УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0013-01-2024-005293-70
Судья Кудряшева Н.В.
Дело № 33-1520/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
15 апреля 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,
при секретаре Дементьевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 2 декабря 2024 года по гражданскому делу № 2-2553/2024,
по которому постановлено:
исковые
требования Дурневой Натальи Юрьевны удовлетворить частично.
Признать
за Дурневой Натальей Юрьевной (паспорт ***, выдан ***) право на получение
специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной
поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в
государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой
программе обязательного медицинского страхования либо территориальных
программах обязательного медицинского страхования» за период с 01.01.2023 по
29.02.2024.
Обязать федеральное государственное бюджетное
учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и
онкологии» Федерального медико-биологического агентства включить Дурневу
Наталью Юрьевну в реестр медицинских работников, имеющих право на получение
специальной социальной выплаты и направить реестр в Отделение Фонда пенсионного
и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области для
назначения и выплаты Дурневой Наталье Юрьевне специальной социальной выплаты в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022
№ 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских
работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную
системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного
медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования» за период с 01.01.2023 по 29.02.2024.
Взыскать с федерального государственного
бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской
радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (ОГРН
1187325014117, ИНН 7329028362) в пользу Дурневой Натальи Юрьевны компенсацию
морального вреда 5000 руб., расходы на представителя 10 000 руб., почтовые
расходы 216 руб.
В
удовлетворении исковых требований Дурневой Н.Ю. к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о взыскании
специальной социальной выплаты отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Дурнева Н.Ю. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе
рассмотрения дела, к федеральному государственному бюджетному учреждению
«Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии»
Федерального медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА
России), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о
признании права на получение специальной социальной выплаты, взыскании
специальной социальной выплаты, компенсации морального вреда. В обоснование
иска указала, что работает в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России. В
соответствии с подпунктом «д» пункта 2 постановления Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568 имеет право на получение с 01.01.2023
специальной социальной выплаты, назначаемой специалистам *** центральных
рационных, районных и участковых больниц. Однако работодателем сведения в
отношении нее в ОСФР по Ульяновской области не направлялись, социальная выплата
не выплачивалась. Размер социальной выплаты, учитывая фактически отработанное
время с 01.01.2023 по 31.03.2024, составил 120 000 руб. С учетом уточнения
исковых требований просила признать за ней право на получение специальной
социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568 за период 01.01.2023 по 29.02.2024; обязать ФГБУ
ФНКЦРиО ФМБА России направить в ОСФР по Ульяновской области документы (реестр)
в отношении нее для назначения и выплаты ей специальной социальной выплаты за
период с 01.01.2023 по 29.02.2024; взыскать с ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России
компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., расходы на оплату услуг
представителя в размере 10 000 руб., почтовые расходы.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области считает
решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает,
что постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О
внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» с
01.03.2024 в подпункты «а», «д», и «з» пункта 2 постановления Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной
социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в
государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой
программе обязательного медицинского страхования либо территориальных
программах обязательного медицинского страхования» внесены изменения, а именно
добавлена категория медицинских работников, которым устанавливается специальная
социальная выплата, – медицинский персонал больниц и медико-санитарных частей,
в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального
медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях
Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от
20.03.2024 №343 вступило в законную силу со дня его официального опубликования
и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.2024. Таким образом,
только с 01.03.2024 работники больниц и медико-санитарных частей, в том числе
центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического
агентства, имеют право на специальную социальную выплату в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.
Следовательно, оснований для признания за Дурневой Н.Ю. права на указанную
социальную выплату за период с 01.01.2023 по 29.02.2024 не имелось.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Дурневой
Н.Ю. – Суворова Е.Н. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную
жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с
17.02.2021 Дурнева Н.Ю. была переведена на работу в *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА
России в *** (л.д. 41).
Приказом *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России от 01.09.2023 № ***
Дурнева Н.Ю. переведена на должность *** (л.д. 49).
Судом установлено, что Дурнева Н.Ю. с 01.03.2024 является
получателем специальной социальной выплаты на основании постановления
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной
государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских
организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения
и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо
территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее –
постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568).
Дурнева Н.Ю., полагая, что имеет право на специальную
социальную выплату в соответствии с подпунктом «д» пункта 2 постановления
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, начиная с 01.01.2023,
обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования Дурневой Н.Ю. и, признавая
за ней право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 в период
с 01.01.2023 по 29.02.2024, суд первой инстанции исходил из того, что ФГБУ
ФНКЦРиО ФМБА России является единственной медицинской организацией на
территории г.Димитровграда, входящей в государственную систему здравоохранения,
которая участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования и
территориальной программе обязательного медицинского страхования, оказывает
первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу
прикрепленному населению г. Димитровграда Ульяновской области.
Однако, данные выводы суда основаны на неправильном
применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения,
выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем в соответствии
с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене.
Частью
2 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» установлено, что Правительство Российской
Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и
меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам
за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных
ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от
31.12.2022 №2568 в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, до
внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от
20.03.2024 №343, с 01.01.2023 установлена специальная социальная выплата
следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей
медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и
внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную
и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой
программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ
обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в
государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на
территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики,
Запорожской области и Херсонской области, в том числе: специалисты со средним медицинским
образованием центральных районных, районных и участковых больниц (подп. «д»);
специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами,
указанными в подпункте «б»
данного пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по
поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение
исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и
(или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию
(состоянию) (подп. «е»).
Пунктом
3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №2568 в
редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, до внесения изменений
постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 №343, были
установлены следующие максимальные месячные размеры специальной социальной
выплаты одному медицинскому работнику, в том числе: специалисты со средним
медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц,
за исключением специалистов со средним медицинским образованием, указанных в подпунктах
«е» и «ж» пункта 2
данного постановления, - 8000 рублей (подп. «д»); специалисты со средним
медицинским образованием, указанные в подпункте «е»
пункта 2 этого постановления, - 6500 рублей (подп. «е»).
Пунктом
4 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №2568 в
редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, до внесения изменений
постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 №343,
устанавливалось, что специальная социальная выплата медицинским работникам,
указанным в пункте 2
данного постановления и занимающим штатные должности по состоянию на
01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим
на условиях неполного рабочего времени, а также впервые пришедшим в 2023 году и
последующих годах на вакантные должности в медицинские организации,
осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской
Федерации за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (подп. «а»);
федеральные органы исполнительной власти в отношении медицинских организаций,
которые находятся в их ведении или в отношении которых они выполняют полномочия
учредителя, исполнительные органы субъектов Российской Федерации в сфере охраны
здоровья в отношении находящихся в их ведении медицинских организаций, а также
муниципальных организаций, находящихся на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации, формируют и ежемесячно, до 20-го числа месяца,
представляют в Министерство здравоохранения Российской Федерации утвержденные в
установленном порядке перечни организаций, в которых работают медицинские
работники, соответствующие критериям, установленным пунктом 2
данного постановления, с указанием наименования организации, адреса
юридического лица в пределах его местонахождения, идентификационного номера
налогоплательщика, кода причины постановки на учет и основного государственного
регистрационного номера (подп. «б»).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 в редакции,
действовавшей в период спорных правоотношений, до внесения изменений постановлением
Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343, утверждены Правила
осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации
специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования, которые определяют порядок и условия осуществления Фондом
пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной
социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских
организаций (далее – Правила осуществления специальной социальной выплаты).
Пунктом
2 Правил осуществления специальной социальной выплаты в редакции, действовавшей
в период спорных правоотношений, до внесения изменений постановлением
Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 (здесь и далее пункты
Правил приведены в редакции, действовавшей до 01.03.2024), устанавливалось, что
специальная социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации работникам,
занимающим штатные должности по состоянию на 01.01.2023, в том числе
находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного
рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские
организации, соответствующие критериям, установленным пунктом 2
постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О
дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования».
Пунктом
3 Правил осуществления специальной социальной выплаты предусмотрено, что
специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных
медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации,
предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Для
получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют
ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в
территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на
получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр
представляется медицинскими организациями в территориальный орган Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации до 25-го числа
исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца (пункт 4
Правил осуществления специальной социальной выплаты).
Реестр
формируется с указанием сведений о медицинской организации (наименование, адрес
юридического лица в пределах его местонахождения, идентификационный номер
налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный
регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная
социальная выплата (календарный месяц), а также сведений по каждому работнику
(пункт 6 Правил осуществления специальной социальной выплаты).
Согласно
п. 8 Правил осуществления специальной социальной выплаты специальная социальная
выплата осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня получения
территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации реестра.
В
случаях, когда в I квартале 2023 года специальная социальная выплата не
установлена медицинскому работнику, имеющему право на ее получение, по
организационно-техническим и иным причинам, она подлежит выплате ему в полном
объеме во II квартале 2023 года за период со дня возникновения права на нее.
Контроль
за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими
организациями, осуществляют территориальные органы Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации в порядке,
устанавливаемом Фондом пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской
Федерации (пункт 11 Правил осуществления специальной социальной выплаты).
Приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.03.2023 № 99н
утверждены Разъяснения
по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №
2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских
работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную
системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного
медицинского страхования либо территориальных программах обязательного
медицинского страхования» (далее – Разъяснения № 99н).
В п.
1 Разъяснений № 99н указано, что в соответствии с пунктом 2
постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 с
01.01.2023 специальная социальная выплата осуществляется в том числе следующим
категориям медицинских работников: специалисты со средним медицинским
образованием центральных районных, районных и участковых больниц (подп. «д»);
специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными
в подпункте «б»
пункта 2 постановления № 2568, а также оказывающие первичную
медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с
профилактической целью, включая проведение исследований, по
территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или)
осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию
(состоянию) (подп. «е»).
Согласно
п. 3 Разъяснений № 99н должности медицинских работников, а также должности
руководителей медицинских организаций и их заместителей определены в номенклатуре
должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной
приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 №
1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и
фармацевтических работников».
Пунктом
4 Разъяснений № 99н установлено, что при осуществлении специальной социальной
выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата
производится медицинским работникам: указанным в подпунктах
«а», «д»
и «з» пункта 2
постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых
больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами,
так и структурными подразделениями медицинских организаций;
указанным
в подпунктах
«б», «е»
и «и» пункта 2
постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих
первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу
прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного
стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей
акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как
структурные подразделения медицинских организаций).
Материалами дела подтверждено, что Дурнева Н.Ю. в спорный
период работала в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России.
Согласно Положению о Клинической больнице № 172 филиала № 2
федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный
научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального
медико-биологического агентства данная больница является обособленным
подразделением федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный
научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического
агентства (л.д. 94-99).
Как указано в п. 2.3 Положения о Клинической больнице № 172,
филиал обеспечивает исполнение своих обязательств по выполнению показателей
государственного задания, оказанию бесплатной медицинской помощи за счет средств
обязательного медицинского страхования в соответствии с планом
финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России.
В соответствии с п. 3.2 Положения о Клинической больнице №
172 предметом деятельности филиала является оказание лечебно-профилактической помощи работникам обслуживаемых организаций,
пенсионерам и ветеранам отрасли, населению обслуживаемых территорий, условия
работы и проживания которых связаны с воздействием опасных для здоровья человека
физических, химических и биологических факторов, требующих специальных
научно-обоснованных, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий,
направленных на предупреждение общей и профессиональной заболеваемости,
заболеваемости вследствие возможного вредного воздействия факторов окружающей
среды, а также заболеваемости с временной утратой трудоспособности, оказание
медицинской помощи спортсменам сборных команд Российской Федерации и их
ближайшему резерву, а также застрахованному населению в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Согласно уставу федерального государственного бюджетного
учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и
онкологии» Федерального медико-биологического агентства (л.д. 76-93) данное
учреждение является организацией здравоохранения и науки, находится в ведении
Федерального медико-биологического агентства (пункт 1.2).
Как указано в п. 3.2 устава, предметом деятельности и
функциями учреждения являются оказание медицинской помощи, в том числе скорой
специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации,
высокотехнологичной медицинской помощи, проведение прикладных и научных
исследований.
Указом
Президента Российской Федерации от 02.07.2024 № 568 утверждено Положение о
Федеральном медико-биологическом агентстве.
Пунктом
1 указанного Положения определено, что Федеральное медико-биологическое
агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере
медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей промышленности с
особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении
космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ), организации
медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд
Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и управлению
государственным имуществом в сфере здравоохранения, по оказанию медицинской
помощи, по организации деятельности службы крови, по федеральному
государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности донорской
крови и ее компонентов, по проведению федерального государственного
санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в организациях отдельных
отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при
подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных
работ) и на отдельных территориях Российской Федерации (включая объекты и
территории закрытых административно-территориальных образований, территории с
опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими
факторами) по перечням,
утвержденным Правительством Российской Федерации, а также функции по
медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения
обслуживаемых территорий (включая оказание услуг в сфере курортного дела,
организацию судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз,
трансплантацию органов и тканей человека), по организации медико-социальной
экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых
территорий, по организации и проведению медико-санитарных мероприятий по
предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,
связанных с радиационными, химическими и биологическими инцидентами, авариями и
террористическими актами, по проведению медико-санитарных мероприятий в зонах
боевых действий и на прилегающих к ним территориях.
Согласно
п. 5 Положения ФМБА России осуществляет свою деятельность непосредственно или
через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации
во взаимодействии с другими федеральными государственными органами, иными
органами публичной власти и организациями.
В
соответствии с подп. 22 п. 6 Положения ФМБА России осуществляет организацию
выполнения (оказания) следующих работ и государственных услуг в сфере
здравоохранения: первичная медико-санитарная помощь, специализированная (в том
числе высокотехнологичная) медицинская помощь, скорая (в том числе скорая специализированная)
медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь, оказываемые
подведомственными организациями.
Аналогичные
положения о деятельности ФМБА России были предусмотрены ранее действовавшим
Положением о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 206.
Из
приведенных норм закона, а также положений документов, регламентирующих
деятельность ФМБА и его подразделений, следует, что они не относятся к числу
центральных районных, районных и участковых больниц, медицинские работники
которых имеют право на специальную социальную выплату с 01.01.2023 в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022
№ 2568.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 в постановление
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 внесены изменения, в
том числе в подп. «д» и «е» п. 2, согласно которым право на специальную
социальную выплату имеют: средний медицинский персонал центральных районных,
районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в
том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического
агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том
числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень
которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от
21.08.2006 № 1156-р (подп. «д»); средний медицинский персонал, работающий с
врачами, указанными в подпункте «б»
этого пункта, а также оказывающий первичную медико-санитарную помощь по поводу
заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение
исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и
(или) осуществляющий диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию
(состоянию) (подп. «е»).
В
Перечень территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России, утвержденный
распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 №1156-р, включен
город Димитровград Ульяновской области.
Пунктом
2 постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343
установлено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования и
распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.2024.
По
общему правилу, установленному п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской
Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и
применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие
закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие,
только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Статьей 12 Трудового кодекса Российской
Федерации определено, что закон или иной нормативный правовой акт,
содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом
законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном
правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Закон
или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет
обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в
действие.
Действие
закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового
права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие,
лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Руководствуясь приведенными положениями закона, судебная
коллегия приходит к выводу о том, что право на специальную социальную выплату,
предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022
№ 2568, возникло у медицинских работников больниц и медико-санитарных частей, в
том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического
агентства, с 01.03.2024.
Из должностной инструкции Дурневой Н.Ю. следует, что,
работая в ***, в оказании первичной медико-санитарной помощи она не участвует
(л.д. 44-48, 50-56).
С учетом изложенного оснований для признания за Дурневой
Н.Ю. права на спорную специальную социальную выплату за период с 01.01.2023 по
29.02.2024 и, соответственно, для взыскания в ее пользу денежной компенсации
морального вреда и судебных расходов у суда первой инстанции не имелось.
В удовлетворении исковых требований Дурневой Н.Ю. к ОСФР по
Ульяновской области судом первой инстанции отказано лишь со ссылкой на то, что
эти требования являются преждевременными.
Вместе
с тем, поскольку за истцом признано право на специальную социальную выплату,
которое ОСФР по Ульяновской области оспаривается, решение суда подлежит отмене
в полном объеме, по делу надлежит принять новое решение, которым в
удовлетворении исковых требований Дурневой Н.Ю. к федеральному государственному
бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской
радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства, ОСФР по
Ульяновской области о признании права на получение специальной социальной
выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке
медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и
муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе
обязательного медицинского страхования либо территориальных программах
обязательного медицинского страхования» за период с 01.01.2023 по 29.02.2024,
возложении обязанности направить в отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области документы для
назначения и выплаты Дурневой Н.Ю. указанной
специальной социальной выплаты, взыскании компенсации морального вреда, судебных
расходов отказать.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 2 декабря 2024 года.
Принять
по делу новое решение.
В
удовлетворении исковых требований Дурневой Натальи Юрьевны к федеральному
государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр
медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического
агентства, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области о признании права на получение специальной
социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной
поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в
государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой
программе обязательного медицинского страхования либо территориальных
программах обязательного медицинского страхования» за период с 01.01.2023 по 29.02.2024;
возложении на федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный
научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического
агентства обязанности направить в отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области документы для
назначения и производства Дурневой Наталье Юрьевне указанной специальной
социальной выплаты, взыскании с федерального государственного бюджетного
учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и
онкологии» Федерального медико-биологического агентства в пользу Дурневой
Натальи Юрьевны компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг
представителя и почтовых расходов отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
18.04.2025.