Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании права на специальную социальную выплату
Документ от 08.04.2025, опубликован на сайте 28.04.2025 под номером 118509, 2-я гражданская, о признании права на получение специальной социальной выплаты в соответствии Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2024-006331-60               Судья Кудряшева Н.В.                                                                       Дело № 33-1600/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        8 апреля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 декабря 2024 года по гражданскому делу № 2-3045/2024, по которому постановлено:

исковые требования  Ларичкиной Надежды Сергеевны удовлетворить частично.

Признать за Ларичкиной Надеждой Сергеевной (паспорт *** выдан  ***  17.01.2007) право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» за период с 1 января 2023 года по 30 января 2024 года.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства  включить Ларичкину Надежду Сергеевну в реестр  медицинских работников, имеющих право  на получение специальной социальной выплаты и направить реестр в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области с целью  назначения и выплаты Ларичкиной Н.С. специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федеоации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» за период с 1 января 2023 года по 30 января 2024 года.

В остальной части иска  Ларичкиной Надежды Сергеевны  к ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России о признании права  на получение специальной социальной выплаты, понуждении к включению в реестр медицинских работников и направлению  документов для назначения и выплаты специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования»  за периоды  с 4 марта 2024 года по  24 мая 2024 года,  с 7 июня 2024 года по 30 сентября 2024 года отказать.

В удовлетворении исковых требований Ларичкиной  Надежды Сергеевны  к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании права на получение специальной социальной выплаты, понуждении к включению в реестр и направлению документов  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Ларичкина Н.С. обратилась в суд с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании права на специальную социальную  выплату, включении в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.

В обоснование заявленных требований указала, что с 13.11.2019 по 30.01.2024, с 04.03.2024 по 24.05.2024, с 07.06.2024 по настоящее время она работает в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России, и с 01.01.2023 имеет право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования».

Вместе с тем, в период с 01.01.2023 по 30.01.2024, с 04.03.2024 по 24.05.2024, с 07.06.2024 по 30.09.2024 она не была включена работодателем в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, соответствующая выплата в указанный период Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области ей не производилась.

Просила признать за ней право на специальную социальную выплату, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, за период с 01.01.2023 по 30.01.2024, с 04.03.2024 по 24.05.2024, с 07.06.2024 по 30.09.2024, обязать ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России включить данные о ней в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты за период с 01.01.2023 по 30.01.2024, с 04.03.2024 по 24.05.2024, с 07.06.2024 по 30.09.2024.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указано, что медицинские работники больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства были включены в перечень категорий медицинских работников, имеющих право на специальную социальную выплату только на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». При этом указанное постановление вступило в силу со дня его официального опубликования (21.03.2024) и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.2024. До указанной даты право на специальную социальную выплату применительно к медицинским организациям ФМБА, имели медицинские работники, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, то есть в амбулаторных условиях. Поскольку Ларичкина Н.С. осуществляет трудовую деятельность в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России, право на специальную социальную выплату она имеет только с 01.03.2024.

В возражениях на апелляционную жалобу Ларичкина Н.С. и ее представитель – Суворова Е.Н. просят решение суда  оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, с 17.02.2021 Ларичкина Н.С. работала в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России;  30.01.2024  была уволена на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации; 04.03.2024 принята на должность *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России; 24.05.2024  была уволена на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации; 07.06.2024 принята на должность *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России (л.д. 54-58, 62-67, 70-71, 76-82, 87-93).

С 01.03.2024 Ларичкина Н.С. является получателем специальной социальной выплаты согласно подпункту «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568).

Полагая, что она имеет право на получение специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, начиная с 01.01.2023, Ларичкина Н.С. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России является единственной медицинской организацией на территории ***, входящей в государственную систему здравоохранения, которая участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования и территориальной программе обязательного медицинского страхования, оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению ***, пришел к выводу о том, что истец Ларичкина Н.С. имеет право на получение специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, с 01.01.2023.

В связи с этим суд первой инстанции возложил на ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России обязанность включить Ларичкину Н.С. в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, и направить его в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области для назначения и выплаты Ларичкиной Н.С. специальной социальной выплаты за период с 01.01.2023 по 30.01.2024.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей до 20.03.2024) с 01.01.2023 установлена специальная социальная выплата определенным категориям медицинских работников (за исключением *** медицинских организаций и их ***, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях ***.

В соответствии с номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников занимаемая истцом должность *** относится к должностям ***.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции, действующей до 20.03.2024) специальная социальная выплата устанавливается, в том числе: *** (подпункт «з»), *** (подпункт «и»).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции, действующей до 20.03.2024), установлены следующие максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику, в том числе: медицинским работникам, указанным в подпунктах «з» - «л» пункта 2 данного постановления, - 4500 рублей (подпункт «з»).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.03.2023 № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

В силу пункта 4 указанных Разъяснений, при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам:

указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;

указанным в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая *** (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций).

Как указывалось выше, в спорный период Ларичкина Н.С. работала в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России.

Согласно Уставу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (л.д. 121-140) данное учреждение является организацией здравоохранения и науки, находится в ведении Федерального медико-биологического агентства (пункт 1.2).

Как указано в пункте 3.2 Устава, предметом деятельности и функциями учреждения являются оказание медицинской помощи, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации, высокотехнологичной медицинской помощи, проведение прикладных и научных исследований.

Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2024 № 568 утверждено Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве.

Пунктом 1 указанного Положения определено, что Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ), организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, по оказанию медицинской помощи, по организации деятельности службы крови, по федеральному государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, по проведению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации (включая объекты и территории закрытых административно-территориальных образований, территории с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами) по перечням, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также функции по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий (включая оказание услуг в сфере курортного дела, организацию судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, трансплантацию органов и тканей человека), по организации медико-социальной экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий, по организации и проведению медико-санитарных мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными, химическими и биологическими инцидентами, авариями и террористическими актами, по проведению медико-санитарных мероприятий в зонах боевых действий и на прилегающих к ним территориях.

Согласно пункту 5 Положения ФМБА России осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными государственными органами, иными органами публичной власти и организациями.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 6 Положения ФМБА России осуществляет организацию выполнения (оказания) следующих работ и государственных услуг в сфере здравоохранения: первичная медико-санитарная помощь, специализированная (в том числе высокотехнологичная) медицинская помощь, скорая (в том числе скорая специализированная) медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь, оказываемые подведомственными организациями.

Аналогичные положения о деятельности ФМБА России были предусмотрены ранее действовавшим Положением о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 206.

Из приведенных норм закона, а также положений документов, регламентирующих деятельность ФМБА и его подразделений, следует, что они не относятся к числу центральных районных, районных и участковых больниц, медицинские работники которых имеют право на специальную социальную выплату с 01.01.2023 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» подпункт «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 изложен в новой редакции. Специальная социальная выплата установлена младшему медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1156-р.

При этом в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 прямо указано, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.2024.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Статьей 12 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 отсутствуют указания на распространение его действия на правоотношения, возникшие до 01.03.2024.

Таким образом, право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктом «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, возникло у Ларичкиной Н.С. только с 01.03.2024.

При этом то обстоятельство, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, само по себе о наличии у Ларичкиной Н.С. права на получение специальной социальной выплаты в период с 01.01.2023 по 30.01.2024 не свидетельствует, так как она не относится к медицинскому персоналу, указанному в подпункте «и» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

С учетом изложенного, поскольку в период с 01.01.2023 по 30.01.2024 истец не относилась ни к одной категории медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ларичкиной Н.С. о признании права на получение специальной социальной выплаты в указанный период и возложении на ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России обязанности включить ее в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, и направить реестр в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области для назначения и выплаты Ларичкиной Н.С. специальной социальной выплаты за период с 01.01.2023 по 30.01.2024, у суда первой инстанции не имелось.

При таких обстоятельствах, решение суда в обжалуемой части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Ларичкиной Н.С. о признании права на получение специальной социальной выплаты, возложении обязанности включить в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты и направить реестр для назначения и выплаты специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, за период с 01.01.2023  по 30.01.2024.

Приведенные в возражениях на апелляционную жалобу ссылки представителя истца на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30.05.2024 по гражданскому делу № 2-1060/2024, оставленное без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Ульяновского областного суда от 10.09.2024 и определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 06.02.2025, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку в соответствии с положениями статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данные судебные акты преюдициального значения при разрешении настоящего спора не имеют.

В остальной части решение суда лицами, участвующими в деле, не обжалуется, в связи с чем предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 декабря 2024 года отменить в части удовлетворения исковых требований Ларичкиной Надежды Сергеевны о признании права на получение специальной социальной выплаты, возложении обязанности включить в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, и направить его для назначения и выплаты специальной социальной выплаты.

Принять по делу в отмененной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Ларичкиной Надежды Сергеевны (паспорт ***) к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно‑клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (ИНН ***), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН ***) о признании права на получение специальной социальной выплаты, возложении обязанности включить в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, и направить реестр для назначения и выплаты специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568, за период с 1 января 2023 года по 30 января 2024 года, отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 апреля 2025 года.