Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении ТСР
Документ от 29.04.2025, опубликован на сайте 07.05.2025 под номером 118644, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Анциферова Н.Л.                                                        73RS0001-01-2024-007589-26

Дело № 33-1907/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   29 апреля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,

при секретаре Дементьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 декабря 2024 года по гражданскому делу № 2-5533/2024, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ульяновского района города Ульяновска в интересах Терехина Александра Олеговича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Терехина Александра Олеговича (паспорт ***) компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В остальной части иска о взыскании компенсации морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Ульяновского района Ульяновской области, действуя в интересах инвалида *** группы Терехина А.О., обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (ИПРА) от 16.01.2012 № *** Терехин А.О. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе, ***, которыми он до настоящего времени не обеспечен.

С учетом изложенного, прокурор просил обязать ОСФР по Ульяновской области обеспечить Терехина А.О. ***; взыскать с ОСФР по Ульяновской области компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.

Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 17.12.2024 прекращено производство по делу в части требований о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, в связи с отказом прокурора от заявленных требований в указанной части.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает, что факт взыскания в пользу истца компенсации морального вреда неправомерен, поскольку ответчиком не допущено бездействия и нарушения сроков по обеспечению инвалида ТСР. Ответчиком предприняты все необходимые меры по обеспечению Терехина А.О. заявленными в исковом заявлении видами ТСР.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Терехин А.О., *** года рождения, является инвалидом *** группы.

В соответствии с разработанной для него индивидуальной программой реабилитации от 16.01.2012 № *** Терехин А.О. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе, *** (л.д. 19-20).

Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение об их частичном удовлетворении, суд пришел к выводу о нарушении ответчиком личных неимущественных прав истца, выраженном в не обеспечении Терехина А.О. полагающимися ему техническими средствами реабилитации, в связи с чем взыскал с ОСФР по Ульяновской области в пользу Терехина А.О. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может, поскольку они не основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и противоречат фактическим обстоятельствам дела.

По смыслу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

Согласно статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу пункта 5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Пунктом 10 Правил предусмотрено, что замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления: по истечении установленного срока пользования; при невозможности в пределах установленного срока пользования осуществления ремонта или установления необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы.

Из материалов дела следует, что 10.09.2024 Терехин А.О. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации, а именно *** (л.д. 20об.-21).

Уведомлением от 10.09.2024 истец был проинформирован уполномоченным органом о постановке его на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации (л.д. 22).

По причине отсутствия свободных единиц в действующем государственном контракте ответчиком 01.10.2024 был организована закупка, по результатам которой заключен государственный контракт от 28.10.2024.

29.10.2024 Терехину А.О. выданы направления на получение *** и ***.

Согласно актам сдачи-приемки указанные виды технических средств реабилитации получены Терехиным А.О. 07.11.2024 (л.д. 42-43).

Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что в предусмотренные пунктом 5 Правил сроки Терехин А.О. был уведомлен о постановке его на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, получил направление на их получение и был своевременно обеспечен указанными техническими средствами реабилитации.

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с ОСФР по Ульяновской области в пользу Терехина А.О. компенсации морального вреда при отсутствии в данном случае доказательств наличия со стороны ответчика какого-либо бездействия, которое нарушало бы права инвалида, являются ошибочными, в связи с чем постановленное по делу судебное решение подлежит отмене.

По делу надлежит принять новое решение, об отказе в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 декабря
2024 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области, действующего в интересах Терехина Александра Олеговича, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.05.2025