УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0013-01-2024-005290-79
Судья
Тимошенко Н.А. Дело № 33-1353/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
25 марта 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.
судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.
при секретаре Дементьевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 31 октября 2024 года, с учетом определения того же суда
от 23 декабря 2024 года об исправлении описки, по гражданскому делу №2-2571/2024,
по которому постановлено:
исковые
требования Голенковой Ирины Юрьевны удовлетворить.
Признать
за Голенковой Ириной Юрьевной право на получение специальной социальной выплаты
в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной
государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских
организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения
и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо
территориальных программах обязательного медицинского страхования» за период с
01.01.2023 по 29.02.2024.
Обязать отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области произвести Голенковой Ирине Юрьевне специальную социальную выплату в
соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 «О
дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования» за период с 01 января 2023 года по 29 февраля 2024 года в размере
99 973,99 руб. (девяносто девять тысяч
девятьсот семьдесят три рубля 99 коп.).
Взыскать с Федерального государственного
бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской
радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства в
пользу Голенковой Ирины Юрьевны компенсацию морального вреда 5000 руб., в
возмещение расходов на представителя 10 000 руб., почтовые расходы 216 руб., а
всего 15 216 руб. (пятнадцать тысяч двести шестнадцать) рублей.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Голенкова И.Ю. обратилась в суд с иском к Федеральному
государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр
медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического
агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России), отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее –
ОСФР по Ульяновской области) о признании права на получение специальной
социальной выплаты, взыскании денежных средств, судебных расходов, компенсации морального
вреда.
Требования мотивировала тем, что она работала в должности ***
ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России. В соответствии с п.п.«д» п.2 постановления Правительства
РФ от 31.12.2022 №2568 имеет право на получение с 01.01.2023 социальной
выплаты, назначаемой специалистам ***. Однако работодателем сведения в
отношении нее в ОСФР по Ульяновской области не направлялись, социальная выплата
не выплачивалась. Размер социальной выплаты, учитывая фактически отработанное
время с 01.01.2023 по 29.02.2024, составляет 99 973 руб.99 коп.
По уточненным требованиям просила суд признать за ней право
на получение социальной специальной выплаты в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 в период с 01.01.2023 по 29.02.2024,
взыскать с ОСФР по Ульяновской области специальную социальную выплату за
указанный период в размере 99 973 руб.99 коп.; взыскать с ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА
России компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., расходы по оплате
услуг представителя в размере 10 000 руб., почтовые расходы (л.д.49-50).
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
отменить, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении исковых
требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда
является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства
дела. Суд не дал надлежащей оценки
тому обстоятельству, что больницы, находящиеся в ведении Федерального
медико-биологического агентства, первоначально не были включены в перечень
медицинских учреждений, имеющих право на специальную социальную выплату в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации. Указанные
больницы были включены в Перечень только с 01.03.2024 на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 №343. До
01.03.2024 правом на указанную выплату пользовались, в том числе средний
медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц,
средний медперсонал поликлиник. В составе ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России не имеется больниц, работники которых имели
право на указанную выплату до 01.03.2023, а именно центральных районных
больниц, районных больниц, участковых больниц. В связи с этим ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА
России до внесения изменений в постановление Правительства РФ №2568 от
31.12.2022 представлял информацию на врачей, средний и младший медперсонал
поликлиник. Истец, которая работает в должности *** ФГБУ «Федеральный
научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального
медико-биологического агентства, имеет право на специальную социальную выплату
на основании подп. «д» п.2 постановления Правительства РФ №2568 от 31.12.2022 в
размере 8000 руб. ежемесячно, начиная с 01.03.2024. Оснований для установления
выплаты в период с 01.01.2023 по 29.02.2024 не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель
Голенковой И.Ю. – Суворова Е.Н. считает решение суда законным и обоснованным и
просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим
образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы
и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, с
19.02.2021 Голенкова И.Ю. переведена на должность *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России ***
(приказ *** от 17.02.2021 (л.д.63)
На основании приказа *** от 22.02.2023 Голенкова И.Ю. была
уволена 27.02.2023 на основании п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ по инициативе работника
(л.д.64).
С 03.04.2023 Голенкова И.Ю. была вновь принята на работу в ***
на основании приказа *** от 03.04.2023 (л.д.65), с 01.09.2023 переведена ***
приказ ***-п от 01.09.2023 (л.д.66).
С 01.03.2024 Голенкова И.Ю. является получателем специальной
социальной выплаты согласно подпункту «д» пункта 2 постановления Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной
социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в
государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой
программе обязательного медицинского страхования либо территориальных
программах обязательного медицинского страхования» (далее - постановление
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568).
Полагая, что она имеет право на получение специальной
социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568, начиная с 01.01.2023, Голенкова И.Ю.
обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что ФГБУ
ФНКЦРиО ФМБА России является медицинской организацией, входящей в
государственную систему здравоохранения, которая участвует в базовой программе
обязательного медицинского страхования и территориальной программе
обязательного медицинского страхования, оказывает первичную медико-санитарную
помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению города
Димитровграда Ульяновской области, пришел к выводу о том, что истец Голенкова
И.Ю. имеет право на получение специальной социальной выплаты, установленной постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, с 01.01.2023.
В связи с этим суд первой инстанции возложил на Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области обязанность произвести истице специальную социальную выплату в
соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 «О
дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования» за период с 01 января 2023 года по 29 февраля 2024 года в размере
99 973,99 руб., а также взыскал в пользу
Голенковой И.Ю. компенсацию морального вреда, судебные расходы.
Судебная
коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по
следующим основаниям.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной
государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских
организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения
и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо
территориальных программах обязательного медицинского страхования» (в редакции,
действующей до 20.03.2024) с 01.01.2023 установлена специальная социальная
выплата определенным категориям медицинских работников (за исключением
руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев
внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в
государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в
реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных
программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций,
входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и
расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной
Республики, Запорожской области и Херсонской области.
В соответствии с номенклатурой должностей медицинских
работников и фармацевтических работников занимаемая истцом должность медицинской
сестры палатной относится к должностям специалистов со средним профессиональным
медицинским образованием (средний медицинский персонал).
Согласно
пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №
2568 (в редакции, действующей до 20.03.2024) специальная социальная выплата
устанавливается, в том числе: специалистам со средним медицинским образованием
центральных районных, районных и участковых больниц (подпункт «д»),
специалистам со средним медицинским образованием, работающим с врачами,
указанными в подпункте «б» настоящего пункта, а также оказывающим первичную медико-санитарную
помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая
проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному
населению и (или) осуществляющим диспансерное наблюдение граждан по основному
заболеванию (состоянию) (подпункт «е»).
Пунктом
3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в
редакции, действующей до 20.03.2024), установлены следующие максимальные
месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику,
в том числе: специалистам со средним медицинским образованием центральных
районных, районных и участковых больниц, за исключением специалистов со средним
медицинским образованием, указанным в подпунктах «е» и «ж» пункта 2 настоящего
постановления, - 8000 рублей (подпункт «д»); специалистам со средним
медицинским образованием, указанным в подпункте «е» пункта 2 настоящего
постановления, - 6500 рублей (подпункт «е»).
Приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.03.2023 № 99н
утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568.
В
силу пункта 4 указанных Разъяснений, при осуществлении специальной социальной
выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата
производится медицинским работникам: указанным в подпунктах «а», «д» и «з»
пункта 2 постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и
участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их
филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций; указанным
в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 постановления № 2568, работающим в
медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по
территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных
условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания
медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях
(в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций).
Как указывалось выше, в спорный период Голенкова И.Ю.
работала в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России.
Согласно Уставу федерального государственного бюджетного
учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и
онкологии» Федерального медико-биологического агентства (л.д. 113-130) данное
учреждение является организацией здравоохранения и науки, находится в ведении
Федерального медико-биологического агентства (пункт 1.2).
Как указано в пункте 3.2 Устава, предметом деятельности и
функциями учреждения являются оказание медицинской помощи, в том числе скорой
специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации,
высокотехнологичной медицинской помощи, проведение прикладных и научных
исследований.
Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2024 № 568
утверждено Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве.
Пунктом 1 указанного Положения определено, что Федеральное
медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому
регулированию в сфере медико-санитарного обеспечения работников отдельных
отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при
подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных
работ), организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных
сборных команд Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и
управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, по оказанию
медицинской помощи, по организации деятельности службы крови, по федеральному
государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности донорской
крови и ее компонентов, по проведению федерального государственного
санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в организациях отдельных
отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при
подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных
работ) и на отдельных территориях Российской Федерации (включая объекты и
территории закрытых административно-территориальных образований, территории с
опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими
факторами) по перечням, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также
функции по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций
и населения обслуживаемых территорий (включая оказание услуг в сфере курортного
дела, организацию судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз,
трансплантацию органов и тканей человека), по организации медико-социальной
экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых
территорий, по организации и проведению медико-санитарных мероприятий по
предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,
связанных с радиационными, химическими и биологическими инцидентами, авариями и
террористическими актами, по проведению медико-санитарных мероприятий в зонах
боевых действий и на прилегающих к ним территориях.
Согласно пункту 5 Положения ФМБА России осуществляет свою
деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также
через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными
государственными органами, иными органами публичной власти и организациями.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 6 Положения ФМБА
России осуществляет организацию выполнения (оказания) следующих работ и
государственных услуг в сфере здравоохранения: первичная медико-санитарная
помощь, специализированная (в том числе высокотехнологичная) медицинская
помощь, скорая (в том числе скорая специализированная) медицинская помощь и
паллиативная медицинская помощь, оказываемые подведомственными организациями.
Аналогичные положения о деятельности ФМБА России были
предусмотрены ранее действовавшим Положением о Федеральном медико-биологическом
агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
11.04.2005 № 206.
Из приведенных норм закона, а также положений документов,
регламентирующих деятельность ФМБА и его подразделений, следует, что они не
относятся к числу центральных районных, районных и участковых больниц,
медицинские работники которых имеют право на специальную социальную выплату
с 01.01.2023 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 31.12.2022 № 2568.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в
некоторые акты Правительства Российской Федерации» подпункт «д» пункта 2
постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568
изложен в новой редакции. Специальная социальная выплата установлена среднему
медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц, а
также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся
в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на
отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых
административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден
распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1156-р.
При
этом в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации
от 20.03.2024 № 343 прямо указано, что его действие распространяется на
правоотношения, возникшие с 01.03.2024.
По
общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса
Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы
и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие
закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие,
только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Статьей 12 Трудового кодекса Российской
Федерации определено, что закон или иной нормативный правовой акт,
содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом
законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном
правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Закон
или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет
обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в
действие.
Действие
закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового
права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие,
лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В
постановлении Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343
отсутствуют указания на распространение его действия на правоотношения,
возникшие до 01.03.2024.
Таким
образом, в период с 01.01.2023 по 29.02.2024 Голенкова И.Ю. не имела права на
получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктом «д»
пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №
2568.
При этом, то обстоятельство, что ФГБУ ФНКЦРиО
ФМБА России оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому
принципу прикрепленному населению, само по себе о наличии у Голенковой И.Ю.
права на получение специальной социальной выплаты в период с 01.01.2023 по
29.02.2024 не свидетельствует. К категории медицинских работников, указанных в
подпункте «е» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от
31.12.2022 № 2568, Голенкова И.Ю. не относится, поскольку не оказывает
первичную медико‑санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или
с профилактической целью, включая проведение исследований, по
территориально-участковому принципу прикрепленному населению, не работает с
врачами, указанными в подпункте «б» пункта 2 Постановления № 2568, что
подтверждается представленной в материалы дела должностной инструкцией (л.д.
75-86, 87-98).
С
учетом изложенного, поскольку в период с 01.01.2023 по 29.02.2024 истец не
относилась ни к одной категории медицинских работников, имеющих право на
получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, правовых оснований для
удовлетворения исковых требований Голенковой И.Ю. о признании права на
получение специальной социальной выплаты в указанный период и возложении
на Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности
произвести Голенковой И.Ю. специальную социальную выплату за период с
01.01.2023 по 29.02.2024, взыскании компенсации морального вреда, судебных
расходов, у суда первой инстанции не имелось.
При
таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным,
оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в
удовлетворении исковых требований Голенковой И.Ю. о признании права на
получение специальной социальной выплаты, возложении обязанности
произвести специальную социальную
выплату, установленную постановлением Правительства Российской Федерации
от 31.12.2022 № 2568, за период с 01.01.2023 по 29.02.2024,
взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.
Руководствуясь
статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 31 октября 2024 года, с учетом определения того же суда от 23
декабря 2024 года об исправлении описки, отменить.
Принять по делу новое
решение.
В
удовлетворении исковых требований Голенковой Ирины Юрьевны к Федеральному
государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно‑клинический
центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического
агентства (*** ***), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области (***) о признании права на
получение специальной социальной выплаты, возложении обязанности произвести
специальную социальную выплату, установленную постановлением Правительства
Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568, за период
с 1 января 2023 года по 29 февраля 2024 года, взыскании
компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать в полном объеме.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 8 апреля 2025 года