Печать
Закрыть окно
Судебный акт
По делу по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ
Документ от 03.04.2025, опубликован на сайте 11.04.2025 под номером 118242, Админ. 2 пересмотр, ст.17.15 ч.2 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Головня О.В.                                                         Дело № 7-203/2025

73RS0002-01-2024-008322-05

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                       3 апреля 2025 года

 

Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города Ульяновска Болониной Ольги Александровны на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России от 11 декабря 2024 года и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 7 февраля 2025 года, вынесенные в отношении администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело №12-138/2025),

 

установил:

 

постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 11.12.2024 администрации г.Ульяновска было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере         50 000 рублей по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ.

В вину администрации было вменено то, что она, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, до 18.10.2024, не исполнила требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании решения Ленинского районного суда города Ульяновска, вступившего в законную силу, которым на администрацию (ранее мэрию) города Ульяновска возложена обязанность организовать муниципальную канализацию, обеспечивающую очистку и отведение сточных вод, поступающих с территории гор. Ульяновска в водные объекты: реки Волгу, Свиягу, Сельдь до установленных параметров.

Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 07.02.2025 указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации Болонина О.А. не соглашается с вынесенными по делу постановлением и решением судьи, полагает их подлежащими отмене, производство по делу – прекращению.

В обоснование жалобы указывает, что администрацией г.Ульяновска были предприняты все необходимые и возможные в рамках лимита финансирования меры для исполнения судебного акта, что свидетельствует об отсутствии вины в совершении административного правонарушения.

Администрация не уклонялась от исполнения судебного решения, однако исполнить его в полном объеме без соблюдения всех процедур, предписанных нормами действующего законодательства, не представлялось возможным.

Принимая во внимание, что постановление о назначении нового срока исполнения было вынесено в июле 2024 года, когда уже были определены расходы бюджета на 2024 год, администрация города Ульяновска полагает, что вывод об умышленном непринятии мер к исполнению требований исполнительного документа  является преждевременным.

Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации и судебную практику Верховного Суда Российской Федерации, а также на положения Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и  отсутствие надлежащего финансирования, полагает, что дело подлежит прекращению по основаниям, указанным в ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.

Управлением муниципальная собственность администрации г.Ульяновска ливневые канализации переданы на праве оперативного управления МБУ «Дорремстрой».

Управлением направлены письма в АО «НИИ ВОДГЕО», АО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Гидропроект им. С.Я. Жука» о предоставлении информации о стоимости научно-исследовательских работ, разработки проектно-сметной документации по организации муниципальной канализации.

Ориентировочная стоимость работ по разработке проектно-сметной документации по организации муниципальной канализации, обеспечивающей очистку и отведение сточных вод, поступающих с территории города Ульяновска в водные объекты: реки Волгу, Свиягу, Сельдь составляет 72 миллиона рублей

Решением Ульяновской Городской Думы от 06.12.2023 №187 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» утвержден бюджет муниципального образования «город Ульяновск», который является дефицитным.

Выполнение указанных работ возможно только при выделении дополнительного финансирования, однако в выделении дополнительных денежных средств было отказано.

Вопрос проведения технического обследования систем ливневой канализации с корректировкой схем водоотведения будет рассмотрен при условии дополнительного финансирования.

Также указывает, что в связи с отсутствием финансовых средств, а также невозможностью укладки асфальта в зимний период, исполнить решение суда в срок с 16.07.2024 по 18.10.2024 не представилось возможным.

Также направлялись обращения Губернатору Ульяновской области, председателю Ульяновской Городской Думы о выделении финансирования на исполнение решение суда о выделении финансирования на указанные цели, однако в выделении денежных средств было отказано.

Указывает, что на исполнении в отделениях службы судебных приставов-исполнителей находится 504 исполнительных производства. Общая потребность в бюджетных ассигнованиях на исполнение судебных актов в сфере капитального ремонта многоквартирных домов составляет более 5 миллиардов рублей.

Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, денежные средства которого имеют целевой характер, используются в соответствии с местным бюджетом, утверждаемым Ульяновской Городской Думой.

Отмечает, что администрация города Ульяновска не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение.

Полагает, что в действиях администрации города Ульяновска отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем отсутствуют признаки противоправности и вина в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.

Подробно позиция защитника администрации Болониной О.А. изложена в жалобе.

В судебное заседание защитник администрации не явился, о слушании дела извещен, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Изучив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме полагаю, что совершенное администрацией деяние верно квалифицировано по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ, как неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Вина администрации в совершении вмененного нарушения подтверждается исследованными в судебном заседании и изложенными в решении доказательствами (в том числе постановлением о взыскании исполнительского сбора от 21.11.2008 (л.д.12), сведениями о привлечении администрации к ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ (постановление от 13.09.2023 (л.д.14-15), протоколом от 26.11.2024 (л.д.28), постановлением о назначении нового срока исполнения от 16.07.2024 (л.д.23), актом от 21.10.2024 (л.д.24), а также иными доказательствами, которые оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Оспариваемое постановление является законным, вынесенным должностным лицом административного органа с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности в пределах срока давности при наличии законных оснований, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

При настоящем рассмотрении жалобы обоснованность выводов должностного лица административного органа и судьи районного суда не опровергнута.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность выполнения администрацией указанного решения суда, а также свидетельствующих о том, что должник осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела не имеется.

Доводы жалобы об отсутствии финансирования основанием для освобождения от административной ответственности служить не могут, поскольку именно администрация является должником, которому необходимо исполнить решение суда.

К уважительным причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, которых по данному делу не установлено.

Доводы о наличии оснований для применения ч.4 ст.24.5 КоАП РФ отклоняются, поскольку администрация является участником бюджетного процесса, обладает необходимыми организационно-властными полномочиями и не была лишена возможности принять все необходимые и достаточные меры к исполнению решения суда в установленные сроки.

Более того, администрация г.Ульяновска является должником по исполнительному производству, в обязанности которого, исходя из положений законодательства об исполнительном производстве, входит исполнение решения суда, указанного судебным приставом в соответствующем требовании.     

Доводы жалобы о том, что установленный судебным приставом-исполнителем срок для исполнения требований исполнительного документа с 16.07.2024 по 18.10.2024 является недостаточным, подлежат отклонению, поскольку каких-либо доказательств того, что требования исполнительного документа нельзя было исполнить в указанный срок, в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, должник в установленном порядке не обращался с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда или приостановления исполнительного производства.

Иные доводы жалобы не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения.

Положения ст.4.1 КоАП РФ при назначении наказания соблюдены, наказание было назначено в минимальном размере санкции ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, оснований для снижения размера назначенного наказания по делу не усматриваю.

Вместе с тем имеются основания для изменения указанных выше актов.

В описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 11.12.2024 указано, что в отношении администрации г.Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с ч.2 ст.17.15 КоАП РФ. При этом в данном абзаце ошибочно указано, что протокол об административном правонарушении составлен за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения исполнительского сбора (абз.2 стр.1 постановления, л.д.31).

Описанная диспозиция ч.1 ст.17.15 КоАП РФ не имеет отношения к настоящему делу, поскольку администрация г.Ульяновска привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

В связи с изложенным из описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 11.12.2024 подлежит исключению указание на то, что в отношении администрации г.Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения исполнительского сбора.

В описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 11.12.2024 неверно указана дата вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства – 18.01.2010 вместо верной даты – 02.10.2006, а также неверно указана дата вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора – 24.02.2014 вместо верной даты – 21.11.2008 (абзац 4 страницы 1 постановления, л.д. 31).

Кроме того в описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 11.12.2024 неверно указан установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнения до 15.10.2024, вместо верного – до 18.10.2024 (абзац 9 страницы 1 постановления, л.д. 31).

Учитывая, что решением судьи районного суда постановление должностного лица административного органа в указанной части оставлено без изменения, решение вместе с постановлением также подлежит изменению.

В рассматриваемом случае указанные изменения отвечают требованиям п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, поскольку не влекут ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, существа состоявшихся по делу актов не изменяют, что согласуется с правовой позицией, сформулированной в постановлении  Верховного Суда Российской Федерации от 02.09.2022 №58-АД22-3-К9.

Руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России от 11 декабря 2024 года и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 7 февраля 2025 года, вынесенные по делу по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении администрации города Ульяновска, изменить.

Исключить из описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России от 11 декабря 2024 года указание на то, что в отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения исполнительского сбора.

В описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России от 11 декабря 2024 года верно указать дату вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства 2 октября 2006 года и дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора  21 ноября 2008 года, а также верно указать установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнения до 18 октября 2024 года.

В остальной части постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России от 11 декабря 2024 года и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 7 февраля 2025 года, вынесенные по делу по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении администрации города Ульяновска, оставить без изменения, жалобу защитника администрации города Ульяновска Болониной Ольги Александровны – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                 Д.А. Логинов