У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0004-01-2024-006836-89 Судья Оленин И. Г.
Дело № 33а-1708/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
22 апреля 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре Лазареве
М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска
на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 28 ноября 2024 года по делу №2а-3735/2024, которым
постановлено:
административный иск
прокурора Заволжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Поспеловой
Елены Николаевны, к администрации города Ульяновска о признании незаконным
бездействия по не рассмотрению вопроса о признании жилого помещения непригодным
(пригодным) для проживания, возложении обязанности провести повторное
обследование жилого помещения и рассмотреть вопрос о признании жилого помещения
непригодным для проживания удовлетворить частично.
Обязать
администрацию г. Ульяновска в течение тридцати дней со дня вступления решения
суда в законную силу обеспечить повторные обследование жилых помещений квартиры
№ *** на предмет пригодности (непригодности) для проживания с привлечением
специализированной организации, и рассмотрение на межведомственной комиссии
вопроса о признании этих жилых помещений непригодным для проживания.
В удовлетворении
остальной части административного иска прокурора Заволжского района
г.Ульяновска, действующего в интересах Поспеловой Елены Николаевны, к
администрации города Ульяновска о признании незаконным бездействия по не
рассмотрению вопроса о признании жилого помещения непригодным (пригодным) для
проживания отказать.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Заволжского
района г.Ульяновска, действующий в интересах Поспеловой Елены Николаевны, обратился в суд с
административным иском к администрации города Ульяновска о признании незаконным
бездействия по не рассмотрению вопроса о признании жилого помещения непригодным
(пригодным) для проживания, возложении обязанности провести повторное
обследование жилого помещения и рассмотреть вопрос о признании жилого помещения
непригодным для проживания.
Требования обоснованы тем, что прокуратурой района
проведена проверка обращения Поспеловой Е.Н., являющейся ***, о нарушении её
жилищных прав.
Проверка показала,
что жилое помещение по адресу: ***, находится в муниципальной собственности. На
основании постановления Главы администрации Заволжского района г. Ульяновска от
*** № *** две комнаты данного
жилого помещения закреплены за Поспеловой Е.Н., которая относилась к категории
детей-сирот, и в данном помещении последняя никогда не проживала по причине
невозможности его использования по назначению после пожара.
Межведомственная
комиссия приняла заключение о наличии оснований для признания жилых помещений
квартиры № *** подлежащими капитальному ремонту с целью приведения утраченных в
процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.
Вместе с тем данное
решение нельзя признать законным, поскольку оно принято членами
межведомственной комиссии без надлежащей оценки технического состояния жилого
помещения.
Согласно
проведенному *** с участием представителя Агентства государственного
строительного и жилищного надзора Ульяновской области обследованию установлено,
что по всей площади жилого помещения имеются последствия пожара, а именно:
отслоение штукатурно-окрасочного слоя стен и потолка, деформация межкомнатных
дверей, следы копоти.
Полностью сгорела
электропроводка, вследствие чего электричество в жилом помещении отсутствует.
Оконные рамы имеют коробление, разрушение, зазоры в местах примыкания. Покрытие
пола частично отсутствует, жилое помещение захламлено, отсутствуют отопительные
приборы. По результатам обследования составлен акт о целесообразности признания
жилого помещения непригодным для проживания.
В собственности
жилых помещений Поспелова Е.Н. не имеет. Распоряжением Министерства социального
развития Ульяновской области от *** №*** Поспеловой Е.Н. отказано во включении
в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской
области.
Уточнив в ходе
судебного разбирательства исковые требования, прокурор просил признать
незаконным бездействие администрации г.Ульяновска, выразившееся в не
рассмотрении вопроса о признании жилого помещения по адресу: *** непригодным
(пригодным) для проживания.
Обязать
администрацию г.Ульяновска в течение тридцати дней с момента вступления решения
суда в законную силу провести повторное обследование указанного жилого
помещения на предмет его пригодности (непригодности) для проживания с
привлечением специализированной организации.
Обязать
администрацию г.Ульяновска рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о
признании указанного жилого помещения непригодным для проживания.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит
его отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм
материального и процессуального права.
В обоснование жалобы указывает на то, что Межведомственная комиссия рассматривает поступившие документы, а
не обеспечивает предоставление документов для рассмотрения на межведомственной
комиссии вопроса.
Таким образом,
решения Межведомственной комиссии от *** и *** вынесены в соответствии с
нормами Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006
№ 47. Заключения межведомственной комиссии являются законными и обоснованными.
Кроме того, считает,
что по данному делу пропущен срок обращения в суд с административным иском, что
является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.4
ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в
случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей
компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о
признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций,
лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту
прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые
решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту,
нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц,
создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 4 ст.15
Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может
быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые
установлены Правительством Российской Федерации.
Требования к жилому
помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и
основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания
установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения
непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу
или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом,
утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
В свою очередь на
орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию
межведомственной комиссии для решения вопросов о признании помещения жилым
помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан,
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 7
Положения).
Согласно п.42
Положения комиссия на основании заявления собственника помещения,
правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения
органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их
компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном
Положении требованиям и принимает решение в порядке, предусмотренном пунктом 47
Положения.
Пунктами 44 - 47
Положения установлена процедура проведения оценки соответствия помещения,
многоквартирного дома установленным требованиям, срок рассмотрения поступившего
заявления, а также принятие решения по результатам работы комиссии.
При оценке
соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем
Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом
проводится оценка степени и категории технического состояния строительных
конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий
обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара,
санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания
потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества
атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов
источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров
микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43).
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и
испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на
рассмотрение комиссии.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец Поспелова Е.Н.
является ***, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, так как мать - *** г.р., умерла ***.
В собственности
жилых помещений Поспелова Е.Н. не имеет.
Распоряжением
Министерства социального развития Ульяновской области от *** № *** Поспеловой
Е.Н. отказано во включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного
жилищного фонда Ульяновской области по причине того, что она не относится к
категории лиц, указанных в абзаце первом п.1 ст.8 Федерального закона от
21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На основании
постановления Главы администрации Заволжского района г.Ульяновска от *** № ***
за Поспеловой Е.Н. закреплены две комнаты жилого помещения по адресу: ***,
находящегося в муниципальной собственности.
В этих комнатах
Поспелова Е.Н. не проживала по причине невозможности их использования по
назначению после пожара.
Согласно заключению
об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о
признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для
проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции от *** №***, межведомственная комиссия приняла заключение о
наличии оснований для признания жилых помещений квартиры № ***, подлежащими
капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации
характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными в
п. 47 Положения (л.д.7-9).
На основании
вышеуказанного заключения администрацией г.Ульяновска *** вынесено
постановление № *** о признании жилых помещений квартиры №*** подлежащими
капитальному ремонту. В связи с чем Управлению жилищно-коммунального хозяйства
администрации г.Ульяновска поручено выполнить мероприятия по проведению
капитального ремонта жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту за счет
бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования
«город Ульяновск».
Заключение
межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения, требованиям,
установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого
помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции от *** №*** было принято по результатам
рассмотренных документов, в том числе на основании заключения *** по
результатам обследования технического состояния участка междуэтажного
перекрытия комнаты по адресу: ***.
Согласно выводам
данного экспертного заключения техническое состояние обследуемого участка
межэтажного перекрытия в соответствии с п.3 СП 13-102- 2003 и ГОСТ 31937
аварийное. Требования безопасности по прочности объекта в соответствии с
критериями, приведенными в Федеральном законе 384-ФЗ «Технический регламент о
безопасности зданий и сооружений» не обеспечены, требования эксплуатационной
пригодности здания не обеспечены.
Из содержания
заключения межведомственной комиссии от *** №*** следует, что обследование
помещения № *** не проводилось (л.д.8).
Согласно
проведенному *** с участием представителя Агентства государственного
строительного и жилищного надзора Ульяновской области обследованию установлено,
что по всей площади жилого помещения имеются последствия пожара, а именно:
отслоение штукатурно-окрасочного слоя стен и потолка, деформация межкомнатных
дверей, следы копоти. Полностью сгорела электропроводка, вследствие чего
электричество в жилом помещении отсутствует. Оконные рамы имеют коробление,
разрушение, зазоры в местах примыкания. Покрытие пола частично отсутствует,
жилое помещение захламлено, отсутствуют отопительные приборы. По результатам
обследования составлен акт о целесообразности признания жилого помещения
непригодным для проживания (л.д.6).
Установив
вышеприведенные обстоятельства, дав правильное толкование и верно применив
нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к
обоснованному выводу о том, что оспариваемое заключение межведомственной
комиссии принято без надлежащей оценки технического состояния спорного жилого
помещения. В связи с чем возложил на администрацию г.Ульяновска обязанность
обеспечить проведение повторного обследования спорных жилых помещений на
предмет пригодности (непригодности) для проживания с привлечением
специализированной организации, после чего рассмотреть на межведомственной
комиссии вопрос о признании указанных жилых помещений непригодным для
проживания.
С выводами районного
суда судебная коллегия соглашается.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, в заключении межведомственной комиссии о проведении
капитального ремонта помещения не содержится выводов о непригодности жилого
помещения для проживания, что противоречит требованиям, установленным постановлением
Правительства РФ от 28.01.2006 №47.
Срок для обращения в
суд административным истцом не пропущен, принимая во внимание то, что Поспелова
Е.А. обратилась к прокурору с заявлением о защите своих прав 29.08.2024,
административный иск поступил в суд 01.10.2024.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского
районного суда г.Ульяновска от 28 ноября 2024 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня
его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 30.04.2025