УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Киреева Р.Р. 73RS0001-01-2024-007832-73
Дело № 33-1561/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
15 апреля 2025 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова
А.С., Самылиной О.П.,
при секретаре
Дементьевой Е.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска
от 3 декабря 2024 года, с учетом определения того же суда от 24 декабря 2024 года
об исправлении описки, по гражданскому делу № 2-5462/2024, по которому
постановлено:
Исковые требования
прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетнего М***
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить средствами технической
реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Обязать Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области сформировать электронный сертификат для приобретения М*** ***.
Взыскать с Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области в пользу несовершеннолетнего М*** в лице законного представителя
Меркуловой Натальи Владимировны в счет компенсации морального вреда 5000
рублей.
В удовлетворении
остальной части требований о компенсации морального вреда - отказать.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения законного представителя М*** С.А. –
Меркуловой Н.В. и прокурора Курушиной А.А., возражавших против доводов
апелляционной жалобы, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Заволжского
района г. Ульяновска, действуя в интересах
несовершеннолетнего М*** С.А., обратился в суд с исковым заявлением к Отделению
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности сформировать
электронный сертификат для приобретения технического средства реабилитации,
взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска
указано, что в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации
ребенка-инвалида (ИПРА) от 25.01.2017
М*** С.А. подлежат обеспечению техническими средствами реабилитации, в том
числе, ***. При обращении его законного представителя с заявлением о
формировании электронного сертификата на приобретение указанного технического
средства в его удовлетворении было отказано.
С учетом
изложенного, прокурор просил возложить на ОСФР по Ульяновской области обязанность сформировать М*** С.А. электронный сертификат для
приобретения ***; взыскать с ОСФР по Ульяновской области компенсацию морального вреда в размере
6000 руб.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ОСФР
по Ульяновской области просит отменить решение суда. В обоснование жалобы
указывает, что законодательством предусмотрено несколько способов обеспечения
инвалида ТСР: в натуре, посредствам выплаты денежной компенсации либо
реализации электронного сертификата. Наиболее удобный способ обеспечения ТСР
инвалид или его законный представитель выбирает самостоятельно. Срок
пользования ТСР исчисляется с момента его получения либо приобретения. Указывает,
что в данном случае заявителю отказано в формировании электронного сертификата
на приобретение спорных ТСР, поскольку на дату подачи заявления не истек
трехмесячный срок пользования ТСР, полученного инвалидом ранее, по предыдущему
обеспечению. Просит учесть, что законный представитель М*** С.А. – Меркулова
Н.В. по состоянию на дату принятия решения судом первой инстанции с заявлением
о предоставлении *** не обращалась, ответчик не препятствовал последней в
подаче данного заявления. Факт взыскания с ответчика компенсации морального
вреда считает неправомерным.
В возражениях на
апелляционную жалобу Меркулова Н.В. просит оставить решение суда без изменения.
Выслушав
явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах
доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для
отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела
следует и судом установлено, что несовершеннолетний М*** С.А., *** года
рождения, является инвалидом с установлением категории «ребенок-инвалид».
В соответствии с
разработанной для него индивидуальной программой реабилитации от 23.12.2016 М***
С.А. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе, ***
(л.д. 17-25).
Как следует из
материалов дела, по заявлению от 27.03.2024 М*** С.А. был сформирован
электронный сертификат на приобретение ***, который был реализован 29.04.2024
(л.д. 26-30).
Законным
представителем истца Меркуловой Н.В. 17.07.2024 было подано заявление на
формирование электронного сертификата на приобретение ***, в чем ей было
отказано со ссылкой на то обстоятельство, что срок эксплуатации ранее
приобретенной *** не истек (л.д. 14).
Разрешая заявленные
прокурором требования и принимая решение об их частичном удовлетворении, суд
исходил из того факта, что ответчиком нарушены установленные сроки обеспечения
инвалидов положенными им техническими средствами реабилитации, и, учитывая
нарушение прав инвалидов на своевременное обеспечение положенными техническими
средствами реабилитации, имеются предусмотренные законом основания для
взыскания в их пользу денежной компенсации морального вреда.
Судебная коллегия в
полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они
основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и
правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно ст. 10
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение
реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг,
предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств
федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий,
технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду,
утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со
ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации
инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа,
осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной
экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий,
включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации
медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на
восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма,
восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных
видов деятельности.
Индивидуальная
программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения
соответствующими органами государственной власти, органами местного
самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных
категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно п. 4 которых
заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом
(ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в
территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по
месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида
(ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по
месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление
переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер
социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов
(далее - уполномоченный орган).
При подаче заявления
представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ,
удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также
документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).
В силу п.5 Правил
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих
Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом,
нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим
его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме
уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим
средством (изделием).
При отсутствии
действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана)
техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в
пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду
(ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты
заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении
закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено
уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не
позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления,
указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения
инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в
рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую
выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида,
нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со
дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении
технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с
привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного
использования, - 60 календарных дней.
Кроме того, в
настоящее время предусмотрена также возможность приобретения (оплаты)
инвалидами ТСР (по установленному перечню) с использованием электронного
сертификата за счет бюджетных средств. При этом, если стоимость ТСР превышает
предельную стоимость (предельный размер оплаты), определенную в установленном
порядке, инвалид оплачивает разницу в стоимости за счет собственных средств без
получения компенсации (ч. 15 ст. 11.1 Закона № 181-ФЗ; п. 15(2) Правил).
Решение о
приобретении ТСР с использованием электронного сертификата принимается
уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления
инвалида. Использование электронного сертификата при оплате ТСР обеспечивается
посредством банковской карты, указанной в заявлении и сведения о которой
содержатся в электронном сертификате. Инвалид вправе отказаться от приобретения
ТСР с использованием электронного сертификата в течение срока его действия
путем подачи в уполномоченный орган обращения в письменной форме и
воспользоваться иными способами обеспечения ТСР (абз. 13 п. 15(2) Правил)
Как установлено
материалами дела, вышеуказанные правила обеспечения истца техническими
средствами реабилитации не выполнены.
Доводы апелляционной
жалобы о том, что М*** С.А. не мог быть сформирован электронный сертификат на приобретение
*** по заявлению от 17.07.2024 по той причине, что не истек срок эксплуатации
ранее приобретенной ***, подлежат отклонению.
Как следует из индивидуальной
программой реабилитации от 23.12.2016 М*** С.А. подлежит обеспечению *** в год,
при этом данная ИПРА не содержит указания на предоставление ребенку-инвалиду
указанного технического средства реабилитации по одной паре, из чего следует,
что истец должен быть обеспечен двумя парами указанной *** единовременно.
Следовательно, исчисление
ответчиком срока эксплуатации ранее приобретенной пары *** нельзя в данном
случае признать правомерным.
В связи с этим, суд
первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований
прокурора, возложив на ответчика обязанность сформировать М*** С.А. электронный
сертификат для приобретения ***.
Выводы суда
мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для
признания их неправильными не имеется.
Разрешая исковые
требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда, суд первой
инстанции, установив нарушение прав ребенка-инвалида на своевременное
обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к обоснованному
выводу об удовлетворении исковых требований.
Пунктом 1 статьи
150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье,
достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая
репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная
и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и
жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие
гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным
способом.
Согласно части 1
статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен
моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими
его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину
нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд
может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного
вреда.
По смыслу
приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями
наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и
морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и
причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
В силу пункта 1
статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер
компенсации гражданину морального вреда определяются правилами,
предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской
Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер
компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера
причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени
вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения
вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования
разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий
оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен
моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному
выводу о том, что бездействие ОСФР по Ульяновской области, выразившееся в не
обеспечении М*** С.А. полагающимися
ему техническими средствами
реабилитации существенно нарушает личные неимущественные права истца,
поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья истца без
предоставления ему положенных технических средств реабилитации он испытывает
ограничения в жизнедеятельности.
Учитывая все
вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости,
суд пришел к обоснованному выводу взыскании в пользу истца компенсации
морального вреда в размере 5000 руб.
Выводы суда
мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для
признания их неправильными не имеется.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 3 декабря
2024 года, с учетом определения того же суда от 24 декабря 2024 года об
исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой
41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский
районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 18.04.2025