УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Головня О.В.
Дело №7-121/2025
73RS0002-01-2024-008065-97
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
3 апреля 2025 года
Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе
защитника администрации города Ульяновска Болотиной Екатерины Александровны на
постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного
пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской
области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных
приставов России от 28 ноября 2024 года и решение судьи Засвияжского районного
суда города Ульяновска от 14 января 2025 года, вынесенные в отношении
администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (дело № 12-88/2025),
установил:
постановлением заместителя начальника отделения –
заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП
России от 28.11.2024 администрации г.Ульяновска назначено административное
наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей по ч.1
ст.17.14 КоАП РФ.
Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 14.01.2025
указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник
администрации города Ульяновска Болотина Е.А. не соглашается с вынесенными
постановлением должностного лица и решением суда, полагает их подлежащими
отмене, производство по делу - прекращению.
В обоснование жалобы указывает, что взыскание штрафов
связано с невозможностью исполнения решений судов из-за дефицита средств
бюджета. Администрация города Ульяновска неоднократно направляла обращения в
Ульяновскую Городскую Думу и губернатору Ульяновской области о выделении
финансирования. Был получен ответ, что указанным вопросам уделяется
первоочередное внимание и вопросы финансирования в необходимом объеме бюджетных
обязательств муниципалитета по исполнению решений судов о капитальном ремонте
общего имущества многоквартирных домов, оплате штрафов и исполнительского сбора
стоят на контроле Комитета по бюджету и налогам Ульяновской Городской Думы.
Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ и
судебную практику Верховного Суда РФ, а также на отсутствие надлежащего
финансирования, полагает, что дело подлежит прекращению по основаниям,
указанным в ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
Также ссылается на ст.1.5 КоАП РФ, согласно которой лицо не
обязано доказывать свою невиновность.
Указывает, что администрация города Ульяновска является
исполнительно-распорядительным органом, в структуру которого входит Управление
жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющее бюджетные полномочия главного
распорядителя, администратора и получателя средств местного бюджета. При этом
осуществление общего руководства и контроля за формированием перечня объектов
капитального ремонта на территории муниципального образования «город Ульяновск»
возложено на заместителя Главы города Ульяновска (по развитию городской
инфраструктуры). В связи с изложенным считает, что в постановлении судебным
приставом-исполнителем не установлена субъективная сторона административного
правонарушения.
Утверждает, что при вынесении постановления судебным
приставом-исполнителем в нарушение принципов всестороннего, полного,
объективного и своевременного выяснения обстоятельств данного дела не была дана
оценка документам и письменным пояснениям, данным представителем главы города
Ульяновска, данным при составлении протокола, и бремя доказывания невиновности
в совершении административного правонарушения возложено на лицо, привлекаемое к
административной ответственности, что повлекло нарушение презумпции
невиновности администрации города Ульяновска.
По состоянию на 10.01.2025 на исполнении в отделах
Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области находятся 322
исполнительных производства. Общая потребность в денежных средствах на
исполнение судебных актов в сфере капитального ремонта многоквартирных домов
составляет более 5 миллиардов рублей и более 1,1 миллиарда рублей на исполнение
решений судов в сфере дорожного хозяйства.
Указывает, что судебным приставом-исполнителем в адрес
администрации города Ульяновска вынесены фактически одинаковые требования: о
необходимости исполнить решение суда и о необходимости представить документы,
подтверждающие исполнения решения суда.
Ссылаясь на то, что администрацией города Ульяновска в
установленный в требовании срок о представлении документов, подтверждающих
исполнение решения суда либо документов, подтверждающих действия направленных
на исполнение решения суда был дан письменный ответ, а также исходя из того,
что в адрес администрации города Ульяновска фактически вынесены требования,
обязывающие выполнить одни и те же действия, направленные на исполнение решения
суда и охватывающиеся диспозицией ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, считает, что в
действиях администрации города Ульяновска отсутствует состав административного
правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.14 КоАП РФ.
Подробно позиция защитника администрации города Ульяновска
Болотиной Е.А. изложена в жалобе.
В судебное заседание участники производства по делу не
явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем
полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии
с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что деяние
администрации города Ульяновска верно квалифицировано по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ,
предусматривающей ответственность за нарушение должником законодательства об
исполнительном производстве, выразившееся, в том числе, в невыполнении законных
требований судебного пристава-исполнителя.
Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную
силу решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 22.12.2011 на мэрию
города Ульяновска (в настоящее время администрация города Ульяновска) возложена
обязанность произвести капитальный ремонт в доме №19 по ул.Железнодорожной в
г.Ульяновске, а именно: ремонт крыши многоквартирного жилого дома с заменой
выхода на кровлю в соответствии с требованиями СНиП; ремонт бетонной отмостки
по всему периметру дома в соответствии с требованиями СНиП; ремонт цоколя по
всему периметру дома в соответствии с требованиями СНиП; ремонт фасада жилого
дома с устранением трещин на его стенах и восстановлением разрушенной кирпичной
кладки по всему дому в соответствии с требованиями СНиП; заменить оконные
блоки, внутриподъездные дверные тамбурные блоки во всех подъездах дома;
заменить системы электропроводки и электрооборудования до приборов
индивидуального учета во всех подъездах дома; заменить трубы центрального
отопления с заменой элеваторного узла; заменить канализационные стояки, лежаки
и выпуски по всем подъездам (л.д. 13-14).
09.04.2012 возбуждено исполнительное производство и
установлен пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного
документа (л.д. 15).
В установленный для добровольного исполнения срок решение
суда исполнено не было.
20.04.2012 в отношении администрации города Ульяновска в
рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании
исполнительского сбора (л.д. 16).
В связи с не исполнением требований исполнительного
документа администрации города Ульяновска неоднократно назначался новый срок
исполнения требований исполнительного документа.
11.10.2024 в адрес администрации судебным приставом
исполнителем СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России вынесено требование о предоставлении
информации об исполнении требований исполнительного документа в срок до 09
часов 00 минут 28.10.2024, которое было получено администрацией 15.10.2024, и
согласно которому подлежали предоставлению сведения: об исполнении требований
вышеуказанного решения по вышеуказанному дому; об исполнении требования
исполнительного документа частично, либо полностью; сведения об объеме исполненных требований, с указанием
причины не исполнения требований исполнительного документа в полном объеме; документы,
подтверждающие выполнение объема исполненных требований с указанием номера акта
выполненных работ, приложением этого акта и фототаблиц выполненных работ;
локальный сметный расчет для исполнения требований исполнительного документа за
2022 год, 2023 год, 2024 год и на 2025 год. В случае отсутствия сметы на
проведение работ предоставить информацию, по каким причинам длительное время не
была составлена смета с подтверждающими документами, также указать номера писем
и ответов; таблицы потребности в бюджетных ассигнованиях на 2022 год, 2023 год
и 2024 год и плановый период 2024 год, на 2025 и 2026 года; план
организационных мероприятий по подготовке проекта бюджета МО г.Ульяновск на
2024 год и плановый 2025 и 2026 года; сведения о том, в какую государственную
программу и категорию входит вышеуказанный исполнительный документ; информацию
о том, вносились ли изменения в сводную бюджетную роспись за 2023 и 2024 года в
связи с превышениями ассигнования, в случае внесения, предоставить
подтверждающие документы, также указать номера писем и ответов; сведения о том,
какие меры были приняты для исполнения вышеуказанного решения суда, какие
обращения направлялись по конкретному решению; подана ли заявка о выделении
финансирования на исполнение вышеуказанного решения, если да, предоставить
указанные в требовании подтверждающие документы; предоставить документы,
подтверждающие выделение финансирования денежных средств, в случае частичного исполнения решения суда;
предоставить информацию направлялись ли вместе с заявкой на выделение денежных
средств копия исполнительного документа, постановление о возбуждении исполнительного
производства, постановление о назначении нового срока исполнения решения суда;
предоставить информацию об обращении за дополнительным финансированием, в связи
большим количеством исполнительных документов неимущественного характера и
необходимостью их исполнения, и в случае отказа в финансировании предоставить
копию ответа; предоставить информацию об участии в планировании бюджета, если
да, рассматривался ли вопрос о включении в бюджет на будущий год расходов на
исполнение указанного выше решения суда; об обращении за выделением субсидий из
бюджета на исполнение решение суда; о направлении предложений в Законодательное
собрание Ульяновской области об изменении бюджета с целью выделения денежных
средств на исполнение решения суда (л.д. 18).
В установленный срок требование судебного
пристава-исполнителя от 11.10.2024 исполнено не было, что подтверждено рапортом
судебного пристава-исполнителя и актом об обнаружении правонарушения от 05.11.2024.
По данному факту 05.11.2024 судебным приставом-исполнителем
в отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об
административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.14 КоАП РФ (л.д. 22).
Как указано выше, постановлением заместителя начальника
отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области
ГМУ ФССП России от 28.11.2024 администрация города Ульяновска привлечена к
административной ответственности по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ с назначением
наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска
от 14.01.2025 указанное постановление оставлено без изменения.
С учетом непринятия администрацией города Ульяновска
необходимых и достаточных мер по исполнению требования судебного
пристава-исполнителя, судья районного суда пришел к правильному выводу о том,
что администрация города Ульяновска обоснованно привлечена к административной
ответственности по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ за то, что, являясь должником по
исполнительному производству, допустила нарушение законодательства об
исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований
судебного пристава-исполнителя, в срок до 28.10.2024.
Вина юридического лица в совершении вменяемого
правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым судьей
районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП
РФ.
При рассмотрении дела все обстоятельства с достаточной
полнотой учтены, всем доводам жалобы судьей дана должная правовая оценка,
основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении
норм материального и процессуального права.
В ходе настоящего рассмотрения жалобы правильность указанных
выводов не опровергнута.
Доказательств фактического совершения должником действий,
направленных на исполнение законного требования судебного пристава-исполнителя
в рамках исполнительного производства в установленный срок, не представлено.
К уважительным причинам неисполнения законных требований
судебного пристава-исполнителя в установленный срок относятся чрезвычайные,
объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные,
непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых
обстоятельств, исключающих возможность выполнения администрацией города
Ульяновска законного требования судебного пристава-исполнителя, в материалах
дела не имеется.
Вопреки доводам жалобы запрошенные документы и письменные
пояснения в адрес судебного пристава не направлялись, в материалах дела таких
документов не содержится.
Доводы жалобы о том, что судебным приставом-исполнителем в
адрес администрации города Ульяновска вынесены фактически одинаковые требования
о необходимости исполнить решение суда и о необходимости представить документы,
подтверждающие исполнения решения суда подлежат отклонению.
В силу ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об
исполнительном производстве» судебному приставу-исполнителю предоставлено право
совершения действий, направленных на создание условий для применения мер
принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному,
правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в
исполнительном документе, в том числе предоставлено право запрашивать
необходимые сведения об исполнении решения суда и мерах, предпринятых должником
для исполнения судебного решения, получать объяснения и иную информацию в
рамках исполнительного производства.
В настоящем случае требование о предоставлении запрашиваемой
судебным приставом-исполнителем информации и документации не выходит за пределы
полномочий судебного пристава-исполнителя, запрашиваемая информация касается
конкретного исполнительного производства и направлена на создание условий для
полного, правильного и своевременного исполнения требований исполнительного
документа.
О невозможности исполнения данного требования судебного
пристава-исполнителя администрации города Ульяновска не сообщала. До истечения
срока, установленного судебным приставом-исполнителем, какой-либо ответ на
требование от администрации города Ульяновска не поступал, доказательств
обратного в материалы дела не представлено.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов судьи
районного суда, не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не
влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения.
При назначении наказания требования ст.4.1 КоАП РФ
соблюдены, наказание назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст.17.14 КоАП РФ в
минимальном размере.
Вместе с тем имеются основания для изменения указанных выше
актов.
Согласно рапорта судебного пристава-исполнителя, акта об
обнаружении правонарушения от 05.11.2024 (л.д.20-21), а также телефонограммы
судебного пристава-исполнителя СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России
Ходак И.В. от 31.03.2025 требование судебного пристава-исполнителя от 11.10.2024
не было исполнено в полном объеме в установленный срок.
В то же время в описательно-мотивировочной части
постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного
пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 28.11.2024 ошибочно
указано на представление администрацией города Ульяновска информации о том, что
в настоящее время составляются сметы на проведение работ, а также ошибочно
указана дата требования судебного пристава-исполнителя – 01.10.2024 (абзац 5
страницы 1 постановления, л.д. 25).
Указанные сведения подлежат исключению путем внесения
соответствующих исправлений в постановление от 28.11.2024.
Учитывая, что решением судьи районного суда постановление
должностного лица административного органа в указанной части оставлено без
изменения, указанное решение также подлежит изменению.
Кроме того, в описательно-мотивировочной части решения судьи
районного суда неверно указано, что 05.12.2013 на основании исполнительного листа
***, выданного 19.09.2013 Засвияжским районным судом г.Ульяновска, о возложении
на администрацию г.Ульяновска обязанности произвести капитальный ремонт дома №
57 по ул. Полбина в г. Ульяновске: заменить систему центрального отопления дома
в техническом подвале (включая запорную арматуру), трубопровода стояков в
квартирах во всех подъездах дома;
восстановить систему центрального
отопления во всех подъездах дома; заменить систему холодного водоснабжения трубопровод стояков в квартирах
во всех подъездах дома; заменить систему
горячего водоснабжения трубопровод стояков в квартирах во всех подъездах
дома; заменить систему канализации в
техническом подвале дома и стояков в квартирах во всех подъездах дома; произвести ремонт системы электроснабжения
мест общего пользования в техническом подвале и
во всех подъездах дома до границы ввода в квартиры; произвести
ремонт отмостки по периметру дома;
произвести герметизацию межпанельных швов,
ремонт оснований балконов, окраску фасада здания; заменить оконные блоки во всех подъездах
дома; произвести ремонт
кровли дома, включая ремонт вентиляционных каналов и чердачных люков,
возбуждено исполнительное производство (абзац 8 страницы 2 решения - л.д. 31
оборотная сторона, л.д. 32).
Вместе с тем, постановлением заместителя начальника отделения
– заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП
России от 28.11.2024 в вину администрации города Ульяновска было вменено
неисполнение требования судебного пристава-исполнителя от 11.10.2024 о
предоставлении в установленный срок запрашиваемой информации и документации по
исполнительному производству №*** от 09.04.2012 (л.д.25).
Согласно материалам указанного исполнительного производства,
оно было возбуждено 09.04.2012 на основании исполнительного листа №***,
выданного 12.01.2012 Железнодорожным районным судом г.Ульяновска, которым на мэрию
города Ульяновска (в настоящее время администрация города Ульяновска) возложена
обязанность произвести капитальный ремонт в доме №19 по ул.Железнодорожной в
г.Ульяновске, а именно: ремонт крыши многоквартирного жилого дома с заменой
выхода на кровлю в соответствии с требованиями СНиП; ремонт бетонной отмостки
по всему периметру дома в соответствии с требованиями СНиП; ремонт цоколя по
всему периметру дома в соответствии с требованиями СНиП; ремонт фасада жилого
дома с устранением трещин на его стенах и восстановлением разрушенной кирпичной
кладки по всему дому в соответствии с требованиями СНиП; заменить оконные
блоки, внутриподъездные дверные тамбурные блоки во всех подъездах дома;
заменить системы электропроводки и электрооборудования до приборов
индивидуального учета во всех подъездах дома; заменить трубы центрального
отопления с заменой элеваторного узла; заменить канализационные стояки, лежаки
и выпуски по всем подъездам (л.д. 15).
В связи с изложенным в описательно-мотивировочной части решения
судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 14.01.2025 подлежит верно
указать, что 09.04.2012 было возбуждено исполнительное производство на
основании исполнительного листа №***, выданного 12.01.2012 Железнодорожным
районным судом г.Ульяновска, которым на мэрию города Ульяновска (в настоящее
время администрация города Ульяновска) возложена обязанность произвести
капитальный ремонт в доме №19 по ул.Железнодорожной в г.Ульяновске, а именно:
ремонт крыши многоквартирного жилого дома с заменой выхода на кровлю в
соответствии с требованиями СНиП; ремонт бетонной отмостки по всему периметру
дома в соответствии с требованиями СНиП; ремонт цоколя по всему периметру дома
в соответствии с требованиями СНиП; ремонт фасада жилого дома с устранением
трещин на его стенах и восстановлением разрушенной кирпичной кладки по всему
дому в соответствии с требованиями СНиП; заменить оконные блоки,
внутриподъездные дверные тамбурные блоки во всех подъездах дома; заменить
системы электропроводки и электрооборудования до приборов индивидуального учета
во всех подъездах дома; заменить трубы центрального отопления с заменой
элеваторного узла; заменить канализационные стояки, лежаки и выпуски по всем
подъездам.
В рассматриваемом случае указанные изменения отвечают
требованиям п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, поскольку не влекут ухудшение положения
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном
правонарушении, существа состоявшихся по делу актов не изменяют, что
согласуется с правовой позицией, сформулированной в постановлении Верховного
Суда Российской Федерации от 2 сентября 2022 года №58-АД22-3-К9.
Руководствуясь статьями 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя
начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 28 ноября 2024 года и решение судьи Засвияжского районного суда
города Ульяновска от 14 января 2025 года вынесенные в отношении администрации
города Ульяновска по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, изменить.
В описательно-мотивировочной части постановления заместителя
начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 28 ноября 2024 года, верно указать на неисполнение администрацией
города Ульяновска требования судебного пристава-исполнителя от 11 октября 2024
года в полном объеме.
В описательно-мотивировочной части решения судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 14 января 2025 года верно
указать, что 09.04.2012 было возбуждено исполнительное производство на
основании исполнительного листа №*** выданного 12 января 2012 года Железнодорожным
районным судом г.Ульяновска, которым на мэрию города Ульяновска (в настоящее
время администрация города Ульяновска) возложена обязанность произвести
капитальный ремонт в доме №19 по ул.Железнодорожной в г.Ульяновске, а именно:
ремонт крыши многоквартирного жилого дома с заменой выхода на кровлю в
соответствии с требованиями СНиП; ремонт бетонной отмостки по всему периметру
дома в соответствии с требованиями СНиП; ремонт цоколя по всему периметру дома
в соответствии с требованиями СНиП; ремонт фасада жилого дома с устранением
трещин на его стенах и восстановлением разрушенной кирпичной кладки по всему
дому в соответствии с требованиями СНиП; заменить оконные блоки,
внутриподъездные дверные тамбурные блоки во всех подъездах дома; заменить
системы электропроводки и электрооборудования до приборов индивидуального учета
во всех подъездах дома; заменить трубы центрального отопления с заменой
элеваторного узла; заменить канализационные стояки, лежаки и выпуски по всем
подъездам.
В остальной части постановление
заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 28 ноября 2024 года и решение судьи Засвияжского районного суда
города Ульяновска от 14 января 2025 года, вынесенные в отношении администрации
города Ульяновска по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника администрации города
Ульяновска Болотиной Екатерины Александровны – без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную
силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд
общей юрисдикции (город Самара).
Судья
Д.А. Логинов