У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2024-006788-04
Судья Бирюкова О.В. Дело № 33а-1263/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
1 апреля 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Бахаревой
Н.Н., Лифановой З.А.,
при секретаре
Лазареве М.М.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска,
Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска на
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 октября
2024 года, с учетом определений того же суда об исправлении описок от 24 октября 2024 года, от 28 декабря 2024 года по делу № 2а-4858/2024, которым
постановлено:
Исковые
требования прокурора Заволжского района города Ульяновска удовлетворить.
Возложить
на администрацию города Ульяновска обязанность по постановке Яшина Михаила
Юрьевича, *** года рождения, на учет в качестве лица, имеющего право на
предоставление земельного участка в собственность бесплатно в течение одного
месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад
судьи Бахаревой Н.Н., пояснения прокурора
Пушистова В.В., полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор
Заволжского района г. Ульяновска, действуя в интересах Яшина М.Ю.,
обратился в суд с указанным иском к администрации г. Ульяновска о возложении
обязанности поставить на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление
земельного участка в собственность бесплатно.
В
обоснование иска указал на то, что Яшин М.Ю. воспитывает четверых детей,
относится к категории многодетной семьи, что подтверждается удостоверением
многодетной семьи от 20 июля 2020 года.
Яшин
М.Ю. неоднократно обращался к административному ответчику за предоставлением
муниципальной услуги по постановке на учет в качестве лица, имеющего право на
предоставление земельного участка в собственность бесплатно. Администрацией г.
Ульяновска ему было отказано в постановке на указанный учет ввиду того, что
отсутствуют сведения, подтверждающие регистрацию всех членов семьи заявителя в
г. Ульяновске. Вместе с тем, такого основания для отказа законодательство не
содержит.
Более
того, Яшин М.Ю. со своей супругой Яшиной М.А. постоянно проживают в Заволжском
районе г. Ульяновска, совместно воспитывают троих несовершеннолетних детей - ***
года рождения, *** года рождения, *** года рождения. Также у них на иждивении
находится сын Яшина М.Ю. – Яшин М.М., являющийся студентом ***.
С
*** года Яшин М.Ю. является собственником жилого помещения, расположенного по
адресу: ***, где проживает со своей семьей.
Просил
возложить на администрацию г. Ульяновска обязанность по постановке Яшина М.Ю.
на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в
собственность бесплатно, в течение одного месяца с момента вступления решения
суда в законную силу.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены
Министерство социального развития Ульяновской области, Яшина М.А., Яшин М.М.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация г. Ульяновска, УМС
администрации г. Ульяновска не соглашаются с решением суда, просят его
отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении
административного иска.
Считают, что
постановка Яшина М.Ю. с семьей на учет в качестве лица, имеющего право на
предоставление земельного участка в собственность бесплатно, в г. Ульяновске
возможна в случае представления документов, подтверждающих совместную
регистрацию в г. Ульяновске либо соответствующего решения суда,
устанавливающего факт постоянного проживания в г. Ульяновске.
Согласно полученным
сведениям члены семьи заявителя имеют регистрацию по месту жительства на
территории другого муниципального образования. Иные документы, подтверждающие
совместное проживание членов семьи, Яшиным М.Ю. не представлены. При этом,
полномочия на установление факта совместного проживания как юридически
значимого факта у администрации г. Ульяновска отсутствуют.
В возражениях на
апелляционную жалобу Яшин М.Ю. просит решение суда оставить без изменения,
жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений статей
150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив
правильность применения судом норм материального и процессуального права,
судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с
требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа
государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа,
организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями,
должностного лица, государственного или муниципального служащего, если
полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы,
созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям пункта 1
части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании
решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит,
что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы
административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному
правовому акту.
Как следует из
материалов дела и установлено судом, Яшин М.Ю. с *** года состоит в браке с Яшиной М.А., с
которой имеют несовершеннолетних детей –
*** года рождения, *** года рождения (л.д. 33, 34).
Яшин М.Ю.
является также отцом Яшина М.М., *** года рождения, *** года рождения (л.д. 33, 35).
*** года административному
истцу выдано удостоверение многодетной семьи № *** (л.д. 23).
5 апреля 2023 года
Яшин М.Ю. обратился в администрацию г. Ульяновска с заявлением о постановке на учет в качестве
лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность
бесплатно.
Письмом Управления
муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска *** года административному истцу отказано в постановке
на учет в соответствии со статьей 13.3,
пунктом 4 статьи 13.4 Закона Ульяновской
области от 17 ноября 2003 года № 059-ЗО
«О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» (далее – Закон
Ульяновской области № 059-ЗО), поскольку заявитель и члены его семьи зарегистрированы на территории другого муниципального образования (л.д. 17).
Установив
вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу
доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального
права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел
к выводу о том, что правовых оснований
для отказа административному истцу в постановке
на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в
собственность бесплатно, у администрации г. Ульяновска не имелось, поскольку
Яшин М.Ю. и члены его семьи проживают на территории ***, семья в установленном
законом порядке признана многодетной.
С такими выводами
районного суда судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются как не основанные
на законе и материалах дела.
Согласно пункту 6
статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации право граждан,
имеющих трех и более детей, на получение в собственность бесплатно земельного
участка гарантировано Земельным кодексом
Российской Федерации в случае и в порядке, которые установлены органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 39.19 этого же
кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки
граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных
участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7
статьи 39.5 названного кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок
предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно,
основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных
участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов
Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального
законодательства принят Закон Ульяновской области №
059-ЗО.
Статьей 13.3 Закона Ульяновской области №
059-ЗО предусмотрено, что земельные
участки, находящиеся в государственной собственности Ульяновской области или
муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, а
также земельные участки, государственная собственность на которые не
разграничена, и предельные размеры которых предусмотрены пунктами 1 и 3 части 3
статьи 11 настоящего Закона, предоставляются для индивидуального жилищного
строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном
земельном участке с возведением жилого дома в собственность бесплатно, в том
числе, проживающему на территории Ульяновской области гражданину Российской
Федерации, имеющему трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с гражданином
и воспитываемых им, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих
совместно с гражданином и обучающихся в очной форме по образовательным
программам среднего общего, среднего профессионального или высшего образования,
реализуемым общеобразовательными организациями, профессиональными
образовательными организациями или образовательными организациями высшего
образования, имеющими лицензию на осуществление соответствующей образовательной
деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, а также
осуществляющему опеку и (или) попечительство над тремя и более детьми в
возрасте до 18 лет по договору о приемной семье, заключаемому между органами
опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем.
Согласно части 1 статьи 13.4 Закона Ульяновской области № 059-ЗО
постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих в соответствии с частями 1
и 1.1 статьи
13.3 настоящего Закона право на получение земельных участков в
собственность бесплатно (далее - постановка на учет), осуществляется органами
местного самоуправления муниципального района или городского округа Ульяновской
области, в границах территории которого эти граждане проживают по состоянию на
день подачи ими заявления о постановке на учет, за исключением постановки на
учет граждан, указанных в пунктах 2
- 5 части 1
и части 1.1
статьи 13.3 настоящего Закона и проживающих в границах территории
городского округа Ульяновской области, которая осуществляется органом местного
самоуправления любого муниципального района Ульяновской области, по выбору
гражданина.
Решение о постановке на учет принимается
уполномоченным органом местного самоуправления на основании заявления о
постановке на учет и сведений, содержащихся, в том числе, в документах,
подтверждающих состав семьи гражданина (части 2.1 статьи 13.4 Закона Ульяновской области № 059-ЗО).
В силу предписаний части 4 статьи 13.4 Закона
Ульяновской области № 059-ЗО основанием для принятия
уполномоченным органом местного самоуправления решения об отказе в постановке
гражданина на учет является отсутствие у гражданина права на получение
земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с частями 1
и 1.1 статьи
13.3 настоящего Закона.
Из системного толкования приведенного
правового регулирования следует, что введенная законодателем с 2011 года в
Земельный кодекс Российской Федерации норма права, устанавливающая возможность
предоставления бесплатно семьям, имеющим трех и более детей, в собственность
земельного участка, является одним из инструментов государственной политики в
Российской Федерации, реализуемой в сфере демографии для поддержки семьи с
целью увеличения численности населения.
При этом субъект Российской Федерации, также
предусматривая такое право за многодетными семьями и принимая их на учет в
целях получения в собственность бесплатно земельного участка, берет на себя
определенное публично-правовое обязательство по их социальной поддержке, что
исключает произвольный отказ от него.
Из материалов дела следует, что семья
Яшина М.Ю. отвечает условиям бесплатного предоставления в собственность
земельного участка.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Яшин М.Ю. на момент подачи
заявления о постановке его на учет в администрацию г. Ульяновска являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***
(л.д. 79-80).
Супруга Яшина М.Ю. –
Яшина М.А., несовершеннолетние *** года рождения, *** года рождения, а
также Яшин М.М. со *** года зарегистрированы по адресу: ***, что подтверждается справками УВМ
УМВД России по Ульяновской области (л.д. 89, 90, 91)
Яшин М.Ю., а также несовершеннолетняя *** года рождения,
зарегистрированы как по адресу: ***, так и
по адресу: ***, до 25 ноября 2027 года. Ранее с 27 ноября 2020 года административный истец
также имел временную регистрацию на территории ***, являлся получателем мер социальной поддержки в *** (л.д. 53, 56, 89, 90).
Согласно справке от *** года № ***, выданной ***, Яшин
М.Ю. принят на работу на должность
водителя *** года, место его работы
располагается в *** (л.д. 26).
Платежные документы об оплате коммунальных
услуг, справки о посещении
несовершеннолетними детьми *** с
31 октября 2022 года, предоставленные в материалы дела, также подтверждают доводы административного истца о проживании его и членов его семьи по адресу: *** (л.д. 40-51, 54, 55).
Указанные обстоятельства административным ответчиком
были оставлены без внимания, следовательно, основания для отказа в
удовлетворении заявления Яшина М.Ю. о
постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного
участка в собственность бесплатно, отсутствовали.
Положения части 1 статьи 13.4 Закона
Ульяновской области № 059-ЗО указывают на необходимость проживания
гражданина по состоянию на день
подачи им заявления о постановке на
учет в орган местного самоуправления соответствующего
муниципального района или городского округа Ульяновской области. Указанные требования закона административным истцом выполнены, обращение в администрацию г.
Ульяновска обусловлено проживанием Яшина М.Ю.
и членов его семьи на территории
муниципального образования «город Ульяновск».
Вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что на момент
обращения административного истца с
заявлением о постановке его на учет Яшин М.Ю. и несовершеннолетняя ***
имели регистрацию в ином муниципальном
районе, не может расцениваться как условие для лишения его вышеуказанного права.
Иных доводов
жалобы, которым судом первой инстанции не дана надлежащая оценка, не приведено.
При таких обстоятельствах принятое по делу
решение является правильным, нормы материального и процессуального права
применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16
октября 2024 года, с
учетом определений того же суда об исправлении описок от 24 октября 2024 года,
от 28 декабря 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
администрации города Ульяновска, Управления муниципальной собственностью
администрации города Ульяновска - без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 15 апреля 2025 года.