У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0004-01-2024-007279-21 Судья Оленин И. Г.
Дело № 33а-1715/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
22 апреля 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре
Лазареве М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска
на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 5 декабря 2024 года по делу № 2а-3808/2024, которым
постановлено:
административный иск
прокурора Заволжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Бибиковой
Светланы Анатольевны, к администрации города Ульяновска о признании незаконным
постановления в части срока сноса аварийного дома, установлении нового срока –
удовлетворить.
Признать незаконным
п. *** постановления администрации города Ульяновска от *** № *** «О признании многоквартирных домов
аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения физических
и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу:
***, до 31.12.2030.
Обязать
администрацию г.Ульяновска установить срок сноса аварийного дома *** и отселения из него жителей до 31.12.2026
года.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Заволжского
района г.Ульяновска, действующий в интересах Бибиковой С.А., обратился в суд с
административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска о
признании незаконным постановления в части срока сноса аварийного дома,
установлении нового срока.
Требования
мотивированы тем, что прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска проведена
проверка законности установления сроков отселения жителей аварийных домов и
сноса таких домов, по результатам проведения которой установлено, что ***
межведомственной комиссией администрации г.Ульяновска принято заключение № ***
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома №*** аварийным и
подлежащим сносу.
Основанием для
принятия межведомственной комиссией вышеуказанного решения послужило заключение
*** от ***.
Согласно выводам
экспертного заключения в процессе обследования дома выявлены дефекты и
повреждения, оказывающие значительное влияние на техническое состояние
отдельных конструкций и здания в целом. Физический износ указанного
многоквартирного дома составляет 80%. Наличие указанных в отчете дефектов
конструкций, находящихся в аварийном состоянии, свидетельствует о невозможности
дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации здания. Дальнейшая
эксплуатация дома невозможна, поскольку сырая проводка может повлечь
возгорание, что приведет к пожару. Фундамент находится в аварийном состоянии,
что влечет полное разрушение несущих конструктивных элементов дома. В
соответствии с постановлением администрации города Ульяновска от *** №***
указанный многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу,
установлен срок отселения граждан до 31.12.2030. Указанный срок сноса и
отселения жильцов дома является неразумным и чрезвычайно длительным.
До настоящего
времени в жилом доме, являющимся аварийным, проживают граждане. Дальнейшая
эксплуатация жилого дома № *** и проживание в нем граждан создает реальную
угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, в связи
с чем решение администрации г. Ульяновска об установлении срока сноса и
отселения жителей указанного дома до 31.12.2030 нарушает права граждан на
благоприятную среду проживания.
Следовательно,
имеются основания для признания незаконным п.*** постановления администрации
города Ульяновска от *** №*** в части установления срока отселения физических и
юридических лиц, проживающих в указанном многоквартирном доме до 31.12.2030.
Прокурор просил
признать незаконным п. *** постановления администрации города Ульяновска от ***
№*** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части
установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в
многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***.
Обязать
администрацию г.Ульяновска установить срок сноса аварийного дома *** и
отселения из него жителей до 31.12.2026.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление
архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Управление
муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, Управление
жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерство ЖКХ и
строительства Ульяновской области, Агентство государственного строительного и жилищного
надзора Ульяновской области, акционерное общество «РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ –
Федеральное БТИ».
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация
города Ульяновска просит решение
суда отменить, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении
заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что, что определение срока отселения
физических и юридических лиц относится к исключительной компетенции органов местного
самоуправления. Конкретные сроки, в которые производится отселение жителей из
аварийного дома, законом не установлены. Сроки об отселении жильцов из
аварийного дома должны отвечать требованиям разумности.
Считает, что в
рамках данного дела административным истцом не представлены доказательства
необходимости отселения жителей дома в более ранние сроки.
Ссылается на то, что
жители спорного многоквартирного дома не лишены права обратиться в Управление
муниципальной собственностью администрации города Ульяновска в случае
необходимости предоставления им для временного проживания жилых помещений
маневренного фонда.
Полагает, что
возложение судом на администрацию обязанности установить конкретный срок
отселения граждан аварийного дома противоречит правовой позиции Верховного суда
Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики
за II квартал 2009 года
(вопрос №3), пунктам 1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ, Положению,
утвержденному Постановлением Правительства от 28.01.2006 №47.
Считает, что по
данному делу был пропущен срок обращения в суд с административным иском, что
является основанием для отказа в его удовлетворении.
Таким образом,
требование по установлению конкретного срока по сносу и расселению аварийного
многоквартирного жилого дома, а именно до 31.12.2026 является неисполнимым.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в
суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений,
действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными
или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов
иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не
соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные
интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их
прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Прокурор вправе
обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и
законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в
других случаях, предусмотренных федеральными законами
(ч.1 ст.39 КАС РФ).
В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации
признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является
основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в
указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Как следует из
материалов дела и установлено судом, Бибикова С.А., *** года рождения,
пенсионер, с *** года зарегистрирована и проживает в квартире ***.
Указанный дом
является многоквартирным, *** года постройки.
*** межведомственной
комиссией администрации г.Ульяновска принято заключение № *** о выявлении
оснований для признания многоквартирного дома № *** аварийным и подлежащим
сносу, в соответствии с установленными в пункте 34 Положения о признании
помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового
дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006
года №47 требованиями: техническое состояние несущих строительных конструкций
многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушениями либо
повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей
способности и опасности обрушения многоквартирного дома (л.д.20-22).
Постановлением администрации
г. Ульяновска от *** №*** «О признании многоквартирных домов аварийными и
подлежащими сносу», в перечень которого включен ***. Плановая дата расселения
данного дома - до 31.12.2030 (л.д.18-19).
Согласно выводам
экспертного исследования № *** от *** *** в процессе обследования
дома выявлены повреждения во всех помещениях дома. Дом находится в аварийном
состоянии. Физический износ указанного
многоквартирного дома составляет 80%. Дальнейшая эксплуатация дома невозможна,
поскольку сырая проводка может повлечь возгорание, что приведет к пожару.
Проживание в доме № *** представляет угрозу жизни и здоровью, поскольку
существует угроза разрушения дома (л.д.23-59).
Разрешая спор и
удовлетворяя административный иск прокурора в части установления нового
(разумного) срока отселения из
многоквартирного дома жителей, суд первой инстанции пришел к обоснованному
выводу о том, что спорный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу, его
техническое состояние представляет угрозу для проживающих в нем лиц, в связи с
чем установленные административным ответчиком новые сроки отселения вновь не
отвечают признакам разумности, следовательно, оспариваемое постановление в
данной части является незаконным.
С выводами районного суда в указанной части
судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на исследованных
доказательствах по делу, которым дана надлежащая правовая оценка. Они
согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда
Российской Федерации от 03.11.2009 №1368-О-О.
Довод апелляционной
жалобы о том, что определение срока отселения физических и юридических лиц
является компетенцией органа местного самоуправления, не опровергает
установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем
техническом состоянии конструкций жилого дома, и вывод суда о необходимости
установления администрацией города Ульяновска реальных, более коротких, сроков
отселения жильцов из аварийного дома в целях соблюдения их прав и охраняемых
законом интересов.
В соответствии с
ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном
Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом,
принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его
сносе или реконструкции в разумный срок.
В многоквартирном
доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые
помещения являются непригодными для проживания (ч.4 ст15 ЖК РФ).
В соответствии с
п.п. 1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции
органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль
за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим
требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда
непригодными для проживания.
Порядок признания
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
регламентируется Положением
о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для
проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №
47.
Согласно пункту 49
указанного Положения, к компетенции органа местного самоуправления отнесено
также принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем
использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае
признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Исходя из смысла
названных норм, решение органа местного самоуправления об установлении срока
сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на
объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью
последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем
сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение
условий для осуществления права на жилище.
Вместе с тем, если
при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает
гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его
аварийного состояния, то восстановление жилищных прав не может быть поставлено
в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Исходя из
приведённых обстоятельств, сам по себе факт того, что разрешение вопроса по
сроку отселения физических и юридических лиц из домов, признанных аварийными, в
силу закона относится к компетенции органа местного самоуправления, не свидетельствует
о вмешательстве в компетенцию администрации города Ульяновска, фактически
уклонившейся от правильного исполнения этой обязанности.
Срок до 31.12.2026 судебная коллегия находит
разумным, исходя из конкретных обстоятельств доела и технического состояния
дома, находящегося в процессе разрушения и грозящего обрушением.
Срок для обращения в
суд административным истцом не пропущен, принимая во внимание то, что Бибикова
С.А. обратилась к прокурору с заявлением о защите своих прав 22.08.2024,
административный иск поступил в суд 25.10.2024.
Поскольку признанный
судом незаконным п.*** постановления администрации города Ульяновска от *** № *** «О признании многоквартирных домов
аварийными и подлежащими сносу» не содержит сроков сноса аварийных домов, то из
резолютивной части решения следует исключить указание на это.
В остальной части
решение суда является правильным и отмене не подлежит.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского
районного суда г.Ульяновска от 5 декабря 2024 года изменить, исключив из абзаца
третьего резолютивной части решения указание на установление срока сноса
аварийного дома.
В остальной части
решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации
города Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 30.04.2025