Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности оборудовать светофорным регулированием
Документ от 01.04.2025, опубликован на сайте 14.04.2025 под номером 118270, 2-я гражданская, об обязании оборудовать светофорным регулированием с применением вызывной фазы для движения пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах в районе дома № 80 по пр. Созидателей и домма № 26 по пр. Туполева, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2024-007163-78

 

Судья Оленин И. Г.                                                                         Дело № 33а-1307/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         1 апреля 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                       

судей Кинчаровой О.Е., Лифановой З.А.,

при секретаре Лазареве М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу               администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 18 ноября 2024 года по делу № 2а-3719/2024, которым постановлено:

 

Требования административного иска прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска об обязании оборудовать светофорным регулированием пешеходный переход удовлетворить.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность в течение                            6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать светофорным регулированием с применением вызывной фазы для движения пешеходов на нерегулируемом пешеходном переходе в районе дома № 26 по проспекту Туполева в Заволжском районе г.Ульяновска. 

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е.,    судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации города Ульяновска, в котором просил обязать администрацию г.Ульяновска в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу оборудовать светофорным регулированием с применением вызывной фазы для движения пешеходов на нерегулируемом пешеходном переходе в районе дома № 26 по проспекту Туполева в Заволжском районе г.Ульяновска.  

Требования мотивировал тем, что в ходе проведенного *** года  прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска обследования улично-дорожной сети совместно с государственным инспектором дорожного надзора Центра дорожного и технического надзора, пропаганды безопасности дорожного движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области установлено, что в нарушение п.7.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 нерегулируемый пешеходный переход в районе дома № 26 по проспекту Туполева в Заволжском районе города Ульяновска, расположенный на участке дороги с двухсторонним движением при наличии трех полос движения для каждого направления, не оборудован светофорным регулированием с применением вызывной фазы для движения пешеходов.

Отсутствие светофора на данном участке дороги нарушает права граждан на безопасное и комфортное проживание и перемещение по пешеходным переходам на территории Заволжского района г.Ульяновска.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УМВД России по Ульяновской области, Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы указывает на то, что дорожную деятельность в муниципальном образовании «город Ульяновск» осуществляет отраслевой (функциональный) орган администрации г. Ульяновска – Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска (далее также Управление).

Формирование расходов местного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, установленными законодательством Российской Федерации на очередной финансовый год. В связи с дефицитом бюджета большая часть мероприятий по смете расходов финансированием не обеспечены, в связи с чем работы по установке светофорного объекта по пр. Туполева, д. 26 в 2024 году не были предусмотрены. Данные виды работ будут выполнены Управлением при выделении дополнительного финансирования на указанные цели.  Администрация г. Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, денежные средства, находящиеся в ее распоряжении, носят целевой характер.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно пункту 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации муниципальных образований.

Судом  установлено и материалами дела подтверждается, что  сотрудником прокуратуры Заволжского района г. Ульяновска с привлечением государственного инспектора дорожного надзора Центра дорожного и технического надзора, пропаганды безопасности дорожного движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних  дел Российской Федерации по Ульяновской области 19 сентября 2024 года проведена проверка соблюдения требований законодательства безопасности дорожного движения по  улично-дорожной сети Заволжского района г. Ульяновска.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований пункта 7.2.2. «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года № 1425-ст, (далее также ГОСТ Р 52289-2019) нерегулируемый пешеходный переход, расположенный на участке дороги с двухсторонним движением при наличии трех полос движения для каждого направления, не оборудован светофорным регулированием с применением вызывной фазы для движения пешеходов в районе дома № 26 по проспекту Туполева в Заволжском районе города Ульяновска.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что соблюдение законодательства в сфере безопасности дорожного движения на участке дороги по проспекту Туполеву в районе дома № 26 в                     г. Ульяновске, не обеспечивается, что нарушает права неопределенного круга лиц на личную безопасность, а также влияет на безопасность дорожного движения. В соответствии с положениями действующего законодательства обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах города Ульяновска,  в том числе по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, отнесено к полномочиям администрации г. Ульяновска.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана ненадлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.

Доводы апелляционной  жалобы, суть которых сводится к тому, что администрация города Ульяновска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку дорожную деятельность в муниципальном образовании «город Ульяновск» осуществляет отраслевой орган – Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, несостоятельны.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом положений статей 34 и 37 этого же Федерального закона местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности предусмотрены статьей 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты».

В силу статьи 3 данного Федерального закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; а содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Частью 1 статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся, в том числе светофоры.

В соответствии со  статьей 5, частью  4 статьи 6, частью 1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения; осуществления контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения. При этом органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований; мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильный дороги.

Пунктом 7.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 предусмотрено, что светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе вводят, если наземный пешеходный переход расположен на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для каждого направления, на дороге с односторонним движением - с числом полос три и более.

В силу приведенных норм права дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения, и именно орган местного самоуправления – администрация города Ульяновска несет ответственность за безопасную работоспособность улично-дорожной сети в данном населенном пункте.

Ссылки в апелляционной жалобе на дефицит бюджета муниципального образования «город Ульяновск» и, соответственно, на недостаточность финансирования дорожной деятельности не являются основанием к отмене судебного решения и к отказу в удовлетворении административного иска прокурора.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение  Заволжского районного суда г.Ульяновска от 18 ноября 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 апреля 2025 года.