УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Андреева
Н.А. 73RS0013-01-2024-005521-65
Дело № 33-1519/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
15 апреля 2025 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова
А.С., Самылиной О.П.,
при секретаре
Дементьевой Е.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 4
декабря 2024 года, с учетом определения того же суда от 30 января 2025 года об
исправлении описки, по гражданскому делу № 2-2640/2024, по которому
постановлено:
Исковые
требования Назаровой Марины Михайловны удовлетворить частично.
Признать
за Назаровой Мариной Михайловной право на получение специальной социальной выплаты
в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 «О
дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования» за период с 01.01.2023 по 09.02.2024.
Обязать
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический
центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического
агентства направить в отделение Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области документы для назначения и выплаты Назаровой Марине Михайловне
специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ
от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке
медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и
муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе
обязательного медицинского страхования либо территориальных программах
обязательного медицинского страхования» за период с 01.01.2023 по 09.02.2024.
В
удовлетворении исковых требований к отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области о взыскании специальной
социальной выплаты отказать.
Взыскать с
Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный
научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального
медико-биологического агентства в пользу Назаровой Марины Михайловны в
возмещение расходов на представителя 10 000 руб., почтовые расходы 30
руб., а всего 10 030 (десять тысяч тридцать) рублей.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Назарова М.М. обратилась в суд с иском к
Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный
научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального
медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России), Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по
Ульяновской области) о признании права на получение специальной социальной
выплаты.
Исковые требования мотивированы тем, что Назарова М.М. в период с 01.04.2020 по 09.02.2024 работала в ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России в должности *** отделения
хирургического корпуса.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 3
постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О
дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования» она имеет право на получение с 01.01.2023 социальной выплаты,
назначаемой специалистам со средним медицинским образованием центральных районных
и участковых больниц. Однако работодателем сведения в отношении нее в ОСФР по
Ульяновской области не направлялись,
специальная социальная выплата за период с 01.01.2023 по 09.02.2024 не выплачивалась.
С учетом
изложенного, Назарова М.М. просила признать за ней право на получение
специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 в период с 01.01.2023 по 09.02.2024,
обязать ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России направить в ОСФР по
Ульяновской области документы (реестр) в отношении истца для назначения и
выплаты ей специальной социальной выплаты, взыскать в ее пользу расходы на
оплату услуг представителя в размере 10 000 руб. и почтовые расходы.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить, в
удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы указывает, что
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О
внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» с
01.03.2024 в подпункты «а», «д», и «з» пункта 2 постановления Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной
поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в
государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой
программе обязательного медицинского страхования либо территориальных
программах обязательного медицинского страхования» внесены изменения, а именно
добавлена категория медицинских работников, которым устанавливается специальная
социальная выплата, – медицинский персонал больниц и медико-санитарных частей,
в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического
агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 вступило в
законную силу со дня его официального опубликования и распространяется на
правоотношения, возникшие с 01.03.2024. Таким образом, до 01.03.2024 Назарова М.М.
права на получение указанной специальной социальной выплаты не имела. Основания
для установления выплаты медицинскому персоналу, работающему в стационарных
условиях больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных,
находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, в период с
01.01.2023 по 09.02.2024 отсутствуют.
В возражениях на
апелляционную жалобу представитель Назаровой М.М. – Суворова Е.Н. просит
оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч.
1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Из положений пункта 5 части 1 статьи 72
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» следует, что медицинские работники и фармацевтические
работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в
том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со
спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также
конкретными результатами деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 72
Федерального закона от 21.11.2011
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать
дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим
работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета,
бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022
№ 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских
работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную
системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного
медицинского страхования либо территориальных программах обязательного
медицинского страхования» (далее – постановление Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568) с 01.01.2023 на федеральном уровне установлены
меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования, а также утверждены «Правила
осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации
специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских
организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения
и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо
территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее –
Правила).
В силу подпункта «д»
пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568
(в редакции, действующей с 09.01.2023 и распространяющейся на правоотношения,
возникшие с 01.01.2023) социальная выплата устанавливается специалистам со
средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых
больниц.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в
некоторые акты Правительства Российской Федерации» подпункт «д» пункта 2 постановления Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 изложен в новой редакции: специальная
социальная выплата установлена среднему медицинскому персоналу центральных
районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных
частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального
медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях
Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных
образованиях, перечень которых утвержден распоряжением
Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1156-р.
Постановление Правительства Российской
Федерации от 20.03.2024 № 343 вступает в силу со дня его официального
опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.2024, за
исключением подпункта «з» пункта 1 изменений, утвержденных настоящим
постановлением, который вступает в силу с 01.09.2024.
Приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 10.03.2023 № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.
Согласно пункту 4 названных Разъяснений при
осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что
специальная социальная выплата производится медицинским работникам, указанным в
подпунктах «а»,
«д» и «з» пункта 2 постановления Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, работающим в центральных районных,
районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими
лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских
организаций.
Из пункта 2 Правил следует, что специальная
социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации работникам, занимающим штатные
должности по состоянию на 01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по
уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также
вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации,
соответствующие критериям, установленным пунктом 2 постановления Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.
Пунктом 3 Правил установлено, что специальная
социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских
организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил для
получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют
ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в
территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на
получение специальной социальной выплаты (далее – реестр).
Реестр в форме электронного документа,
подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного
лица, направляется в федеральную государственную информационную систему «Единая
интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации организацией с использованием
информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей
деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом
на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного
взаимодействия.
В случаях, когда в 1 квартале 2023 года
специальная социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему
право на ее получение, по организационно-техническим и иным причинам, то она
подлежит выплате ему в полном объеме во 2 квартале 2023 года за период со дня возникновения
права на нее (пункт 17 постановления Правительства Российской Федерации от
31.12.2022 № 2568).
Как установлено судом и следует из материалов дела,
Назарова М.М. в период с 01.04.2020 по 09.02.2024 работала в ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России в должности *** (л.д. 49-50, 53-61).
В Перечень территорий, подлежащих
обслуживанию ФМБА России, утвержденный распоряжением Правительства Российской
Федерации от 21.08.2006 № 1156-р, включен город Димитровград Ульяновской
области.
С 01.03.2024 истец
является получателем специальной социальной выплаты на основании постановления
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.
Полагая, что имеет
право на специальную социальную выплату в соответствии с подпунктом «д» пункта 2 постановления Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568 за период с 01.03.2023 по 09.02.2024,
Назарова М.М. обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя
исковые требования и признавая за истцом право на получение специальной
социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568 в период с 01.01.2023 по 29.02.2024, суд первой
инстанции исходил из того, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА
России является единственной медицинской организацией на территории
г. Димитровграда Ульяновской области, входящей в государственную систему
здравоохранения, которая участвует в базовой программе обязательного
медицинского страхования и территориальной программе обязательного медицинского
страхования, оказывает первичную медико-санитарную помощь по
территориально-участковому принципу прикрепленному населению
г. Димитровграда Ульяновской области.
Судебная коллегия
не может согласиться с таким выводом суда.
Согласно уставу
федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный
научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального
медико-биологического агентства данное учреждение является организацией
здравоохранения и науки, находится в ведении Федерального медико-биологического
агентства (пункт 1.2 устава).
Предметом
деятельности и функциями учреждения являются оказание медицинской помощи, в том
числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации,
высокотехнологичной медицинской помощи, проведение прикладных и научных
исследований (пункт 3.2 устава).
Указом Президента Российской Федерации от
02.07.2024 № 568 утверждено Положение о Федеральном медико-биологическом
агентстве.
Пунктом 1 указанного Положения определено,
что Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
нормативно-правовому регулированию в сфере медико-санитарного обеспечения
работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда
(в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении
водолазных и кессонных работ), организации медико-биологического обеспечения
спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, по оказанию
государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере
здравоохранения, по оказанию медицинской помощи, по организации деятельности
службы крови, по федеральному государственному контролю (надзору) за
обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, по проведению
федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)
в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями
труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении
водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации
(включая объекты и территории закрытых административно-территориальных
образований, территории с опасными для здоровья человека физическими,
химическими и биологическими факторами) по перечням,
утвержденным Правительством Российской Федерации, а также функции по
медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения
обслуживаемых территорий (включая оказание услуг в сфере курортного дела,
организацию судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз,
трансплантацию органов и тканей человека), по организации медико-социальной
экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых
территорий, по организации и проведению медико-санитарных мероприятий по
предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,
связанных с радиационными, химическими и биологическими инцидентами, авариями и
террористическими актами, по проведению медико-санитарных мероприятий в зонах
боевых действий и на прилегающих к ним территориях.
ФМБА России осуществляет свою деятельность
непосредственно или через свои территориальные органы, а также через
подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными
государственными органами, иными органами публичной власти и организациями
(пункт 5 Положения).
В соответствии с подпунктом 22 пункта 6
Положения ФМБА России осуществляет организацию выполнения (оказания) следующих
работ и государственных услуг в сфере здравоохранения: первичная
медико-санитарная помощь, специализированная (в том числе высокотехнологичная)
медицинская помощь, скорая (в том числе скорая специализированная) медицинская
помощь и паллиативная медицинская помощь, оказываемые подведомственными
организациями.
Аналогичные положения о деятельности ФМБА
России были предусмотрены ранее действовавшим Положением о Федеральном
медико-биологическом агентстве, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 11.04.2005 № 206.
Из приведенных норм закона, а также положений
документов, регламентирующих деятельность ФМБА и его подразделений, следует,
что они не относятся к числу центральных районных, районных и участковых
больниц, медицинские работники которых имеют право на специальную социальную
выплату с 01.01.2023 в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568.
Право врачей и медицинских работников с
высшим (немедицинским) образованием, среднего и младшего медицинского персонала
больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в
ведении Федерального медико-биологического агентства, на специальную социальную
выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
31.12.2022 № 2568 возникло с 01.03.2024 на основании постановления
Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в
некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Принцип невозможности распространения
действия вновь принятых правовых положений на ранее возникшие отношения
закреплен в статье 4
Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4
которой определено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной
силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на
отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это
прямо предусмотрено законом.
В соответствии с частью 1
статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации закон или иной
нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со
дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе
или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие
акта данного вида.
Закон или иной нормативный правовой акт,
содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к
отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 3
статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).
Действие закона или иного нормативного
правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на
отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо
предусмотренных этим актом (часть 4
статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).
Придание обратной силы закону относится к
исключительной прерогативе законодателя, только он вправе распространить новую
норму на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до ее введения
в действие, т.е. придать закону обратную силу, при этом либо в тексте закона,
либо в правовом акте о порядке его вступления в силу содержится специальное
указание о таком действии во времени.
Постановление Правительства Российской
Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации» вступило в законную силу со дня его
официального опубликования (21.03.2024) и распространило свое действие на
правоотношения, возникшие с 01.03.2024 (за исключением подпункта «з» пункта 1 изменений, утвержденных настоящим
постановлением).
Принимая во внимание, что Правительство
Российской Федерации предусмотрело право врачей и медицинских работников с
высшим (немедицинским) образованием, среднего и младшего медицинского персонала
больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в
ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на
отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых
административно-территориальных образованиях, перечень
которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от
21.08.2006 № 1156-р, на специальную социальную выплату в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 путем
внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от
20.03.2024
№ 343, в котором обратная сила постановления распространяется на правоотношения
только с 01.03.2024, правовых оснований для признания за истцом права на
получение спорной выплаты за период с 01.01.2023 по 09.02.2024, удовлетворения
исковых требований в полном объеме, у суда первой инстанции не имелось.
Право на получение специальной социальной
выплаты, предусмотренной подпунктом «д» пункта 2
постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, возникло
у истца только с 01.03.2024, в связи с чем с указанной даты ОСФР по Ульяновской
области производит медицинскому работнику данную выплату.
То обстоятельство, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России оказывает первичную медико-санитарную
помощь по территориально-участковому принципу, не влечет назначение истцу
специальной социальной выплаты с 01.01.2023, поскольку Назарова М.М. не
относится к медицинскому персоналу, работающему с врачами, указанными в подпункте «б»
пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568,
а также оказывающему первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний
(состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по
территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или)
осуществляющему диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию
(состоянию).
Учитывая, что в период с 01.01.2023 по 09.02.2024
истец не относился ни к одной категории медицинских работников, имеющих право
на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, решение суда не может
быть признано законным и подлежит отмене. По делу надлежит принять новое
решение об отказе в удовлетворении заявленных Назаровой М.М. исковых
требований.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области
от
4 декабря 2024 года, с учетом определения того же суда от 30 января 2025 года
об исправлении описки, отменить.
Принять по делу
новое решение.
В удовлетворении
исковых требований Назаровой Марины Михайловны к федеральному государственному
бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской
радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства, Отделению
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области о признании права на получение специальной социальной выплаты,
предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022
№ 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских
работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную
системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного
медицинского страхования либо территориальных программах обязательного
медицинского страхования» за период с 01.01.2023 по 09.02.2024, возложении
обязанности направить документы для назначения и выплаты специальной социальной
выплаты за период с 01.01.2023 по 09.02.2024, взыскании судебных расходов отказать.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным
главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Димитровградский городской суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 18.04.2025