УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0003-01-2024-004036-06
Судья
Михайлова О.Н.
Дело № 33-1409/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
1 апреля 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.
при секретаре Староверовой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу представителя Бойчука Николая Ивановича – Липинской Натальи Вячеславовны
на решение Железнодорожного районного суда
города Ульяновска от 16 декабря 2024 года, по гражданскому делу
№2-2417/2024, по которому постановлено:
в удовлетворении исковых требований Бойчука Николая
Ивановича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной
экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты РФ о
признании решения незаконным, установлении инвалидности, - отказать в полном
объеме.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения
представителя Бойчука Н.И. – Липинской Н.В., поддержавшей доводы апелляционной
жалобы, представителя ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по
Ульяновской области» Шараповой З.Ф., возражавшей против доводов апелляционной
жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Бойчук Н.И. обратился
в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро
медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации о признании решения незаконным,
установлении инвалидности.
Требования мотивировал тем, что в 2020 году ему был
установлен диагноз: *** На фоне заболевания у него развились осложнения в виде ***.
Ему была установлена *** с ежегодным переосвидетельствованием в учреждении МСЭ.
Также у него диагностированы: ***
01.08.2024 при проведении переосвидетельствования в заочной форме без
его личного присутствия в Бюро №1 филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области»
Минтруда России *** не была установлена. Выдана справка 184.1.73/2024 от
01.08.2024. Согласно акту медико-социальной экспертизы от 01.08.2024 №*** и
протоколу проведения МСЭ у него имеются стойкие незначительные нарушения *** В
результате проведения МСЭ установлен клинико-функциональный диагноз: ***
Установлен процент максимально выраженного стойкого нарушения функций организма
человека в размере ***% по пункту 10.1.1 Приложения №1 к классификациям и
критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан
федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы,
утвержденные Приказом Минтруда России от 27.08.2019 №585н. Он не согласен с
принятым решением, поскольку состояние его здоровья не улучшилось, он нуждается
в мерах социальной поддержки.
Просил суд признать недействительным решение Бюро №1
– филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России от 01.08.2024
№1101.1.73/2024 об отказе в установлении ему *** возложить на ФКУ «ГБ МСЭ по
Ульяновской области» обязанность
установить ему *** ***
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Бойчука
Н.И. – Липинская Н.В. не соглашается с решением суда, просит его
отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда
является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства
дела.
Указывает, что заключением судебной медико-социальной
экспертизы Бойчуку Н.И. установлена ***, что соответствует клинико-функциональной
характеристике ***, ***, содержащимися в п.10.1.2. Вывод о наличии у Бойчука
Н.И. *** содержится и в медицинской документации и подтверждается заключением
врача-пульмонолога от 10.07.2024. Указывает, что в соответствии с Приложением
№1 к Классификациям и критериям, утвержденным Приказом Минтруда России от
27.08.2019 №585н, при клинико-функциональной характеристике ***, содержащимися
в п.10.1.2, количественная оценка составляет от ***% до ***%, что дает
основания для установления ***. Считает, что суд не дал надлежащей оценки
противоречиям, содержащимся в акте медико-социальной экспертизы от 01.08.2024 ***,
которым установлен процент максимально выраженного *** в размере ***%, *** по
пункту 10.1.1, *** и заключении судебной медико-социальной экспертизы.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда
России просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без
удовлетворения.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим
образом.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как
следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Бойчук Н.И., *** года рождения, 24.12.2020 впервые был освидетельствован,
заочно в Бюро №3 – филиал ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по
Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты РФ с диагнозом: ***
Установлена *** с причиной «общее заболевание» на срок 1 год.
23.12.2021
продление на 6 месяцев в соответствии с Постановлением Правительства РФ от
16.10.2020 №1697 п. 2.
20.06.2022
продление на 6 месяцев в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.10.2020
№1697 п. 2.
20.07.2022
истец повторно освидетельствован, заочно в Бюро №11 – филиал ФКУ «Главное бюро
медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и
социальной защиты РФ с диагнозом: *** Установлена *** с причиной «общее
заболевание» на срок 1 год.
04.08.2023
Бойчук Н.И. повторно освидетельствован, заочно в Бюро №4 – филиал ФКУ «Главное
бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и
социальной защиты РФ с диагнозом: *** Установлена *** с причиной «общее
заболевание» на срок 1 год.
01.08.2024
Бойчук Н.И. был повторно освидетельствован, заочно в Бюро №1 – филиал ФКУ
«Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства
труда и социальной защиты РФ с диагнозом: *** *** не установлена.
Истец,
ссылаясь на то, что его состояние здоровья не улучшилось, имеющееся у него
заболевание служит основанием для признания его ***, обратился в суд с
настоящим иском.
Разрешая
спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений,
закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу
об отказе в удовлетворении требований Бойчука Н.И.
Вывод
суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не
усматривает.
Согласно
части 1
статьи 60 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза
проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах
социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями
медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности,
вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная
экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о
социальной защите инвалидов (часть 2
статьи 60 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Государственную
политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью
которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей
в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод,
предусмотренных Конституцией
Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права и международными договорами Российской Федерации,
согласно его преамбуле
определяет Федеральный закон
от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
(далее по тексту - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Инвалид
- это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты (часть 1
статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Признание
лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной
экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются
Правительством Российской Федерации (часть 4
статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
В части 1
статьи 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ приведено
понятие медико-социальной экспертизы, согласно которому медико-социальная
экспертиза - это признание лица инвалидом и определение в установленном порядке
потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая
реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким
расстройством функций организма.
Медико-социальная
экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на
основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых,
психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций
и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
социальной защиты населения (часть 2
статьи 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Медико-социальная
экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной
экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти,
определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и
деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере социально защиты населения (часть 1
статьи 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
В
соответствии с Федеральным законом
от 24.11.1995 № 181-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от
05.04.2022 № 588 утверждены Правила
признания лица инвалидом (далее по тексту - Правила).
Согласно
пункту 2
Правил признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется при оказании
ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями
медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы
(далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее -
главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах,
являющимися филиалами главных бюро (далее - бюро).
Медико-социальная
экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма
гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых,
профессионально-трудовых и психологических данных с использованием
классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации (пункт 3
Правил).
Пунктом 5
Правил предусмотрено, что условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими
необходимость его социальной защиты, являются: а) нарушение здоровья со стойким
расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями
травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная
утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание,
самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое
поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в
мероприятиях по реабилитации и абилитации.
Согласно
абзацу
первому пункта 17 Правил гражданин направляется на медико-социальную
экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой
формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при
наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех
необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с
письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного
представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.
В
соответствии с подпунктом
«а» пункта 22 Правил медико-социальная экспертиза проводится бюро,
главным бюро, Федеральным бюро в соответствии с целью установления группы
инвалидности.
В пункте 23
Правил определено, что бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина по
направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской
организации, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы,
поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в
случаях, предусмотренных пунктом 21
настоящих Правил.
Главное
бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина в случае обжалования им
(его законным или уполномоченным представителем) решения бюро, при
осуществлении контроля за решением, принятым бюро, в том числе в части
обеспечения техническим средством реабилитации - протезом с микропроцессорным
управлением при обращении территориального органа Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации, а также по направлению бюро в
случаях, требующих консультации специалистов главного бюро, в том числе с
проведением специальных видов обследования (пункт 24
Правил).
Федеральное
бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина в случае обжалования им
(его законным или уполномоченным представителем) решения главного бюро, при
осуществлении контроля за решением, принятым главным бюро, в том числе в части
обеспечения техническим средством реабилитации - протезом с микропроцессорным
управлением при обращении Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих
консультации специалистов Федерального бюро, в том числе с проведением сложных
специальных видов обследования (пункт 25
Правил).
Медико-социальная
экспертиза проводится в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) без личного
присутствия гражданина, с личным присутствием гражданина, в том числе с выездом
к гражданину по месту его нахождения или дистанционно с применением
информационно-коммуникационных технологий (пункт 28
Правил).
Согласно
абзацу
первому пункта 44 Правил решение о признании гражданина инвалидом
либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов
специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения
результатов его медико-социальной экспертизы и заносится в акт
медико-социальной экспертизы.
Пунктом 46
Правил определено, что гражданину, признанному инвалидом, выдается справка,
подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы
инвалидности и индивидуальная программа
реабилитации или абилитации после получения бюро (главным бюро, Федеральным
бюро) уведомления из Федерального реестра инвалидов о размещении о нем
сведений, указанных в абзаце
четвертом пункта 45 настоящих Правил. Справка, подтверждающая факт
установления инвалидности, содержит идентификатор (дату и время) размещения
записи об инвалиде. Указанная справка по согласованию с гражданином (его
законным или уполномоченным представителем) может быть выдана на руки
гражданину (его законному или уполномоченному представителю) либо направлена
ему (его законному или уполномоченному представителю) заказным почтовым
отправлением с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в
области защиты персональных данных. Порядок составления и форма справки,
подтверждающей факт установления инвалидности, утверждаются Министерством труда
и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2019 №585н
«О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной
экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы» утверждены классификации
и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан
федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Пунктом 1
классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной
экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы предусмотрено, что классификации, используемые при осуществлении
медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями
медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств
функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм
или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории
жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
Критерии,
используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан
федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы,
определяют основания установления групп инвалидности (категории
«ребенок-инвалид») (пункт 2
классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной
экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы).
К
основным видам стойких расстройств функций организма человека, обусловленных
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, относятся: а) нарушения
психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей,
волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций,
эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня,
умственных функций речи, последовательных сложных движений); б) нарушения
языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,
афазия); письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи;
нарушение голосообразования); в) нарушения сенсорных функций (зрения; слуха;
обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других
видов чувствительности; вестибулярной функции; боль); г) нарушения
нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций
(движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц;
статики, координации движений); д) нарушения функций сердечно-сосудистой
системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и
метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции,
функции кожи и связанных с ней систем; е) нарушения, обусловленные физическим
внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к
внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного,
дыхательного трактов; нарушение размеров тела) (пункт 3
классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной
экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы).
В пункте 4
классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной
экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы установлено, то степень выраженности стойких нарушений функций
организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или
дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100,
с шагом в 10 процентов.
В
соответствии с пунктом 5 классификаций и критериев, используемых при
осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы выделяются 4 степени
выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных
заболеваниями, последствиями травм или дефектами: I степень - стойкие
незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека,
обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от
40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций
организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или
дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно
выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов. Степень
выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в
соответствии с количественными системами оценки, предусмотренными приложениями
№ 1 и 2 к настоящим классификациям и критериям. Если приложениями № 1 и 2 к
настоящим классификациям и критериям не предусмотрена количественная оценка
степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека,
обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, имеющимися у
освидетельствуемого лица, то степень выраженности стойких нарушений функций
организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным
государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с
абзацами третьим - шестым настоящего пункта исходя из клинико-функциональной
характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших
вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и
прогноза патологического процесса. При наличии нескольких стойких нарушений
функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм
или дефектами, отдельно оценивается и устанавливается степень выраженности
каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально
выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после
чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких
нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции
организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени
нарушения функции организма человека в процентном выражении может быть выше
максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10
процентов.
Пунктом
6 классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной
экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы определено, что к основным категориям жизнедеятельности человека
относятся: а) способность к самообслуживанию; б) способность к самостоятельному
передвижению; в) способность к ориентации; г) способность к общению; д)
способность контролировать свое поведение; е) способность к обучению; ж)
способность к трудовой деятельности.
Согласно
абзацу первому пункта 9 классификаций и критериев, используемых при
осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы критерием для
установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение
здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений
функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2
или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности
человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий
жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих
необходимость его социальной защиты.
Критерии
для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину
инвалидности в соответствии с критерием для установления инвалидности,
предусмотренным пунктом 9 настоящих классификаций и критериев (пункт 10
классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной
экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы).
Критерием
для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья
человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма
человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами (пункт 11 классификаций и критериев,
используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан
федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы).
Критерием
для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья
человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в
диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями
травм или дефектами (пункт 12 классификаций и критериев, используемых при
осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы).
Критерием
для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья
человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в
диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями
травм или дефектами (п.13 Приказа № 585н).
С
целью проверки доводов истца и правильного разрешения спора судом первой
инстанции была назначена и проведена судебная медико-социальная экспертиза,
проведение которой было поручено ФКУ «Главное
бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда
России.
Из заключения от 06.12.2024, выполненного
экспертами ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда России
следует, что не имелось оснований для установления Бойчуку Н.И., *** года рождения,
*** как на момент проведения медико-социальной экспертизы в Федеральном
казенном учреждении «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской
области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 01.08.2024
***, с учетом имеющихся у него заболеваний, так и на момент проведения
медико-социальной экспертизы в Федеральном казенном учреждении «Главное бюро
медико-социальной экспертизы по Самарской области» Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации ***, с учетом имеющихся у него
заболеваний, на основании представленной медицинской документации (л.д.99-102).
При этом, специалистами экспертного состава
№7 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации проведена судебная
медико-социальная экспертиза по
результатам комплексного анализа клинико-функциональных, социально-бытовых,
профессионально-трудовых и психологических данных, представленных в
медицинских, медико-экспертных документах, выявлены *** максимальная
количественная оценка нарушений функций составляет ***% в соответствии в п.
10.1.1 приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от
27.08.2019 г. №585н, не приводящие к ограничению основных категорий
жизнедеятельности, не требующие мер реабилитации и абилитации, дают основания
для непризнания гражданина Бойчука Н.И. ***.
Руководствуясь
приведенным правовым регулированием, исследовав и оценив представленные в
материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что
имеющиеся у Бойчука Н.И. стойкие незначительные нарушения *** максимальная
количественная оценка нарушений функций составляет ***%, не приводят к
какому-либо ограничению его основных категорий жизнедеятельности, и не дают
оснований для установления ему ***, суд первой инстанции пришел к выводу об
отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Наличие у истца указанных в исковом заявлении заболеваний:
само по себе не влечет признания ее инвалидом, поскольку требуется установление
стойких значительных ограничений жизнедеятельности, свидетельствующих о
нуждаемости в мерах социальной поддержки, а доказательств наличия указанных
условий для признания инвалидом истцом в суд не представлено.
При
этом, судебная коллегия обращает внимание на то, что в случае ухудшения
состояния истца, изменения степени нарушения функций организма в сторону ее
отягощения, истец не лишен права обратиться в учреждение МСЭ по вопросу
очередного освидетельствования.
Ссылка
в апелляционной жалобе на наличие в судебной медико-социальной экспертизе
противоречий, заключающихся в том, что экспертами установлен диагноз *** дающий
основания для установления *** отклоняется судебной коллегией.
В
заключении эксперты указывают, что отмечается несоответствие с основным диагнозом
и ссылаются на характеристики, при которых устанавливается ДН II, и приходят к
выводу, что у истца выявлены стойкие незначительные нарушения *** которые дают
основания для непризнания его ***
Таким
образом, доводы апелляционной жалобы о несогласии с заключением судебной
медико-социальной экспертизы не могут быть приняты во внимание.
В
соответствии с положениями статьи 86
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации экспертное заключение
является одним из видов доказательств по делу, оно отличается использованием
специальных познаний и научными методами исследования. Экспертные заключения
оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем,
полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого
доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными
причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.
Вопреки
доводам апелляционной жалобы, заключение судебной медико-социальной экспертизы
ФКУ «Главное бюро
медико-социальной экспертизы по Самарской области» Минтруда
России от 06.12.2024 в полном объеме
отвечает требованиям статей 55,
59
- 60
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оно
основано на имеющихся медицинских документах, выводы экспертов мотивированы,
логичны, категоричны, не допускают неоднозначного толкования, эксперты при
назначении судом судебной экспертизы предупреждены об уголовной ответственности
за дачу заведомо ложного заключения. Несогласие с результатами судебной
экспертизы, в отсутствие относимых, допустимых и достоверных доказательств, не
может ставить под сомнение выводы экспертов.
Нарушений
норм материального и процессуального права, повлекших принятие незаконного
решения, судебной коллегией не установлено.
При
таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции
является законным, обоснованным, оснований для его отмены или изменения,
предусмотренных ст. 330
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 16 декабря 2024 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Бойчука Николая Ивановича –
Липинской Натальи Вячеславовны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Железнодорожный районный
суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 15 апреля 2025 года.