УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Головня О.В.
Дело №7-224/2025
73RS0002-01-2025-000035-50
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
3 апреля 2025 года
Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе
защитника администрации города Ульяновска Болотиной Екатерины Александровны на
постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного
пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской
области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных
приставов России от 13 декабря 2024 года и решение судьи Засвияжского районного
суда города Ульяновска от 11 февраля 2025 года, вынесенные в отношении
администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (дело № 12-181/2025),
установил:
постановлением заместителя начальника отделения –
заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП
России от 13.12.2024 администрации г.Ульяновска назначено административное
наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей по ч.1
ст.17.14 КоАП РФ.
Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 11.02.2025
указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник
администрации города Ульяновска Болотина Е.А. не соглашается с вынесенными
постановлением должностного лица и решением суда, полагает их подлежащими
отмене, производство по делу - прекращению.
В обоснование жалобы указывает, что взыскание штрафов
связано с невозможностью исполнения решений судов из-за дефицита средств
бюджета. Администрация города Ульяновска неоднократно направляла обращения в
Ульяновскую Городскую Думу и губернатору Ульяновской области о выделении
финансирования. Был получен ответ, что указанным вопросам уделяется
первоочередное внимание и вопросы финансирования в необходимом объеме бюджетных
обязательств муниципалитета по исполнению решений судов о капитальном ремонте
общего имущества многоквартирных домов, оплате штрафов и исполнительского сбора
стоят на контроле Комитета по бюджету и налогам Ульяновской Городской Думы.
Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ и
судебную практику Верховного Суда РФ, а также на отсутствие надлежащего
финансирования, полагает, что дело подлежит прекращению по основаниям,
указанным в ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
Также ссылается на ст.1.5 КоАП РФ, согласно которой лицо не
обязано доказывать свою невиновность.
Указывает, что администрация города Ульяновска является
исполнительно-распорядительным органом, в структуру которого входит Управление
жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющее бюджетные полномочия главного
распорядителя, администратора и получателя средств местного бюджета. При этом
осуществление общего руководства и контроля за формированием перечня объектов
капитального ремонта на территории муниципального образования «город Ульяновск»
возложено на заместителя Главы города Ульяновска (по развитию городской
инфраструктуры). В связи с изложенным считает, что в постановлении судебным
приставом-исполнителем не установлена субъективная сторона административного
правонарушения.
Утверждает, что при вынесении постановления судебным
приставом-исполнителем в нарушение принципов всестороннего, полного,
объективного и своевременного выяснения обстоятельств данного дела не была дана
оценка документам и письменным пояснениям, данным представителем главы города
Ульяновска, данным при составлении протокола, и бремя доказывания невиновности
в совершении административного правонарушения возложено на лицо, привлекаемое к
административной ответственности, что повлекло нарушение презумпции
невиновности администрации города Ульяновска.
По состоянию на 10.02.2025 на исполнении в отделах
Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области находятся 322
исполнительных производства. Общая потребность в денежных средствах на
исполнение судебных актов в сфере капитального ремонта многоквартирных домов
составляет более 5 миллиардов рублей и более 1,1 миллиарда рублей на исполнение
решений судов в сфере дорожного хозяйства.
Указывает, что поскольку судебным приставом-исполнителем в
адрес администрации города Ульяновска вынесены фактически одинаковые требования
о необходимости исполнить решение суда и о необходимости представить документы,
подтверждающие исполнения решения суда, и охватывающиеся диспозицией ч.2.1 ст.17.15
КоАП РФ, считает, что в действиях администрации города Ульяновска отсутствует
состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.14 КоАП РФ.
Подробно позиция защитника администрации города Ульяновска
Болотиной Е.А. изложена в жалобе.
В судебное заседание участники производства по делу не
явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем
полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии
с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что деяние
администрации города Ульяновска верно квалифицировано по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ,
предусматривающей ответственность за нарушение должником законодательства об
исполнительном производстве, выразившееся, в том числе, в невыполнении законных
требований судебного пристава-исполнителя.
Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную
силу решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 11.05.2012 на
администрацию города Ульяновска возложена обязанность произвести работы по
капитальному ремонту дома, расположенного по адресу: г.Ульяновск, проезд
Полбина, дом 2, а именно: капитальный ремонт межпанельных швов, системы
канализации в техническом подвале, цоколя и отмостки по периметру дома, замену
оконных блоков во всех подъездах дома, замену стояков системы канализации в
квартирах №1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 17, 18, 19, 21-100, замену
стояков центрального отопления в квартирах №10, 14, 23, 29, 33, 36, 38, 39, 40,
42, 43, 44, 48-52, 55-58, 60, 61, 62, 64-69, 72-94, 96, 97, 98, 100, замену
стояков центрального отопления во всех подъездах дома, замену стояков холодного
водоснабжения в квартирах №1, 2, 3, 5, 6, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19,
21, 25, 28, 30, 31, 32, 36, 37, 38, 39, 40, 43, 44, 45, 48, 49, 51, 52, 57, 60,
61, 62, 65, 66, 69, 73, 74, 75, 77, 78, 79, 94, капитальный ремонт элеваторного
узла центрального отопления, холодного водоснабжения в техническом подвале,
замену электропроводки во всех подъездах дома (л.д. 14-15).
27.07.2012 возбуждено исполнительное производство и
установлен пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного
документа (л.д. 16).
В установленный для добровольного исполнения срок решение
суда исполнено не было.
13.09.2012 в отношении администрации города Ульяновска в
рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского
сбора (л.д. 18).
В связи с не исполнением требований исполнительного
документа администрации города Ульяновска неоднократно назначался новый срок
исполнения требований исполнительного документа.
28.10.2024 в адрес администрации судебным приставом
исполнителем СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России вынесено требование о предоставлении
информации об исполнении требований исполнительного документа в срок до 09
часов 00 минут 01.12.2024, которое было получено администрацией 31.10.2024, и
согласно которому подлежали предоставлению сведения: об исполнении требований
вышеуказанного решения по вышеуказанному дому; об исполнении требования
исполнительного документа частично, либо полностью; сведения об объеме исполненных требований, с указанием причины
не исполнения требований исполнительного документа в полном объеме; документы,
подтверждающие выполнение объема исполненных требований с указанием номера акта
выполненных работ, приложением этого акта и фототаблиц выполненных работ;
локальный сметный расчет для исполнения требований исполнительного документа за
2022 год, 2023 год, 2024 год и на 2025 год. В случае отсутствия сметы на
проведение работ предоставить информацию, по каким причинам длительное время не
была составлена смета с подтверждающими документами, также указать номера писем
и ответов; таблицы потребности в бюджетных ассигнованиях на 2022 год, 2023 год
и 2024 год и плановый период 2024 год, на 2025 и 2026 года; план
организационных мероприятий по подготовке проекта бюджета МО г.Ульяновск на
2024 год и плановый 2025 и 2026 года; сведения о том, в какую государственную
программу и категорию входит вышеуказанный исполнительный документ; информацию
о том, вносились ли изменения в сводную бюджетную роспись за 2023 и 2024 года в
связи с превышениями ассигнования. В случае внесения, предоставить
подтверждающие документы, также указать номера писем и ответов; сведения о том,
какие меры были приняты для исполнения вышеуказанного решения суда, какие
обращения направлялись по конкретному решению; подана ли заявка о выделении
финансирования на исполнение вышеуказанного решения, если да, предоставить
указанные в требовании подтверждающие документы; предоставить документы,
подтверждающие выделение финансирования денежных средств, в случае частичного исполнения решения суда;
предоставить информацию направлялись ли вместе с заявкой на выделение денежных
средств копия исполнительного документа, постановление о возбуждении
исполнительного производства, постановление о назначении нового срока исполнения
решения суда; предоставить информацию об обращении за дополнительным
финансированием, в связи большим количеством исполнительных документов
неимущественного характера и необходимостью их исполнения, и в случае отказа в
финансировании предоставить копию ответа; предоставить информацию об участии в
планировании бюджета, если да, рассматривался ли вопрос о включении в бюджет на
будущий год расходов на исполнение указанного выше решения суда; об обращении
за выделением субсидий из бюджета на исполнение решение суда; о направлении
предложений в Законодательное собрание Ульяновской области об изменении бюджета
с целью выделения денежных средств на исполнение решения суда (л.д. 20).
В установленный срок требование судебного
пристава-исполнителя от 28.10.2024 исполнено не было, что подтверждено рапортом
судебного пристава-исполнителя и актом об обнаружении правонарушения от 03.12.2024.
По данному факту 03.12.2024 судебным приставом-исполнителем
в отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об административном
правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.14 КоАП РФ (л.д. 28-29).
Как указано выше, постановлением заместителя начальника
отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области
ГМУ ФССП России от 13.12.2024 администрация города Ульяновска привлечена к
административной ответственности по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ с назначением
наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска
от 11.02.2025 указанное постановление оставлено без изменения.
С учетом непринятия администрацией города Ульяновска
необходимых и достаточных мер по исполнению требования судебного
пристава-исполнителя, судья районного суда пришел к правильному выводу о том,
что администрация города Ульяновска обоснованно привлечена к административной
ответственности по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ за то, что, являясь должником по
исполнительному производству, допустила нарушение законодательства об
исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований
судебного пристава-исполнителя, в срок до 01.12.2024.
Вина юридического лица в совершении вменяемого
правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым
судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11
КоАП РФ.
При рассмотрении дела все обстоятельства с достаточной
полнотой учтены, всем доводам жалобы судьей дана должная правовая оценка,
основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении
норм материального и процессуального права.
В ходе настоящего рассмотрения жалобы правильность указанных
выводов не опровергнута.
Доказательств фактического совершения должником действий,
направленных на исполнение законного требования судебного пристава-исполнителя
в рамках исполнительного производства в установленный срок, не представлено.
К уважительным причинам неисполнения законных требований
судебного пристава-исполнителя в установленный срок относятся чрезвычайные,
объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые
препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых
обстоятельств, исключающих возможность выполнения администрацией города
Ульяновска законного требования судебного пристава-исполнителя, в материалах
дела не имеется.
Вопреки доводам жалобы запрошенные документы и письменные
пояснения в адрес судебного пристава не направлялись, в материалах дела таких
документов не содержится.
Доводы жалобы о том, что судебным приставом-исполнителем в
адрес администрации города Ульяновска вынесены фактически одинаковые требования
о необходимости исполнить решение суда и о необходимости представить документы,
подтверждающие исполнения решения суда подлежат отклонению.
В силу ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об
исполнительном производстве» судебному приставу-исполнителю предоставлено право
совершения действий, направленных на создание условий для применения мер
принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному,
правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в
исполнительном документе, в том числе предоставлено право запрашивать
необходимые сведения об исполнении решения суда и мерах, предпринятых должником
для исполнения судебного решения, получать объяснения и иную информацию в
рамках исполнительного производства.
В настоящем случае требование о предоставлении запрашиваемой
судебным приставом-исполнителем информации и документации не выходит за пределы
полномочий судебного пристава-исполнителя, запрашиваемая информация касается
конкретного исполнительного производства и направлена на создание условий для
полного, правильного и своевременного исполнения требований исполнительного
документа.
О невозможности исполнения данного требования судебного
пристава-исполнителя администрации города Ульяновска не сообщала. До истечения
срока, установленного судебным приставом-исполнителем, какой-либо ответ на
требование от администрации города Ульяновска не поступал, доказательств
обратного в материалы дела не представлено.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов судьи
районного суда, не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не
влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения.
При назначении наказания требования ст.4.1 КоАП РФ
соблюдены, наказание назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст.17.14 КоАП РФ в
минимальном размере.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отделения – заместителя
старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 13 декабря 2024 года и решение судьи Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 11 февраля 2025 года, вынесенные в отношении
администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника
администрации города Ульяновска Болотиной Екатерины Александровны – без
удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и
может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город
Самара).
Судья Д.А. Логинов