УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0013-01-2024-006309-29 Судья
Андреева Н.А.
Дело № 33-1744/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
15
апреля 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.,
при секретаре Кузеевой Г.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 20 декабря 2024 года, с учетом определения судьи того же суда
от 5 февраля 2025 года об исправлении описок, по гражданскому делу № 2-3039/2024,
по которому постановлено:
исковые требования Терехина Сергея Ивановича удовлетворить.
Признать
за Терехиным Сергеем Ивановичем право на получение специальной социальной
выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
31 декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной
поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в
государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой
программе обязательного медицинского страхования либо территориальных
программах обязательного медицинского страхования» за период с 1 января 2023 года
по 29 февраля 2024 года.
Обязать
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный
научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального
медико-биологического агентства
направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области документы для назначения и выплаты
Терехину Сергею Ивановичу специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 «О
дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования» за период с 1 января 2023 года по 29 февраля 2024 года.
Взыскать
с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный
научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального
медико-биологического агентства в пользу Терехина Сергея Ивановича
компенсацию морального вреда 5000 рублей, в возмещение расходов на
представителя 10 000 рублей, а всего 15 000 рублей.
Во
взыскании почтовых расходов отказать.
Заслушав
доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия
установила:
Терехин С.И. обратился в суд с исковым заявлением к
федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный
научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального
медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России) о признании права на специальную
социальную выплату, включении в реестр
медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной
выплаты, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных
требований указал, что с 06.04.2020 работает в должности *** ФНКЦРиО ФМБА
России, и с 01.01.2023 имеет право на получение специальной социальной выплаты,
предусмотренной подпунктом «з» пункта 2 постановления Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной
государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских
организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения
и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо
территориальных программах обязательного медицинского страхования», как младший
медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц.
Вместе с тем, в период с
01.01.2023 по 29.02.2024 он не был включен работодателем в реестр работников,
имеющих право на получение специальной социальной выплаты, соответствующая
выплата в указанный период Отделением Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области ему не производилась.
Просил признать за ним
право на специальную социальную выплату, установленную постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, за период с
01.01.2023 по 29.02.2024, обязать ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России включить данные о нем
в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты
за период за период с 01.01.2023 по 29.02.2024, который направить в
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области, взыскать с ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России в свою пользу
компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, расходы на оплату услуг
представителя в размере 10 000 рублей, почтовые расходы.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области.
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит решение
суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых
требований.
В
обоснование доводов жалобы указано, что медицинские работники больниц и
медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении
Федерального медико-биологического агентства были включены в перечень категорий
медицинских работников, имеющих право на специальную социальную выплату только
на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2024
№ 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской
Федерации». При этом указанное постановление вступило в силу со дня его
официального опубликования (21.03.2024) и распространяется на правоотношения,
возникшие с 01.03.2024. До указанной даты право на специальную социальную
выплату применительно к медицинским организациям ФМБА, в том числе имел младший
медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную
медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу.
Поскольку истец работает в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России, право
на специальную социальную выплату он имеет только с 01.03.2024.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца
Терехина С.И. – Суворова Е.Н. просит оставить апелляционную жалобу Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области без удовлетворения.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые
надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы
и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, с 29.08.2022
Терехин С.И. работает в должности *** (с 01.09.2023 – в должности ***
ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России (л.д. 48-62).
С 01.03.2024 Терехин С.И. является получателем специальной
социальной выплаты согласно подпункту «з» пункта 2 постановления Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной
социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в
государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой
программе обязательного медицинского страхования либо территориальных
программах обязательного медицинского страхования» (далее - постановление
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568).
Полагая, что он имеет право на получение специальной
социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568, начиная с 01.01.2023, Терехин С.И.
обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что ФГБУ
ФНКЦРиО ФМБА России является медицинской организацией, входящей в
государственную систему здравоохранения, которая участвует в базовой программе
обязательного медицинского страхования и территориальной программе
обязательного медицинского страхования, оказывает первичную медико-санитарную
помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению ***,
пришел к выводу о том, что истец Терехин С.И. имеет право на получение
специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, с 01.01.2023.
В связи с этим суд первой инстанции возложил на ФГБУ ФНКЦРиО
ФМБА России обязанность направить в Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области документы для
назначения и выплаты Терехину С.И. специальной социальной выплаты за период
с 01.01.2023 по 29.02.2024.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами
суда первой инстанции по следующим основаниям.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной
государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских
организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения
и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо
территориальных программах обязательного медицинского страхования» (в редакции,
действующей до 20.03.2024) с 01.01.2023 установлена специальная социальная
выплата определенным категориям медицинских работников (за исключением
руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев
внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в
государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в
реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо
территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских
организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения
и расположенных на территориях ***.
В
соответствии с номенклатурой должностей медицинских работников и
фармацевтических работников занимаемая истцом должность ***.
Согласно
пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №
2568 (в редакции, действующей до 20.03.2024) специальная социальная выплата
устанавливается, в том числе: младшему медицинскому персоналу центральных
районных, районных и участковых больниц (подпункт «з»), младшему медицинскому
персоналу медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную
помощь гражданам по территориально-участковому принципу (подпункт «и»).
Пунктом
3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в
редакции, действующей до 20.03.2024), установлены следующие максимальные
месячные размеры специальной социальной выплаты одному ***, в том числе: ***,
указанным в подпунктах «з» - «л» пункта 2
данного постановления, - 4500 рублей (подпункт «з»).
Приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.03.2023 № 99н
утверждены Разъяснения
по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №
2568.
В
силу пункта 4 указанных Разъяснений, при осуществлении специальной социальной
выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата
производится медицинским работникам:
указанным
в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления № 2568, работающим в
центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как
самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными
подразделениями медицинских организаций;
указанным
в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 постановления № 2568, работающим в
медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по
территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных
условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания
медицинской помощи, включая *** (в том числе созданных как структурные подразделения
медицинских организаций).
Как указывалось выше, в спорный период Терехин С.И. работал
в должности санитара приемного отделения КБ № 172 филиала № 2 ФГБУ
ФНКЦРиО ФМБА России.
Согласно Уставу федерального государственного бюджетного
учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и
онкологии» Федерального медико-биологического агентства (л.д. 80-101) данное
учреждение является организацией здравоохранения и науки, находится в ведении
Федерального медико-биологического агентства (пункт 1.2).
Как указано в пункте 3.2 Устава, предметом деятельности и
функциями учреждения являются оказание медицинской помощи, в том числе скорой
специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации,
высокотехнологичной медицинской помощи, проведение прикладных и научных
исследований.
Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2024 № 568
утверждено Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве.
Пунктом 1 указанного Положения определено, что Федеральное
медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому
регулированию в сфере медико-санитарного обеспечения работников отдельных
отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при
подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных
работ), организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных
сборных команд Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и
управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, по оказанию
медицинской помощи, по организации деятельности службы крови, по федеральному
государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности донорской
крови и ее компонентов, по проведению федерального государственного
санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в организациях отдельных
отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при
подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных
работ) и на отдельных территориях Российской Федерации (включая объекты и
территории закрытых административно-территориальных образований, территории с
опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими
факторами) по перечням,
утвержденным Правительством Российской Федерации, а также функции по медико-санитарному
обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых
территорий (включая оказание услуг в сфере курортного дела, организацию
судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, трансплантацию органов
и тканей человека), по организации медико-социальной экспертизы работников
обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий, по организации
и проведению медико-санитарных мероприятий по предупреждению, локализации и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными,
химическими и биологическими инцидентами, авариями и террористическими актами,
по проведению медико-санитарных мероприятий в зонах боевых действий и на
прилегающих к ним территориях.
Согласно пункту 5 Положения ФМБА России осуществляет свою
деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также
через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными
государственными органами, иными органами публичной власти и организациями.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 6 Положения ФМБА
России осуществляет организацию выполнения (оказания) следующих работ и
государственных услуг в сфере здравоохранения: первичная медико-санитарная
помощь, специализированная (в том числе высокотехнологичная) медицинская
помощь, скорая (в том числе скорая специализированная) медицинская помощь и
паллиативная медицинская помощь, оказываемые подведомственными организациями.
Аналогичные положения о деятельности ФМБА России были
предусмотрены ранее действовавшим Положением о Федеральном медико-биологическом
агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
11.04.2005 № 206.
Из приведенных норм закона, а также положений документов,
регламентирующих деятельность ФМБА и его подразделений, следует, что они не
относятся к числу центральных районных, районных и участковых больниц,
медицинские работники которых имеют право на специальную социальную выплату
с 01.01.2023 в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» подпункт «з»
пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №
2568 изложен в новой редакции. Специальная социальная выплата установлена ***,
в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического
агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том
числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых
утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 №
1156-р.
При
этом в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации
от 20.03.2024 № 343 прямо указано, что его действие распространяется на
правоотношения, возникшие с 01.03.2024.
По
общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса
Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы
и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие
закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие,
только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Статьей 12 Трудового кодекса Российской
Федерации определено, что закон или иной нормативный правовой акт,
содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом
законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном
правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Закон
или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет
обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в
действие.
Действие
закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового
права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие,
лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В
постановлении Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343
отсутствуют указания на распространение его действия на правоотношения,
возникшие до 01.03.2024.
Таким
образом, право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной
подпунктом «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от
31.12.2022 № 2568, возникло у Терехина С.И. только с 01.03.2024.
При
этом то обстоятельство, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России оказывает
первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу
прикрепленному населению, само по себе о наличии у Терехина С.И. права на
получение специальной социальной выплаты в период с 01.01.2023 по 29.02.2024 не
свидетельствует, так как он не относится к медицинскому персоналу, указанному в
подпункте «и» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации
от 31.12.2022 № 2568.
С
учетом изложенного, поскольку в период с 01.01.2023 по 29.02.2024 истец не
относился ни к одной категории медицинских работников, имеющих право на
получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, правовых оснований для
удовлетворения исковых требований Терехина С.И. о признании права на получение
специальной социальной выплаты в указанный период и возложении на ФГБУ ФНКЦРиО
ФМБА России обязанности направить в Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области документы
для назначения и выплаты Терехину С.И. специальной социальной выплаты за период
с 01.01.2023 по 29.02.2024, у суда первой инстанции не имелось.
Соответственно
не подлежали удовлетворению и требования Терехина С.И. о взыскании компенсации
морального вреда, являющиеся производными от основных требований.
При
таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным,
оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в
удовлетворении исковых требований Терехина С.И. о признании права на получение
специальной социальной выплаты, возложении обязанности направить документы для
назначения и выплаты специальной социальной выплаты, установленной
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022
№ 2568, за период с 01.01.2023 по 29.02.2024, взыскании
компенсации морального вреда.
Приведенные
в возражениях на апелляционную жалобу ссылки представителя истца на решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30.05.2024 по
гражданскому делу № 2-1060/2024, оставленное без изменения апелляционным
определением судебной коллегией по гражданским делам Ульяновского областного
суда от 10.09.2024 и определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции
от 06.02.2025, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку
в соответствии с положениями статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации данные судебные акты преюдициального значения при разрешении
настоящего спора не имеют.
В
соответствии с частью 3 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации понесенные истцом расходы на оплату услуг представителя и
почтовые расходы при отказе в удовлетворении иска возмещению ответчиком не
подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 20 декабря 2024 года, с учетом определения судьи того же
суда от 5 февраля 2025 года об исправлении описок,
отменить.
Принять по делу новое решение.
В
удовлетворении исковых требований Терехина Сергея Ивановича (паспорт ***)
к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно‑клинический
центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического
агентства (ИНН ***) о признании права на получение специальной социальной
выплаты, возложении обязанности направить документы для назначения и выплаты
специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской
Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568, за период с 1 января 2023 года
по 29 февраля 2024 года, взыскании компенсации морального вреда
и судебных расходов, отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный
суд общей юрисдикции (город Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Димитровградский
городской суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17
апреля 2025 года.