У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0004-01-2024-007987-31
Судья Капусткина Е.Г.
Дело № 33а-1259/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
6 марта 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.
судей Бахаревой
Н.Н., Логинова Д.А.,
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Афанасьева Сергея Николаевича на решение
Заволжского районного суда города Ульяновска от 17 декабря 2024 года по делу №2а-4169/2024, которым постановлено:
административное исковое заявление ФКУ «Исправительная
колония №9 УФСИН России по Ульяновской области» об установлении
административного надзора в отношении Афанасьева Сергея Николаевича, *** года рождения, гражданина ***,
удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Афанасьева
Сергея Николаевича, *** года
рождения, на срок восемь лет.
Срок
административного надзора подлежит исчислению со дня постановки Афанасьева
Сергея Николаевича на учет в органе внутренних дел по избранному месту
жительства, пребывания или фактического нахождения после освобождения из мест
лишения свободы по отбытию наказания, назначенного приговором Засвияжского
районного суда г.Ульяновска от 2 апреля 2018 года, за вычетом срока, истекшего
после отбытия наказания.
При
административном надзоре в отношении Афанасьева Сергея Николаевича, *** года рождения, установить
административные ограничения:
1)
один раз
в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или
фактического нахождения;
2)
запретить
пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо
пребывания в период с 23.00 часов до 5.00 часов, за исключением периодов
осуществления трудовой деятельности и получения медицинской помощи.
3)
запретить
выезжать за пределы Самарской области, а в случае перемены места жительства на
другой субъект Российской Федерации, за пределы территории этого субъекта
Российской Федерации по избранному месту жительства, за исключением периодов
осуществления трудовой деятельности.
В остальной части
административных исковых требований отказать.
Заслушав доклад
судьи Логинова Д.А., судебная коллегия
установила:
ФКУ «ИК №9 УФСИН
России по Ульяновской области» обратилось в суд с административным исковым
заявлением об установлении административного надзора в отношении Афанасьева
Сергея Николаевича, *** года рождения, гражданина ***.
В обоснование
административного иска указано, что Афанасьев С.Н. отбывает наказание в ФКУ «ИК
№9 УФСИН России по Ульяновской области». Он осужден приговором Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 27.06.2024 с учетом апелляционного определения
Ульяновского областного суда от 09.10.2024 по ч.1 ст.161, ч.2 ст.116.1 УК РФ,
на основании ч.2 ст.69, п.«б» ч.1 ст.71 УК РФ к наказанию в виде лишения
свободы на срок 1 год 8 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Афанасьев С.Н.
подлежит освобождению 25.02.2025. Ранее Афанасьев С.Н. был осужден приговором
Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 02.04.2018 по п.«г» ч.2 ст.161 УК
РФ, которым в отношении него было
установлено наличие обстоятельства, отягчающего наказание, в виде рецидива
преступлений. При этом суд определил вид рецидива – опасный.
Ранее решением
Заволжского районного суда г.Ульяновска от 29.09.2020 в отношении Афанасьева
С.Н. установлен административный надзор на срок 8 лет с установлением
соответствующих административных ограничений.
ФКУ «ИК №9 УФСИН
России по Ульяновской области» просило установить административный надзор в
отношении Афанасьева С.Н. на срок 3 года с установлением следующих ограничений:
запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его
местом жительства (пребывания) на территории Российской Федерации в период с
22-00 час. до 06-00 час.; запретить выезд за пределы территории муниципального
образования субъекта Российской Федерации, избранного местом жительства
(пребывания), за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей, а также
в случае перемены места жительства на другой субъект Российской Федерации – за
пределы территории этого субъекта Российской Федерации по избранному месту
жительства; запретить посещение мест общественного питания, в которых
осуществляется продажа спиртных напитков на розлив; два раза в месяц являться в
органы внутренних дел по месту жительства (пребывания) для регистрации.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе и в дополнении к ней Афанасьев
С.Н. не соглашается с решением суда,
просит отменить административный надзор.
В обоснование жалобы
указывает на то, что судом не в полной мере исследованы обстоятельства, имеющие
значение для дела.
Ссылается на то, что
судимость от 2011 года была погашена в 2022 году на основании ст.86 УК РФ.
Указывает, что по
приговору от 2018 года опасный рецидив отсутствует.
Ссылается на решение
Ульяновского областного суда от 28.10.2024.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений ст.150,
ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
По делу установлено, что Афанасьев С.Н. осужден приговором
Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 02.04.2018 по п.«г» ч.2 ст.161 УК
РФ, ему назначено наказание при опасном рецидиве преступлений в
виде лишения свободы на срок 3 года с отбыванием в исправительной колонии
строгого режима (л.д.39-44). Афанасьев С.Н. отбыл наказание
27.11.2020. Судимость по данному приговору не снята и не погашена.
Приговором мирового судьи судебного участка №8
Засвияжского судебного района г.Ульяновска Афанасьев С.Н. осужден по ч.1 ст.158
УК РФ, ему назначено наказание в виде 8 месяцев лишения свободы. Афанасьев
С.Н. отбыл наказание 12.08.2022.
Приговором Ленинского районного суда г. Ульяновска от
27.06.2024 с учетом апелляционного определения Ульяновского областного суда от
09.10.2024 Афанасьев С.Н. был осужден по ч.1 ст.161, ч.2 ст.116.1 УК РФ, на
основании ч.2 ст.69, п. «б» ч.1 ст.71 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы
на срок 1 год 8 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима
(л.д.8-14).
Афанасьев С.Н. был освобожден по отбытию срока наказания
25.02.2025.
Разрешая заявленные требования, районный суд правильно
применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения,
проверил доводы сторон и пришел к выводу о наличии оснований для установления в
отношении Афанасьева С.Н. административного надзора.
Согласно ч.1 ст.173.1 Уголовно-исполнительного кодекса
Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест
лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления
при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, судом устанавливается административный надзор в
соответствии с Федеральным законом.
Статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об
административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения
свободы» (далее - Федеральный закон
№64-ФЗ) предусмотрено, что административный надзор устанавливается для
предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального
закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального
профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных
интересов.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.3
Федеральный закон №64-ФЗ, административный надзор устанавливается независимо от
наличия оснований, предусмотренных частью 3
настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого
или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую
судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве
преступлений.
Поскольку приговором суда установлено совершение
административным ответчиком преступления при опасном рецидиве преступлений (л.д.43 оборотная
сторона), суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия безусловных
оснований для установления в отношении него административного надзора.
Судом первой инстанции правильно в соответствии с
требованиями п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона №64-ФЗ установлен срок административного
надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации для
погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В связи с тем, что Афанасьев С.Н. осужден к лишению
свободы за тяжкое преступление, с учетом положений п.«г» ч.3 ст.86 Уголовного
кодекса Российской Федерации, районный суд правомерно установил ему
административный надзор на срок 8 лет.
При решении вопроса об объеме и характере административных
ограничений районный суд, правильно установив обстоятельства дела, дал
обоснованную оценку представленным доказательствам и с учетом тяжести
совершенного Афанасьевым С.Н. преступления, имеющихся сведений, характеризующих
административного ответчика, его поведения в период отбывания наказания,
определил перечень административных ограничений, подлежащих установлению.
Выводы суда в этой части соответствуют положениям ст.4
Федерального закона №64-ФЗ.
Установление административного надзора для предупреждения
совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц,
освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы согласуется с нормой
ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и
свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и
является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно
вводится.
Согласно п.1 ч.2 ст.4 Федерального закона от №64-ФЗ
обязательным является установление судом административного ограничения в виде
обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган
внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для
регистрации. По делу судом установлено минимальное количество явок в орган
внутренних дел, установленных указанной нормой.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона №64-ФЗ
«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»
в отношении поднадзорного лица может быть установлено административное
ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения,
являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в
определенное время суток.
С учетом характера совершенного Афанасьевым С.Н. преступления, судебная коллегия полагает
обоснованным установление в отношении него такого вида административного
ограничения, как запрещение пребывания вне жилого помещения или иного
помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в
период времени с 23.00 часов до
5.00 часов следующего дня.
Судом обоснованно из указанного периода исключено время, связанное с
осуществлением им трудовой деятельности, и необходимое для получения
медицинской помощи.
Согласно п.4 ч.1 ст.4 Федерального закона №64-ФЗ «Об
административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы»
административным ограничением, которое может устанавливаться в отношении
поднадзорного лица, является запрещение выезда за установленные судом пределы
территории.
Учитывая, что после освобождения
Афанасьев С.Н. намерен проживать в г.*** Самарской области, судебная коллегия
полагает обоснованным установление в отношении него административного
ограничения в виде запрета выезда за пределы Самарской области.
При этом из указанного
ограничения судом обоснованно исключены периоды осуществления трудовой
деятельности.
Судебная коллегия полагает, что установленный судом
административный надзор обеспечит профилактическое воздействие на
административного ответчика, будет способствовать предупреждению совершения
противоправных действий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судимость от 2011
года у Афанасьева С.Н. была погашена в 2022 году на основании ст.86 УК РФ
основанием для отмены судебного решения служить не могут, поскольку
административный надзор был установлен в связи с тем, что у Афанасьева С.Н. не
погашена судимость по приговору Засвияжского районного суда г.
Ульяновска от 02.04.2018.
Доводы апелляционной жалобы о
том, что по приговору от 2018 года опасный рецидив у Афанасьева
С.Н. отсутствует, опровергаются содержанием приговора Засвияжского
районного суда г. Ульяновска от 02.04.2018, в связи с чем подлежат отклонению
(л.д.43 оборотная сторона)
Судебная коллегия обращает внимание, что в силу ч.2 ст.9
Федерального закона №64-ФЗ, разъяснений, данных в п.40 Постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах,
возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного
надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица,
либо его представителя, с учетом сведений, характеризующих личность
поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и
выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания
обстоятельств, может частично отменить административные ограничения
(ограничение), а также по истечении не менее половины установленного судом
срока административного надзора досрочно прекратить административный надзор.
Таким образом, Афанасьев С.Н. не лишен права в
установленном законом порядке обратиться за решением вопроса о частичной отмене
административных ограничений, а также о досрочном прекращении административного
надзора.
Вместе с тем, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с
разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в абз.3 п.29
Постановления Пленума от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при
рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными
из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может
носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение
причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных
правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях
недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного
поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно
ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования,
медицинской помощи и т.п.
Таким образом, при установлении административных ограничений следует
исходить из того, что они должны отвечать целям и задачам административного
надзора, а именно для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3
Федерального закона от №64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказания
на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты
государственных и общественных интересов.
Учитывая изложенное, административное ограничение в виде запрета выезда
за пределы Самарской области не должно препятствовать возможности на получение
медицинской помощи.
В связи с этим судебная коллегия считает необходимым изменить
установленное в отношении Афанасьева
С.Н. административное
ограничение в виде запрета выезда за пределы Самарской области, путем
исключения из него периодов времени, необходимых для оказания медицинской
помощи.
На основании изложенного,
руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 17 декабря 2024
изменить, дополнив ограничение в виде запрета выезда за пределы Самарской области исключением периодов времени, необходимых для оказания медицинской
помощи.
В остальной части решение
Заволжского
районного суда города Ульяновска от 17 декабря 2024 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Афанасьева Сергея Николаевича – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.03.2025