УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Леонтьева
И.А.
Дело № 7-209/2025
73RS0002-01-2024-008355-03
Р Е Ш Е Н И Е
город Ульяновск
27 марта 2025 года
Судья Ульяновского
областного суда Логинов Д.А.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города
Ульяновска Болониной Ольги Александровны на постановление заместителя
начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 11 декабря 2024 года и решение судьи Засвияжского районного суда
города Ульяновска от 7 февраля 2025 года, вынесенные в отношении администрации
города Ульяновска по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (дело № 12-141/2025),
установил:
постановлением
заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 11 декабря 2024 года администрация города Ульяновска признана
виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью
2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде
административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 7 февраля 2025 года указанное
постановление оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации города
Ульяновска Болонина О.А. не соглашается с вынесенными постановлением и решением
суда, полагает их подлежащими отмене, а производство по делу -
прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что администрация города Ульяновска не устраняется от исполнения
решения суда, исполнить которое в полном объеме без соблюдения всех процедур,
предписанных нормами действующего законодательства, не представляется
возможным.
Ссылается на
положения Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Отмечает, что из-за
отсутствия финансовых средств исполнить вышеуказанное решение суда в сроки,
установленные судебным приставом-исполнителем не представляется возможным.
Просит учесть, что в
2019 году разработана комплексная схема организации дорожного движения на
территории городского округа Ульяновска на период с 2019 – 2034 годы, в
настоящее время имеется необходимость её доработки или разработки новой
комплексной схемы организации дорожного движения с учетом организации платных парковок и
велодорожек. Ориентировочная стоимость работ по разработке комплексной схемы
организации дорожного движения на территории городского округа Ульяновска
составляет 9 913 788 рублей.
Разработка
комплексной схемы организации дорожного движения представляет собой сложный
технологический процесс, требующий выполнения большого комплекса работ, которые
возможно выполнить только на основании заключенных государственных контрактов,
в соответствии с нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд».
В октябре 2024 года
Ульяновской Городской Думой до Управления были доведены денежные средства,
направленные на разработку комплексной схемы организации дорожного движения
муниципального образования «город Ульяновск». 16 октября 2024 года на
официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок и
информационно-телекоммуникационной сети Интернет была размещена закупка на
выполнение работ по разработке комплексной схемы организации дорожного движения
муниципального образования «город Ульяновск», которая 21 октября была отменена
заказчиком.
16 декабря вновь
объявлена закупка, по результатам проведения которой 5 февраля 2025 года
заключен муниципальный контракт между Управлением дорожного хозяйства и
транспорта администрации города Ульяновска и ООО «Симетра групп» на разработку
комплексной схемы организации дорожного движения муниципального образования
«город Ульяновск», срок исполнения контракта до 31 декабря 2025 года.
Полагает, что в
деянии администрации города Ульяновска отсутствует состав административного
правонарушения и правовые основания для привлечения к административной
ответственности.
Также ссылается на
презумпцию невиновности.
Подробно позиция
защитника администрации города Ульяновска Болониной О.А. изложена в жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела
в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях в полном объеме, прихожу к выводу о том, что
деяние администрации города Ульяновска правильно квалифицировано по части 2
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
предусматривающей ответственность за неисполнение должником содержащихся в
исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь
установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного
штрафа.
Из материалов дела
усматривается, что вступившим в законную силу 23 июня 2023 года решением
Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 мая 2023 года на
администрацию города Ульяновска возложена обязанность разработать и утвердить
комплексную схему организации дорожного движения муниципального образования
«г.Ульяновск» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в
законную силу (л.д. 15-16).
1 сентября 2023 года
возбуждено исполнительное производство и должнику установлен пятидневный срок
для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 17).
В установленный для
добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.
13 сентября 2023
года в отношении администрации города Ульяновска в рамках исполнительного
производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д.
19).
Постановлением врио
начальника – старшего судебного пристава специализированного отделения судебных
приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной
службы судебных приставов России от 8 апреля 2024 года
администрация города Ульяновска привлечена к ответственности за совершение
административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное
постановление вступило в законную силу 4 июля 2024 года (л.д. 22-23).
30 июля 2024 года
судебным приставом-исполнителем специализированного отделения судебных
приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России вынесено постановление о
назначении нового срока исполнения судебного решения до 15 октября 2024 года
(л.д. 26).
16 октября 2024 года
составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что
указанное требование судебного пристава об исполнении судебного решения в срок
до 15 октября 2024 года администрацией города Ульяновска не исполнено (л.д. 27).
По факту
неисполнения требований исполнительного документа 26 ноября 2024 года
судебным приставом-исполнителем специализированного отделения судебных
приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России в отношении администрации города
Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении,
предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (л.д. 30).
Как указано выше,
постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего
судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 11 декабря 2024 года администрация города
Ульяновска привлечена к административной ответственности по части 2 статьи
17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с
назначением административного наказания в виде административного штрафа в
размере 50 000 рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 7 февраля 2025 года
указанное постановление оставлено без изменения.
С учетом непринятия
должником необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда, судья
районного суда пришел к правильному выводу о том, что администрация города
Ульяновска обоснованно привлечена к административной ответственности по части 2
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
за то, что, являясь должником, не исполнила содержащиеся в исполнительном
документе требования неимущественного характера в срок до 15 октября 2024 года,
после наложения административного штрафа.
Вина юридического
лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу
доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в
соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
При рассмотрении
дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам жалобы
судьей дана должная правовая оценка, основанная на установленных по делу
обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального
права.
В ходе настоящего
рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.
Доводы жалобы о том,
что администрацией города Ульяновска для исполнения требований исполнительного
документа был заключен муниципальный контракт, а требования исполнительного
документа будут исполнены в срок до 31 декабря 2025 года, основанием для
освобождения от административной ответственности служить не могут.
Заключение 5 февраля
2025 года муниципального контракта на выполнение научно-исследовательской
работы по разработке комплексной схемы организации дорожного движения
муниципального образования «г.Ульяновск» не свидетельствует о том, что
должником были выполнены все необходимые действия, направленные на
своевременное исполнение содержащихся в исполнительном документе требований в
срок, установленный судебным приставом-исполнителем с 30 июля 2024 года до 15
октября 2024 года. Муниципальный контракт заключен уже после истечения
установленного судебным приставом-исполнителем срока.
Из акта совершения
исполнительных действий от 16 октября 2024 года следует, что решение суда по
разработке и утверждению комплексной схемы организации дорожного движения
муниципального образования «г.Ульяновск» в не исполнено (л.д. 27).
Размещение 16
октября 2024 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере
закупок и информационно-телекоммуникационной сети Интернет закупки на
выполнение работ по разработке комплексной схемы организации дорожного движения
муниципального образования «город Ульяновск», которая 21 октября 2024 года была
отменена заказчиком также не свидетельствует о принятии администрацией города
Ульяновска необходимых и достаточных мер для исполнения исполнительного
документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Указанные обстоятельства
подтверждают, что в период с 30 июля 2024 года по 16 октября 2024 года
необходимых и достаточных действий, направленных на исполнение решение суда,
должником предпринято не было.
Доводы жалобы о том,
что установленный судебным приставом-исполнителем срок для исполнения
требований исполнительного документа с 30 июля 2024 года по 15 октября
2024 года являлся недостаточным, подлежат отклонению, поскольку каких-либо
доказательств того, что требования исполнительного документа нельзя было исполнить
в указанный срок, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, должник
в установленном порядке не обращался с заявлением о предоставлении отсрочки
исполнения решения суда или приостановления исполнительного производства.
При этом
исполнительное производство об исполнении требований исполнительного документа
было возбуждено 1 сентября 2023 года (л.д. 17).
К уважительным
причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок
относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие
непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
выполнения администрацией города Ульяновска решения суда, в материалах дела не
имеется.
Вопреки доводам
жалобы должником по рассматриваемому исполнительному производству является
именно администрация города Ульяновска, в обязанности которой, исходя из
положений законодательства об исполнительном производстве, входит исполнение
решения суда, указанного судебным приставом в соответствующем требовании.
Иные доводы жалобы
не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену
состоявшегося по делу судебного решения.
При назначении
наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях соблюдены, наказание назначено в соответствии
с санкцией части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях в минимальном размере.
Вместе с тем имеются
основания для изменения указанных выше актов.
В
описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника отделения
– заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения
судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России от 11 декабря 2024 года указано,
что в отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об
административном правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях. При этом в данном абзаце
ошибочно указано, что протокол об административном правонарушении составлен за
неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем после вынесения исполнительского сбора (абзац 2 страницы
1 постановления, л.д. 32).
Описанная диспозиция
части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях не имеет отношения к настоящему делу, поскольку администрация
города Ульяновска привлечена к административной ответственности по части 2
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным
приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
В связи с изложенным
из описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника отделения
– заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения
судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России от 11 декабря 2024 года подлежит
исключению указание на то, что в отношении администрации города Ульяновска
составлен протокол об административном правонарушении за неисполнение должником
содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в
срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения
исполнительского сбора.
Учитывая, что
решением судьи районного суда постановление должностного лица административного
органа оставлено без изменения, указанное решение вместе с постановлением также
подлежит изменению.
В рассматриваемом
случае указанные изменения отвечают требованиям пункта 2 части 1 статьи 30.7
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не
влекут ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по
делу об административном правонарушении, существа состоявшихся по делу актов не
изменяют, что согласуется с правовой позицией, сформулированной в
постановлении Верховного Суда Российской
Федерации от 2 сентября 2022 года
№58-АД22-3-К9.
Руководствуясь
статьями 30.1 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего
судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 11 декабря 2024 года и решение судьи Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 7 февраля 2025 года, вынесенные в отношении
администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, изменить.
Исключить из описательно-мотивировочной части постановления заместителя
начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 11 декабря 2024 года указание на то, что в отношении администрации
города Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении за
неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем после вынесения исполнительского сбора.
В остальной части постановление заместителя начальника отделения –
заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных
приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России от 11 декабря 2024 года и решение
судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 7 февраля 2025
года, вынесенные в отношении администрации города Ульяновска по делу об
административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без
изменения, жалобу защитника администрации города Ульяновска Болониной Ольги
Александровны – без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть
обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья Д.А.
Логинов