конституция  Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 стати 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных  объединениях», который  к общественным объединениям относит общественные организации (статья 7).

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, в том числе создаваемых в форме общественных объединений,  также определяются Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Статья 29 Федерального закона «Об общественных  объединениях» в развитие вышеуказанных конституционных положений обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения.

В соответствии с пунктами 1 и 1.2 статьи 18  Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»,  уполномоченным органом или его территориальным органом.

В соответствии с абзацем 6 статьи 44  Федерального закона «Об общественных объединениях» заявление в суд о ликвидации регионального общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

Согласно подпункту 2 пункта 2 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 года № 10 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, включающей в себя государственную регистрацию некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.

Подпунктом 1  пункта 5  Положения предусмотрено, что Минюст России осуществляет контроль (надзор) в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций.

В Минюст России входят центральный аппарат и территориальные органы (пункт 13 Положения).

Территориальными органами Минюста России являются главные управления и управления по субъекту (субъектам) Российской Федерации, а также главные управления и управления на межрегиональном уровне (пункт 15).

Минюст России в установленном законодательством Российской Федерации порядке создает, реорганизует и ликвидирует территориальные органы, а также организации, необходимые для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на Минюст России, и обеспечивающие его деятельность (пункт 16).

В силу подпунктов 56, 58 пункта 12, подпункта 70 пункта 12  Положения о Главном управлении (Управлении) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 29 марта 2024 года № 89, территориальный орган принимает решения о государственной регистрации, в том числе, региональных общественных объединений, а также иных некоммерческих организаций; осуществляет государственный контроль (надзор) за их деятельностью; вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации общественной организации.

Судом установлено, что 24 декабря 2024 года в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области поступило заявление президента УРОО «Спортивный Союз Чемпион»  Новиковой А.В., в котором она указала, что региональная общественная организация не осуществляет уставную деятельность с момента создания; ликвидировать организацию в добровольном порядке не представляется возможным в связи с отсутствием членов  организации, необходимых для принятия  решения  о ликвидации, кворум отсутствует; финансовая деятельность не велась, денежные средства отсутствуют; просила ликвидировать организацию в судебном порядке.

Указанные обстоятельства подтверждены Новиковой А.В.  в заявлении, адресованном суду.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Абзац первый статьи 18 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусматривает, что общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц.

Поскольку, как следует из заявления Новиковой А.В., в региональной общественной организации отсутствуют члены, она не осуществляет уставную деятельность что свидетельствует о грубом нарушении федерального законодательства. 

Согласно статье 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным органом.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1).

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности (пункт 3.2).

Статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрена обязанность общественного объединения: 

- ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В нарушение приведенных положений  статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Ульяновской региональной общественной организацией «Спортивный Союз Чемпион»  не были представлены в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов, а также отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использовании иного имущества за 2023 годы.

В нарушение вышеуказанных норм статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» УРОО «Спортивный Союз Чемпион»   не представлялись информация о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителе общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр  юридических лиц.

Региональной общественной организацией не была исполнена предусмотренная пунктом 3.2. статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» обязанность по размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  или предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган или его территориальный органа, за 2023 год.

Также региональной общественной организацией не исполнялась обязанность, предусмотренная статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях»  по опубликованию отчета об использовании своего имущества либо обеспечению доступности ознакомления с указанным отчетом за 2019-2023 годы.

Как следует из заявления президента УРОО «Спортивный Союз Чемпион»  Новиковой  А.В. региональная общественная организация не осуществляет свою деятельность, в связи с чем она не возражает против её  ликвидации в судебном порядке.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего административного дела указанные нарушение не устранены.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»  неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным  объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Учитывая то обстоятельство, что УРОО «Спортивный Союз Чемпион»  не осуществляет уставную деятельность, что имеет место неисполнение региональной общественной организацией возложенных на неё действующим законодательством обязанностей, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца о ликвидации указанной общественной организации и исключении сведений о ней из ЕГРЮЛ.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить.

Ликвидировать Ульяновскую региональную общественную организацию «Спортивный Союз Чемпион» (основной государственный регистрационный номер ***) и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              О.Е.Кинчарова

 

Мотивированное решение суда составлено 2 апреля 2025 года.