Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании постановления в части срока отселения незаконным
Документ от 01.04.2025, опубликован на сайте 17.04.2025 под номером 118340, 2-я гражданская, о признании незаконным постановления в части установления срока отселения фи. и юр. лиц, установить срок сноса аварийного дома и т.п., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0012-01-2024-000965-12

Судья Рыбаков И.А.                                                                      Дело № 33а-1039/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         1 апреля 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Лифановой  З.А.,

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунальным хозяйством Мелекесского района» на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 6 декабря 2024 года по делу № 2а-1-704/2024, которым постановлено:

административный иск прокурора Мелекесского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации                          МО «Мелекесский район» Ульяновской области и МКУ «Управление         жилищно-коммунальным хозяйством Мелекесского района» Ульяновской области о признании незаконным пункта 1.1 постановления, возложении обязанности установить срок сноса и расселения  многоквартирного жилого дома удовлетворить частично.

Признать незаконным пункт *** постановления администрации                   МО «Мелекесский район» от  *** года № *** с учетом внесенных изменений постановлением администрации МО «Мелекесский район» от *** года № *** в части установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, до 31 декабря 2030 года.

Возложить на администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области обязанность установить срок отселения жителей из аварийного дома № *** по *** до 31 декабря 2025 года.

В остальной части административного иска прокурора Мелекесского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц отказать.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, МКУ «Управление                  жилищно-коммунальным хозяйством Мелекесского района» Ульяновской области о признании частично незаконным постановления, возложении обязанности установить срок сноса и расселения многоквартирного жилого дома.

Требования мотивированы тем, что *** года межведомственной комиссией администрации муниципального образования «Мелекесский район» принято заключение № *** о признании многоквартирного дома № *** аварийным и подлежащим сносу. В этой связи администрацией муниципального образования «Мелекесский район» вынесено постановление от *** года № *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», в перечень которых включен дом ***. Плановая дата расселения данного дома с учетом постановления администрации МО «Мелекесский район» от             ***  года № *** «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Мелекесский район» от  *** года № *** «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу» - до 31 декабря 2030 года.

Как следует из заключения межведомственной комиссии от *** года № ***, выявлены основания для признания дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку техническое состояние несущих строительных конструкций многоквартирного дома в целом характеризуется разрушениями либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома.

Из выводов заключения от *** года по результатам обследования дома № ***, проведенного ООО «Проект», следует, что несущие конструкции жилого указанного многоквартирного дома находятся в соответствии с классификацией пункта 5.15 СП 454.1325800.2019 и пункта 3 ГОСТ 31937-2011 в аварийном техническом состоянии. Суммарный физический износ здания составляет 74 %.

Поскольку дальнейшая эксплуатация дома *** и проживание в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области об установлении срока отселения дома до 31 декабря 2030  года нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.

Просил признать незаконным пункт *** постановления администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области от           *** года  № *** с учетом внесенных изменений постановлением администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области от *** года № *** в части установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, до 31 декабря 2030 года; обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и      МКУ «Управление ЖКХ Мелекесского район» установить срок сноса указанного аварийного дома и отселения из него жителей до 31 декабря 2025 года.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены                 Трифонова К.П., Шапирова Л.Р., Яклашкин С.В., Юрьев Е.А., Киселев Д.Н., Никифорова Ю.Б., Никифорова У.Н., Никифорова А.Н., Валиахметова Ф.З., Нугаева А.Р., Нугаев Э.Н., Нугаев А.Н., Нугаева А.Н., Каткова К.А., Ахмедова З.Н., Галдун Д.В.,  Губанов С.И., Кажаев П.Ю., Кажаева Т.В., Васильев М.В.,             Васильева В.И., Боброва Л.И., Сергеев В.Е., Гвоздюк Н.А., Рыжикова Л.И., Рыжиков В.И., Литвинова С.Ш., Кадырова Г.Г., Волков Н.Е., Каткова М.С., Каткова П.С., Катков Р.С., Толмазов М.Н., Толмазова В.Н., Толмазова О.И., Киселева Е.В., Алексеева Н.Б., Латош В.И., Мангушева В.Р., Трифонова Н.П., Яклашкин С.В., Мангушева В.Р., Никифорова Ю.Б., Никифорова А.Н.,                 Нугаева А.Р., Ахмедова З.Н., Кажаев П.Ю., Кажаева Т.В., Васильева В.И., Кадырова Г.Г.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством Мелекесского района» не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении требований прокурора отказать.

Считает, что факт бездействия и непринятия надлежащих мер в разрешении вопроса переселения со стороны администрации опровергается включением рассматриваемого многоквартирного жилого дома, признанного аварийным, в адресную областную целевую программу переселения граждан в 2018-2030 годах, утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 21 ноября 2017 года № 573-П. 

Полагает, что утвержденные лимиты бюджетных обязательств, установленные решением о бюджете, действующие в пределах 2024 финансового года, по первоочередным статьям расходов, определенным администрацией муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области как полномочного участника бюджетного процесса, главного распорядителя бюджетных средств, в порядке, предусмотренном статьей 158 Бюджетного кодекса российской Федерации, не позволяют обеспечить финансирование иных бюджетных обязательств за счет средств бюджета, включая реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийных жилых помещений без установленного размера субсидий, объем которых установлен программой переселения.

Кроме того, ввиду того, что признание жилого фонда аварийным и подлежащим сносу является исключительно полномочием органов местного самоуправления, то требования искового заявления в отношении                        МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством Мелекесского района» являются нарушением норм материального права.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Мелекесского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия   не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (часть  1 статьи  39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Как установлено судом, многоквартирный жилой дом № *** является двухэтажным,  год постройки – ***.

Согласно заключению *** от *** года №*** по результатам обследования основных несущих конструкций многоквартирного жилого дома № *** установлены  следующие повреждения и недостатки: выявлены дефекты кладки, вызванные  построечными ошибками и физическим износом; регулярное намокание; трещины деформативного характера; нарушение отмостки вокруг здания; горизонтальное выпучивание простенка; геометрические параметры кровли не соответствуют нормативным требованиям в части несоответствия уклонов кровельного покрытия и наличия  участков с застоями воды на кровле; степень физического износа  рулонного ковра превышает допустимые пределы; полное смытие материала бронирования; наличие повреждений в гидроизоляционном слое; повреждение оголовок вентиляционных стояков; аварийное состояние  утеплителя  и пароизоляции. Дом является аварийным, дальнейшая его эксплуатация невозможна. Износ на дату исследования составляет 70% (л.д. 16-38 том 1).

Заключением межведомственной комиссии от *** года № *** указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 15 том 1).

Постановлением администрации муниципального образования «Мелекесский район»  Ульяновской области от *** года № *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», с учетом постановления администрации муниципального образования «Мелекесский район»  Ульяновской области от *** года № *** «О внесении изменений в постановление администрации  муниципального образования «Мелекесский район»  Ульяновской области» от *** года № ***  «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу», многоквартирный дом № *** признан аварийным  и подлежащим  сносу, срок отселения для указанного дома установлен до 31 декабря 2030 года (л.д. 12-13     том 1).

Указанный многоквартирный  жилой дом  включен в Областную       адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января    2012 года, в 2018 – 2030 годах», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 21 ноября 2017 года № 573-П. Планируемая дата окончания переселения жителей данного многоквартирного дома – 2030 год.

Разрешая спор и признавая неразумным установленный срок переселения жильцов указанного дома, суд первой инстанции правильно исходил из того, что столь длительный срок отселения жильцов из аварийного дома установлен без учета технического состояния дома, его конструкций, нарушает права граждан на жилище и его безопасность, представляет опасность для жизни и здоровья граждан, поскольку никаких аварийно-технических работ в указанном жилом доме, направленных на восстановление его технического состояния, не проводилось; каких-либо актов осмотра или заключений экспертных организаций, свидетельствующих о возможности дальнейшего проживания в данном доме с учетом аварийного состояния несущих конструкций и опасности обрушения дома, административным ответчиком не представлено.

При этом, исходя  из выводов заключения ***, составленного по результатам обследования дома № ***,  следует, что несущие конструкции жилого многоквартирного дома  находятся в соответствии с классификацией пункта  5.15 СП 454.1325800.2019 и пункта  3 ГОСТ 31937-2011 в аварийном техническом состоянии. Суммарный физический износ здания составляет 74 %.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, всем юридически значимым обстоятельствам и собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом не нарушено требование закона, касающееся компетенции органов местного самоуправления по вопросам принятия решения о признания дома аварийным и подлежащим сносу, а также установлению сроков отселения.

Как следует из правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, поскольку имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права граждан на жилище.

Доводы апелляционной жалобы о недостаточности финансирования на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и не могут  служить основанием для освобождения административного ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований прокурора, поскольку установленный срок отселения граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме -  до 31 декабря 2030 года не отвечает требованиям разумности и является чрезмерно длительным с учетом физического износа здания и наличия угрозы обрушения дома.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, полно и объективно оценены представленные доказательства, надлежаще применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 6 декабря 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунальным хозяйством Мелекесского района» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 апреля 2025 года.