Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании права на специальную социальную выплату
Документ от 15.04.2025, опубликован на сайте 21.04.2025 под номером 118442, 2-я гражданская, о признании права на получение специальной социальной выплаты в соответствии Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2024-006406-29               Судья Котельникова С.А.                                                                   Дело № 33-1759/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     15 апреля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 декабря 2024 года по гражданскому делу № 2-3084/2024, по которому постановлено:

исковые требования Гильфановой Гульфири Риязовны (паспорт ***) удовлетворить.

Признать за Гильфановой Гульфирой Риязовной право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» в период с 3 февраля 2023 года по 29 февраля 2024 года. 

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства направить в Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области документы (реестры) в отношении Гильфановой Гульфири Риязовны для назначения  и выплаты ей специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» за период  с 3 февраля 2023 года по 29 февраля 2024 года.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (ИНН ***) в пользу Гильфановой Гульфири Риязовны компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, почтовые расходы в размере 352 рубля 80 копеек, всего взыскать 15 352 рубля 80 копеек.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Гильфанова Г.Р. обратилась в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России) о признании права на специальную социальную  выплату, включении в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указала, что с 03.02.2023 она работает в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России, и имеет право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктом «д» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», как ***.

Вместе с тем, в период с 03.02.2023 по 29.02.2024 она не была включена работодателем в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, соответствующая выплата в указанный период Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области ей не производилась.

Просила признать за ней право на специальную социальную выплату, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, за период с 03.02.2023 по 29.02.2024, обязать ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России включить данные о ней в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты за период с 03.02.2023 по 29.02.2024, который направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, взыскать с ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, почтовые расходы.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указано, что медицинские работники больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства были включены в перечень категорий медицинских работников, имеющих право на специальную социальную выплату только на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». При этом указанное постановление вступило в силу со дня его официального опубликования (21.03.2024) и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.2024. До указанной даты право на специальную социальную выплату применительно к медицинским организациям ФМБА имели медицинские работники, работающие в амбулаторных условиях (в поликлинике). Поскольку истец работает в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России, право на специальную социальную выплату она имеет только с 01.03.2024.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Гильфановой Г.Р. – Суворова Е.Н. просит оставить апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, с 03.02.2023 Гильфанова Г.Р. работала в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России (л.д. 52-57).

Приказом от 19.11.2024 № 805-у действие трудового договора прекращено, Гильфанова Г.Р. уволена 28.11.2024 на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 61).

Полагая, что в период с 03.02.2023 по 29.02.2024 она имела право на получение специальной социальной выплаты согласно подпункту «д» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568), Гильфанова Г.Р. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России является медицинской организацией, входящей в государственную систему здравоохранения, которая участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования и территориальной программе обязательного медицинского страхования, оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению ***, пришел к выводу о том, что истец Гильфанова Г.Р. имела право на получение специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, в период с 03.02.2023 по 29.02.2024.

В связи с этим суд первой инстанции возложил на ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России обязанность направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области документы (реестры) для назначения и выплаты Гильфановой Г.Р. специальной социальной выплаты за период с 03.02.2023 по 29.02.2024.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей до 20.03.2024) с 01.01.2023 установлена специальная социальная выплата определенным категориям медицинских работников (за исключением ***, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях ***.

В соответствии с номенклатурой должностей *** занимаемая истцом должность *** относится к должностям ***

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции, действующей до 20.03.2024) специальная социальная выплата устанавливается, в том числе: *** (подпункт «д»), *** указанными в подпункте «б» настоящего пункта, а также оказывающим первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющим диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (подпункт «е»).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции, действующей до 20.03.2024), установлены следующие максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику, в том числе: ***, за исключением специалистов со ***, указанным в подпунктах «е» и «ж» пункта 2 настоящего постановления, - 8000 рублей (подпункт «д»); ***, указанным в подпункте «е» пункта 2 настоящего постановления, - 6500 рублей (подпункт «е»).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.03.2023 № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

В силу пункта 4 указанных Разъяснений, при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам:

указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;

указанным в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая *** (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций).

Как указывалось выше, в спорный период Гильфанова Г.Р. работала в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России.

Согласно Уставу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (л.д. 77-98) данное учреждение является организацией здравоохранения и науки, находится в ведении Федерального медико-биологического агентства (пункт 1.2).

Как указано в пункте 3.2 Устава, предметом деятельности и функциями учреждения являются оказание медицинской помощи, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации, высокотехнологичной медицинской помощи, проведение прикладных и научных исследований.

Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2024 № 568 утверждено Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве.

Пунктом 1 указанного Положения определено, что Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ), организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, по оказанию медицинской помощи, по организации деятельности службы крови, по федеральному государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, по проведению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации (включая объекты и территории закрытых административно-территориальных образований, территории с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами) по перечням, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также функции по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий (включая оказание услуг в сфере курортного дела, организацию судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, трансплантацию органов и тканей человека), по организации медико-социальной экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий, по организации и проведению медико-санитарных мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными, химическими и биологическими инцидентами, авариями и террористическими актами, по проведению медико-санитарных мероприятий в зонах боевых действий и на прилегающих к ним территориях.

Согласно пункту 5 Положения ФМБА России осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными государственными органами, иными органами публичной власти и организациями.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 6 Положения ФМБА России осуществляет организацию выполнения (оказания) следующих работ и государственных услуг в сфере здравоохранения: первичная медико-санитарная помощь, специализированная (в том числе высокотехнологичная) медицинская помощь, скорая (в том числе скорая специализированная) медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь, оказываемые подведомственными организациями.

Аналогичные положения о деятельности ФМБА России были предусмотрены ранее действовавшим Положением о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 206.

Из приведенных норм закона, а также положений документов, регламентирующих деятельность ФМБА и его подразделений, следует, что они не относятся к числу центральных районных, районных и участковых больниц, медицинские работники которых имеют право на специальную социальную выплату с 01.01.2023 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» подпункт «д» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 изложен в новой редакции. Специальная социальная выплата установлена среднему медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1156-р.

При этом в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 прямо указано, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.2024.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Статьей 12 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 отсутствуют указания на распространение его действия на правоотношения, возникшие до 01.03.2024.

Таким образом, право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктом «д» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, возникло у Гильфановой Г.Р. только с 01.03.2024.

При этом, то обстоятельство, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, само по себе о наличии у Гильфановой Г.Р. права на получение специальной социальной выплаты в период с 03.02.2023 по 29.02.2024 не свидетельствует. К категории медицинских работников, указанных в подпункте «е» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, Гильфанова Г.Р. не относится, так как не оказывает ***, включая проведение ***, не работает с ***, указанными в подпункте «б» пункта 2 Постановления № 2568.

С учетом изложенного, поскольку в период с 03.02.2023 по 29.02.2024 истец не относилась ни к одной категории медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Гильфановой Г.Р. о признании права на получение специальной социальной выплаты в указанный период и возложении на ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России обязанности направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области документы (реестры) для назначения и выплаты Гильфановой Г.Р. специальной социальной выплаты за период с 03.02.2023 по 29.02.2024, у суда первой инстанции не имелось.

Соответственно не подлежали удовлетворению и требования Гильфановой Г.Р. о взыскании компенсации морального вреда, являющиеся производными от основных требований.

При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Гильфановой Г.Р. о признании права на получение специальной социальной выплаты, возложении обязанности направить документы (реестры) для назначения и выплаты специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, за период с 03.02.2023  по 29.02.2024, взыскании компенсации морального вреда.

Приведенные в возражениях на апелляционную жалобу ссылки представителя истца на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30.05.2024 по гражданскому делу № 2-1060/2024, оставленное без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Ульяновского областного суда от 10.09.2024 и определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 06.02.2025, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку в соответствии с положениями статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данные судебные акты преюдициального значения при разрешении настоящего спора не имеют.

В соответствии с частью 3 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации понесенные истцом расходы по оплате услуг представителя и почтовые расходы при отказе в удовлетворении иска возмещению ответчиком не подлежат.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 декабря 2024 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Гильфановой Гульфири Риязовны (паспорт ***) к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно‑клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (ИНН ***) о признании права на получение специальной социальной выплаты, возложении обязанности направить документы (реестры) для назначения и выплаты специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568, за период с 3 февраля 2023 года по 29 февраля 2024 года, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов, отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 апреля 2025 года.