Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пенсии со снижением пенсионного возраста
Документ от 13.05.2025, опубликован на сайте 20.05.2025 под номером 118838, 2-я гражданская, о досрочном назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мерзляков К.В.                                               73RS0011-02-2024-000480-15

Дело № 33-1997/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                             13 мая 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 14 января 2025 года, с учетом определения того же суда от 3 марта
2025 года об исправлении описки, по гражданскому делу № 2-2-20/2025, по которому постановлено:

 

Исковые требования Брунер Марины Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН 7325000479) назначить Брунер Марине Александровне (паспорт серии ***) пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на три года в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 17 ноября 2024 года.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения истца
Брунер М.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Брунер М.А. обратилась в суд с измененным в ходе рассмотрения дела иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о назначении досрочной пенсии по старости в связи проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

В обоснование заявленных требований указала, что решением ОСФР по Ульяновской области от 20 ноября 2024 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как лицу, проживавшему (работавшему) на территории с льготным социально-экономическим статусом – в селе З*** Вешкаймского района в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания и работы.

Полагает необходимым зачесть периоды проживания в с. З*** на момент катастрофы 26 апреля 1986 г., в период обучения в *** средней школе с 1 июля 1986 г. по 31 августа 1988 г., в работы на ферме в колхозе им. К*** с 2 июля 1991 г. по 30 ноября 1998 г.

С учетом изложенного, Брунер М.А. просила обязать ОСФР по Ульяновской области назначить ей досрочную пенсию по старости в связи проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с нормами Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 17 ноября 2024 г.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрации МО «Ермоловское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области, СПК им. К***.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование своей позиции указывает, что факт постоянной работы Брунер М.А. на территории с льготным социально-экономическим статусом в период с 6 января по 29 октября 1992 г. не подтвержден. Характер работы не может подтверждаться свидетельскими показаниями, факт проживания на загрязненной территории должен быть удостоверен документально.

В возражениях на апелляционную жалобу Брунер М.А. просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Из материалов дела следует, что Брунер М.А. 5 ноября 2024 г. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г.
№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации впоследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ОСФР по Ульяновской области от 20 ноября 2024 г. № *** Брунер М.А. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания или работы в зоне с льготно-экономическом статусом (л.д. 9-10).

По представленным истцом документам ответчиком признан период проживания Брунер М.А. в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 г. по 26 июня 1988 г., с 30 октября 1992 г. по 31 января 1998 г., а всего 7 лет 5 месяцев 3 дня, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на 2 года.

Период работы в колхозе им. К*** с 6 января по 29 октября 1992 г. не был засчитан за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом, так как указанный колхоз находится в с. Е***, не относившемуся к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Не согласившись с данным решением ответчика, Брунера М.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд, верно применив закон и дав правильную правовую оценку представленным доказательствам, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяются нормы Закона №1244-1, относятся в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Указанной категории граждан в соответствии со статьей 34 Закона №1244- 1 пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом согласно примечанию к статье 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Согласно статье 7 Закона № 1244-1 действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально- экономическим статусом.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г.
№ 557 село З*** Вешкаймского района Ульяновской области было включено в Перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от
18 декабря 1997 г. № 1582 село З*** Вешкаймского района Ульяновской области с 1 февраля 1998 г. не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден «Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

В соответствии с пунктом 100 названного перечня периоды проживания или работы в загрязненной зоне подтверждаются соответствующими документами, к числу которых относятся удостоверение установленного образца и документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 1 января 1980 г. по 29 октября 1992 г. Брунер (Л***) М.А. проживала со своими родителями в селе З*** Вешкаймского района Ульяновской области, что подтверждается справкой администрации Е*** сельского поселения от
7 октября 2024 г. № *** (л.д. 59).

Согласно справки Е*** сельского поселения от 3 октября 2024 г.
№ 44 Брунер М.А. зарегистрирована и постоянно проживает в с селе З*** Вешкаймского района Ульяновской области с 30 октября 1992 г. по настоящее время (л.д. 60).

Указанные сведения также подтверждаются представленными районной администрацией копиями домовых (похозяйственных) книг (л.д. 61-67).

Из трудовой книжки колхозника и справки СПК им. К*** следует, что в период с 6 января 1991 г. по 29 сентября 1998 г. Брунер М.А. работала в колхозе им. К***. На основании решения заседания правления (протокол от 21 января 19992 г. № 1) Брунер (Л***) М.А. была принята на работу *** с 6 января 1992 г. (л.д. 71, 73-74).

Справкой СПК им. К*** от 17 октября 2024 г. № 6 также подтверждается факт выплаты истцу заработной платы, начиная с января 1992 г. (л.д. 72).

Допрошенные судом первой инстанции в качестве свидетелей Ч*** Н.Б., Л*** А.В. пояснили, что в спорный период Брунер М.А. работала на ферме № ***, территориально расположенной в селе З***.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта постоянного проживания Брунер М.А. в период с 6 января по 29 октября 1992 г. в селе З*** Вешкаймского района Ульяновской области, которое относилось к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, что, с учетом ранее учтенного ответчиком период проживания на «загрязненной» территории продолжительностью 7 лет 5 месяцев 3 дня, дает ей право на снижение пенсионного возраста на три года.

Вопреки доводам апелляционной жалобы факт проживания Брунер М.А. на территории с льготным социально-экономическим статусом подтвержден документально, а именно справками районной администрации.

Судебная коллегия также учитывает, что период с 30 октября 1992 г. по
31 января 1998 г. добровольно учтен ответчиком, из чего следует, что пенсионным органом признается факт проживания истца в с. З*** в период ее работы в колхозе им. К***.

Учитывая 17 ноября 2024 г. Брунер М.А. достигла возраста 52 лет, у нее возникло право на назначение ей пенсии в порядке статьи 34 Закона № 1244-1.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 14 января
2025 года, с учетом определения того же суда от 3 марта 2025 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Майнский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.05.2025