УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0013-01-2024-005238-41
Судья Берхеева
А.В. Дело №
33-1323/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
25 марта 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.
судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.
при секретаре Дементьевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 26 ноября 2024 года, по гражданскому делу №2-2536/2024,
по которому постановлено:
исковые
требования Мурсалимовой Рузили Ринатовны
(СНИЛС *** к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный
научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального
медико-биологического агентства (ИНН ***) удовлетворить.
В
удовлетворении исковых требований Мурсалимовой Рузили Ринатовны (СНИЛС ***)
к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о взыскании
денежных средств отказать.
Признать за Мурсалимовой Рузилией Ринатовной право на получение специальной
социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от
31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке
медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и
муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе
обязательного медицинского страхования либо территориальных программах
обязательного медицинского страхования» в период с 01.01.2023 по 29.02.2024.
Обязать Федеральное
государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр
медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического
агентства направить в Отделению Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области документы (реестры) в отношении
Мурсалимовой Рузили Ринатовны для
назначения и выплаты ей специальной
социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022
№2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских
работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную
системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного
медицинского страхования либо территориальных программах обязательного
медицинского страхования» за период с
01.01.2023 по 29.02.2024.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного
учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и
онкологии» Федерального медико-биологического агентства в пользу Мурсалимовой Рузили Ринатовны компенсацию морального вреда в
сумме 5000 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 10000 руб., почтовые расходы 268
руб., всего взыскать 15268,00 руб.(пятнадцать тысяч двести шестьдесят восемь
рублей).
В
удовлетворении требования о взыскании судебных расходов в большем размере
отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Мурсалимова Р.Р.
обратилась в суд с иском к
Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический
центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического
агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России), Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее –
ОСФР по Ульяновской области) о признании права на получение специальной
социальной выплаты, взыскании специальной социальной выплаты.
Требования мотивировала тем, что она работает в должности ***
ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России. В соответствии с п.п.«д» п.2 Постановления
Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 имеет право на получение с 01.01.2023
социальной выплаты, назначаемой врачам. Однако работодателем сведения в
отношении нее в ОСФР по Ульяновской области не направлялись, социальная выплата
за период с 01.01.2023 по 31.03.2024 не выплачивалась. За период с 01.01.2023
по 31.03.2024 она должна была получить, но не получила по вине работодателя социальную
выплату в размере 120 000 руб.
Истица просила признать за ней право на получение
специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ
от 31.12.2022 №2568 в период с 01.01.2023 по 31.03.2024; взыскать с ОСФР по Ульяновской области
специальную социальную выплату за период
с 01.01.2023 по 31.03.2024 в размере 120
000 руб.; взыскать с ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России компенсацию морального вреда в
сумме 5000 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 руб., почтовые расходы
согласно представленных в материалы дела квитанций.
По уточненным требованиям просила признать за ней право на получение специальной социальной
выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 «О
дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования» в период с 01.01.2023 по 29.02.2024; обязать
ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России направить в ОСФР по Ульяновской области документы (реестры) в отношении Мурсалимовой
Р.Р. для назначения и выплаты ей специальной социальной выплаты в
соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 «О
дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования» за период с 01.01.2023 по
29.02.2024; взыскать с ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России компенсацию морального вреда в
сумме 5000 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 руб., почтовые расходы
согласно представленных в материалы дела квитанций (л.д.126).
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
отменить, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении исковых
требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда
является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства
дела.
Считает, что суд не дал надлежащей оценки тому
обстоятельству, что больницы, находящиеся в ведении Федерального
медико-биологического агентства, первоначально не были включены в перечень
медицинских учреждений, имеющих право на специальную социальную выплату в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации. Указанные
больницы были включены в Перечень только с 01.03.2024 на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 №343. До
01.03.2024 правом на указанную выплату пользовались, в том числе средний
медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц,
средний медперсонал поликлиник. В составе ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России не имеется больниц, работники которых имели
право на указанную выплату до 01.03.2023, а именно центральных районных
больниц, районных больниц, участковых больниц. В связи с этим ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА
России до внесения изменений в постановление Правительства РФ №2568 от
31.12.2022 представлял информацию на врачей, средний и младший медперсонал
поликлиник. Истец осуществляет трудовую деятельность с 20.10.2021 в должности ***
ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии»
Федерального медико-биологического агентства. Оснований для установления
выплаты в период с 01.01.2023 по 28.02.2024 не имеется. Права истца ответчиками
нарушены не были.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель
Мурсалимовой Р.Р. – Суворова Е.Н.
считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без
изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим
образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия
приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с
29.10.2021 Мурсалимова Р.Р. была принята
на работу в *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России в *** на должность *** (л.д. 34).
На основании приказа
№*** от 01.09.2023 Мурсалимова Р.Р. переведена
в *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России в *** на должность - *** (л.д. 52).
Судом установлено, что Мурсалимова Р.Р. с 01.03.2024
является получателем специальной социальной выплаты на основании постановления
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной
государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских
организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения
и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо
территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее –
постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568) .
Мурсалимова Р.Р., полагая, что имеет право на специальную
социальную выплату в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, за период с 01.03.2023 по
29.02.2024, обратилась в суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования Мурсалимовой Р.Р. и
признавая за ней право на получение специальной социальной выплаты в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022
№ 2568 в период с 01.01.2023 по
29.02.2024, суд первой инстанции исходил из того, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России
является единственной медицинской организацией на территории города
Димитровграда, входящей в государственную систему здравоохранения, которая
участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования и
территориальной программе обязательного медицинского страхования, оказывает
первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу
прикрепленному населению города Димитровграда Ульяновской области.
Однако, данные выводы суда основаны на неправильном
применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения,
выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем в соответствии
с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
решение суда в части удовлетворения исковых требований Мурсалимовой Р.Р. не
может быть признано законным и подлежит отмене.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной
государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских
организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения
и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо
территориальных программах обязательного медицинского страхования» (в редакции,
действующей до 20.03.2024) с 01.01.2023 установлена специальная социальная
выплата определенным категориям медицинских работников (за исключением
руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев
внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в
государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в
реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо
территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских
организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения
и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной
Республики, Запорожской области и Херсонской области.
В соответствии с номенклатурой должностей медицинских
работников и фармацевтических работников занимаемая истцом должность медицинской
сестры палатной относится к должностям специалистов со средним профессиональным
медицинским образованием (средний медицинский персонал).
Согласно
пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №
2568 (в редакции, действующей до 20.03.2024) специальная социальная выплата
устанавливается, в том числе: специалистам со средним медицинским образованием
центральных районных, районных и участковых больниц (подпункт «д»),
специалистам со средним медицинским образованием, работающим с врачами,
указанными в подпункте «б» настоящего пункта, а также оказывающим первичную
медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической
целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу
прикрепленному населению и (или) осуществляющим диспансерное наблюдение граждан
по основному заболеванию (состоянию) (подпункт «е»).
Пунктом
3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в
редакции, действующей до 20.03.2024), установлены следующие максимальные
месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику,
в том числе: специалистам со средним медицинским образованием центральных
районных, районных и участковых больниц, за исключением специалистов со средним
медицинским образованием, указанным в подпунктах «е» и «ж» пункта 2 настоящего
постановления, - 8000 рублей (подпункт «д»); специалистам со средним
медицинским образованием, указанным в подпункте «е» пункта 2 настоящего
постановления, - 6500 рублей (подпункт «е»).
Приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.03.2023 № 99н
утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации
от 31.12.2022 № 2568.
В
силу пункта 4 указанных Разъяснений, при осуществлении специальной социальной
выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата
производится медицинским работникам: указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта
2 постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и
участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их
филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;
указанным в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 постановления № 2568, работающим
в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по
территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных
условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания
медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях
(в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций).
Как указывалось выше, в спорный период Мурсалимова Р.Р.
работала в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России.
Согласно Уставу федерального государственного бюджетного
учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и
онкологии» Федерального медико-биологического агентства (л.д.86-103) данное
учреждение является организацией здравоохранения и науки, находится в ведении
Федерального медико-биологического агентства (пункт 1.2).
Как указано в пункте 3.2 Устава, предметом деятельности и
функциями учреждения являются оказание медицинской помощи, в том числе скорой
специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации,
высокотехнологичной медицинской помощи, проведение прикладных и научных
исследований.
Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2024 № 568
утверждено Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве.
Пунктом 1 указанного Положения определено, что Федеральное
медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому
регулированию в сфере медико-санитарного обеспечения работников отдельных
отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при
подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных
работ), организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных
сборных команд Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и
управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, по оказанию
медицинской помощи, по организации деятельности службы крови, по федеральному
государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности донорской
крови и ее компонентов, по проведению федерального государственного
санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в организациях отдельных
отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при
подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных
работ) и на отдельных территориях Российской Федерации (включая объекты и
территории закрытых административно-территориальных образований, территории с
опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими
факторами) по перечням, утвержденным Правительством Российской Федерации, а
также функции по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых
организаций и населения обслуживаемых территорий (включая оказание услуг в
сфере курортного дела, организацию судебно-медицинской и
судебно-психиатрической экспертиз, трансплантацию органов и тканей человека),
по организации медико-социальной экспертизы работников обслуживаемых
организаций и населения обслуживаемых территорий, по организации и проведению
медико-санитарных мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными, химическими и
биологическими инцидентами, авариями и террористическими актами, по проведению
медико-санитарных мероприятий в зонах боевых действий и на прилегающих к ним
территориях.
Согласно пункту 5 Положения ФМБА России осуществляет свою
деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также
через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными
государственными органами, иными органами публичной власти и организациями.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 6 Положения ФМБА
России осуществляет организацию выполнения (оказания) следующих работ и
государственных услуг в сфере здравоохранения: первичная медико-санитарная
помощь, специализированная (в том числе высокотехнологичная) медицинская
помощь, скорая (в том числе скорая специализированная) медицинская помощь и
паллиативная медицинская помощь, оказываемые подведомственными организациями.
Аналогичные положения о деятельности ФМБА России были
предусмотрены ранее действовавшим Положением о Федеральном медико-биологическом
агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
11.04.2005 № 206.
Из приведенных норм закона, а также положений документов,
регламентирующих деятельность ФМБА и его подразделений, следует, что они не
относятся к числу центральных районных, районных и участковых больниц,
медицинские работники которых имеют право на специальную социальную выплату
с 01.01.2023 в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в
некоторые акты Правительства Российской Федерации» подпункт «д» пункта 2
постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568
изложен в новой редакции. Специальная социальная выплата установлена среднему
медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц, а
также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся
в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на
отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых
административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден
распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1156-р.
При
этом в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации
от 20.03.2024 № 343 прямо указано, что его действие распространяется на
правоотношения, возникшие с 01.03.2024.
По
общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса
Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы
и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие
закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие,
только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Статьей 12 Трудового кодекса Российской
Федерации определено, что закон или иной нормативный правовой акт,
содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом
законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном
правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Закон
или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет
обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в
действие.
Действие
закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового
права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие,
лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В
постановлении Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343
отсутствуют указания на распространение его действия на правоотношения,
возникшие до 01.03.2024.
Таким
образом, в период с 01.01.2023 по 29.02.2024 Мурсалимова Р.Р. не имела права на
получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктом «д»
пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №
2568.
При этом, то обстоятельство, что ФГБУ ФНКЦРиО
ФМБА России оказывает первичную медико-санитарную помощь по
территориально-участковому принципу прикрепленному населению, само по себе о
наличии у Мурсалимовой Р.Р. права на получение специальной социальной выплаты в
период с 01.01.2023 по 29.02.2024 не свидетельствует. К категории медицинских
работников, указанных в подпункте «е» пункта 2 постановления Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, Мурсалимова Р.Р. не относится,
поскольку не оказывает первичную медико‑санитарную помощь по поводу
заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение
исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению,
не работает с врачами, указанными в подпункте «б» пункта 2 Постановления №
2568, что подтверждается представленной в материалы дела должностной
инструкцией (л.д. 40-51).
С
учетом изложенного, поскольку в период с 01.01.2023 по 29.02.2024 истец не
относилась ни к одной категории медицинских работников, имеющих право на
получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, правовых оснований для
удовлетворения исковых требований Мурсалимовой Р.Р. о признании права на
получение специальной социальной выплаты в указанный период и возложении на ФГБУ ФНКЦРиО
ФМБА России обязанности направить в Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области документы
(реестры) для назначения и выплаты Мурсалимовой Р.Р. специальной социальной
выплаты за период с 01.01.2023 по 29.02.2024, у суда первой инстанции не
имелось.
При
таких обстоятельствах, решение суда в части удовлетворения исковых требований
нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по
делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Мурсалимовой
Р.Р. о признании права на получение специальной социальной выплаты, возложении
обязанности направить документы (реестры) для назначения и выплаты специальной
социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568, за период с 01.01.2023 по 29.02.2024,
взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.
В
части отказа в удовлетворении исковых требований Мурсалимовой Р.Р. к Отделению
фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области о
взыскании денежных средств решение суда лицами, участвующими в деле, не
обжалуется, в связи с чем предметом проверки суда апелляционной инстанции не
является.
Руководствуясь
статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 26 ноября 2024 года отменить в части признания за
Мурсалимовой Рузилей Ринатовной права на получение специальной социальной
выплаты, возложении обязанности направить документы (реестры) для назначения и
выплаты специальной социальной выплаты, установленной постановлением
Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568, за
период с 1 января 2023 года по 29 февраля 2024 года, взыскании компенсации
морального вреда, судебных расходов.
Принять по делу в отмененной части новое решение.
В
удовлетворении исковых требований Мурсалимовой Рузили Ринатовны к Федеральному
государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно‑клинический
центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического
агентства (ИНН ***), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН ***) о признании права на получение специальной
социальной выплаты, возложении обязанности направить документы (реестры) для
назначения и выплаты специальной социальной выплаты, установленной
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года
№ 2568, за период с 1 января 2023 года по 29 февраля
2024 года, компенсации морального вреда, судебных расходов отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8
апреля 2025 года.